| Задачи и перспективы развития экономики Республики Казахстан |
Среди идей Послания хотелось бы
отметить и проблему государственного управления рыночными преобразованиями
Общеизвестно, что успехи всяких реформ в конечном итоге решаются сформированной
системой кадров управления (менеджеров) и институциональных звеньев
государственного управления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены
пути рационализации Государственного управления, достижения сбалансированности
всех ветвей власти. Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана
и в Президентском Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым
основ, ответственности государственных органов перед народом.
Президент Республики Казахстан Н.А.
Назарбаев выделяет следующие долгосрочные приоритеты:
1.
Национальная безопасность.
Обеспечить развитие Казахстана как
независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной
целостности.
2.
Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.
Сохранить и укрепить внутриполитическую
стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в
жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетии.
3.
Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной
экономике с высоким уровнем иностранных инвестиции и внутренних сбережений.
Достичь реальных, устойчивых и
возрастающих темпов экономического роста.
4 Здоровье , образование и
благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье,
образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.
5. Энергетические ресурсы. Эффективно
использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения
добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут
способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. Инфраструктура, в особенности
транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы
способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности
и экономическому росту.
7. Профессиональное государство.
Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана,
преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших
приоритетных целей.
Для каждого из этих долгосрочных
приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию,
концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех-, а
затем пятилетних планах,
Эти долгосрочные приоритеты должны служить
для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев
при формировании бюджета страны и кадровой политики.
Дальнейшее
развитие рыночной инфрастуктуры в Казахстане будет тесно связано с реализаций
послания президента Н.Назарбаева «Стратегия
"Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана»
от 2007 года.
Чтобы
Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков
товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, по
мнению Президента мы должны решить десять главных задач.
Первая
задача - не
просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять её
ростом.
Нам
потребуется выработка и реализация целостной стратегии для обеспечения
устойчивого характера конкурентоспособности экономики, а также жёсткий контроль
её исполнения. Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентных
преимуществ отдельных секторов и производств нашей экономики и учитывать
тенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков.
Вторая
задача -
достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить
полноправное участие в глобальной экономике.
Нам
нужно иметь программу-минимум и программу-максимум по поиску и освоению
реальных казахстанских “ниш” в системе мирового хозяйства, участию в крупных
передовых проектах с зарубежными партнёрами, а также - всесторонней и
ответственной поддержки участников нашей экономики, в том числе, через оказание
им качественных инфраструктурных услуг.
При
этом основное внимание надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной
Азии, Каспийского и Черноморского регионов.
Экономическая
интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остаётся главным ориентиром в торговле.
Третья
задача -
повысить эффективность добывающего сектора. Мы намерены и далее проводить ответственную
и взаимовыгодную энергетическую политику.
Четвёртая
задача -
особенно важно обеспечить развитие несырьевого сектора производства,
диверсификацию экономики. У Правительства должна быть своя генеральная стратегия
реализации “прорывных” инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых
секторах экономики.
Настала
пора с учётом новых экономических условий и приоритетов оценить эффективность
реализации Стратегии индустриально-инновационного развития.
Пятая
задача -
развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в
региональной и глобальной экономике. Мы должны отчётливо представлять перспективы развития
стратегической инфраструктуры и существенно повысить качество управления в этой
сфере, учитывая, в первую очередь, конкурентность наших отечественных компаний
- потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы нашей международной
экономической интеграции.
Шестая
задача -
современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ
“умной экономики”, использование новых технологий, идей и подходов, развитие
инновационной экономики.
Седьмая
задача -
адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных
принципах.
Восьмая
задача -
модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего
развития.
В
2007 году мы
приступаем к реализации дальнейших системных демократических реформ. Госкомиссия
по разработке и конкретизации программы демократических реформ, обобщив
рекомендации политических партий, общественных объединений, экспертов, мнения
граждан страны, подготовила конкретные предложения по дальнейшим политическим
преобразованиям в государстве.
Важно,
что эти предложения не являются копированием чужого опыта или абстрактных
теорий. Они
учитывают потребности нашего общества, казахстанские реалии. У нас формируется
своя модель политических реформ, свой “казахстанский путь” политического
транзита. Его особенности и характерные черты – сохранение президентской формы
правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений,
общенациональный диалог и консолидация основных политических сил.
Девятая
задача -
ускоренное проведение административной реформы с учётом международной практики.
Мы
выстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципах
корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчётности
обществу.
Десятая
задача -
продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском
регионе и в мировом сообществе.
Сегодня
мы сотрудничаем с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем.
Это и обеспечение энергетической безопасности, и решение жизненно важных
социально-экономических вопросов, и борьба с терроризмом, и борьба с эпидемиями
и экологическими бедствиями[1].
Глава 2. Экономический рост как основа экономической
стратегии Республики Казахстан
2.1
Обзор макроэкономических показателей
экономического роста Республики Казахстан
В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно
высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2006 году экономика
развивалась более ускоренными темпами, чем в 2005 году.
Нет сомнений, в последние годы в Казахстане сложились
исключительно хорошие экономические условия. Республику признают одним из
лидеров по макроэкономическим параметрам роста не только среди государств СНГ,
но и среди стран, в которых осуществляется системная трансформация
экономических систем.
Действительно, ВВП в 2006 году по сравнению с 2005 годом
увеличился на 9,4%, а кумулятивный экономический рост, произошедший после
финансового кризиса 1998 года, составил 63,9% (дигр. 1, табл. 1).
Диаграмма 1. Динамика
ВВП в Казахстане, 1990-2006 гг.[2]
По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, в 2006 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2005 годом увеличилось на 10,6%.
Таблица 1. Макроэкономические
параметры развития Казахстана, 2002-2006 гг.[3]
|
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
ВВП, млрд долларов
США
|
22,152
|
24,637
|
30,832
|
40,754
|
56,088
|
Индекс физического
объема, в процентах к предыдущему году
|
113,5
|
109,8
|
109,2
|
109,4
|
109,4
|
ВВП на душу
населения, в долларах США
|
1491,3
|
1658,5
|
2045,4
|
2703,6
|
3703,0
|
Инфляция
|
8,4
|
5,9
|
6,4
|
6,9
|
7,9
|
Биржевой обменный
курс KZT/USD
|
153,49
|
149,45
|
135,92
|
125,54
|
122,88
|
В 2006 году наблюдалась положительная динамика во всех сферах
экономики.
Рост объемов промышленного производства в 2006 году по
сравнению с 2005 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала
обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в
горнодобывающей промышленности вырос на 7%.
Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2006
году к 2005 году составил 7%.
Существенный вклад в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2006 год объем
строительных работ увеличился по сравнению с 2005 годом в 1,2 раза. Услуги транспорта в 2006 году
возросли по сравнению с 2005 годом на 5%, услуги связи - на 20,4%.
Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В
2006 году относительно 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.
Существенно выросли показатели внешней торговли. За
январь-декабрь 2006 года экспорт товаров достиг 38,3 млрд.долл. США и
увеличился по сравнению с январем-декабрем 2005 года на 37,3%, импорт составил
23,7 млрд.долл.США и возрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса
составило 14,6 млрд.долл.США.
Диаграмма 2. Индексы физического объема по отраслям
экономики
в
2005-2006 гг. (в % к соответствующему периоду прошлого года)[4]
Источник: Агентство Республики Казахстан по
статистике.
Уровень инфляции в среднем за 2006 год сложился на уровне
8,6%, что на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и
незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора
6,9–8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического
развития страны на 2007-2009 годы.
Росту инфляции в 2006 году способствовали избыточная
ликвидность банковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста
кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны населения,
импорт инфляции, рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая
развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных
рынков. В целом для сдерживания роста инфляции Правительством совместно с
Национальным Банком проводилась комплексная антиинфляционная политика в
соответствии с Планом мероприятий по регулированию инфляционных процессов в
Республике Казахстан на 2005-2006 годы.
Цены предприятий-производителей
промышленной продукции в 2006 году повысились по сравнению с 2005
годом на 18,4%.
Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики
являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоков
капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов
экономики.
Кредитный рынок в 2006 году оставался одним из самых
динамично развивающихся сегментов финансового рынка и характеризовался
ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного
долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2006 года увеличился на 82,7%
и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2006
года выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной
валюте - на 70,3%, составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес
тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2005 года повысился с 48,5% до 51,9%.
Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Так,
долгосрочные кредиты за январь-декабрь выросли более чем 2 раза до 3448,9 млрд.
тенге, удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.
Кредиты банков субъектам малого предпринимательства за
январь-декабрь 2006 года увеличились на 83,3%,составив 861,7 млрд. тенге.
Развитие депозитного рынка также характеризовалось ростом
объема депозитов. Депозиты в депозитных организациях на 1 января 2007 года
составили 3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2006 года на 88,4%.
Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2006 года
увеличились на 76,8% до 1055,2 млрд. тенге.
Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в
среднем за 2006 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в номинальном
выражении на 5,06%.
Активы Национального фонда на конец 2006 года составили более
14,1 млрд. долл. США,
увеличившись с начала 2006 года
на 74,5%.
Ситуация на рынке труда республики характеризуется стабильным
снижением уровня безработицы за счет роста числа трудоустроенных граждан на
вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности
населения, обусловленных экономическим ростом. В 2006 году в экономике республики
было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в
2005 году. Численность безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом
снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2006 году сложился на уровне 7,8% (в
2005 году – 8,1%).
Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2006 года
к аналогичному периоду 2005 года выросли на 10,8%, реальная заработная плата –
на 10,6%.
В целом, совместными действиями Правительства и Национального
Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с
учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета,
платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию
постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.
Кроме того, об этом свидетельствует улучшение субиндекса
Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом по макроэкономическим
параметрам в системе показателей по глобальному индексу конкурентоспособности,
а именно перемещение с 26 на 10 место.
Страницы: 1, 2, 3
|