Меню
Поиск



рефераты скачать Энергетическая безопасность государства


2.2    Оценка уровня энергетической безопасности государства


В таблице 2 приведён расчёт показателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных в таблице 1.


Таблица 2. Оценка энергетической безопасности государства


Показатель (рассчитывается из табл. 1)

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3)

1,01951

1,01921

1,01915

1,01868

1,0182

1,01792

1,01715

1,01639

1,01721

1,01767

2

Производство электроэнергии на душу населения в кВтч, (1000000000*ст.3/ст.1)

5988

6106

6155

6338

6535

6667

6992

7332

7328

7145

3

Потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1)

1278

1343

1427

1537

1693

1773

1844

1917

1977

1963

4

Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6)

1,33148

1,32959

1,33642

1,34646

1,36294

1,30898

1,31254

1,33275

1,36213

1,35963

5

Производство тепловой энергии на душу населения в гигакал., (ст.7/ст.1)

6,81241

6,78381

6,74266

6,80118

6,70548

6,65351

6,63013

6,36338

6,11035

6,12577

6

Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12)

99,29

99,39

119,5

98,96

98,96

99,23

97,75

98,57

98,52

98,97

7

Доля введённых источников теплоснабжения в %, (ст.14/ст.13)

2,886

2,424

2,713

2,519

2,052

2,428

3,044

3,417

3,781

3,947

8

Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7)

9,8213

10,9492

11,4011

11,4

11,7187

12,1799

12,7358

12,4835

13,0376

13,6731

9

Среднее число аварий на один источник теплоснабжения, (ст.16/ст.13)

1,418

1,586

1,280

1,655

0,515

0,425

0,342

0,286

0,236

0,176

10

Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17)

16,22

19,90

18,35

18,33

19,30

25,21

25,02

25,90

26,17

26,93


Россия отстаёт в производстве электроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например от США в 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например Китай в 6 раз);

·     В среднем по РФ большой запас мощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициент покрытия тепловой энергией;

·     Расход топлива фактический незначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствует показатель расхода КПТ в таблице 2;

·     Огромны потери тепловой энергии (строка 8), которые увеличиваются от года к году. Так с 2000 по 2009 годы они выросли в 1,39 раза. Этот рост обусловлен старением энергетических установок и тепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним;

·     Ещё более впечатляет коэффициент износа тепловых и паровых сетей: в 2009 г. 26,93 %, а с 2000 по 2009 год он вырос в 1,66 раза;

·     Среднее число аварий на один источник теплоснабжения заметно сократилось: за 10 лет раз в 10.


2.3    Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства


Основная цель создания нормативно-правовой базы энергетической безопасности – устранить и преодолеть противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения потребителей энергоресурсами. Ниже представлен типовой набор нормативно-правовых документов[7].

1. Закон об энергетической безопасности.

Определяет ответственность органов власти и участников процесса энергообеспечения области. Создает условия функционирования системы энергетической безопасности.

2. Закон «Об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией на территории».

Составляется с учетом изменения статуса региональных энергетических комиссий и началом функционирования независимых производителей энергии.

3. Закон «Об использовании газа на территории».

Закладывает основы правового регулирования в использовании газа, определяет ответственность органов власти и участников процесса в использовании газа.

4. Закон об использовании газа в виде газомоторного топлива.

Закон устанавливает условия функционирования рынка моторного топлива, ответственность и права участников процесса органов управления, предприятий и организаций, создает условия для функционирования рынка топлива.

5. Закон «Об энергетическом заказе».

Одной из причин нарастающей угрозы энергетической безопасности – неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы. Законом устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечение энергией бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный закон субъекта РФ о бюджете с включением этих затрат в защищаемую строку.

6. Закон «О принципах тарифной политики на топливо, электро- и теплоэнергии».

Сегодня РЭК пользуется методиками ФЭК, зачастую нарушая законодательство. Закон приводит в соответствие законодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов на рынке.

7. Закон «О льготах на топливо, электро и теплоэнергию и источниках покрытия выпадающих доходов энергоснабжающих организаций».

Имеющиеся льготы, которые даются потребителям на региональном и муниципальном уровне не обеспечивают покрытия вкладывающих доходов энергоснабжающих организаций, что приводит к значительной финансовой потере, а следовательно к снижению энергетической безопасности. Закон позволяет устранить эти противоречия.

8. Закон «О сертификации продукции и услуг по энергоэффективности».

Сертификации продукции по энергоэффективности в Российской Федерации и в регионах нет. До введения в действие федеральных законов, создается региональный закон, определяющий требования к качеству энергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимой промышленной продукции.

9. Постановление «О нормировании потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и применении методики расчета лимитов на энергопотребление».

Действующие нормативы потребления значительно устарели и не дают реальной картины потребления. Постановление определяет порядок введения в действие методик расчета норм и лимитов потребления.

10. Пакет документов администрации и РЭК о тарифной политике в исполнении закона.

В порядке реализации закона о порядке формирования тарифов.

11. Пакет документов о мотивации энергосбережения.

В порядке реализации закона «Об основах энергосбережения на территории».

12. Пакет документов о формировании энергосберегающего поведения.

13. Постановление «О создании механизмов страховой защиты имущественных интересов производителей и потребителей энергоресурсов.

Защита интересов участников энергообеспечения от рисков и угроз.

14. Постановление «О создании системы управления энергетической безопасностью.        

3. Угрозы энергетической безопасности и направления их нейтрализации (на примере России)

3.1 Возможные (потенциальные) угрозы энергетической безопасности государства


На состояние энергетической безопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной и производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество межхозяйственных связей.

Выделяются следующие ее аспекты[8]:

·                    функциональные свойства систем энергетики, как системы повышенной опасности;

·                    защищенность энергетических интересов от внутренних и внешних угроз.

Если первое направление обеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируется управляющими воздействиями органами власти федерации и региона.

Для выявления тенденций и формирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз (таблица 3).

Таблица 3. Угрозы и их последствия[9]

Угрозы

Последствия

1. Экономические угрозы.

1.1. Острый дефицит инвестиционных ресурсов, недофинансирование проектных, строительно-монтажных работ, работ по реконструкции, техническому перевооружению предприятий ТЭК и обеспечивающих его отраслей.

- Физический и моральный износ оборудования, вывод его из работы или опасное продление его эксплуатации.

- Отставание ввода новых мощностей, опережение роста спроса, снижение резервов.

- Рост аварийности оборудования и недоотпусков энергии потребителям, в том числе и особо ответственным.

- Рост объемов аварийно-восстановительных и ремонтных работ.

- Увеличение потребления энергоресурсов от внешних поставщиков.

- Увеличение доли неоптимальных, аварийновынужденных решений  

1.2. Диспропорции цен на ТЭР в результате неэффективности тарифной политики, низкой производительности труда и неэффективного использования природных ресурсов.

- Отсутствие рыночных отношений и конкуренции в производстве. Недополучение энергоресурсов, необходимость перехода на другие топлива, снижение производственного эффекта, повышение цен на продукцию, инфляция. 

1.3. Рост неплатежей и задолженностей за поставляемые энергоресурсы.

- Цепная финансовая дестабилизация, задержки выплаты зарплаты и другие социальные проблемы.

- Информационная «война», порождающая социальную напряженность.

- недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных уровней.  

1.4. Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов.

- Перерасход энергетических ресурсов и финансовых средств за их потребление.

1.5. Слабость хозяйственных связей.

- Недопоставки ресурсов, нарушения сроков поставки, качества энергоресурсов.

2. Технические угрозы.

2.1. Низкий технический уровень и качество оборудования, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации, недопустимо высокий уровень износа оборудования.

- Рост количества, объемов и последствий аварий и технологических нарушений и ремонтных затрат.

- Рост объемов недоотпуска энергоресурсов и экономических последствий аварий и технологических нарушений.

- Увеличение загрязнения окружающей среды.

- Рост опасности для жизни людей (персонала и населения).

2.2. Угроза – отсутствие владельцев электрической и тепловой сетей и установок (бесхозные сети)

- Отсутствие ответственных за техническое состояние объектов и увеличение количества отключений потребителями.

2.3. Нерациональное размещение производительных сил, приводящие к неуправляемой концентрации производств повышенного риска.

см. последствия 1.1.

- Рост количества каскадных (цепных) аварий.

- Рост последствий неэнергетических аварий.

2.4. Нарушение устойчивости электроснабжения от внешних источников ФОРЭМ.

- Недоотпуск электроэнергии потребителям, в т.ч. ответственным.

- веерное отключение потребителей.

2.5. Нарушение устойчивости теплоснабжения населения и предприятий от централизованных источников.

- Резкий рост социальных проблем при низких температурах.

- Рост числа заболеваний и обострение болезней.

- Эвакуация жителей и охрана жилья

2.6. Нарушение устойчивости топливоснабжения.

- Снижение объемов выработки и отпуска электрической и тепловой энергии.

- Переход на топливо низшего качества.

- Снижение объема предоставляемых энергетических услуг.

2.7. Снижение технической безопасности ТЭК.

- Перспектива лавинообразного выхода из строя энергетического оборудования, отработавшего свой ресурс.

2.8. Отсутствие развитого рынка топлива и энергии.

- Дефицит электроэнергии при наличии внутренних топливных ресурсов.

- Монополизм энергетического рынка.

- Отсутствие резервов и взаимопомощи при авариях.

2.9. Снижение экологической безопасности.

- Рост выбросов и загрязнений.

2.10. Стихийные бедствия – наводнения, ураганы, оползни, гололедные явления.

- Рост аварийности оборудования.

- Рост объемов недоотпуска.

3. Управленческо-правовые угрозы.

3.1. Неэффективность реализации экономической и энергетической политики, несовершенство законодательства.

- Экономические последствия по п.1.

3.2. Неэффективность энергосберегающей политики.

- Перерасход энергоресурсов.

- Перерасход бюджетных средств.

3.3. Низкий уровень правового обеспечения регулирования естественных монополий.

- Перерасход ресурсов.

- Криминализация энергетических бизнесов.

- Монополизация энергетического рынка.

3.4. Чрезмерное вмешательство органов власти в управление энергетикой.

- Угнетенный менеджмент энергоснабжающих организаций.

4. Социально-политические угрозы

4.1. Забастовки и другие трудовые конфликты на предприятиях ТЭК.

- Ограничение отпуска энергии.

4.2. Региональные политические конфликты, сопровождаемые диверсионно-террористическими актами на объектах ТЭК

- Повреждение оборудования, ограничение отпуска энергии. 

4.3. Действие общественных движений антиатомной, антиэнергетической направленности.

- Блокирование принятия решений и осуществления обоснованных проектов на развитие энергетики.

4.4. Противоправные действия региональных органов власти и предприятий монополистов по ограничению свободы энергетического рынка.

- Рост тарифов.

- Ограничения отпуска энергоресурсов.

- Замораживание инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.