Меню
Поиск



рефераты скачать Турниры юных физиков - нормы и правила

За неделю до турнира проводят специальное репетиционное  занятие. Для этого команда разбивается на три группы (докладчики, оппоненты и рецензенты) и с ними проводят   тренировочный турнир по заданиям.  Здесь выявляют недоработки, намечают пути и средства   их устранения.  По результатам  репетиций   принимают ряд решений. Например, окончательно назначают докладчиков, устанавливают,  какие из задач  назначать соперникам и какие  оставить для себя; уточняются вопросы для  соперников,  кто будет их  задавать;  кто и по каким задачам будет выступать с рецензией, оценивается качество демонстрационного материала.  Здесь окончательно определяется кандидатура капитана команды, которому предстоит  решать все вопросы с жюри. (Присутствие учителя на турнире не обязательно, а вмешательство  его в ход турнира  запрещено.)


Весь ход подготовки к турниру – это организованный учителем урок методологии физики как науки; это наглядный пример критического, доказательного мышления; это иллюстрация практического применения научных знаний для решения нестандартных задач. Такой опыт нельзя передать на обычном уроке, он требует времени, поэтому лучше всего реализуется при длительном, напряженном поиске решения. В этом смысле турниры являются одной из лучших  форм организации «долгоиграющей» учебной деятельности. Она одинаково эффективна для школьников и для студентов. 

 Для педагога - руководителя команды  это не новый, но  специфический  вид деятельности. Итогом его становится не только углубление знаний учащихся по группе научных предметов. Опыт показывает, что участие в турнирах  обновляет представления учащихся о науке, научной работе и об интеллектуальной деятельности вообще. Если команда составлена на базе одного класса, то полтора-два месяца подготовительной работы и проведения турнира  переводят его в новое качество - из турнира он выходит более сплоченным и нацеленным на поиск и решение новых трудных задач.


4.  Жюри турнира

На жюри тур­нира ложится  задача, пожалуй   более важная,  чем в олимпиадах. В первую очередь это обусловлено публичным характером их работы на турнире. Глубокое проникновение в физическую суть заданий, знание предмета спора и уважительное отношение к нему, знание вариантов ответа на поставленные воп­росы, педагогический такт, высокая  личная культура,  владение техни­кой ведения дискуссий, объективность и равное уважение к участникам дискуссии, к высказываемым ими суждениям, желание и умение дать исчерпывающий ответ на  вопросы участников по окончании турнира – таков далеко не полный перечень  требований, предъявляемых  к членам жюри.

Общее руководство турниром осуществляет председатель жюри. Он открывает турнир вступительным словом, проводит жеребьевку, следит за соблюдением регламента, создает и поддерживает обстановку корректной  научной дискуссии, удерживает участников турнира в рамках отведенных им ролей  докладчика, оппонента,  рецензента или болельщика.  В его задачи входит организация работы жюри турнира, начиная с формирования его состава, выработки  критериев и норм оценки выполнения заданий,  до согласования итоговых оценок.  В спорных случаях, при голосовании  он может использовать дополнительный голос.  Одна из его обязанностей – выделить и отметить в заключительном слове вклад каждой команды и отдельных участников в общее решение, чтобы не обмануть такого рода ожида­ний и заложить основы дальнейшего сотрудничества.

Столь высокие требования к жюри вполне обоснованы, если учесть, что турнир - скорее всего,  единичный эпизод в жизни ученика. Именно потому   так важна роль каждого члена жюри   в формировании будущего учёного или специалиста, в становлении уровня его образования, культуры и  стиля поведения.

Члены жюри перед началом турнира обсуждают турнирные задания и согласовывают  оценки.   В ходе турнира они  выслушивают выступления участников, задают в необходимых случаях уточняющие вопросы, ведут краткие записи для обоснования  оценок за каждое задание.  В качестве примера приводим разработанный для жюри вариант норм и критериев оценки результатов выступлений команд на турнире в ноябре 2003 года


 Тексты  заданий и примерное  содержание докладов


Задание1. «Земля». По одной из современных гипотез смены климата на Земле связаны с изменением ее ориентации. Опишите, как может происходить это изменение вследствие намерзания льда на полюсах.

- анализ ситуации (Земля – шар;  вращение Земли; свободные оси вращения твердых тел;  намерзание льда,  как перераспределение массы; ожидаемые последствия;…)

- Составление теоретической модели явления;

- Оценочные расчеты влияния намерзание льда;

- Формулирование выводов и прогнозов;

- Экспериментальная проверка (описание модели, методики и результатов наблюдений). 


Задание 2. «Влажная уборка». Мокрую тряпку труднее всего тащить, когда она полностью расстелена по полу. Выясните, чем определяется величина силы такого «трения».

- Анализ ситуации и выяснение механизмов сопротивления движению;

- Составление перечня факторов(трение, поверхностное натяжение, …) и оценка влияния каждого из них на силу сопротивления;

- Планирование экспериментальных наблюдений (оборудование, материалы и приборы, методика измерений, оценка погрешностей метода);

- Результаты исследований;

- Общие выводы.


3. «Искажения». Если разговаривать через костер, то звук несколько искажается. Искажается он и в том случае, если корреспондент берет интервью в ветренную погоду. Проведите сравнительный анализ искажений звука в указанных случаях.

- Определения основных  понятий (звук, распространение звука, характеристики звука, костер);

- Анализ физической ситуации и выявление а) характера искажения звука;  б) механизмов, влияющих на эти характеристики в условиях задачи;

- Оценка степени  влияния этих механизмов на параметры звука;

- Описание установки, методики экспериментальных наблюдений и результатов измерений;

- Формулирование выводов.



Нормы оценки качества доклада  (50 баллов)

Введены определения понятий, содержащихся в задаче – 5 баллов

Произведен анализ задачи и создана абстрактная модель – 10 баллов

Показаны идея и  план решения – 5 баллов

Произведены оценочные  расчеты  - 5 баллов

Обоснована экспериментальная методика и создана  установка – 10 баллов

Проведены  наблюдения и измерения, оценены погрешности – 10 баллов

Приведены обоснованные  выводы и проведено их обсуждение -  5 баллов

Качество оппонирования (30 баллов) оценивается по тем же позициям, но с уменьшением баллов в соотношении 0.6 от оценки доклада.

Качество рецензирования (20 баллов) оценивается по тем же позициям, но с уменьшением баллов  в соотношении 0.4 от оценки доклада 

По завершении выступлений команд жюри проводит заседание, на котором выносит окончательные оценки  командам-участникам. Члены жюри обсуждают варианты представленных решений, окончательно  согласовывают критерии и оценки. На завершающем туре перед оглашением результатов  члены жюри отвечают на  вопросы участников турнира,  могут (но не обязаны) продемонстрировать   правильные идеи и решения.

Помимо распределения призовых  командных мест жюри  выносит   решение о присуждении призов и специальных дипломов по отдельным позициям (номинациям): за самую оригинальную идею, за обстоятельность и глубину поиска, за качество представления результатов, за  исполнение ролей докладчика, оппонента или рецензента, за изобретательность при проведении  экспериментальных наблюдений и т.д.


5.  Основные этапы решения  турнирных  задач

1. Изучают  условие  задачи по следующему плану:

а) О каких явлениях идёт речь в задаче?

б) Какими физическими понятиями можно описать эти явления?

в) В каких причинно-следственных связях находятся эти яв­ления? Каким законам они подчиняются?

г) Насколько соответствуют условия задачи законам физики, описывающим эти явления?

      В конце этого этапа возникает идея (идеи) и варианты  решения задачи.

2. Среди  рассмотренных явлений  оставляют только необходимый минимум. Формулируют  задание в обновленном виде. Для оценки корректности  новой задачи  используют  следу­ющее правило – условие задачи, сформулированное «под прорабатываемую идею»,  не должно изменять суть исходного задания.

Важно также учесть, можно ли подобрать или определить каким-либо реальным способом параметры и величины, необходимые для решения сформулированной  задачи. Завершается этап критическим анализом предварительного замысла и его корректировкой.

3. Подбираются справочные данные, в большинстве случаев определяются - на основе «здравого смысла»  или расчетов -  «оценочные» величины. При необходимости проводятся экс­периментальные наблюдения.

4. Производят решение задачи с письменным оформлением. Осмысливают и проверяют  ответ применительно к основной идее решения, а затем - к исходному ее условию.

5. Если полученный ответ явно ошибочен или  оставляет сомнения, то из результатов, полученных в п.п. 2 и 3, готовят  новые варианты задачи и  проверяют новые версии  решения.    После серии попыток формулируется окончательный вариант  задачи, отличающийся от исходного задания  абстрактной формой и рядом идеализаций. Возможно, что это будет привычная, стандартная задача или совокупность таких учебных задач. Завершается решение задачи проверками – экспериментальны­ми, логическими или с помощью размерностей.

6. На основе полученного ответа готовят доклад. Доклад перед турниром необходимо  «обкатать» на репетиционном занятии. Это позволяет  выявить трудные места, отработать технику и методику краткого и логически стройного изложения результатов решения.  Завершается работа написанием текста доклада  и тезисов, подго­товкой демонстрационного эксперимента и средств наглядности.

7. Обсуждая  доклады пытаются предугадать вопросы оппонентов и формулируют свои  вопросы соперникам.  Одновременно отрабатывают возможные замечания рецензентов.

8. По завершении турнира, в спокойной классной обстановке обсуждают  его результаты,  самокритично оценивают  свои доклады, свои и  чужие решения.

6.  Работа на перспективу

С целью широкого привлечения учащихся к углублённому изучению физики подготовка команды должна проводиться гласно,  на виду у всей школы: задачи турнира вывешиваются на видном месте, всех учеников школы приглашают к участию в поиске решений и идей. Наиболее активных и перспективных учащихся приглашают на турнир в качестве болельщиков. Привлекают родителей и знакомых для оказания посильной помощи


Организаторы турнира должны побеспокоиться о приглашении на турнир представителей местной прессы, школьной и районной администра­ции и потенциальных спонсоров.

Эффективность турниров, как специфической  формы внеклассной работы по пред­мету, значительно повышается, если они   из эпизодов превращаются в систему с соответствующей структурой (внутришкольные, районные, городские, краевые), со своими  традициями (место, сроки...) и ритуалами (символика, гимны,  форма ...).


7.  Некоторые советы  по организации

творческой обстановки в команде

Общая обстановка в команде в ходе поиска решения.

–     уважительное отношение  к мнению каждого участника обсуждения; 

–     обязательная форма обращения – «уважаемый докладчик, …»

–     всеобщее признание того, что любой сложный вопрос, решаемый в одиночку, не будет решён оптимально;

–     готовность вынести любой вопрос на коллективное обсуждение;

–     каждый участник вносит собственный вклад в общее решение;

–     приоритеты и авторские права участников не рассматриваются.

Распределение ролей.

Чтобы организовать, а затем управлять плодотворным обсуж­дением проблемы в звене, полезно заранее распределить роли между его  участниками. Психологи рекомендуют назначить  двоих  учеников на  роли, находящи­еся между собой в оппозиции, а третьего – на  промежуточную роль. Таких триад может быть создано несколько. Например, это могут быть роли опти­миста, пессимиста и реалиста.

Оптимист в данной триаде – генератор идей, склонный к рискованным и поспешным выводам, преувеличенно самоуверен.

Пессимист – осторожен в оценках содержания задачи, не склонен к риску, к поспешным выводам, новые идеи оценивает наи­более низко, формалист и вообще постоянно - «чёрный оппонент».

Реалист – трезво оценивает предмет дискуссии, склонен к глубокому анализу, сторонник взвешенного риска, стремится свя­зывать противоположные спорящие стороны, умеренно их  критикуя и поддерживая.

(Все эти  роли  в ходе подготовки к турниру непременно, и негласно приходится  играть учителю).

В ходе подготовки  полезно менять роли участников, хотя в ряде случаев возможны постоянные исполнители.

На этапе принятия окончательных решений полезно создать иные триады: критик, защитник и судья.

Критик суммирует недостатки  обсуждаемого варианта решения, формулирует отрицательный отзыв на решение.

Защитник суммирует достоинства решения, формулирует вывод о правильности решения, отклоняет замечания критика.

Судья сопоставляет недостатки и достоинства решения, от­вечает на спорные вопросы критика и защитника, выносит окон­чательное решение.

При распределении ролей полезно выдать на руки исполните­лям приведённые выше тексты-характеристики ролей, как предписания правил и норм их поведения в дискуссии. 

Важно помнить, что и положительные, и отрицательные от­зывы следует излагать в безличной, безадресной  форме – обсуждается идея, решение задачи, но не автор идеи,  решения. Любые конфликтные ситуации лучше всего сглаживаются общей атмосферой доброжелательности и юмора.

 

ТУРНИР  ЮНЫХ  ФИЗИКОВ  

СРЕДИ  ШКОЛЬНИКОВ  ГОРОДА  СТАВРОПОЛЯ

11 АПРЕЛЯ  1998 г.

ЗАДАНИЯ

1.    Климат Ставрополья.  Как изменится климат Ставрополья, если все склоны возвышенностей и другие неудобья покроются лесами?


2.   Ушная раковина.  Почему ушная раковина имеет такую причудливую форму?


3.   Одна кровь.  «Все мы одной крови!» - Насколько  верно это заклинание героев Киплинга?


4.   Бег по лужам. Как следует бежать по лужам, чтобы не забрызгаться?


5.   Мерцающее солнце.   С какого расстояния Солнце  для космонавтов станет мерцающей звездой?


6.   Выскочка.   Погрузите легкое тело в воду и отпустите его. Оно выпрыгнет из воды. Как зависит высота прыжка над поверхностью воды от глубины погружения?


7.   Воздушный пузырек. Воздушный пузырек поднимается в заполненной водой вертикальной трубке с внутренним диаметром 3-5 мм. Как зависит скорость подъема пузырька от его объема?


8.   Подъем воды.  Погрузите концы полосок ткани в воду. Как быстро поднимается вода,  какой высоты она достигает? Как зависят результаты от свойств ткани?


9.   Вращающаяся шайба.  Подберите тонкую шайбу и длинный цилиндрический стержень так, чтобы внутренний диаметр шайбы был немного больше диаметра стержня. На вертикально стоящем стержне шайба будет медленно опускаться. Исследуйте характер движения шайбы.

ТЮФ- МАН- 2005

1.     Волны. Придумайте и изготовьте прибор для демонстрации волновых свойств и законов распространения света. (Вариант – «звука).


2.     Анизотропия. Сконструируйте и изготовьте прибор для демонстрации анизотропии свойств монокристаллов.



3.     Пузырь. Сочините  физическую историю   по теме: «Рождение, жизнь и смерть мыльного пузыря».


4.     Асфальт. Удивительно ли, что, прорастая, шампиньон разрушает асфальтовое покрытие толщиной насколько сантиметров?



5.     Спицы, Изображение колеса со спицами, например, движущегося велосипеда,  вызывает недоумение, если оно движется за забором, состоящим из прутьев  или штакетника.  Что в нем удивительного?


6.     Радуга. Какая она многогранная, эта круглая радуга!


[1] В Ставропольском педагогическом институте Всесоюзный Турнир юных физиков проходил в 1981 году


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.