Анализ оптовой торговли
АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА СОДЕРЖАНИЕ 1. Сущность оптовой торговли. - 2- 2. Роль и функции оптовой торговли. - 3 - 3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми предприятиями. - 6 - 4. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота. - 9 - 5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику товарооборота. - 12 - 6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота. - 14 - 7. Таблица №1 «Анализ выполнения плана Товарооборота по видам продаж». - 16 - 8. Таблица №2 «Анализ оптового товарооборота». - 17 - 9. Таблица №3 «Анализ выполнения плана поступления по источникам». - 18 - 10. Таблица №4 «Динамика качественных
показателей торговой деятельности» - 20 - 1. Сущность оптовой торговли. Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и
розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к
потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления. Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное
предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно
решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в
ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не
ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу
производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления. Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией
товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за
счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно
занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия
призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать
централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время
наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются
существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров,
нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству
поставляемых товаров. От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность
функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность
внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых
условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена.
Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием
оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой
торговле средствами производства. Эти две формы станоятся важнейшими
каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов. Основной показатель хозяйственной деятельногти предприятий и
организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой
продажу товаров народного потребления и производственного назначения для
последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных
потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из
сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.
Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие
важнейшие показатели хозяйственной деятельности. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий –
выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота,
улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В
процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового
товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике;
выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;
изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они
имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить
стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ
должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности
учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона,
производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков,
наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого
поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего
зарубежья. 2. Роль и функции оптовой торговли. Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических
связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями
товаров и розничной торговлей. Напр., закупая у колхозов и совхозов лён и
реализуя его предприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля
становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью.
Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам,
также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым она соединяет текстильную
и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду,
предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой
промышленностью и торговлей. Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским
хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров
народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от
предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно
вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить
децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз
товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные
обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и
качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий
закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия
запросам покупателей, снижения потребительских качеств. Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и
ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не
пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не
полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий.
Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности
товары низкого качества, что заставляетпромышленные предприятия улучшать их
потребительские свойства. Чтобы целеноправлено воздействовать на изменение торговой
конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и
перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках,
исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о
возможностях поставщиков. Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в
обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой
торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны,
добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах,
участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют
перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на
них имеется спрос. На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции: . интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами- производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции; . оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование; . организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения. Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие: ~ функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственного разрыва; ~ функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров; ~ функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары; ~ функция сглаживания цен; ~ функция хранения; ~ функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки; ~ функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий; ~ функция маркетинговых исследований рынка и рекламы. Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: 1) традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка); 2) новые, возникающие под влиянием развития рынка. Организация оптовой купли-продажи явл. одной из важнейших функций
оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда
она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с
производителями продукции оптовые посредники выступают в роли
представителей спроса, а предлагая товар покупателям, они действуют от лица
производителей. Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы
страны, благодоря чему совершенствуется территориальное разделение труда.
Осуществление транспортной функции проявляется при достаке товаров со
складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего
региона. 3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми предприятиями. Целью анализа товарооборота явл. оценка положения оптового
предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения
необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия
в условиях рыночной экономики явл. максимизация прибыли. Однако
предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе
ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу,
сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост
показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает
средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход явл.
типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене. В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый
ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множество
таких задач целесообразно разделить на две группы:
задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и
услуг. В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать
процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных
предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их
потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое
предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде
и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы
маркетингового исследования всех сторон товарных рынков. Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести
маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым
критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок
(использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и
постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику
цен, осуществлять контроль за поступлением товаров. Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл.
определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных
связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного
удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы
позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг. В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают
следующие показатели: - динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах; - долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона; - долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе; - заявки покупателей и структуру оптового товарооборота; - отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом). Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле
предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на
развитие торговой деятельности. На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в
качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих
контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок
расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент
погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров
на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п. Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество
надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и
наращивать объёмы торговой деятельности. Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних
источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних
(данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах,
путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и
т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое
предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему
лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли,
увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках,
решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п. Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы
поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем
объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках
поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных
предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в
своих интересах. В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в
динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности
показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров. Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого
контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества
товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот
же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение
фактического объёма поставок к её величине по контракту. При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение
фактического количества поставленных товаров от объёма их поставок по
контракту. В случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения
на стоимостную величину поставок. Оптовые предприятия изучают и ритмичность поставок: V = b * 100 : П, где
V – коэффициент вариации;
b – среднее квадратическое отклонение фактического объёма поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле: bn = ? (Пi - П)2 / n, где
Пi – поставка за первый период;
П – средний уровень поставки, рассчитанный как П = ? П / n;
n – число поставок. При оценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем
ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше
этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров. Оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на
товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с
ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:
1) в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и услуг;
2) какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;
3) каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;
4) каков уровень рентабельности. Такая политика в области цен может быть признана успешной в том
случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на
конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия. В процессе анализа товарооборота и закупок товаров и услуг нужно
разобраться в маркетинговой стратегии предприятия и установить имело ли
место проникновение товаров на новый рынок; как происходило развитие рынка
товаров, которыми торгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров
сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на
развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование
активных мер в области ценообразования.
Страницы: 1, 2
|