| Занятость и безработица, особенности в Республике Беларусь |
Безработица
может существовать в разнообразных формах. Основными являются:
1. фрикционная –
временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной работы на
другую. Она возникает из-за несовершенства в техническом
функционировании рынка труда, отсутствие информации о наличии рабочих
мест, стремление граждан лучше применить свои способности и носит
краткосрочный характер;
2. структурная
– вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой
экономики, ликвидация устаревших отраслей, что изменяет, в свою очередь,
структуру общего спроса на рабочую силу в профессиональном или
региональном разрезе;
3. циклическая
– безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на
товары и услуги уменьшается, а безработица растет;
4. скрытая –
излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя производственный
процесс требует меньшего числа работающих;
5.
“конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности армии
и занятых в отраслях ВПК;
6. молодёжная
безработица;
7. остаточная
- безработица, вызванная ограничением работающих по состоянию
здоровья, по возрасту, более низкой производительностью мобильностью,
отсутствием стремления к повышению квалификаций у пожилых.
Кроме того,
существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие
виды безработицы.
Монетаристы (М..Фридмен,
К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу. К
естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о
естественной норме безработицы или уровне безработицы при полной
занятости. В настоящее время экономисты считают, что естественный уровень
безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица значительно
превышает естественную норму, то это свидетельствует о вынужденной
безработице.
Безработица, в
особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическое
бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к
бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере
самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам,
социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая
безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным
политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти).
Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить
себя и общество от социальных взрывов и потрясений.
3. Мировой
опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Статистика
занятости населения на 2006 год
В
2007 году в Республике Беларусь наблюдаются положительные тенденции
в области занятости населения. За январь-сентябрь 2007 года прием
работников восполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 12,7
тысяч больше, чем уволено. Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи
человек или 38,6 процента от среднесписочной численности работающих (в
аналогичном периоде 2006 г. 38,4 процента). В связи с высвобождением
уволено 8,1 тысяч человек, что составило 82,4 процента к уровню 2006 года. Сократились
масштабы вынужденной неполной занятости и составили 107,2 тысячи человек
или 75,3 процента к соответствующему периоду 2006 года. Численность
работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 20,2 процента,
численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 30,0
процентов. За январь-сентябрь 2007 года в органы государственной
службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 251,8 тысячи
человек (106,1 процента к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи в
соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан,
состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячи
человек, в том числе 201,9 тысячи безработных. С начала года
трудоустроено 153,1 тысячи человек, в том числе 95,9 тысячи безработных.
Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации 17,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемых
общественных работах 75,8 тысячи человек, в том числе 42,4 тысячи безработных.
Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 208 семей
безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда
социальной защиты населения. На 1.10.2007 на учете в органах государственной
службы занятости состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 процента к уровню 2006
года), из них 53,5 процента получали пособие по безработице.
Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного
безработного. Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы
государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс.
вакансий, что составило 106,5 % к уровню 2006 года. Если в 2006
году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза, то на
1.10.2007 количество вакансий превысило численность безработных в
1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и
территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный
вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006 до 64,4 процента на
1.10.2007. Доля молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период
уменьшилась с 45,4 процента до 43,2 процента. Уровень
регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3
процента на 1.10.2006 до 1,0 процента на 1.10.2007.
3.2.
Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу
Ключевой
элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее
условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень
ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом
на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие
квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение
рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие
полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.
В различных
странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих
мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и
увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч
рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число
безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в
развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов
экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые
рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста
ВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).
Стимулирование
инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих
мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических
приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные
программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать
и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях
повышения инвестиционной активности необходимо:
1. Расширение
источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную
сферу сбережений населения.
2. Требуется
активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности
предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
3.
Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения,
должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление.
Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного
характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие
проценты.
Особо полезен для
нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию
и сохранению рабочих мест на 2002 – 2006 годы.
Программа ориентирована
на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска
продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.
В Беларуси
также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по
созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть
изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе
создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового
потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо
решить следующие задачи:
- обеспечение
правовых, экономических и организационных условий для создания и
сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных
отраслях экономики;
- регулирование
рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
- развитие
профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- повышения
качества создаваемых рабочих мест;
- предотвращение
роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Программа
предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение
эффективности использования имеющихся мощностей,
формирование
механизма финансирования создания рабочих мест.
Инструментом
реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих
мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру
имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных
рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий
государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных,
так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения,
повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование
системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования
экономики приводят к существенным изменениям в профессионально-
квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению
структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные
должны представлять мобильный резерв рабочей силы.
Для повышения
конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется
целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или
появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная
система обучения, предложенная Международной организацией труда и
получившая широкое распространение в странах
Западной
Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая
строго установленный объем знаний и практических навыков, которые
необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций,
обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями
рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:
* достаточно
быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение
потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов
необходимого уровня квалификации;
* возможность
обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;
* возможность
самостоятельного индивидуального обучения;
* ориентация на
конечный результат.
Проект внедрения
модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан
Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при
активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно- методической,
технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных
структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит,
особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных
изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в
квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.
Реализация
активных мер политики занятости населения
|
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве
– всего (тыс.чел.)
|
231,7
|
299,8
|
271,4
|
308,5
|
284,2
|
299,1
|
307,5
|
332,1
|
321,2
|
289,0
|
297,7
|
309,3
|
Трудоустроено – всего (тыс.чел.)_
|
118,8
|
150,4
|
207,7
|
241,1
|
223,1
|
224,1
|
221,8
|
213,0
|
208,2
|
191,9
|
187,1
|
187,9
|
из них безработных (тыс.чел.)
|
81,5
|
110,8
|
147,2
|
159,4
|
160,9
|
147,6
|
139,4
|
128,6
|
139,8
|
151,9
|
144,4
|
134,3
|
Направлено на профобучение (тыс.чел.)
|
15,6
|
20,6
|
26,8
|
27,1
|
28,8
|
27,5
|
27,6
|
28,8
|
29,6
|
28,2
|
27,7
|
26,5
|
Прошли профобучение (тыс.чел.)
|
14,1
|
18,0
|
22,8
|
26,1
|
25,3
|
26,7
|
26,7
|
26,5
|
27,7
|
26,8
|
26,1
|
25,0
|
Создано новых рабочих мест (тыс. чел.)
|
920
|
1132
|
5234
|
8160
|
5865
|
4955
|
5723
|
4625
|
3517
|
4289
|
4400
|
3332
|
Выдано ссуд и субсидий безработным для
открытия своего дела (чел)
|
211
|
332
|
1226
|
1575
|
761
|
1572
|
1793
|
1861
|
1907
|
2247
|
2446
|
2823
|
Направлено на общественные работы (тыс. чел.)
|
57,7
|
74,6
|
132,0
|
148,4
|
125,4
|
120,8
|
116,5
|
122,9
|
131,3
|
123,4
|
112,9
|
110,4
|
Число безработных на 1 вакансию
|
12
|
12
|
4
|
4
|
2,5
|
3
|
3
|
5
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Уровень безработицы к экономически активному
населению, %
|
2,9
|
4,0
|
2,8
|
2,3
|
2,1
|
2,1
|
2,3
|
3,0
|
3,1
|
1,9
|
1,5
|
1,2
|
3.3 Социальная
защита населения от безработицы
Социальная
защита безработных и членов их семей основана на
Конституции,
Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь”
и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством
государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам,
высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в
период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи
безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для
трудоустройства.
Вместе с тем
социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним
относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая
не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и
членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего
около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и
отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому,
что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что
служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем
самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке
незанятого населения.
Таким образом, в
стране назрела необходимость увеличение пособий по безработице до
социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым
международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60%
величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории
безработных).
Создание в
Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных
амортизаторов, в частности организации системы государственного
обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан
от безработицы значительно поднимает уровень и длительность
материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск
работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не
только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому
нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам
социальной защиты.
Учитывая опыт
других стран, система государственного страхования от безработицы должна
охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и
работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок
работника, тем большую долю налога платит за него работодатель.
Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного
дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как
милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право на
пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей
занятости в формировании страхового фонда.
Таким образом,
для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике
социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное
регулирование рынка труда.
Учитывая опыт
развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных
последствий безработицы требуются усиление мер государственного
регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости,
позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность.
Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в
первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и
переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от
безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и
трудоустройства.
4. Пути
преодоления безработицы в Республике Беларусь
4.1 Создание
рабочих мест в малых городах в 2006 году
Особое
внимание в 2006 году уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей
силы в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем
безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и
Государственную программы, реализовывался конкретный комплекс мер,
разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение
занятости населения и снижение уровня безработицы.
Справочно. В Государственную программу включены мероприятия по
обеспечению занятости в 22 малых и средних городах и
регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область –
Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского
района; Витебская область – Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п.
Воропаево Поставского района; Гомельская область -
Октябрьский и Речицкий районы, г. Речица, г. Василевичи и г.п.
Заречье Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского
района; Гродненская область – г. Скидель; Минская область - г.п.
Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье
Любанского района; Могилевская область - р.п. Глуша Бобруйского района,
г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).
Кроме
того, в областные программы занятости населения включены еще 20
регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения занятости
проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь Оршанского
района, г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п.
Белыничи и др.).
Мероприятиями
государственной и областных программ занятости населения на 2006 г.
предусматривалось создание в данных проблемных регионах 7,4 тыс.
новых рабочих мест. За 2006 год республиканскими и местными органами
государственного управления обеспечено создание в малых и средних
городских поселениях новых рабочих мест, на которые
трудоустроено 8440 человек (113,5 процента к годовому
заданию), в том числе по областям: Брестская область – 1804 рабочих места
(114,8 процента к заданию), Витебская область – 1325 рабочих мест (139,3
процента), Гомельская -
1574 рабочих места (101,9 процента), Гродненская -
1422 рабочих места (101,2
процента), Минская – 1527 рабочих мест (107,3 процента),
Могилевская – 788 рабочих мест (145,4 процента). Реализация
мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и
областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках
рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских
поселениях. Справочно. Обеспечено снижение уровня регистрируемой
безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на 1.01.2006 до 4,2
процента на 1.01.2007, Дрогичинском районе - с 2,8 до 2,3,
Ивановском районе – с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества
безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на
конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141 на начало 2006 г. до 117
на 1.01.2007 г., Поставском районе – с 795 до 569, Речицком районе – с 1282 до
948, , в г.п. Заречье Речицкого района – с 47 до 27, г. Скиделе – со 143
до 130, г.п. Белыничи – со 107 до 84, г.п. Хотимск – со 110 до 83,г.п. Бобр
Крупского района – с19 до 7, г.п. Уречье Любанского района – с 44 до 32 и т.д.
В 2007 году будет продолжена работа по решению проблем
региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест.
Заключение
Категория
занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда.
Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных
граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы,
которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную,
структурную, циклическую.
В развитых
странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и
несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными
типами безработицы основными типами безработицы являются структурная,
скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно
растет.
В развитых странах
мира государственная политика занятости функционирует по двум
направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание
гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы
наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация,
расширение сферы услуг и надомного производства.
В Беларуси в
силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения
безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать
стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и
обеспечение самозанятости населения.
Приложение А
Приложение Б
Литература:
1. Сайт Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь
www.mintrud.gov.by
2. Рынок труда / под ред. Буланова,
Волгина 2000г.
3. “Число
безработных увеличилось”/НЭГ № 20, 16.03.2001г
4.Боровик Л.С.
Политика занятости: направления развития /БЭЖ, 1999г.№1
5. Сайт Министерства экономики
Республики Беларусь
www.economy.gov.by
Страницы: 1, 2, 3
|