Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ рынка фармацевтической продукции в Украине

p> 2.2. Структура рынка

На фармацевтическом рынке Украины разгорелась сильная конкурентная борьба.

Сегодня на нём присутствует продукция более 300 производителей из стран дальнего зарубежья, стран СНГ и Балтии, а также 160 отечественных производителя, среди которых 22 предприятия, которые занимались производством лекарственных средств ещё со времён Советского Союза.

В группе ведущих отечественных производителей лекарственных средств
(ежемесячный выпуск свыше 5,4 млн. грн.~1 млн. долл. США) находятся ЗАО ФФ
"Дарница", ООО "Киевмедпрепарат", ООО ФК "Здоровье", ЗАО НПЦ "Борщаговский
ХФЗ", ОАО "Фармак" (рис. 4)[6; с.23]. Каждый из этих гигантов фарминдустрии занимает около 10% рынка отечественных лекарственных средств.
Далее следует группа из более чем трёх десятков предприятий, продукция каждого из них занимает от 1% до нескольких процентов рынка. Среди них — акционерные общества "Индар", "Галичфарм", "Киевский витаминный завод",
"Стиролбиофарм" и другие. В третью группу входит более сотни предприятий, выпускающих лишь по 1—2 лекарственных средства, наиболее простых в производстве и дешевых: йод, зеленка, перекись водорода.

Рис. 4 -- Доли фармацевтических компаний на фармацевтическом рынке отечественных производителей Украины (2002 г.)
Суммарно их продукция занимает не более 5% рынка отечественных медпрепаратов. [8]

Рассмотрим некоторых лидеров подробнее.

ЗАО НПЦ "Борщаговский химико-фармацевтический завод" в течение длительного времени является одним из лидеров фармацевтической индустрии
Украины, производящим более 120 наименований лекарственных средств, 45 из которых ранее на Украине не производились. Количество работающих - 543 человека. Доля рынка завода на фармацевтическом рынке Украины составляет примерно 7%. По объему производства завод занимает седьмое место.

Годовая мощность предприятия по производству таблеток составляет около
200 млн. упаковок, антибиотиков в капсулах -- 15 млн. упаковок, стерильных антибиотиков во флаконах -- 12 млн. шт.

На предприятии большое внимание уделяется контролю качества лекарственных средств. С сентября 2001 года введена в эксплуатацию новая испытательная лаборатория отдела контроля качества. Лаборатория оснащена современным оборудованием европейского производства, позволяющим проводить качественный контроль с использованием методик повышенной сложности и точности.[9]

ООО "Киевмедпрепарат" одно из наиболее крупных предприятий фармацевтической промышленности Украины. Это самое старое предприятие химико-фармацевтической промышленности Украины, создание которого пришлось на средину XIX века.

В основе деятельности ОАО "Киевмедпрепарат" лежит производство и реализация генерических форм антибиотиков и других лекарственных средств на внутреннем и внешнем рынках. Номенклатура продукции составляет более 50 наименований препаратов 23 фармакологических групп. Предприятие выпускает различные лекарственные формы: инъекции, таблетки, мази и гели. Препараты с маркой предприятия широко известны в лечебных учреждениях как Украины так и других стран.

В настоящий момент происходит модернизация оборудования, проводится реконструкция цехов и лабораторий. Введена в действие закупленная в Италии современная линия по выпуску инъекционных препаратов, полуавтомат для заполнения капсул, а также тубоналивное оборудование для фасовки мазей и многое другое.

Большое внимание на предприятии уделяется вопросам разработки технологий и контроля качества лекарственных препаратов. [10]

Фармацевтическая компания "Здоровье" входит в тройку крупнейших отечественных производителей фармацевтической продукции.

В настоящее время ассортимент производимой продукции составляет 90 препаратов, более чем 20 фармакотерапевтических групп. Научно- производственный потенциал ФК "Здоровье" составляет 1099 человек. Всего дипломированных специалистов -- 457 человека, в т.ч. с высшим образованием
-- 297, со средним специальным -- 160, кандидатов наук -- 10. В состав завода входят 12 отделов, 3 лаборатории, 4 основных цеха: цех таблетированных лекарственных средств (изготавливает таблетки, покрытые и непокрытые оболочкой, драже, гранулы); цех ампульных лекарственных средств; фитохимический цех (изготавливает аэрозоли, капсулы, гели, мази, перерабатывает растительное лекарственное сырьё); цех эндокринных препаратов.[11]

Среди иностранных производителей лекарственных средств лидерами по объему продаж препаратов, и, естественно, по занимаемой доле, являются такие компании: "Авентис" (3,5%), "Гедеон Рихтер" (3,1%), "Санофи-
Синтелабо" (2,4%), "КРКА" (2,2%), "Лек" (2,1%). [8]

2.3. Издержки производства

Оптимальные масштабы производства в фармацевтике невелики. Здесь не нужны установки для массового выпуска продукции (массового в общепринятом значении этого термина, то есть когда речь идет о производстве сотен тысяч и миллионов тонн в год). Ведь по сути применяемых технологий фармацевтика представляет собой малое, высокочистое химическое производство. Всего несколько тонн действующего вещества порой покрывают потребность в препарате всего населения Земли.

В Украине перспективным направлением фармацевтической деятельности считается производство генериков (т. е. лекарственные средства, выпускаемые после окончания срока действия патента на оригинальный препарат), которые по цене значительно дешевле импортных аналогов. При этом практически отсутствуют оригинальные препараты, требующие значительных материальных средств и времени. (На Западе на это уходит 8—12 лет, объем финансирования составляет несколько сотен миллионов долларов.)

На разработку и внедрение оригинальных отечественных препаратов у предприятий практически нет денег. За последние годы (с 1997 по 2001 г.) государство профинансировало в общей сложности всего 5% таких работ.

Но, несмотря на то, что выпуск генериков считается перспективным направлением для любой компании и приносит большие прибыли, именно разработка оригинальных препаратов позволяет выйти на мировой рынок. Это в конечном итоге с лихвой окупается. Увы, в ближайшие годы мы будем плестись где-то в "хвосте" мировой фармацевтики без малейшей возможности вырваться на передовые рубежи. Особенно с учетом того факта, что практически все свободные средства отечественным фармацевтическим компаниям приходиться тратить на внедрение стандартов GMP (Good Manufacturing Practice --
Надлежащая производственная практика).

Надлежащая производственная практика -- требования к управлению качеством, к помещениям, оснащению, персоналу, документации, к контролю качества, работе с рекламациями, к проведению самоинспекций и т.п.

Другими словами эта система должна обеспечить переход от контроля качества к системе обеспечения качества. То есть контролировать качество не готовой продукции, а производственных циклов — от разработки до доклинических и клинических испытаний, производства и продажи. Однако соответствие евростандартам "влетает" в копеечку. Внедрение в одной компании норм GMP варьируется, по некоторым данным, в пределах $1—18 млн., и для этого требуется от трех до шести лет. [8]

На сегодняшний день уже три отечественных фармзавода "обзавелись" национальными сертификатами GMP: ЗАО НПЦ "Борщаговский химико- фармацевтический завод", ЗАО "Индар", ЗАО ФФ "Дарница" (все -- г. Киев.).

Резко негативно на работе фармацевтических предприятий отразилось повышение акцизного сбора на спирт (Закон Украины №195-IV от 24.10.02 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении, производстве и обороте подакцизных товаров"). С 1 января 2003 года льготная ставка акцизного сбора на спирт, используемый для производства лекарственных средств увеличилась с 1,2 грн. до 2 грн. за 1 л., что естественно отразилось и на стоимости выпускаемой продукции. [7; с.84,85]

На рынке всё таки появляются и начинают активно продвигаться новые препараты, а это значит, что операторы рынка, рассчитывая на последующий рост прибыли, готовы инвестировать в этот рынок с целью увеличения своей доли на нём.

2.4. Экономическая политика предприятий

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения имеют особенности ценообразования. Ведь лекарство — это особый товар: с одной стороны, производители, торгово-посреднические фармацевтические компании, аптеки должны получать прибыль, а с другой — все слои населения должны иметь возможность получения необходимой медицинской помощи. Эти два аспекта фармацевтической отрасли часто вступают в противоречие, особенно при отсутствии прогрессивной системы социальной защиты населения, ведь основными потребителями лекарственных средств чаще всего являются люди преклонного возраста, инвалиды, хронические больные с ограниченной трудоспособностью, то есть наиболее уязвимые и малообеспеченные категории населения.

Рассмотрим основные модели ценообразования фармацевтических компаний.

Ценообразование, ориентированное на затраты.

Политика цен, ориентированная на затраты, исходит из принципа покрытия всех или, по крайней мере, значительной части затрат. Необходимая информация берется из данных производственного учета (расчета себестоимости). Калькуляция является методическим средством, связывающим расчеты себестоимости с ценообразованием. По цели и методам различают два вида калькуляции:
Прогрессивная, когда на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью или частично покрывающая расходы. К недостаткам метода можно отнести недоучет влияния рынка. Рассчитанная таким образом цена не гарантирует того, что она будет принята рынком.
Обратная, основанная на расчете, исходящем из продажной цены, и предназначенная для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Речь идет о проверке цен, ожидаемых потребителями или устанавливаемых конкурентами.

Ценообразование, ориентированное на затраты, не проблематично лишь в случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или организационными недостатками, такой способ определения цен опасен самоудалением с рынка.

Ценообразование, ориентированное на потребителей.

Конечные потребители слабо сознают побочные затраты, которые они должны нести наряду с базовой ценой (транспортные расходы, затраты времени и т.п.), плохо знают цены на сравнимые продукты. "Ломаные" цены
(неокругленные) воспринимаются ими как более "честные", хорошее впечатление производит и выставление цен с помощью плакатов или знаков (языковые обозначения по типу "отпускная цена"). Под "честной" или приемлемой ценой следует понимать не конкретную величину, а область терпимости, готовность заплатить эту цену. Все, что находится ниже, неприемлемо для потребителя с точки зрения качества.

Предметом анализа при установлении цен является в этом случае готовность потребителей платить определенную цену (верхняя граница цен), реакция потребителей на изменение цен (эластичность цен) и возможность дифференцирования цен. Если не учитывать необходимость оперировать ценами выше нижней границы цен, то при ценообразовании, ориентированном на потребителей, не существует непосредственной связи между затратами и установлением цен. Если потребители имеют представление о "правильной" цене, то ценообразование должно учитывать эти представления. Напротив, представления покупателей о "честных" ценах для многих новых продуктов образуются на основе требуемых за них цен.

Ценообразование, ориентированное на конкурентов.

Ценообразование, ориентированное на конкурентов, как правило, основывается на политике низких цен. Такая политика часто применяется при внедрении новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа клиентов, для использования преимуществ массового производства и
"отпугивания" потенциальных конкурентов. С помощью низкой цены воздвигаются барьеры на пути продуктов-подделок (фальсифицированных лекарственных средств).

Ценообразование на новые продукты.

Существуют четыре основные стратегии ценообразования на новые про- дукты:
Быстрое "снятие сливок": появление нового товара сопровождается высокой ценой и высоким уровнем продвижения.
Медленное "снятие сливок": высокая цена и низкий уровень продвижения.
Быстрое проникновение: низкая цена и усиленное продвижение.
Медленное проникновение: низкие цены и низкий уровень продвижения.

Принципиальные пределы установления фирмой цены на новую продукцию включают себестоимость выпускаемой продукции в качестве нижнего предела цены, а верхний предел определяется ценой потребления, которая делает товар привлекательным для потребителя по сравнению с уже имеющимися на рынке лекарственными средствами. Таким образом, верхний предел цены определяется показателями технического качества продукта (эффективностью, качеством, безопасностью применения, затратами при его использовании и т.д.). Выбирая цену вблизи нижнего предела, производитель повышает привлекательность товара, а если цена приближается к верхнему пределу, фирма увеличивает свою прибыль, но снижает экономическую привлекательность товара для потребителя.

Метод калькуляционного выравнивания.

Представленные варианты определения цен нельзя рассматривать как альтернативные, взаимоисключающие. Существует метод, объединяющий эти формы ценообразования, — метод калькуляционного выравнивания. Чаще всего его применяют при одновременном установлении цен на многие продукты. Специфика метода заключается в отказе от строго затратно-ориентированного ценообразования для продуктов, которые являются индикаторами возможностей предприятия и для которых характерен высокий процент охвата рынка.

Калькуляционное выравнивание, широко применяемое на предприятиях торговли, называют симультанным выравниванием. Симультанное выравнивание позволяет выравнивать доходы от продаж продуктов и групп продуктов без учета эффектов связи между ними. Другими словами симультанное выравнивание позволяет компенсировать низкие доходы от реализации одних продуктов, высокими доходами, получаемыми за счёт продажи других. [8]

2.5. Государственное регулирование отрасли

Фармацевтическая промышленность относится к одной из жёстко регулируемых. Прошедший год был "урожайным" в принятии законов и постанов- лений, затрагивающих фармацевтику. Постановлением Кабинета министров №1419 от 26.09.02 г. "Некоторые вопросы повышения качества лекарственных средств" была создана национальная Инспекция по GMP. Инспекция является подразделением Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Эта служба создана с Указом Президента Украины
№91/2003 от 07.02.03 г. "О мерах по улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также повышению эффективности государственного управления в этой сфере". Принятие этих документов позитивно отразилось на работе предприятий. Лишь с созданием Инспекции появилась возможность хоть как-то исполнять положения
"древнего" приказа Госкоммедбиопрома №117 от 19.11.96 г. о модернизации производства в соответствии с требованиями GMP.

Отрицательно на работе фармацевтических компаний сказался Закон
Украины №195-IV от 24.10.02 г. "О внесении изменений в некоторые Законы
Украины о налогообложении, производстве и обороте подакцизных товаров", где указывается о повышении льготной ставки акцизного сбора на спирт.

Недовольство фармацевтов вызывают и методы ценообразования на препараты. По их мнению, государственный ценовой контроль должен осуществляться только на той части фармрынка, которая "живёт" на бюджетные средства.

Существующая система ограничения торговых наценок делает реализацию дешёвых препаратов невыгодной. По мнению производителей лекарственных средств "ползучее" повышение цен на медикаменты всё равно будет иметь место.

Жалуются производителя и на информационный голод. Очень поздно к ним приходит информация об изменениях и дополнениях, внесённых в перечень рецептурных и безрецептурных препаратов.

В общем, о поддержке отечественных производителей со стороны государства пока говорить не приходится. Требования к качеству продукции ужесточаются, а львиная доля государственных закупок приходится на импортные лекарства. Скажем, введение запрета на такие действия чиновников могло бы существенно улучшить положение украинских производителей. Для этого, например, можно увеличить ввозные пошлины на зарубежные аналоги производимых в Украине препаратов, исключить из Перечня жизненно необходимых лекарственных средств импортные препараты, имеющие отечественные аналоги. [16; с.84, 85]

Государство активно регулирует фармацевтическую деятельность. Но не всегда принимаемые меры положительно сказываются на деятельности фармацевтических предприятий.

Заключение

Существуют различные виды рынков в зависимости от: условий функционирования, предмета обмена, характера продаж, географического положения, уровня насыщения и др.

Различают четыре модели рынков: рынок чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

На украинском рынке фармацевтической продукции имеет место монополистическая конкуренция, т. к. на рынке достаточно много фирм- производителей, продукт дифференцирован, в неценовой конкуренции упор идёт на торговые знаки и марки, вход в отрасль лёгкий.

Украинский фармацевтический рынок активно развивается. Осваиваются и внедряются в производство новые препараты. Ведущие украинские компании модернизируют производственные участки, приводят их в соответствие с требованиями GMP. Наличие национального сертификата GMP позволяет украинским фармацевтам медленно, но уверенно осваивать зарубежные рынки.
Потребность в этом велика, поскольку на фармацевтическом рынке становиться тесно. Сейчас на нём присутствует 460 производителей, среди которых 300 иностранных и 160 отечественных производителя.

Ужесточается конкурентная борьба украинских производителей с импортёрами и друг с другом. Обострению конкуренции в немалой степени способствует так называемое дублирование номенклатуры.

На мой взгляд фармацевтический рынок Украины нуждается в дальнейшем реформировании. И если придерживаться международных рекомендаций по реформированию фармацевтического сектора стран СНГ, то направления в реформировании должны быть следующие: доступность лекарственных средств повышение информационного обеспечения переход от контроля качества к системе обеспечения качества рациональное использование лекарственных средств и др.

Список литературы
Економiчна теорiя: У 2-х кн. Кн. 2. Мiкроекономiка: Навч. посiб./ За заг. ред. З. Г. Ватаманюка та С. М. Панчишина. -- К.: Заповiт, 1997, -- 280 с.

Ильинкова Е. А., Нагорная О. А., Феофанова И. В. Конспект лекций по курсу
"Микроэкономика" для студентов экономических специальностей дневного отделения ЗГИА./ Запорожье: Издательство ЗГИА, 2002. -- 114 с.

Лисовицкий В. Н. Микроэкономика. Учеб. пособие для экономич. специальностей вузов. -- К.: ИМСО МО Украины, НВФ "Студцентр", 1997. -- 160 с.

Микроэкономика: Учебник/ Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л.
С., Ред. Тарасевич Л. С. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- СПб.: СПбУЭФ,
1998. -- 447 с.

Микроэкономика: Учебник для вузов/ Ред. Яковлева Е. Б. -- М.: Поиск, 1999.
-- 367 с.

О. Л. Шевченко. Розвиток фармацевтичного бiзнесу в Украпнi: тенденцiп та перспективи // Маркетинг в Украпнi. -- 2002. -- №3. -- с. 20-24.

Т. Сидоренко. Будем здоровы'2003: рынок лекарственных средств // Бизнес. --
2003. -- №18(537). -- с. 82-85.

www. apteka.ua

www. bhfz.com.ua

www. kievmedpreparat.com

www. zt.medicina.kharkov.ua

-----------------------
[pic]
???????????†???

[pic]


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.