Сопротивление щёточного
контакта
=2∙2,5/(4∙ 2,21)=0,566 Ом.
Период коммутации
0,004/6,28=0,000637 с.
Средняя длина силовой
линии поперечного поля якоря в междуполюсном пространстве двигателя
(0,115-0,085)/2=0,015 м.
Средняя эквивалентная
индуктивность секции якоря
2∙24∙ 6,638∙10-6∙11978∙0,044∙0,004∙
0,073/ (2,21∙0,04)=0,000084 Гн.
Коэффициенты
определяются:
0,566∙0,000637/0,000084=4,29;
1,7∙2,1∙4,29/2,5=6,126;
1,7∙0,4∙4,29/2,5=1,167.
Коммутационная МДС якоря
на один полюс
0,0117∙11978/(6,126+1,167+1))∙ (1+0,2∙3,14∙0,115/(0,015∙ 6,638))=15 А.
Для устойчивой работы
двигателя при изменении нагрузки на валу применим стабилизирующую
последовательную обмотку. Без стабилизирующей обмотки возбуждения с увеличением
нагрузки на валу двигателя увеличивается ток якоря и увеличивается
размагничивающее действие реакции якоря на основной магнитний поток главных
полюсов. При достаточно большом значении реакции якоря зависимость частоты
вращения якоря от мощности на валу двигателя имеет не падающий, а возрастающий
характер, что приводит к неустойчивому режиму работы двигателя. МДС
последовательной стабилизирующей обмотки возбуждения должна компенсировать МДС реакции
якоря. Поэтому принимаем МДС стабилизирующей обмотки равной МДС поперечной
реакции якоря (направлены навстречу друг другу) ==66 А.
Число витков стабилизирующей
обмотки на один полюс
66/ 2,21=29,86
Принимаем =30 витков.
Уточняем МДС
стабилизирующей обмотки при номинальном режиме работы
30∙ 2,21=66,3 А.
Сечение и диаметр провода
последовательной обмотки возбуждения. Плотность тока в обмотке предварительно
выбираем для машин со степенью защиты IP22 по п.10.7: 5000000 А/м2.
Расчетное сечение провода
предварительно
= 2,21/5000000=0,000000442 м2.
Принимаем по табл. 10.18
[2] круглый провод ПСД: по табл. П.3.1 [2] диаметр голого провода dГСО=0,00075
м, диаметр изолированного провода = 0,000815 м; = 0,000915
м,
сечение провода = 0,000000442 м2.
Окончательная плотность
тока в проводнике стабилизирующей обмотки возбуждения
= 2,21/0,000000442=5000000 А/м2.
Средняя длина витка стабилизирующей
обмотки
=2×(0,044+0,036= 0,160 м.
Полная длина обмотки
2×0,160×30=9,60 м.
Сопротивление стабилизирующей
обмотки возбуждения при °С
=9,60/(57×106×0,000000442)= 0,38 Ом.
Сопротивление
стабилизирующей обмотки возбуждения при °С
1,22× 0,38 =0,46 Ом.
Масса меди стабилизирующей
обмотки
8900×9,60×0,000000442= 0,0378 кг.
Выбираем изоляцию
обмоток: изоляция сердечника: эпоксидная смола, толщина 1 мм.
Потребная площадь окна
для размещения стабилизирующей обмотки возбуждения на полюсе
30∙0,0009152∙106/0,84=30 мм2,
где =0,82...0,88 – коэффициент, учитывающий
возможные неточности намотки рядов провода в катушке. Фактическая площадь окна
для размещения обмотки возбуждения на полюсе
1,2∙30=36 мм2.
Продольная составляющая
МДС якоря на один полюс
возникает вследствие самопрозвольного сдвига щёток с геометрической нейтрали по
механическим причинам и неточности установки и в малых машинах незначительна:
=0,00025∙10-2∙11978= 3,0 А.
Необходимая МДС шунтовой обмотки
возбуждения на один полюс
347+66-66,3-15-3,0=328,7 А.
Вначале принимаем
значение согласно
полученному по формуле. Затем выполняем расчет по пп..3.11.5-3.13.12. При
несовпадении значения частоты вращения в номинальном режиме (при расчете
рабочих характеристик в п.3.13.12 ) корректируем . После корректировки принимаем 329 А.
Принимаем предварительно
ширину катушки параллельной обмотки
0,5∙(0,083-0,036)=0,024 м,
толщину изоляции обмотки
возбуждения (изоляция сердечника полюса- эпоксидная смола толщиной 1 мм) 0,001 м. тогда средняя длина витка обмотки по
(10.57) [2]
2×(0,044+0,036)+×(0,024+0,001)=
=0,239 м.
Расчетное сечение меди
параллельной обмотки при последовательном соединении катушек полюсов по (10.58)
[2]
1,1×2×329×0,239/(220×57×106)=
= 0,00000001379 м2,
где - коэффициент запаса.
Принимаем по табл. 10.18
[2] круглый провод ПСД: по табл. П.3.1 [2] диаметр голого провода м, диаметр изолированного
провода = 0,0001 м; сечение провода = 0,00000000502 м2.
Номинальную плотность
тока принимаем для машин со степенью защиты IP22 по п.10.7:
3500000 А/м2.
Число витков на полюс по
(10.64) [2] с учетом выбранного сечения провода
329∙0,00000000502/(3500000× 0,000000013792)=2481.
Потребная площадь окна
для размещения обмотки возбуждения на полюсе
2481∙0,00012∙106/0,84=30 мм2,
где =0,82...0,88 – коэффициент, учитывающий
возможные неточности намотки рядов провода в катушке. 3.12.20. Фактическая
площадь окна для размещения обмотки возбуждения на полюсе
1,2∙30=36 мм2.
На основании производится размещение обмотки
возбуждения и уточнение высоты сердечника полюса.
Определяем номинальный
ток возбуждения:
329/2481=0,13 А.
Полная длина обмотки
2×0,239×2481=1186 м.
Сопротивление обмотки
возбуждения при °С
=1186/(57×106×0,00000000502)=4145 Ом.
Сопротивление обмотки
возбуждения при °С
1,22×4145=5057 Ом.
Масса меди параллельной
обмотки
8900×1186×0,00000000502= 0,05 кг.
Выбираем изоляцию
обмоток: изоляция сердечника: эпоксидная смола, толщина 1 мм.
3.13 Потери и КПД
Электрические потери в
обмотке якоря по п. 10.10 [2]
2,212×16,69=81,5 Вт.
Электрические потери в
обмотке возбуждения :
220×0,13= 28,6 Вт.
Электрические потери в
переходном контакте щеток на коллекторе
2,5× 2,21=5,5 Вт.
Потери на трение щеток о
коллектор
0,00004×30000×0,2×6,28=1,5 Вт,
где - давление на щетку; для щетки марки ЭГ -
14 Па.
f = 0,2 - коэффициент трения щетки.
Потери в подшипниках определяются
следующим путём [4].
Масса
якоря с обмоткой и валом (стр. 232) [2]
6500∙ 0,0732∙0,044= 1,5 кг.
Масса
коллектора с валом (стр. 232) [2]
6100∙0,042∙0,009= 0,1 кг.
Потери
в подшипниках
1,5∙( 1,5+ 1,5)∙ 3000
10-3=7,2 Вт.
Потери
на трение якоря о воздух при скорости вращения до 12000 об/мин
2∙ 0,0733∙30003∙0,044∙10-6=0,92 Вт.
Масса стали спинки ярма
якоря по (10.103) [2]
7800××(( 0,073-2×0,02)2-0,0152)×0,044 ×0,95/4= 0,22 кг
Условная масса стали
зубцов якоря по (10.101) [2]
7800×26× 0,0031 ∙0,02× 0,044 ×0,95= 0,53 кг
Магнитные потери в ярме
якоря
a)= =2/2×3000/60= 50 Гц;
б) 2,3×1,75×( 50/50)1,4× 1,272× 0,22=1,43 Вт,
где p1,0/50=1,75
Вт/кг, по табл 6-24 [2] для
стали 2312.
Магнитные потери в зубцах
якоря
2,3×1,75×( 50/50)1,4× 1,362× 0,53=3,95 Вт,
Добавочные потери
220× 2,6=5,72 Вт.
Сумма потерь
81,5+ 28,6+5,5+1,5+7,2+0,92+3,95+1,43+5,72 =136 Вт.
Потребляемая мощность
=400+136=536Вт.
Коэффициент полезного
действия по (8-97) [2]
400/(400+136)= 0,746.
3.14 Рабочие
характеристики
Для построения рабочих
характеристик двигателя при
номинальном напряжении и токе возбуждения принимаем, что потери холостого хода с нагрузкой
практически не изменяются и составляют:
1,5+7,2+0,92+3,95+1,43=15,00 Вт.
МДС поперечной реакции
якоря для нескольких
значений тока якоря позволяют представим зависимостью от тока I в виде (п.12-14 [3]):
=66×/ 2,21А.
МДС стабилизирующей
обмотки возбуждения для
нескольких значений тока якоря представим зависимостью от тока I в виде :
=66,3×/ 2,21А.
Продольная коммутационная
МДС якоря на один полюс представим зависимостью от тока I
0,5∙11978∙(/ 2,21)3∙ 0,0117/((6,126+(1,167+1) / 2,21))∙(1+0,2∙3,14∙0,115/(0,015∙ 6,638))=11,20∙/(6,126+0,98) .
Задаваясь током якоря IТ,
определяем ЭДС обмотки якоря:
б)220-×16,69-2,5, В.
Вычисляем результирующую МДС
возбуждения:
329-66×/ 2,21+66,3×/ 2,21+11,20∙/(6,126+0,98 ), А.
По значению программа автоматически находит
из кривой холостого хода черт. РР1 удельную ЭДС якоря:
, .
Определяем скорость
вращения якоря
, об/мин.
Ток якоря при холостом ходе
=15,00/220=0,07, A.
Вычисляем ток двигателя:
IТ+0,13 A.
Потребляемая мощность двигателя
220×(IТ+0,13) Вт.
Полезная мощность на валу
двигателя
(220-×16,69-2,5) -15,00-5,72×( 2,6/ /+0,13)2 , Вт.
Коэффициент полезного
действия
.
Вращающий момент
, Н×м.
Результаты расчетов, по
пп.15.1-15.12 для ряда значений тока якоря IТ, сведены в табл. 3.4, рабочие
характеристики двигателя приведены на черт РР1.
Таблица 3.4 Рабочие
характеристики двигателя
,
|
|
|
|
|
n,
|
|
|
|
h
|
|
0,13
|
0,07
|
216,3
|
329
|
0,0658
|
3287
|
0,07
|
44
|
0
|
0,000
|
0,000
|
0,13
|
0,5
|
208,9
|
329
|
0,066
|
3165
|
0,50
|
139
|
89
|
0,640
|
0,269
|
0,13
|
0,7
|
205,5
|
329
|
0,0658
|
3123
|
0,70
|
183
|
128
|
0,699
|
0,392
|
0,13
|
0,8
|
203,8
|
329
|
0,0658
|
3097
|
0,80
|
205
|
147
|
0,717
|
0,454
|
0,13
|
0,9
|
202,1
|
329
|
0,0658
|
3071
|
0,90
|
227
|
166
|
0,731
|
0,517
|
0,13
|
1
|
200,4
|
329
|
0,0658
|
3046
|
1,00
|
249
|
184
|
0,739
|
0,578
|
0,13
|
1,1
|
198,6
|
329
|
0,0658
|
3018
|
1,10
|
271
|
202
|
0,745
|
0,641
|
0,13
|
1,15
|
197,8
|
329
|
0,0658
|
3006
|
1,15
|
282
|
211
|
0,748
|
0,672
|
0,13
|
1,24
|
196,2
|
329
|
0,0658
|
2982
|
1,24
|
301
|
226
|
0,751
|
0,725
|
В результате расчета и
построения рабочих характеристик двигателя установлены номинальные значения:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|