Турниры юных физиков - нормы и правила
РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ НА ТЕМУ:
ТУРНИРЫ ЮНЫХ ФИЗИКОВ
Введение
ТЮФ – коллективное состязание школьников старших классов в
умении решать сложные научные проблемы, убедительно представлять свои решения,
отстаивать их в научных дискуссиях.
Первые Турниры юных физиков были проведены в 1979 среди учащихся ФМШ
№18 г. Москвы по инициативе учителя физики Юносова Е.Н. Затем местом проведения
стал физфак МГУ, а участниками – школьники Москвы и Московской области. С 1988
года турнир приобрел всесоюзный, а затем и международный статус. В его
организации и проведении участвовали преподаватели физфака, известные ученые
МГУ. Места проведения турниров – это Москва и другие города России[1], а с 1994 года – крупнейшие
научные центры стран Европы.
По первоначальному замыслу турнир проводился в смешанной - очной и
заочной форме. Вначале жюри рассылало задания по школам области, затем из
присланных работ отбирало лучшие решения по каждому заданию. Авторов приглашали
на заключительную часть турнира, которая проводилась в форме научной конференции.
Здесь они докладывали результаты своих решений и отвечали на вопросы и
замечания остальных участников турнира и членов жюри. В промежутке между
завершением конференции и объявлением результатов проводились «физические бои»
- состязание команд, сформированных здесь же из участников конференции.
Задания для этих состязаний готовились оргкомитетом турнира заранее.
Для популяризации турниров места их проведения
часто менялись. В последние годы проведение турниров затруднено из-за проблем
финансового характера. Но сама идея оказалась жизнеспособной, и турниры
продолжают жить и на международном и на региональном уровне.
В данном очерке приводится описание Турниров юных
физиков, которые стали традиционными для учащихся города Ставрополя. Они
проводятся ежегодно при непосредственном участии Малой академии наук,
созданной при городском Дворце детского творчества. От исходной формы в
них сохранена только одна часть - состязание команд, но и здесь произошли
некоторые изменения методического, организационного и содержательного
характера.
Турниры юных физиков неизменно вызывают интерес
учащихся, положительно влияют на интеллектуально-педагогическую обстановку в
классах и в целом в школах. Как средство работы с одаренными учащимися турниры
стали объектом внимания для многих учителей города. Для студентов педагогического
университета турниры - дополнительное место педагогической практики.
1. Турниры и учебный процесс
1.1. Место турниров в учебном процессе
Среди форм активизации познавательной
деятельности учащихся турниры юных физиков занимают самостоятельную нишу. Они
представляют собой состязание нескольких команд, сформированных на базе
отдельных школ, районов, краев или областей. Организаторами турниров, как
правило, выступают управления и комитеты по народному образованию
соответствующих уровней.
Вся организационная, подготовительная работа
в командах и сам турнир проводятся во внеурочное время. К участию в турнире
привлекаются учащиеся, увлеченные предметом и склонные к длительным и
напряженным интеллектуальным действиям. То есть это те же самые учащиеся,
которые участвуют в предметных олимпиадах, работают в научных школьных
обществах, выступают с докладами на научных конференциях.
В пятиуровневой системе усвоения знаний
(понимание, запоминание, воспроизведение, решение учебных задач, решение
нестандартных задач) турниры занимают высшую ступень. Турнирные задачи
относятся к нестандартным, среди них можно встретить расчетные и
качественные, теоретические и экспериментальные, конструкторские и
методические, задачи-шутки и задачи-демонстрации, творческие задачи и
исследовательские (проблемные) задания.
По сложности турнирные задания могут
значительно превосходить задачи физических олимпиад, довольно часто они
требуют выхода за рамки школьных учебных программ. Многие из них по
существу являются научными или учебными (методическими) проблемами и
предполагают проведение настоящих исследований. Они предполагают большой
объем поисковой аналитической работы, включая формулирование задач,
разработку методики исследований, проведение оценочных расчетов, в
необходимых случаях - предварительных и итоговых экспериментов с оценкой их
погрешностей.
В турнирах нет таких ограничений на объем и
трудность заданий, как на уроках или во время физических боев и олимпиад,
поскольку время на подготовку решений составляет 1-2 месяца. Здесь
возможны, более того, становятся обязательными консультации с
квалифицированными специалистами, самостоятельная поисковая работа в
библиотеках и лабораториях. Поэтому при выполнении турнирных заданий имеются
хорошие возможности для глубокой, неспешной и потому более основательной
подготовки.
1.2. Педагогическая характеристика турниров.
К важнейшим достоинствам турниров можно отнести также:
а) их долговременный характер, возможность
неоднократных промежуточных отчетов и докладов;
б) устойчивый и длительный интерес учащихся
к заданию, обусловленный непрерывным состоянием состязательности с предполагаемыми
соперниками;
в) умышленно созданная завышенная степень
критической оценки своих и чужих решений и докладов;
г) публичная и состязательная форма проведения
заключительной части турнира, максимально мобилизующая интеллект участников;
д) широкий диапазон поиска и отбора
необходимого материала, выводящий за границы программы по основному предмету и
в смежные научные дисциплины;
е) целенаправленный, глубокий поиск и
проверка аргументов и контраргументов, тренирующие логику, творческое,
альтернативное мышление;
ж) самостоятельно задуманные, спланированные
и осуществленные теоретические или экспериментальные исследования, формирующие
первичные представления о методологии науки и закладывающие навыки научного
исследования;
з) защита собственного решения перед
официальными оппонентами и квалифицированным жюри, порождающая особую меру
личной ответственности;
и) сложность и трудность заданий в сочетании с
большой длительностью их выполнения создают благоприятные условия для
воспитания воли и настойчивости в достижении поставленной цели.
Турнир по форме представляет собой ролевую
игру, имитирующую научную конференцию, диспут, публичную защиту научного
трактата. Для этого имеются все необходимые признаки:
- задания-проблемы сформулированы широко и
поставлены задолго до турнира;
- решения имеют научную новизну, актуальны,
представляют определенный практический интерес;
- проекты и разработки, доклады и содоклады
выносятся на публичное обсуждение;
- допускаются вопросы и критика со стороны
оппонентов, замечания рецензентов;
- за ходом турнира наблюдают компетентное жюри
и критически настроенная аудитория болельщиков.
У турниров имеются большие преимущества в
сравнении с такими формами внеклассной работы по предмету, которые можно объединить
в группу «блицев», - с «физическими боями», «брейн-рингами», «Что? Где? Когда
(в физике)». Их сходство чисто внешнее, оно состоит в командной форме
состязания. Но в турнирах нет скоротечности, здесь предпочтение отдано не
импровизации, а основательной подготовительной работе. Здесь можно и нужно
спорить, здесь возможны апелляции и домашние заготовки, здесь должна
торжествовать научная истина, доказательность и аргументированность суждений.
Блеск красивой, не всегда глубокой, и часто ошибочной импровизации, которыми
изобилуют «физбои» и «брейн-ринги», здесь положительного влияния на оценку
не оказывают.
Турниры создают реальные условия для
развертывания творческой, интеллектуально развивающей самодеятельности.
Командная и состязательная форма проведения турниров способствуют воспитанию у
школьников чувства коллективизма и здорового честолюбия в оптимально
сбалансированном соотношении.
В процессе турнира отрабатывается методика и
культура научного диспута; закладываются основы альтернативного, научного стиля
мышления; прививается привычка слушать, слышать, понимать и принимать
противоположную точку зрения. И все это в игровой, состязательной
обстановке.
Содержание заданий к Турниру излагается
лаконично, без комментариев, зачастую в юмористической форме.
Пробуждение интереса учащихся к предстоящему
турниру завершается достаточно быстро. Как показывает практика, важно удержать
их внимание в ходе ознакомления с заданиями в течение первых 15-20 минут.
Далее, с проникновением в суть заданий и с появлением первых путеводных идей
решения, внимание к ним становится непроизвольным, активным и длительным.
Наиболее удачная форма работы на начальном
этапе – «мозговая атака», коллективный поиск решения. Роль учителя в это время
состоит в организации звеньев и команды в целом, в создании творческой
атмосферы и специфического, игрового стиля взаимоотношений.
2. Правила проведения турниров
1. Объявление
о турнире дается вместе с заданиями и кратким изложением его правил за полтора-два
месяца до даты проведения.
2. К
участию в турнире допускаются команды, подавшие заявки за две недели до даты
его проведения.
3. Если
количество команд больше трех, то жеребьевкой формируются группы по 2-3 команды
в каждой. Турнир между ними проводится одновременно, а победители выходят в
следующий тур.
4. Второй
тур проводится по тем же заданиям через одну - две недели.
5. Жюри
формируется из преподавателей вузов и школьных учителей. Количество членов жюри
зависит от количества команд, из расчета один человек на одну команду.
6. Местом
проведения турнира может стать большая аудитория или зал, вмещающий команды,
жюри и болельщиков, оборудованные школьной доской и простейшими техническими
средствами по заявкам команд.
7. Применяется
балльная система оценки выступления команд. Жюри предварительно производит
«разбалловку» заданий по степени сложности и трудности выполнения.
8. Команды
поочередно выступают в следующих ролях:
1. «докладчики» – представители команды, выступая у доски,
докладывают свой вариант решения, отвечают на вопросы оппонентов, защищают свое
решение. Максимальная оценка за доклад 50 баллов;
Б. «оппоненты» – критически анализируют выступление
«докладчиков», находят слабые места и ошибки, выступают со своими замечаниями.
Если турнир проходит в один тур, то показывают свое решение. Максимальная
оценка за оппонирование равна 30 баллам;
В. «рецензенты» – дают развернутые и обоснованные заключения
на выступления «докладчика» и «оппонента». Если турнир проходит в один тур, то
могут показать свое решение. Максимальная оценка за рецензирование равна 20
баллам.
9. Вначале роли распределяют по жребию, на каждой последующей
задаче роли меняются по круговой схеме. Задачи докладчикам назначают
оппоненты. Каждая команда имеет право отказаться от одной из задач, в этом
случае ей - без штрафных санкций - назначается другая задача.
Если в турнире участвуют две команды, то они поочередно
выступают только в первых двух ролях. Роль рецензента в этом случае может
выполнять группа, сформированная из болельщиков. Если случай свел в группе
четыре команды, то вводится дополнительная роль «содокладчика». Представители
этой команды выступают со своим вариантом решения после выступления
«докладчика». Жюри оценивает их по максимуму из 40 баллов.
10. Регламент турнира: доклад – 10 минут, вопросы оппонентов – 5
минут, выступление оппонентов – 5 минут, вопросы рецензентов к докладчикам и
оппонентам – 3 минуты, рецензирование – до 5 минут. Турнир проходит без
перерывов, его общая длительность составляет 2.5-3 часа. За это время каждая
команда должна выступить в каждой роли по два раза. С учетом численности команд
в группе за время турнира можно рассмотреть 6 или 8 заданий. Жюри вправе
внести изменения в регламент по ходу турнира.
11. Если турнир носит окончательный характер (заключительный тур),
то жюри может принять к рассмотрению дополнительные доклады членов команд,
развивающие и углубляющие рассмотренные ранее решения. Максимальная оценка за
такое выступление – 40 баллов.
12. Если имел место промежуточный турнир, то жюри вправе внести
дополнительные задания или заменить отдельные из них.
13. Итоговые оценки определяют как среднее арифметическое из оценок
членов жюри, если предварительно не были утверждены «весовые» коэффициенты к
задачам.
14. За оригинальные идеи и варианты решения жюри имеет право
начислять командам дополнительно до 15 баллов за задачу.
15. Завершается турнир подведением итогов и награждением
победителей. Организаторы турнира должны заранее побеспокоиться о способах
поощрения участников и победителей турнира - о командных и индивидуальных
призах, дипломах, грамотах.
3. Роль педагога – руководителя команды
Учитель физики формирует команду из учащихся
разных классов, придерживаясь принципа добровольности. Количество членов
команды определяется числом заданий турнира – на каждое из них следует ставить
до трех участников. К концу срока подготовки на каждое задание турнира должны
быть назначены докладчик и ассистент.
Учитель организует работу по решению задач:
формирует рабочие звенья и, в случае необходимости, производит замену
участников, помогает разобраться с условиями задач, участвует в поиске идей, в
их обсуждении, помогает в поиске справочников и в подборе «оценочных» данных,
организует дискуссии во время пробных докладов, оказывает помощь в подготовке и
проведении экспериментальных наблюдений, контролирует готовность докладов и
иллюстративных материалов, помогает освоить роли докладчика, оппонента и
рецензента.
Важной особенностью его работы в это время
является умышленная отстраненность от непосредственного решения задач –
недопустимо давать готовые решения или ответы. Следует ограничить также слишком
детализированные, наводящие и направляющие консультации. Советы и подсказки
должны пробуждать и поддерживать творческое начало в работе команды. Нельзя
превращать турнир школьников в состязание учителей, руководителей команд.
Опыт показывает, что учащимся нравятся такие
взаимоотношения, они легко принимают правила игры, которые не лишают их
инициативы, позволяют спорить с учителем и сохраняют за ними полную меру
ответственности за качество выполнения задания.
Команда собирается один раз в неделю. На
первых занятиях важно поддерживать активное участие всех учащихся в решении
каждой задачи, использовать потенциал «мозговой атаки» и коллективную форму
работы. Совместными усилиями легче найти верное решение.
Команда должна подготовиться также к
оппонированию и рецензированию докладов соперников. Это специфическая и
непростая работа. Опыт показывает, что эту часть турнира редко готовят
заранее, в результате чего вопросы оказываются неглубокими и несущественными,
замечания не подкрепляются аргументами. Преобладание эмоций и импровизации в
этой части турнира нарушает общий интеллектуальный фон, снижает научный
уровень всего мероприятия. На роли оппонентов и рецензентов лучше всего
подходят учащиеся, которые готовят доклад по соответствующему заданию
Оформляя окончательный ответ, не следует отбрасывать «строительные
леса», при помощи которых он был получен. На основе собственных промежуточных
и ошибочных идей и действий готовят вопросы команде-«докладчику» и возможные
ответы на замечания команды-«рецензента». Заготовки вопросов и оценок
непрерывно накапливают, формулируют и записывают в ходе работы над заданиями.
По мере завершения подготовки каждое звено,
углубляясь в решение своей задачи, постепенно «отдаляется» от команды.
Помощь ей со стороны команды становится малоэффективной, существенно
возрастает роль консультаций учителя, других специалистов. Соответственно
меняется роль руководителя команды, здесь становится необходимой его
раздельная работа с каждым из звеньев, а также с теми учащимися, которым
отводится ведущая роль в выступлении по каждому из заданий.
Страницы: 1, 2
|