·
наладка
и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей
(перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);
·
замена
отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных
видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных
установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие
установки;
·
внедрение
автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах
отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых,
общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
·
разработка
и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке,
сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими
характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных
изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента,
стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой
промышленности и т.п.;
·
дальнейшее
развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их
расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков
энергии;
·
максимальная
утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых
газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах
отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и
населенных пунктов;
·
разработка
и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и
удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой
биомассы;
·
разработка
и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
·
внедрение
теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и
индивидуальных системах отопления;
·
экономически
целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников
энергии;
·
техническое
перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на
дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и
внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и
регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
·
разработка
и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и
рапсового технического масла;
·
разработка,
организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов,
материалов;
·
децентрализация
систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с
малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
·
максимальное
снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения
регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и
утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных
строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей.
Принципы государственной политики энергосбережения
Согласно закона Республики Беларусь «Об
энергосбережении», принятым 15 июля 1998 года, основными принципами государственного
управления в сфере энергосбережения являются:
·
осуществление
государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
·
разработка
государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских,
отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
·
приведение
нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости
материального производства, сферы услуг и быта;
·
создание
систем финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую
заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании
топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс
нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании
средств в энергосберегающие мероприятия;
·
повышение
уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
·
осуществление
государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
·
создание
и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических
технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в
процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
·
реализация
демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
·
информационное
обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового
отечественного и зарубежного опыта в этой области;
·
обучение
производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
·
создание
других экономических, информационных, организационных условий для реализации
принципов энергосбережения.
Методы реализации государственной политики энергосбережения
Методы управления (регулирования)
энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность,
управляемых с целью снижения потребления, топливно-энергетических ресурсов при
сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы
управления:
·
социально-психологические
методы
или меры морального стимулирования;
·
административные
методы,
основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного
управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения;
·
финансово-экономические
методы,
базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих
экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования
субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими
энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Социально-психологический механизм управления энергосбережением
Основными инструментами
социально-психологического управления являются:
·
образование
и воспитание;
·
обучение;
·
доступность
информации;
·
общественное
давление;
·
переговорные
процессы;
·
добровольные
соглашения.
В Беларуси социально-психологический механизм
управления реализуется по следующим направлениям.
В рамках социально-психологического управления
энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических
учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки
кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по
энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном
участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный
персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической
базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические
навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в
области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время
требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми
тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.
Основные направления и задачи в области обучения,
пропаганды и информации на 2001 – 2005 годы:
1. Развитие непрерывной многоуровневой системы
образования в области энергосбережения, базирующееся на:
·
совершенствовании
учебных программ и планов и координации их с Республиканской программой по
энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники;
·
укреплении
и развитии учебно-методических и научно-лабораторных баз вузов и центров
переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и
экономической квалификации;
·
открытии
на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий
республиканских межотраслевых научно-исследовательских и образовательных Центров
для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим
технологиям с целью координации и концентрации усилий науки и производства;
·
создании
компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных
кафедрах и центрах системы образования по энергосбережению;
·
организации
баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения
практических навыков энергосбережения;
·
использовании
системы тестов и стендов при проведении энергетических обследований
предприятий.
2. Широкое использование республиканской информационно-аналитической
системы «Энергосбережение» (далее РИАС) как автоматизированной системы
проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного
получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования:
2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения
и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает
создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и
анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии
энергопотребления и внедрении энергосберегающих оборудования, технологий,
выполнении директив государственных органов и действующих программ
энергосбережения. До 2005 года предусматривается разработка этой подсистемы и
создание ее узловых элементов у крупных потребителей энергии и в
демонстрационных зонах энергоэффективности.
2.2. В составе РИАС подсистема перманентной
информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать:
·
организацию
правового обеспечения и информирования по вопросам энергосбережения
соответствующих звеньев персонала предприятий, организаций и населения в целом;
·
издание
целевых информационных бюллетеней с директивными нормативными документами в
области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения;
·
периодический
(2 раза в год) выпуск для средних и высших учебных заведений, для
производственных предприятий и коммунальных учреждений тематических бюллетеней
о первоочередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении;
·
создание
системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно
методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным
вопросам энергосбережения;
·
дальнейшее
издание научно-технического и информационного журнала «Энергоэффективность»,
информационного бюллетеня об отечественном и зарубежном опыте по энергосбережению;
издание серии книг «Энергосбережение», включающей оригинальную научно-популярную,
учебно-методическую и научно-техническую литературу, написанную ведущими
учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбережению;
·
информацию
о проведении выставок по энерго- и ресурсосбережению, тематических семинарах в
областях, городах, на предприятиях республики;
·
открытие
веб-страницы в системе Интернет и постоянное представление информации о
состоянии и работе в области энергосбережения в Республике Беларусь;
·
создание
единого информационного поля в области энергосбережения с соответствующими
управленческими структурами России и других стран СНГ, в том числе, издание
совместного реферативного журнала отечественных и зарубежных публикаций и изобретений
в области энергосбережения, каталога инноваций по энергосбережению с соответствующими
экономическими оценками.
2.3. В составе РИАС подсистема пропаганды и
рекламы по энергосбережению должна предусматривать создание автоматизированной
системы сбора, обработки и актуализации справочно-адресной информации о
производителях и поставщиках энергосберегающих оборудования и приборов, их
технических и экологических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, новинках-экспонатах
энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных
научно-технических выставках, конгрессах, семинарах.
3. Создание единой республиканской
высококачественной интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на
существующую социально-демографическую структуру общества, включающей:
·
комплексное
использование всех средств масс-медиа: тематические информационно-дискуссионные
и познавательно-развлекательные программы по телевидению и радио, информационно-пропагандистские
и дискуссионные материалы в общественной печати, рекламно-информационные
материалы в сети Интернет;
·
разработка
принципов рекламы энергосбережения городов и создание сети
рекламно-пропагандистских средств в городах и населенных пунктах республики
совместно с местными органами власти;
Страницы: 1, 2, 3
|