=400 Вт; =1,24 А; =3000 об/мин; =0,725 Hм;
= 0,13 А; =0,751 ; = 1,24 A;
В табл..3.5 приведены
рабочие характеристики двигателя (некоторые из них рассчитаны в относительных
единицах) для автоматизированного построения на рис.3.8 при помощи редактора
Exel. За базовые величины приняты номинальные значения, приведенные выше.
Таблица 3.5 Рабочие
характеристики двигателя в относительных единицах
,
|
|
|
|
|
n,
|
|
|
|
h
|
|
0,13
|
0,07
|
216,3
|
329
|
0,0658
|
1,102
|
0,06
|
0,149
|
0
|
0,0
|
0,0
|
0,13
|
0,5
|
208,9
|
329
|
0,066
|
1,061
|
0,40
|
0,458
|
0,395
|
0,64
|
0,371034
|
0,13
|
0,7
|
205,5
|
329
|
0,0658
|
1,047
|
0,56
|
0,603
|
0,568
|
0,699
|
0,54069
|
0,13
|
0,8
|
203,8
|
329
|
0,0658
|
1,039
|
0,65
|
0,684
|
0,652
|
0,717
|
0,626207
|
0,13
|
0,9
|
202,1
|
329
|
0,0658
|
1,030
|
0,73
|
0,757
|
0,734
|
0,731
|
0,713103
|
0,13
|
1
|
200,4
|
329
|
0,0658
|
1,021
|
0,81
|
0,829
|
0,815
|
0,739
|
0,797241
|
0,13
|
1,1
|
198,6
|
329
|
0,0658
|
1,012
|
0,89
|
0,902
|
0,894
|
0,745
|
0,884138
|
0,13
|
1,15
|
197,8
|
329
|
0,0658
|
1,008
|
0,93
|
0,938
|
0,933
|
0,748
|
0,926897
|
0,13
|
1,24
|
196,2
|
329
|
0,0658
|
1,000
|
1,00
|
1,001
|
1,010
|
0,751
|
1,00
|
3.15 Тепловой расчет
Тепловой расчет
выполняется согласно п. 10.11 [2] для оценки тепловой напряженности машины и
приближенного определения превышения температуры отдельных частей машины.
Для приближенной оценки
тепловой напряженности машины необходимо сопротивления обмоток привести к
температуре, соответствующей заданному классу изоляции; при классе
нагревостойкости В сопротивления умножаются на коэффициент 1,15 .
Расчетные сопротивления:
обмотки якоря
16,69×1,15=19,19 Ом,
обмотки паралельного
возбуждения
5057×1,15=5815,55 Ом,
стабилизирующей обмотки
последовательного возбуждения
0,46 ×1,15=0,53 Ом.
Потери в обмотках:
1,242×19,19=29,5 Вт,
0,132×5815,55=98,3 Вт,
1,242×0,53 =0,8 Вт,
Коэффициент теплоотдачи с
внешней поверхности якоря (по рис.10.29) [2] при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м 90 .
Превышение температуры
охлаждаемой поверхности якоря над температурой воздуха внутри машины определяется
по (10.133) [2]:
(29,5(2×0,044/0,25)+3,95+1,43)/
/(× 0,073×0,044×90)= 17 .
Перепад температуры в
изоляции пазовой части обмотки якоря определяется по (10.135) [2]:
a) периметр поперечного
сечения паза по по
(10.124) [2]:
2∙19 + 0,0055+ 0,0009= 0,0444 м;
б) перепад температуры
29,5×(2×0,044/0,25)/(26× 0,0444×0,044)∙∙(( 0,0055+ 0,0009)/(16×1,4)+0,0005 /0,16)= 0,70,
где 1,4
Превышение температуры
охлаждаемой поверхности лобовых частей обмотки якоря над температурой воздуха
внутри машины определяется из (10.134), (10.125) [2]:
29,5×(1-2×0,044/0,25)/(× 0,073×2×(0,2×0,115)× 90)= 10 ,
где 90 - коэффициент теплоотдачи с лобовых поверхностей
обмотки якоря по рис. 10.29 [2] при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м; 0,023 м - вылет лобовых частей
обмотки якоря.
Перепад температуры в
изоляции лобовой части обмотки якоря определяется из:
а) ×=0,0444м;
б) 29,5×(1-2×0,044/0,25)×0,02/ (2×26×0,0444×8×1,4)= 0,015 .
Среднее превышение температуры
обмотки якоря над температурой воздуха внутри машины определяется из (10.138)
[2]:
17+ 0,70)∙ ×2×0,044/0,25+( 10+ 0,015)×(1-2×0,044/0,25)= 13
Сумма потерь, отводимых
охлаждающим внутренний объем двигателя воздухом, согласно (10.120) [2],
136-0,1×98,3=126,17 Вт.
Условная поверхность
охлаждения двигателя определяется из (10.137) [2]:
2∙(0,169+0,186) ∙(0,044+2×0,023)=0,064 м2,
Среднее превышение
температуры воздуха внутри двигателя, согласно (8-142) [2]:
а) Коэффициент подогрева
воздуха, (рис. 10.30) [2], при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м 625 .
б)126,17/(0,064×625)= 3,2 .
Среднее превышение
температуры обмотки якоря над температурой охлаждающей среды
= 13+ 3,2=16,2 .
Превышение температуры
наружной поверхности обмотки возбуждения над температурой воздуха внутри
машины:
а) периметр поперечного
сечения условной поверхности охлаждения обмотки возбуждения ПВ
определяется по эскизу междуполюсного окна; определяют длины участков контура
поперечного сечения обмотки; поверхности, прилегающие к сердечнику главного
полюса, не учитываются 0,08 м.
б) наружная поверхность
охлаждения катушки обмотки возбуждения:
0,239×0,008=0,002 м2;
в) потери мощности
,отводимые охлаждающим внутрение обьёмы машины воздухом ( ориентировочно
принимаем 90%):
==0,9×(98,3+0,8)=89,2 Вт;
г) коэффициент
теплоотдачи с поверхности обмотки возбуждения (рис. 10.29) [2] при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м 42 .
д) = 89,2/(2×0,002×42)= 531 .
Перепад температуры в
изоляции катушки:
а) средняя ширина катушки
обмотки возбуждения ,определяется по сборочному чертежу двигателя, =0,024 м;
б)89,2/(2×0,002)( 0,024 /(8×1,4)+ 0,00000/0,16)= 75,7 ,
где - часть теплоты катушки обмотки
возбуждения, передаваемая через полюс.
1,4
принимаются, как и для
изоляции обмотки якоря.
Среднее превышение
температуры обмотки возбуждения над температурой охлаждающей среды
531+ 75,7+ 3,2=609,9 .
Превышение температуры
наружной поверхности коллектора над температурой воздуха внутри двигателя:
а) поверхность
теплоотдачи коллектора
=3,14×0,04×0,009=0,001130 м2;
б) коэффициент
теплоотдачи с поверхности коллектора (по рис. 10.31) [2] для окружной скорости
коллектора =6,28 м/с 150 .
в)=( 5,5+1,5)/(0,001130×150)= 41 .
Среднее превышение
температуры коллектора над температурой охлаждающей среды (при входе
охлаждающего воздуха со стороны коллектора) по (10.150) [2]
= 41+ 3,2=44,2
Таким образом, среднее
превышение температуры обмотки якоря 16,2 , обмотки возбуждения 609,9 , коллектора 44,2 над температурой охлаждающей среды, что ниже
предельных допускаемых значений для класса изоляции В 90 (130-40).
3.16 Вентиляционный
расчет
Вентиляционный расчет
выполняется приближенным методом. Метод заключается в сопоствлении расхода
воздуха, необходимого для охлаждения для охлаждения двигателя, и расхода,
который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя.
Рассчитаем для двигателя
аксиальную систему вентиляции.
3.16.1.Необходимое
количество охлаждающего воздуха по (8-354) [1]:
a) - превышение температуры воздуха;
3,2=6,4 ;
б)126,17/(1100×6,4)=0,018 м3/с,
где - сумма потерь, отводимых, охлаждающим
внутренний объем машины, воздухом.
3.16.2. Расхода воздуха,
который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя со
степенью защиты IP22 определяем по эмпирической формуле (8.355) [1].
3.16.3. Коэффициент для двигателя с = 1,1
0,11,1∙3000∙ 0,0732/100=0,018 м3/с.
Система
охлаждения двигателя обеспечивает необходимый расход воздуха.
Заключение
1. В результате расчетов
получены следующие номинальные харак теристики двигателя постоянного тока:
Мощность, Вт
|
400
|
Номинальное напряжение, В
|
220
|
Ток якоря, А
|
1,24
|
КПД, о.е.
|
0,746
|
Частота вращения, об/мин
|
3000
|
Момент на валу, Нм
|
0,725
|
Ток обмотки возбуждения, А
|
0,13
|
Потребляемая мощность, Вт
|
301
|
2. Среднее превышение
температуры обмотки якоря 16,2 , обмотки возбуждения 609,9 коллектора 44,2 над температурой охлаждающей среды, что ниже
предельных допускаемых значений для класса изоляции В 90 (130-40).
3.Необходимое
количество охлаждающего воздуха 0,018 м3/с. Система охлаждения
двигателя обеспечивает необходимый расход воздуха.
Список используемых
источников
1.
Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов. - В 2-х кн.: кн.
1 /И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин и др; Под ред. И.П. Копылова. – М.:
Энергоатомиздат, 1993. -464 с.
2.
Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов. - В 2-х кн.:
кн.2 /И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин и др; Под ред. И.П. Копылова. –
М.: Энергоатомиздат, 1993. -384 с.
3. Сергеев П.С., Виноградов Н.В., Горяинов Ф.А.
Проектирование электрических машин.-М.: Энергия, 1969.-632 с.
4. . Ермолин
Н.П. Расчет коллекторных машин малой мощности. Л.: Энергия. 1973. – 216 с.
5. Справочник
по электрическим машинам/ Под общ. ред. И.П. Копылова, Б.К. Клокова. Т.1. - М.:
Энергоатомиздат, 1988. - 456 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|