|   Задачи и перспективы развития экономики Республики Казахстан |   
  Среди идей Послания хотелось бы
отметить и проблему государственного управления рыночными преобразованиями
Общеизвестно, что успехи всяких реформ в конечном итоге решаются сформированной
системой кадров управления  (менеджеров) и институциональных звеньев
государственного управления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены
пути рационализации Государственного управления, достижения сбалансированности
всех ветвей власти. Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана
и в Президентском  Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым
основ, ответственности государственных органов перед народом. 
Президент Республики Казахстан Н.А.
Назарбаев выделяет следующие долгосрочные приоритеты: 
1.                
Национальная безопасность. 
 Обеспечить развитие Казахстана как
независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной
целостности. 
2.                
Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. 
 Сохранить и укрепить  внутриполитическую
стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в
жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетии. 
3.                
Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной
экономике с высоким уровнем иностранных инвестиции и внутренних сбережений. 
 Достичь реальных, устойчивых и
возрастающих темпов экономического роста. 
4  Здоровье , образование и
благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье,
образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду. 
5. Энергетические ресурсы. Эффективно
использовать энергетические ресурсы  Казахстана путем быстрого увеличения
добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут
способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа. 
6. Инфраструктура, в особенности
транспорт и связь.  Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы
способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности
и экономическому росту. 
7. Профессиональное государство.
Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана,
преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших
приоритетных целей. 
Для каждого из этих долгосрочных
приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию,
концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех-, а
затем пятилетних планах, 
Эти долгосрочные приоритеты должны служить
для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев
при формировании бюджета страны и кадровой политики. 
 
 
Дальнейшее
развитие рыночной инфрастуктуры в Казахстане будет тесно связано с реализаций
послания президента Н.Назарбаева «Стратегия
"Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана»
от 2007 года. 
Чтобы
Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков
товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, по
мнению Президента мы должны решить десять главных задач. 
Первая
задача - не
просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять её
ростом. 
Нам
потребуется выработка и реализация целостной стратегии для обеспечения
устойчивого характера конкурентоспособности экономики, а также жёсткий контроль
её исполнения. Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентных
преимуществ отдельных секторов и производств нашей экономики и учитывать
тенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков. 
Вторая
задача -
достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить
полноправное участие в глобальной экономике. 
Нам
нужно иметь программу-минимум и программу-максимум по поиску и освоению
реальных казахстанских “ниш” в системе мирового хозяйства, участию в крупных
передовых проектах с зарубежными партнёрами, а также - всесторонней и
ответственной поддержки участников нашей экономики, в том числе, через оказание
им качественных инфраструктурных услуг. 
При
этом основное внимание надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной
Азии, Каспийского и Черноморского регионов. 
Экономическая
интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остаётся главным ориентиром в торговле. 
Третья
задача -
повысить эффективность добывающего сектора. Мы намерены и далее проводить ответственную
и взаимовыгодную энергетическую политику. 
Четвёртая
задача -
особенно важно обеспечить развитие несырьевого сектора производства,
диверсификацию экономики. У Правительства должна быть своя генеральная стратегия
реализации “прорывных” инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых
секторах экономики. 
Настала
пора с учётом новых экономических условий и приоритетов оценить эффективность
реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. 
Пятая
задача -
развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в
региональной и глобальной экономике. Мы должны отчётливо представлять перспективы развития
стратегической инфраструктуры и существенно повысить качество управления в этой
сфере, учитывая, в первую очередь, конкурентность наших отечественных компаний
- потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы нашей международной
экономической интеграции. 
Шестая
задача -
современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ
“умной экономики”, использование новых технологий, идей и подходов, развитие
инновационной экономики. 
Седьмая
задача -
адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных
принципах.  
Восьмая
задача -
модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего
развития. 
В
2007 году мы
приступаем к реализации дальнейших системных демократических реформ. Госкомиссия
по разработке и конкретизации программы демократических реформ, обобщив
рекомендации политических партий, общественных объединений, экспертов, мнения
граждан страны, подготовила конкретные предложения по дальнейшим политическим
преобразованиям в государстве. 
Важно,
что эти предложения не являются копированием чужого опыта или абстрактных
теорий. Они
учитывают потребности нашего общества, казахстанские реалии. У нас формируется
своя модель политических реформ, свой “казахстанский путь” политического
транзита. Его особенности и характерные черты – сохранение президентской формы
правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений,
общенациональный диалог и консолидация основных политических сил. 
Девятая
задача -
ускоренное проведение административной реформы с учётом международной практики. 
Мы
выстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципах
корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчётности
обществу. 
Десятая
задача -
продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском
регионе и в мировом сообществе. 
Сегодня
мы сотрудничаем с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем.
Это и обеспечение энергетической безопасности, и решение жизненно важных
социально-экономических вопросов, и борьба с терроризмом, и борьба с эпидемиями
и экологическими бедствиями[1]. 
Глава 2. Экономический рост как основа экономической
стратегии  Республики Казахстан  
2.1           
Обзор макроэкономических  показателей
экономического роста Республики Казахстан 
В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно
высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2006 году экономика
развивалась более ускоренными темпами, чем в 2005 году. 
Нет сомнений, в последние годы в Казахстане сложились
исключительно хорошие экономические условия. Республику признают одним из
лидеров по макроэкономическим параметрам роста не только среди государств СНГ,
но и среди стран, в которых осуществляется системная трансформация
экономических систем.  
Действительно, ВВП в 2006 году по сравнению с 2005 годом
увеличился на 9,4%, а кумулятивный экономический рост, произошедший после
финансового кризиса 1998 года, составил 63,9% (дигр. 1, табл. 1).  
Диаграмма 1. Динамика
ВВП в Казахстане, 1990-2006 гг.[2] 
По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан,  в 2006 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с  2005 годом увеличилось на 10,6%. 
Таблица 1. Макроэкономические
параметры развития Казахстана, 2002-2006 гг.[3] 
  |  
  
   
   | 
  
   2002 
   | 
  
   2003 
   | 
  
   2004 
   | 
  
   2005 
   | 
  
   2006 
   | 
  
 
  | 
   ВВП, млрд долларов
  США 
   | 
  
   22,152 
   | 
  
   24,637 
   | 
  
   30,832 
    
   | 
  
   40,754 
   | 
  
   56,088 
   | 
  
 
  | 
   Индекс физического
  объема, в процентах к предыдущему году  
   | 
  
   113,5 
   | 
  
   109,8 
   | 
  
   109,2 
   | 
  
   109,4 
   | 
  
   109,4 
   | 
  
 
  | 
   ВВП на душу
  населения, в долларах США  
   | 
  
   1491,3 
   | 
  
   1658,5 
   | 
  
   2045,4 
   | 
  
   2703,6 
   | 
  
   3703,0 
   | 
  
 
  | 
   Инфляция 
   | 
  
   8,4 
   | 
  
   5,9 
   | 
  
   6,4 
   | 
  
   6,9 
   | 
  
   7,9 
   | 
  
 
  | 
   Биржевой обменный
  курс KZT/USD 
   | 
  
   153,49 
   | 
  
   149,45 
   | 
  
   135,92 
   | 
  
   125,54 
   | 
  
   122,88 
   | 
  
 
 
В 2006 году наблюдалась положительная динамика во всех сферах
экономики.  
Рост объемов промышленного производства в 2006 году по
сравнению с 2005 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала
обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в
горнодобывающей промышленности вырос на 7%.  
Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2006
году к 2005 году составил 7%. 
Существенный вклад в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2006 год объем
строительных работ увеличился  по сравнению с 2005 годом в 1,2 раза. Услуги транспорта в 2006 году
возросли по сравнению с 2005 годом на 5%, услуги связи  -  на 20,4%. 
Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В
2006 году относительно 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.  
Существенно выросли показатели внешней торговли. За
январь-декабрь 2006 года экспорт товаров достиг 38,3 млрд.долл. США и
увеличился по сравнению с январем-декабрем 2005 года на 37,3%, импорт составил
23,7 млрд.долл.США и возрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса
составило 14,6 млрд.долл.США. 
Диаграмма 2. Индексы физического объема по отраслям
экономики 
в
2005-2006 гг.  (в % к соответствующему периоду прошлого года)[4] 
Источник: Агентство Республики Казахстан  по
статистике. 
 
Уровень инфляции в среднем за 2006 год сложился на уровне
8,6%, что на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и
незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора
6,9–8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического
развития страны на 2007-2009 годы. 
Росту инфляции в 2006 году способствовали избыточная
ликвидность банковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста
кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны населения,
импорт инфляции, рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая
развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных
рынков. В целом для сдерживания роста инфляции Правительством совместно с
Национальным Банком проводилась комплексная антиинфляционная политика в
соответствии с Планом мероприятий по регулированию инфляционных процессов в
Республике Казахстан на 2005-2006 годы. 
Цены предприятий-производителей
промышленной продукции в 2006 году повысились по сравнению с 2005
годом на 18,4%.  
Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики
являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоков
капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов
экономики.  
Кредитный рынок в 2006 году оставался одним из самых
динамично развивающихся сегментов финансового рынка и характеризовался
ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного
долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2006 года увеличился на 82,7%
и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2006
года выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной
валюте - на 70,3%, составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес
тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2005 года повысился с 48,5% до 51,9%. 
Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Так,
долгосрочные кредиты за январь-декабрь выросли более чем 2 раза до 3448,9 млрд.
тенге, удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.  
Кредиты банков субъектам малого предпринимательства за
январь-декабрь 2006 года увеличились на 83,3%,составив 861,7 млрд. тенге. 
Развитие депозитного рынка также характеризовалось ростом
объема депозитов. Депозиты в депозитных организациях на 1 января 2007 года
составили 3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2006 года на 88,4%.
Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2006 года
увеличились на 76,8% до 1055,2 млрд. тенге. 
Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в
среднем за 2006 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в номинальном
выражении на 5,06%.  
Активы Национального фонда на конец 2006 года составили более
14,1  млрд. долл. США,
увеличившись с начала 2006 года
на 74,5%. 
Ситуация на рынке труда республики характеризуется стабильным
снижением  уровня безработицы  за счет роста числа трудоустроенных граждан на
вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности
населения, обусловленных экономическим ростом. В 2006 году в экономике республики
было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в
2005 году. Численность безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом
снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2006 году сложился на уровне 7,8% (в
2005 году – 8,1%). 
Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2006 года
к аналогичному периоду 2005 года выросли на 10,8%, реальная заработная плата –
на 10,6%. 
В целом, совместными действиями Правительства и Национального
Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с
учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета,
платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию
постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне. 
Кроме того, об этом свидетельствует улучшение субиндекса
Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом по макроэкономическим
параметрам в системе показателей по глобальному индексу конкурентоспособности,
а именно перемещение с 26 на 10 место.  
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |