2.2 Оценка уровня энергетической
безопасности государства
В таблице 2 приведён расчёт
показателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных в
таблице 1.
Таблица 2. Оценка энергетической безопасности
государства
|
Показатель (рассчитывается из табл. 1)
|
Год
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
1
|
Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3)
|
1,01951
|
1,01921
|
1,01915
|
1,01868
|
1,0182
|
1,01792
|
1,01715
|
1,01639
|
1,01721
|
1,01767
|
2
|
Производство электроэнергии на душу населения в кВтч,
(1000000000*ст.3/ст.1)
|
5988
|
6106
|
6155
|
6338
|
6535
|
6667
|
6992
|
7332
|
7328
|
7145
|
3
|
Потребление электроэнергии на душу населения в
коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1)
|
1278
|
1343
|
1427
|
1537
|
1693
|
1773
|
1844
|
1917
|
1977
|
1963
|
4
|
Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6)
|
1,33148
|
1,32959
|
1,33642
|
1,34646
|
1,36294
|
1,30898
|
1,31254
|
1,33275
|
1,36213
|
1,35963
|
5
|
Производство тепловой энергии на душу населения в
гигакал., (ст.7/ст.1)
|
6,81241
|
6,78381
|
6,74266
|
6,80118
|
6,70548
|
6,65351
|
6,63013
|
6,36338
|
6,11035
|
6,12577
|
6
|
Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12)
|
99,29
|
99,39
|
119,5
|
98,96
|
98,96
|
99,23
|
97,75
|
98,57
|
98,52
|
98,97
|
7
|
Доля введённых источников теплоснабжения в %,
(ст.14/ст.13)
|
2,886
|
2,424
|
2,713
|
2,519
|
2,052
|
2,428
|
3,044
|
3,417
|
3,781
|
3,947
|
8
|
Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7)
|
9,8213
|
10,9492
|
11,4011
|
11,4
|
11,7187
|
12,1799
|
12,7358
|
12,4835
|
13,0376
|
13,6731
|
9
|
Среднее число аварий на один источник теплоснабжения,
(ст.16/ст.13)
|
1,418
|
1,586
|
1,280
|
1,655
|
0,515
|
0,425
|
0,342
|
0,286
|
0,236
|
0,176
|
10
|
Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17)
|
16,22
|
19,90
|
18,35
|
18,33
|
19,30
|
25,21
|
25,02
|
25,90
|
26,17
|
26,93
|
Россия отстаёт в производстве
электроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например от США
в 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например Китай в 6
раз);
· В среднем по РФ большой запас
мощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициент
покрытия тепловой энергией;
· Расход топлива фактический
незначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствует
показатель расхода КПТ в таблице 2;
· Огромны потери тепловой энергии
(строка 8), которые увеличиваются от года к году. Так с 2000 по 2009 годы они
выросли в 1,39 раза. Этот рост обусловлен старением энергетических установок и
тепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним;
· Ещё более впечатляет коэффициент
износа тепловых и паровых сетей: в 2009 г. 26,93 %, а с 2000 по 2009 год он вырос в 1,66 раза;
· Среднее число аварий на один источник
теплоснабжения заметно сократилось: за 10 лет раз в 10.
2.3 Нормативно-правовые основы
обеспечения энергетической безопасности государства
Основная цель создания
нормативно-правовой базы энергетической безопасности – устранить и преодолеть
противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения
потребителей энергоресурсами. Ниже представлен типовой набор
нормативно-правовых документов[7].
1. Закон об энергетической безопасности.
Определяет ответственность органов
власти и участников процесса энергообеспечения области. Создает условия
функционирования системы энергетической безопасности.
2. Закон «Об обеспечении
потребителей тепловой и электрической энергией на территории».
Составляется с учетом изменения
статуса региональных энергетических комиссий и началом функционирования
независимых производителей энергии.
3. Закон «Об использовании газа на
территории».
Закладывает основы правового
регулирования в использовании газа, определяет ответственность органов власти и
участников процесса в использовании газа.
4. Закон об использовании газа в
виде газомоторного топлива.
Закон устанавливает условия
функционирования рынка моторного топлива, ответственность и права участников процесса
органов управления, предприятий и организаций, создает условия для
функционирования рынка топлива.
5. Закон «Об энергетическом
заказе».
Одной из причин нарастающей угрозы
энергетической безопасности – неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы. Законом
устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечение энергией
бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный закон субъекта
РФ о бюджете с включением этих затрат в защищаемую строку.
6. Закон «О принципах тарифной политики
на топливо, электро- и теплоэнергии».
Сегодня РЭК пользуется методиками
ФЭК, зачастую нарушая законодательство. Закон приводит в соответствие
законодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов на
рынке.
7. Закон «О льготах на топливо,
электро и теплоэнергию и источниках покрытия выпадающих доходов
энергоснабжающих организаций».
Имеющиеся льготы, которые даются
потребителям на региональном и муниципальном уровне не обеспечивают покрытия
вкладывающих доходов энергоснабжающих организаций, что приводит к значительной
финансовой потере, а следовательно к снижению энергетической безопасности.
Закон позволяет устранить эти противоречия.
8. Закон «О сертификации продукции
и услуг по энергоэффективности».
Сертификации продукции по энергоэффективности
в Российской Федерации и в регионах нет. До введения в действие федеральных
законов, создается региональный закон, определяющий требования к качеству
энергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимой
промышленной продукции.
9. Постановление «О нормировании
потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и применении методики расчета
лимитов на энергопотребление».
Действующие нормативы потребления
значительно устарели и не дают реальной картины потребления. Постановление
определяет порядок введения в действие методик расчета норм и лимитов
потребления.
10. Пакет документов администрации
и РЭК о тарифной политике в исполнении закона.
В порядке реализации закона о порядке
формирования тарифов.
11. Пакет документов о мотивации
энергосбережения.
В порядке реализации закона «Об
основах энергосбережения на территории».
12. Пакет документов о
формировании энергосберегающего поведения.
13. Постановление «О создании
механизмов страховой защиты имущественных интересов производителей и
потребителей энергоресурсов.
Защита интересов участников
энергообеспечения от рисков и угроз.
14. Постановление «О создании
системы управления энергетической безопасностью.
3. Угрозы энергетической безопасности
и направления их нейтрализации (на примере России)
3.1 Возможные (потенциальные) угрозы энергетической
безопасности государства
На состояние энергетической
безопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной и
производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество
межхозяйственных связей.
Выделяются следующие ее аспекты[8]:
·
функциональные
свойства систем энергетики, как системы повышенной опасности;
·
защищенность
энергетических интересов от внутренних и внешних угроз.
Если первое направление
обеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируется
управляющими воздействиями органами власти федерации и региона.
Для выявления тенденций и
формирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз
(таблица 3).
Таблица 3. Угрозы и их последствия[9]
Угрозы
|
Последствия
|
1. Экономические угрозы.
|
1.1. Острый дефицит инвестиционных ресурсов,
недофинансирование проектных, строительно-монтажных работ, работ по
реконструкции, техническому перевооружению предприятий ТЭК и обеспечивающих
его отраслей.
|
- Физический и моральный износ оборудования, вывод его из
работы или опасное продление его эксплуатации.
- Отставание ввода новых мощностей, опережение роста
спроса, снижение резервов.
- Рост аварийности оборудования и недоотпусков энергии
потребителям, в том числе и особо ответственным.
- Рост объемов аварийно-восстановительных и ремонтных
работ.
- Увеличение потребления энергоресурсов от внешних
поставщиков.
- Увеличение доли неоптимальных, аварийновынужденных
решений
|
1.2. Диспропорции цен на ТЭР в результате неэффективности
тарифной политики, низкой производительности труда и неэффективного
использования природных ресурсов.
|
- Отсутствие рыночных отношений и конкуренции в
производстве. Недополучение энергоресурсов, необходимость перехода на другие
топлива, снижение производственного эффекта, повышение цен на продукцию,
инфляция.
|
1.3. Рост неплатежей и задолженностей за поставляемые
энергоресурсы.
|
- Цепная финансовая дестабилизация, задержки выплаты
зарплаты и другие социальные проблемы.
- Информационная «война», порождающая социальную
напряженность.
- недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных
уровней.
|
1.4. Неэффективное использование топливно-энергетических
ресурсов.
|
- Перерасход энергетических ресурсов и финансовых средств
за их потребление.
|
1.5. Слабость хозяйственных связей.
|
- Недопоставки ресурсов, нарушения сроков поставки,
качества энергоресурсов.
|
2. Технические угрозы.
|
2.1. Низкий технический уровень и качество оборудования,
низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации,
недопустимо высокий уровень износа оборудования.
|
- Рост количества, объемов и последствий аварий и
технологических нарушений и ремонтных затрат.
- Рост объемов недоотпуска энергоресурсов и экономических
последствий аварий и технологических нарушений.
- Увеличение загрязнения окружающей среды.
- Рост опасности для жизни людей (персонала и населения).
|
2.2. Угроза – отсутствие владельцев электрической и
тепловой сетей и установок (бесхозные сети)
|
- Отсутствие ответственных за техническое состояние
объектов и увеличение количества отключений потребителями.
|
2.3. Нерациональное размещение производительных сил,
приводящие к неуправляемой концентрации производств повышенного риска.
|
см. последствия 1.1.
- Рост количества каскадных (цепных) аварий.
- Рост последствий неэнергетических аварий.
|
2.4. Нарушение устойчивости электроснабжения от внешних
источников ФОРЭМ.
|
- Недоотпуск электроэнергии потребителям, в т.ч.
ответственным.
- веерное отключение потребителей.
|
2.5. Нарушение устойчивости теплоснабжения населения и
предприятий от централизованных источников.
|
- Резкий рост социальных проблем при низких температурах.
- Рост числа заболеваний и обострение болезней.
- Эвакуация жителей и охрана жилья
|
2.6. Нарушение устойчивости топливоснабжения.
|
- Снижение объемов выработки и отпуска электрической и
тепловой энергии.
- Переход на топливо низшего качества.
- Снижение объема предоставляемых энергетических услуг.
|
2.7. Снижение технической безопасности ТЭК.
|
- Перспектива лавинообразного выхода из строя
энергетического оборудования, отработавшего свой ресурс.
|
2.8. Отсутствие развитого рынка топлива и энергии.
|
- Дефицит электроэнергии при наличии внутренних топливных
ресурсов.
- Монополизм энергетического рынка.
- Отсутствие резервов и взаимопомощи при авариях.
|
2.9. Снижение экологической безопасности.
|
- Рост выбросов и загрязнений.
|
2.10. Стихийные бедствия – наводнения, ураганы, оползни,
гололедные явления.
|
- Рост аварийности оборудования.
- Рост объемов недоотпуска.
|
3. Управленческо-правовые угрозы.
|
3.1. Неэффективность реализации экономической и
энергетической политики, несовершенство законодательства.
|
- Экономические последствия по п.1.
|
3.2. Неэффективность энергосберегающей политики.
|
- Перерасход энергоресурсов.
- Перерасход бюджетных средств.
|
3.3. Низкий уровень правового обеспечения регулирования
естественных монополий.
|
- Перерасход ресурсов.
- Криминализация энергетических бизнесов.
- Монополизация энергетического рынка.
|
3.4. Чрезмерное вмешательство органов власти в управление
энергетикой.
|
- Угнетенный менеджмент энергоснабжающих организаций.
|
4. Социально-политические угрозы
|
4.1. Забастовки и другие трудовые конфликты на
предприятиях ТЭК.
|
- Ограничение отпуска энергии.
|
4.2. Региональные политические конфликты, сопровождаемые
диверсионно-террористическими актами на объектах ТЭК
|
- Повреждение оборудования, ограничение отпуска энергии.
|
4.3. Действие общественных движений антиатомной,
антиэнергетической направленности.
|
- Блокирование принятия решений и осуществления
обоснованных проектов на развитие энергетики.
|
4.4. Противоправные действия региональных органов власти и
предприятий монополистов по ограничению свободы энергетического рынка.
|
- Рост тарифов.
- Ограничения отпуска энергоресурсов.
- Замораживание инвестиций.
|
Страницы: 1, 2, 3
|