p> На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх
типовых ценовых стратегий:
1) установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;
2) установление цен на уровне конкурентов;
3) установление цен несколько ниже, чем у конкурентов. В процессе анализа предприятие должно привести доказательства
обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные
результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота и прибыли. Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия
явл.:
( расчёт влияния на изменение складского товарооборота изменений поставок
товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки
показателей товарооборота: З1 + П = Р + З2);
( изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового
товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);
(разработка мер по использованию резервов увеличение товарооборота и
прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде. 4. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота. Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется прежде
всего степенью выполнения планов и динамики оптового товарооборота. Многие
оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной
реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и
анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную
реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно
внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным
предприятиям. По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию
товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчётах.
Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными
показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации
товаров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитного
оборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов
поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные
услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий
розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента
поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой
торговли и прежде всего от наличия складских помещений, а главное от
величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной
явл. транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия
оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям
минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность
товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению
их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно
применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют
подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый,
что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых
предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация
розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок,
централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В
условиях рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы
поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые
доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной
поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе
партий товаров и товарных групп). Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации
товаров (по рыночному и внерыночному фондам). Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям
розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного
питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный
фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых
предприятий республики. К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятий лёгкой и
пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар,
мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных
организаций и учреждений.
Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд
включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В
фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного
сырья (материалов) для производства определённой продукции (напр., отпуск
тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается
поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве
вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды). Анализ выполнения плана и динамики проводится по каждому
направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде
всего проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и
изучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть
нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму,
ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные
затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, в складском
хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем,
характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, явл. удельный вес
рыночного фонда в общем объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда
товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую
деятельность оптового предприятия. Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным
покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры
поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по
общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их
отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и
разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных
обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров
поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют
показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки
товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным
покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо
проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности,
выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с
предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере
отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа).
Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе
покупателей оформляются специальными таблицами. Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле
имеет не меньшее значение, чем в розничной. Своевременная и равномерная
поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания
обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие
темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей
(потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров произошла по
вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следует предусмотреть
создание на складах оптового предприятия резервных товарных запасов и
принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих договоры
поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальным
покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных
средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары. 5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота. Выполнения плана и динамики оптового товарооборота, как и
розничного, зависят от трёх групп факторов:
1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;
3) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли. Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного
баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в
разрезе товарных групп и товаров). В проходную часть товарного баланса
включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути
на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом
оптовой реализации явл. поступление платежей за поставленные покупателям
товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового
товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым и промышленным
предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах,
в пути и товаров отгруженных. Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу
поступления товаров. При этом необходимо не только дать объективную оценку
выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути,
возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно
закупаемых на льготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучение
источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам
и в ассортиментном разрезе. Важным вопросом анализа явл. изучение качества поступивших товаров.
Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач
оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке качества
поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, как осуществляется
проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в
ассортиментном разрезе). В частности, устанавливают, сколько товаров
проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам,
сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено
поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров. Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии проводится
примерно так же, как и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в
оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации
товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары
отгруженные, то при расчёте их в днях оборота относят сумму товарных
запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах. По товарам,
находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки
документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут
определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на
конец года или квартала к объёму складской реализации товаров за изучаемый
период). Методика анализа товарооборачиваемости на оптовых предприятиях
примерно такая же как и в розничной торговле. В частности, определяют, на
сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в
количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств
за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются
возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация
товарных запасов. Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их
анализ, прежде всего изучают выполнения планов по накоплению сезонных
товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные
запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают
своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот. Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и
материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с
изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров.
Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле. Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов
(особенно прогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации
товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых
ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества
обслуживания покупателей. 6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота. Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких
темпов роста оптового товарооборота – правильная организация оперативного
анализа его развития. На оптовых предприятиях ведётся оперативный контроль
как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу
устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на
месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных товарно-
транспортных накладных и других документов в специальных таблицах
определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю
или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно
установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку,
декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и
по общему объёму поставки) и принять оперативные меры по улучшению
товароснабжения. На каждом складе, кроме того, осуществляют оперативный
контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развёрнутом
ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово-
коммерческой работе с покупателями. На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним
документов оптовое предприятие оперативно контролирует ход поступления
денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику
товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек
обращения, финансовых результатов, платёжеспособности оптового предприятия
и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности. Применение ЭВМ позволяет автоматизировать оперативный анализ
отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и
других современных технических средств можно, в частности, оперативно
контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчётных
документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как
своевременно оплачиваются реализованные товары. Таблица №1. «Анализ выполнения плана nоварооборота по видам продаж».
|виды продаж |факт |текущий год | |в % к |уд. вес. | |
| |прошлого | | |прошлом| | |
| |года | | |у | | |
| |(тыс.р.) | | | | | |
| | |план(тыс|факт(тыс|% вып.| |прошл.|тек.го|
| | |.р.) |.р.) | | |год |д |
|Розничная |80 |80 |63.6 |79.50 |75.90 |20 |10,71 |
|сеть | | | | | | | |
|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|165.63 |80 |89.29 |
|в т.ч. |70 |100 |212 |212 |302.86 |17.50 |35.71 |
|экспорт | | | | | | | |
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40 |100 |100 |
Решение: % вып. = факт/план * 100%
Текущий год:
% вып. Розничная сеть = 63,6/80*100 = 79,50% Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77% экспорт = 212/100*100 = 212% ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93% В % к прошл. = факт тек.г./факт прошл.г.*100% В % к прошлому: Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50% Оптовая сеть = 530/320*100 = 165,63% экспорт = 212/70*100 = 302,86% ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40%
Уд.вес = часть/целое*100%
Уд.вес прошл.г. = факт прошл.г./итого факт прошл.г.*100% Розничная сеть = 80/400*100 = 20% Оптовая сеть = 320/400*100 = 80% экспорт = 70/400*100 = 17,50% Уд.вес тек.г. = факт тек.г./итого факт тек.г.*100% Розничная сеть = 63,60/593,60*100 = 10,71% Оптовая сеть = 530/593,60*100 = 89,29% экспорт = 212/593,60*100 = 35,71% Анализ: В целом по предприятию % вып. (всего) за текущий год составил
107,93 %, перевыполнение - 7,93 %, в рублях это составит
43,60 тыс.руб., поскольку удельный вес текущего года в оптовой сети
составил 89,29 %. По сравнению с прошлым годом план оптовой сети также,
как и розничной значительно перевыполнен, в целом по сравнению с прошлым
годом Троста составил 148,40 %, Тприроста – 48,40 %. В оптовой сети Троста
составил 165,63 %, Тприроста – 65,63 %. Что касается экспорта товаров,
т.е. вывоза наших отечественных товаров в зарубежные страны, то можно
сказать, что в текущем году по сравнению с прошлым предприятию поступило
большое количество предложений от иностранных клиентов и в текущем году
удалось реализовать товара за границу на 212 тыс.руб., тогда как в прошлом
году было всего реализовано товаров на сумму 70 тыс.руб. Удельный вес в
текущем году составил 35,70 %, а в прошлом был 17,50 % от общего объёма
реализации. Таблица №2. «Анализ оптового товарооборота». |виды продаж |факт |текущий год |
| |прошл.го| |
| |да | |
| |(тыс.р.)| |
| | |план |факт |% вып.|
| | |(тыс.р.)|(тыс.р.) | |
|Розничная сеть |80 |80 |63.60 |79,50 |
|Оптовая сеть |320 |470 |530 |112.77|
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|
|в т.ч. продажа |300 |385 |413.40 |107.38|
| | | | | |
|1) Московская | | | | |
|обл. | | | | |
|2) переброска |80 |155 |169.60 |109,42|
|3) прочее |20 |10 |10,60 |106 | Решение:
% вып. = факт/план*100% Текущий год: % вып. Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50% Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77% ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93% а) Московская область = 413,40/385*100 = 107,38% б) переброска = 169,60/155*100 = 109,42% в) прочее = 10,60/10*100 = 106% Анализ: Всего % вып. за текущий год составил 107,93 % (перевыполнение –
7,93 %), в рублях это отклонение составит 43,60 тыс.руб. Перевыполнение
достигнуто в большей степени за счёт оптовой сети. По сравнению с прошлым
годом факт текущего года увеличился, тем самым отклонение в рублях
составило 193,60 тыс.руб., а Троста 48,40 %, это достигнуто за счёт
переброски, т.к. фактически за текущий год она возросла в два раза и в
текущем году составила 169,60 %. Всё это объясняется повышенным спросом на
продукцию данного предприятия, что говорит об успехе на рынке. Таблица №3. «Анализ выполнения плана поступления по источникам».
|источники |факт |текущий год |в % к |уд.вес |
|поступления |прошл.г| |прошл.| |
| |. | | | |
| |(тыс.р.| | | |
| |) | | | |
| | |план(ты|факт(ты|% вып.| |прошл.|текущ.|
| | |с.р.) |с.р.) | | |г. |г. |
|Московск.изд-|280 |385 |486.75 |126.43|173.84|70 |82 |
|ва | | | | | | | |
|Другие |80 |155 |89.04 |57.45 |111.30|20 |15 |
|Покупка у |40 |10 |17.81 |178.10|44.53 |10 |3 |
|насел. | | | | | | | |
|ИТОГО |400 |550 |593.60 |107.93|148.40|100 |100 |
Решение: Факт прошл.г. = итого факт прошл.г.*Уд.вес (часть) прошл.г. Московские изд-ва = 400*70% = 280 тыс.руб. Другие = 400*20% = 80 тыс.руб. Покупка у насел. = 400*10% = 40 тыс.руб. Факт тек.г. = итого факт тек.г.*Уд.вес (часть) тек.г. Московские изд-ва = 593,60*82% = 486,75 тыс.руб. Другие = 593,60*15% = 89,04 тыс.руб. Покупка у насел. = 593,60*3% = 17,81 тыс.руб. % вып. = факт/план*100% Текущий год: Московские изд-ва = 486,75/385*100 = 126,43 % Другие = 89,04/155*100 = 57,45 % Покупка у насел. = 17,81/10*100 = 178,10 % ИТОГО = 593060/550*100 = 107,93 %
В % к прошл.г. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%
Московские изд-ва = 486,75/280*100 = 173,84 % Другие = 89,04/80*100 = 111,30 % Покупка у насел. = 17,81/40*100 = 44,53 % ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40 % Анализ: В целом по предприятию в текущем году поступление товаров было
перевыполнено незначительно, планировалось товара на 550
тыс.руб., а фактически составило 593,60 тыс.руб., тем самым возросло на
7,93 %. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 193,60
тыс.руб. В текущем году, как и в прошлом наибольшее поступление товаров
было от Московских издательств, которые играют немаловажную роль в нашей
стране, поддерживая тем самым российского писателя. Кроме того, по
Московским издательствам в текущем году поступило товаров на 486,75
тыс.руб., хотя было запланировано 385 тыс.руб., по сравнению с прошлым
годом этот показатель почти в два раза вырос, т.к. поступлений в прошлом
году от Московских издательств было на 280 тыс.руб. Удельный вес в текущем
году составил 82 %, а в прошлом – 70 % от общего объёма поступления
товаров. Таблица №4. «Динамика качественных показателей торговой деятельности». |показатели |единицы |факт |изменен. |в % к |
| |измерен.| |в |прошл.г.|
| | | |динамике | |
| | |прошл.го|отчётн.г| | |
| | |д |од | | |
|Ритмичность | | | | | |
|выполнения плана | | | | | |
|поставки товаров | | | | | |
|розничной торговле:| | | | | |
|по декадам |% к |77,4 |79 |1,6 |102,1 |
| |общему | | | | |
| |объёму | | | | |
| |поставки| | | | |
|по месяцам |% к |100 |100 |- |100 |
| |общему | | | | |
| |объёму | | | | |
| |поставки| | | | |
|Ритмичность |% к |95,8 |96,9 |1,1 |101,1 |
|выполнения складами|общему | | | | |
|месячных планов |числу | | | | |
|реализации товаров |месяцев | | | | |
| |складов | | | | |
|Коэффициент |% к |24,6 |25 |0,4 |101,6 |
|контрольной прверки|общему | | | | |
|качества |объёму | | | | |
|поступивших товаров|поступвш| | | | |
| |их | | | | |
| |товаров | | | | |
|Коэффициент охвата |% к |75,3 |78,8 |3,5 |104,6 |
|централизованной |общему | | | | |
|доставкой отпуска |объёму | | | | |
|товаров со складов |складско| | | | |
|оптового |й | | | | |
|предприятия |поставки| | | | |
| |товаров | | | | | Решение: В % к прошл.г. = факт отчётн.г./факт прошл.г.*100% По декадам = 79/77,4*100 = 102,1 % По месяцам = 100/100*100 = 100 % Ритмичность выполнения = 96,9/95,8*100 = 101,1 % Коэффициент контрольн. проверки = 25/24,6*100 = 101,6 % Коэффициент охвата = 78,8/75,3*100 = 104,6 % Изменение в динамике = факт отчётн.г. – факт прошл.г. По декадам = 79 – 77,4 = 1,6 Ритмичность выполнения = 96,9 – 95,8 = 1,1 Коэффициент контрольн. проверки = 25 – 24,6 = 0,4 Коэффициент охвата = 78,8 – 75,3 = 3,5 Анализ: По сравнению с прошлым годом на предприятии улучшилась ритмичность
поставки товаров и увеличилась проверка качества поступивших товаров. Это
говорит о надёжности предприятия, о повышенном спросе на его товары, о
квалификации сотрудников и их добросовестном отношении к работе. Возросла
доля централизованной доставки в общем объёме складской реализации товаров.
Для того, чтобы крепко стоять на ногах оптовое предприятие должно и далее
обеспечивать ритмичную поставку товаров по декадам и отдельным дням,
развивать и совершенствовать их централизованную поставку. Используемая литература: 1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.
2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.
3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организа- ция», Москва 1997 г.
4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Минск
2000 г.
5. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле»
Москва 1996 г.
Страницы: 1, 2
|