Управление энергосбережением в Республике Беларусь
УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Система и структура управления энергосбережением в Беларуси
Монопольное положение отраслей ТЭК на рынке
производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования
всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять
государственное регулирование и контроль этих отраслей.
Основными целями государственного регулирования
являются:
·
защита
интересов потребителей в условиях монополии производителя;
·
ограничение
сверхвысоких прибылей энергетических компаний;
·
защита
энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;
·
проведение
энергосберегающей политики;
·
защита
окружающей среды.
Государственное регулирование экономики отраслей
ТЭК включает:
·
регулирование
отношений собственности;
·
регулирование
цен и тарифов;
·
проведение
налоговой и кредитной политики.
Выполнение функций государственного регулирования
и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в
отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к
их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных
выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного
решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации
(комиссии) по контролю над ценами и тарифами.
До недавнего времени функции управления
возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз»,
«Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие
субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый
хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и
развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге
вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система
управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо
юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики.
Одно из направлений оптимизации структуры
управления – реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть
изменение состава управляющих органов и взаимоотношений между ними. С 1991 г. в
Беларуси ведется работа в этом направлении, что обусловлено получением
республикой статуса независимого государства и формирования в ней рыночных
отношений.
Первым шагом на пути реструктуризации управления
энергетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав
которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП
«Белтрансгаз».
В перспективе следует искать новые формы
управления ТЭК.
Направления совершенствования системы управления
энергетическим сектором следующие:
1. Создание единой по вертикали системы
управления энергосбережением, в том числе:
·
на
государственном уровне – создание нормативно-правовых документов прямого действия и
соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;
·
на
региональном уровне – создание целевых программ энергосбережения, формирование
источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;
·
на
муниципальном уровне – продуманные действия по организации рационального
потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;
·
на
уровне хозяйствующих субъектов – выполнение мероприятий с учетом общей
экономической заинтересованности.
2. Регулирование цен на топливо и энергию как
инструмент стратегии государства в области энергосбережения.
3. Приведение стандартов, норм и правил в
соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ
и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.
4. Переход от дотационного принципа
финансирования энергосбережения к установлению налоговых льгот, стимулирующих
инвестиционную активность использования энергосберегающего оборудования
(снижение налогов на прибыль, дифференциация налоговых ставок, ускоренная
амортизация).
5. Осуществление действенных мер по структурной
перестройке экономики, выражающейся в снижении в ней доли энергоемких
производств и обеспечении условий для опережающего развития малоэнергоемких и
наукоемких производств.
6. Создание национальной программы расширения
использования на современной научно-технической базе местных топливно-энергетических
ресурсов, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.
Цели и средства реализации энергетической политики
Основной целью Энергетической политики Республики
Беларусь является поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и
функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и
эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения,
обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и достижение
стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских
государств при сохранении экологически безопасной окружающей среды.
Достижение поставленной цели должно базироваться
на:
·
определении
влияния уровня развития производительных сил и социальных условий жизни
населения на потребление энергоносителей;
·
определении
оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей,
включая максимальное использование нетрадиционных и возобновляемых источников;
·
выборе
надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР из-за пределов республики;
·
сохранении
единства технологического управления в масштабах ТЭК;
·
рациональной
структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;
·
надежном
и экономичном энергообеспечении потребителей и максимально эффективным
использованием энергоносителей за счет внедрения энергосберегающих
организационно-технических мероприятий;
·
использовании
геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей,
а также экспорта электроэнергии собственного производства;
·
удовлетворении
интересов областей и отдельных городов в обеспечении энергоносителями путем
расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов,
включая создание собственных муниципальных объектов, что предполагает и
расширение прав в управлении и получении доходов, однако требует сохранения
единства технологического управления в масштабах ТЭК;
·
учете
принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных
радионуклидами;
·
технической
политике, ориентированной на коренной повышение экономичности производства,
распределения и использования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК;
·
приоритетах
глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного
сырья;
·
замещении
светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания.
Цели энергетической политики достигаются с
помощью:
·
ценовой
и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах)
на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам
и тарифам, которым соответствуют мировые цены в качестве верхнего предела и
цены самофинансирования - в качестве нижнего;
·
формирования
конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных
хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;
·
создания
нормативно-правовой базы и разработки системы нормативных актов, регулирующих
взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного
управления и общественностью;
·
совершенствование
механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в
топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии,
бытовых и производственных отходов;
·
проведения
активной инвестиционной политики.
Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики
Стратегической целью деятельности в области
энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП
и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может
быть достигнуто за счет:
·
структурной
перестройки отраслей экономики и промышленности;
·
повышения
коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения
новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации
вторичных энергоресурсов;
·
увеличения
в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов
производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Организационно-экономической основой политики
энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимой
законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в состав которой войдут
ГОСТЫ, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других
документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения.
Основные организационно-экономические направления деятельности в области
энергосбережения:
·
осуществление
государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с
целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области
энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых
мер по энергосбережению;
·
переход
к проведению регулярных энергетических обследований хозяйствующих
субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в
действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
·
пересмотр
тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топлива с целью
поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф
только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих
видов энергоресурсов;
·
разработка
новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих
повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих
меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных
субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;
·
реализация
положений Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» о введении
обязательной энергомаркировки бытовых электроприборов и их сертификации
по показателям энергопотребления; разработка стандартов минимальной энергоэффективности
основных видов бытовых электроприборов и их энергомаркировки по классам
энергоэффективности, гармонизированных с Директивами ЕС;
·
разработка
и реализация республиканских, региональных и отраслевых программ
энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью
уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.
К основным техническим приоритетам деятельности
до 2005 г. в области энергосбережения относятся:
·
повышение
эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры
генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных
технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении,
преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы
энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
·
модернизация
и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в
водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании
котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания
котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР;
оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования, либо
производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе
портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления
тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты и др.;
·
внедрение
котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского
и лесного хозяйства, деревообработки;
·
снижение
потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и
электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения
расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения
и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных
подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных
станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и
продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
·
создание
мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;
·
создание
технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек,
аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных
любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных
на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
Страницы: 1, 2, 3
|