|
Рис.1. Схема факторного анализа прибыли
2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл.3)
Таблица 3 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
объем реализации |
структура товарной продукции |
цена |
себестоимость |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План |
План |
План |
План |
План |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усл1 |
Факт |
План |
План |
План |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усл2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усл3 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
|
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
структуры товарной продукции
средних цен реализации
себестоимости реализуемой продукции
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
3. Анализ уровня среднереализационных цен
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
,
где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж i-го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.
Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
.
Данные можно свести в табл.3.
Таблица 3
Расчет влияния качества изделия на его среднюю цену реализации
Сорт продукции
Цена за туб, тыс. руб.
Объем реализации, нат. изм.
Удельный вес сортов, %
Фактический объем продаж при плановой сортности, нат. изм.
Выручка от продаж, тыс. руб.
план
Факт
План
Факт
+,-
при фактической сортности
при плановой сортности
I
750
21600
25925
80
85
+5
24400
19443750
18300000
II
675
5400
4575
20
15
-5
6100
3088125
4117500
Всего
-
27000
30500
100
100
-
30500
22531875
22417500
Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,1296320 (30500:2700), то фактический объем продаж по I сорту в пересчете на плановую сортность равен 24400 ед. (21600 х 1,129630).
Страницы: 1, 2
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.