В июне 2006 года международным рейтинговым агентством Moody’s
Investors Service инвестиционный кредитный рейтинг Республики Казахстан был
повышен с уровня «Ваа3» по долгосрочным государственным облигациям в
иностранной валюте до «Ваа2», с уровня «Ваа1» до «А2» по долгосрочным
облигациям и нотам в иностранной валюте. По краткосрочным облигациям и нотам в
иностранной валюте уровень кредитного рейтинга поднят с «P-2» до «P-1», в связи
с чем, Казахстан достиг максимально возможного уровня по данному рейтингу. Был
подтвержден уровень «Ваа1» по долгосрочным государственным облигациям в
национальной валюте, а также уровень «Ва1/NP» по долгосрочным и краткосрочным
банковским депозитам в иностранной валюте соответственно. По всем рейтингам
прогноз «стабильный».
В ноябре 2006 года международное рейтинговое агентство
Standard&Poor’s повысило долгосрочный суверенный рейтинг Республики
Казахстан по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВВ»,
долгосрочный суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ»
до «ВВВ+» и краткосрочный суверенный рейтинг Республики Казахстан по
обязательствам в национальной валюте с «А-3» до «А-2». Краткосрочный суверенный
кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте «А-3» и суверенный
рейтинг «kzAAA» по национальной шкале были подтверждены. Прогноз всех рейтингов
- «Стабильный».
Диаграмма 3. Индексы физического
объема промышленной продукции в 2005 - 2006 гг. (в % к соответствующему периоду прошлого года)[5]
В декабре 2006 года Fitch Rating’s Ltd информировало о
повышении прогноза суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан в
иностранной и местной валютах со «стабильного» до «позитивного» и подтвердило
инвестиционный кредитный рейтинг страны на уровне «ВВВ» по долгосрочным
облигациям в иностранной валюте, «ВВВ+» по долгосрочным облигациям в
национальной валюте, «F3» по краткосрочным облигациям в иностранной валюте.
Объем
промышленного производства в январе-декабре 2006 года возрос на 7% по сравнению
с соответствующим периодом 2005 года.
В горнодобывающей
промышленности в январе-декабре 2006г. произведено продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2005г.
за счет увеличения добычи руд железной агломерированной (на 24,5%),
свинцово-цинковой (на 18,2%) и марганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на
13,1%); угля каменного (на 11,5%);
нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на 6,1%); газа природного (естественного) (на
2,8%); конденсата газового (на 0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд
медно-цинковой (на 17,5%), золотосодержащей (на 14,9%), железной
неагломерированной (на 8%), хромовой (на 6%) и медной (на 0,8%).
Нефтегазовая промышленность. В целом
по республике в 2006 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата
(105,5% - к 2005 году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т.ч. по
нефтепроводу КТК– 24,4 млн.тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара – 15,6 млн. тонн
в дальнее зарубежье; по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу - 2,2 млн. тонн; порт
Актау – 9,9 млн. тонн; Оренбург – 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ – 3.9
млн.тонн.
Нефтеперерабатывающими заводами республики в 2006 году
переработано 11,7 млн. тонн нефти (104,6% к 2005 году).
В сентябре 2006 года завершена реконструкция Атырауского
нефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин и
дизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 по
бензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.
Газовая промышленность. Деятельность в этой сфере
осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики
Казахстан на 2004-2010 годы.
В республике действует три
газоперерабатывающих завода с общей проектной мощностью переработки порядка 8
млрд. куб. м газа в год, газотранспортная система протяженностью более 10 тыс.
км с годовой пропускной способностью порядка 150 млрд. куб. м, три подземных
хранилища газа (ПХГ) с общей мощностью порядка 4 млрд. куб. м газа.
В обрабатывающей
промышленности в январе-декабре 2006 года к соответствующему уровню 2005 года
объем промышленного производства возрос на 7,3 %.
2.2
Перспективы обеспечения устойчивого экономического
роста Казахстана
В части обеспечения устойчивого экономического роста
Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы
государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики,
развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных
монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов
корпоративного управления.
Повышение эффективности
экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления,
ориентированной на результаты.
Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы
результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных),
региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На
это будет направлена система планирования, координации и контроля.
Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно
функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных
отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность
государственных органов на достижение стратегических целей.
Правительство обеспечит условия создания благоприятного
налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по
снижению административных барьеров, повышению производительности экономики.
Будут совершенствоваться методы государственного
регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства
в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на
принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется
принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий
прав и свобод граждан.
Государственное планирование будет направлено на
сопровождение и управление процессами по обеспечению роста
конкурентоспособности страны.
В связи с этим будут разработаны Стратегия устойчивого роста
конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых
актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы
стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга,
контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления
деятельности органов государственного управления на конечные результаты.
Будут изменены требования к содержанию, процедурам
разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых
(секторальных), региональных и бюджетных программ.
Будут приняты нормативные правовые акты по:
внедрению стратегического планирования в государственных
органах;
оценке деятельности государственных органов на предмет
достижения конечных результатов;
совершенствованию системы государственной статистики,
позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных,
отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в
достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной
статистической отчетности[6].
Будет усовершенствована методология разработки экономических
прогнозов.
Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния
предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности
экономики.
Правительством будет продолжена работа по совершенствованию
бюджетного планирования.
Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного
планирования, ориентированной на результаты.
Такая система позволит оценивать качество предоставления
государственных услуг, степень достижения стратегических целей и задач, а
также будет использована как инструмент повышения производительности работы
государственных органов.
Это предполагает поэтапный переход к бюджету,
ориентированному на результаты, а также внедрение контрактных обязательств
по модели «заказчик-исполнитель», в первую очередь, с администраторами
бюджетных программ. Будут приняты меры по предоставлению большей
самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных
средств.
Будет внедрена система отчетности, открытая для
общества, а также налажена система внутреннего и внешнего контроля.
Направления расходования бюджетных средств будут
взаимоувязаны со стратегическими (программными) документами страны и иметь
четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности
экономики. Неэффективные расходы будут сокращены.
Будет внедрена методика оценки и мониторинга инвестиционных
проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, усилены требования к их
подготовке.
Для проведения взвешенной фискальной и денежно-кредитной
политики темпы роста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны с
темпами роста экономики.
В целях снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и
сокращения ненефтяного дефицита бюджета предстоит усовершенствовать механизм
формирования и использования средств Национального фонда.
При определении объемов бюджетных средств на планируемый
период будут учитываться степень достижения установленных индикаторов и
эффективность исполнения бюджетных программ.
Внимание будет уделено также совершенствованию межбюджетных
отношений.
Основными положениями проекта новой системы межбюджетных
отношений в среднесрочном периоде станет определение показателей,
позволяющих рассчитать объективные потребности регионов в финансировании
с учетом предоставления равнозначного объема и качества услуг по всей
стране.
Фискальной политикой предусмотрено эффективное применение
налогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособности
экономики страны, прежде всего, для решения приоритетных задач
социально-экономического развития.
Правительство продолжит работу по совершенствованию
налогового администрирования.
Налоговая политика будет направлена на стимулирование
индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности,
сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой
нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым
льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.
Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового
бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен
вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения.
Проводимая в целом взвешенная фискальная политика направлена
на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых
обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления
государственной политики.
В сфере государственных закупок будет сформирована система,
учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и
гибкости расходования государственных средств.
В области денежно-кредитной политики и развития финансового
сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут
направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и
обеспечение стабильности развития финансового сектора.
Денежно-кредитная политика
сориентирована на решение таких задач, как повышение эффективности мер
денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого уровня инфляции,
обеспечение валютного регулирования и контроля, функционирование платежных
систем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильности
финансовой системы в целом.
Продолжится работа по дальнейшему
усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию
ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. При этом
основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом
рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся
краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.
В условиях полной конвертируемости
тенге по текущим и капитальным операциям будет значительно расширен мониторинг
ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по
совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.
С целью поддержания эффективного
функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию
Национальной системы платежных карточек и созданию нового Резервного центра для
платежных систем.
Заключение
Казахстанский рынок должен опираться с одной стороны, на
смешанную экономику с ее сильной государственной распределительной политикой,
обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с
другой стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо
выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишь
в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам
экономических моделей. Разработанная модель рынка должна сочетать условия для
развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического
регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет
экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной
собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней
хозяйственных форм с мощным государственным сектором.
Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы
предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на
фундаменте постсоциалистической.
Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в
том, что смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое
нагромождение на практике и эклектичное соединение в теории сугубо
“капиталистических” и “социалистических” форм, а предстает в виде
диалектического единства форм собственности и способов ведения хозяйства,
выдержавших проверку мировой практикой на конкурентоспособность.
Другими словами, смешанная экономика представляет собой
объективно обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных
отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и
хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей социальной
защищенностью людей.
Переход к социально ориентированной рыночной экономике
предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования
экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного
производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и
административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично
сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает
требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др. В итоге
вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики Казахстана.
Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок,
гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства
и экономическое макрорегулирование смешанной экономики.
Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с
одной стороны, относительно продолжительное сосуществование сильного
государственного и нарождающегося частного сектора экономики. При этом
превалирование на первом этапе государственного сектора не должно означать
каких либо особых льгот, преимуществ или исключительных прав, которыми
пользовались предприятия этого сектора. Вместе с тем, курс на скорейшее
становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный
раздел государственных предприятий, их немедленную поголовную передачу в
частные руки. Такие проблемы должны решаться постепенно и с помощью механизмов
конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияний, поглощений
и других трансформаций.
В-третьих, и в ближайшем будущем экономика Казахстана не
может быть ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных
критериев управляемости которой будет противоречивое единство достаточно
жесткого регулирования экономики и рыночного саморегулирования. Причем
ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно происходить только по мере
становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных
формах.
В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций
в сфере экономики должно происходить на фоне аналогичного усиления роли
государства в социальной сфере.
В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации
экономика Казахстана должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарную
конструкцию, с существенными элементами регионального самохозяйствования.
Список литературы
1.
Аубакиров Я.Н. Экономические проблемы стратегии
Казахстана.- Алматы, 1997.
2. Валовой Д.В. Рыночная
экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА - М, 2005.
3. Введение в рыночную экономику
/ Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2003.
4. Гамарник Г.Н. Управление
экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. – 2002.
5. Жанкина Д.К. Иностранные
инвестиции в РК: плюсы и минусы.- //Казахстан на пути к новой модели
развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.84.
6. Казахстан
1991-2006 годы. Информационно-аналитический сборник под ред. А.А. Смаилова,
Астана, 2007 г.
7. Казахстан на пути к новой
модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. –
Алматы.-2001.
8. Камаев В. Д. Учебник по
основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 2001. –384с.
9. Камшибаев Р.А. Экономическая
безопасность Казахстана: стратегия, система факторов.- //Казахстан на пути к новой модели
развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.– Алматы.-2001.- с.102.
10. Кулекеев Ж.А.Республика Казахстан:
этапы реформ на пути долгосрочного роста.- //Казахстан на пути к новой модели
развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. – Алматы.-2001.- с.3.
11. Мамыров Н.К., Саханова А.Н. и др.
Государство, предпринимательство и общество. Кн.1.2.3.: Учебник.- Алматы.-
2002.
12. Мауленова С-Ж с. Условия и факторы экономического
развития Казахстана. - //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции,
потенциал и императивы роста. Ч.1. – Алматы.-2001.-с.180.
13. Медуханова Л.А. Глобализация
экономики: сущность и основные черты. //Казахстан на пути к новой модели развития:
тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.46.
14. Назарбаев
Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех
казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская
правда, 11 октября, 1997.
15. Нугманова А.Ш. Развитие ипотечного
кредитования в РК. //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции,
потенциал и императивы роста. / Материалы международной научно-практической
конференции/ Ч.7-Алматы.-2005.- с.89.
16. Нурланова Н.К. Проблемы
эффективности использования инвестиционного потенциала региональных систем.-
// Көне
және қазіргі Тараз.- Тараз, 2002.- с.
196.
17. Основы экономической безопасности и
независимости РК.- //Поиск. Науч.журнал Мин.Образ.и науки.-2004.-№ 6-с.160.
18. Послание Президента Республики
Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Стратегия вхождения Казахстана в
число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового
рывка вперед в своем развитии // Казахстанская правда, 1 марта 2006 года.
19. Послание
Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана: Стратегия
"Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана. 30 важнейших
направлений нашей внутренней и внешней политики (Астана, 28 февраля 2007 года)
20. Райзберг Б. А. Курс экономики М.:
«ИНФРА – М», 2005. – 634с.
21. Стратегия
развития Казахстана до 2030 года. Материалы конференции. -Алматы: Казак
университеты, 1997.
22. Стратегия
развития Казахстана и реформирование национальных производительных сил //
Институт экономики.- Алматы, 1998.
23. Экономика Казахстана на пороге XXI века .- Алматы, -1998.
[1] Послание Президента Республики Казахстан
Н.Назарбаева народу Казахстана: Стратегия "Казахстан-2030" на Новом
этапе развития Казахстана. 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней
политики (Астана, 28 февраля 2007 года)
[2] Агентство Республики
Казахстан по статистике
[3] Агентство Республики
Казахстан по статистике
[4] Агентство Республики
Казахстан по статистике
[5] Агентство Республики
Казахстан по статистике
[6] Концепция перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы.
Страницы: 1, 2, 3
|