Рис.10.
Неустановившиеся колебания ледяного покрова при движении нагрузки со скоростью
χ=1,27
На рисунке 10 также представлена серия аналогичных кривых
колебаний ледяного покрова, записанных при скорости движения груза 16,7 м/с. Большая скорость, естественно, сокращает
время распространения неустановившихся
колебаний, поэтому те же приборы, находившиеся на тех же расстояниях от начальной точки движения
груза, записали более стабильные колебания ледяного покрова. Последний по ходу
движения прибор № 3 записал практически установившиеся колебания.
В этом случае
деформированная поверхность ледяного покрова не имеет положительных прогибов,
т.е. выпуклость ледяного покрова обращена вверх. Теоретические исследования
плоских колебаний ледяного покрова, выполненные С.С. Голушкевичем [21] и Д.Е.
Хейсиным [40], приводят к аналогичным результатам.
Экспериментальному изучению вынужденных колебаний длинной
плавающей пластины, генерирующей в жидкости систему "нагонных" волн,
посвящена работа Ю.В. Писарева [45]. Ее автором выявлена аналогия между
"нагонными" и корабельными волнами. Установлены затухающий характер
вынужденных колебаний пластины, зависимость амплитуды волны от массы
движущегося груза и глубины воды. При движении груза по пластине со скоростью V > VP так же, как и в
исследованиях других авторов, наблюдалось уменьшение прогибов в пластине.
В.Н. Смирновым проводились эксперименты по исследованию
распространения волн в ледяном покрове с целью определения физико-механических свойств
льда [46, 47] . В работе [47] показан характер процесса распространения
изгибных волн и разработана методика определения групповой скорости волн по
диспергирующим цугам. Полученные экспериментальные данные хорошо согласуются с
теоретическими выводами работы [40].
Из-за большой трудоемкости натурных исследований колебаний
ледяного покрова, сложности инструментальных замеров прогибов и напряжений в
бесконечной ледяной пластине экспериментаторы часто обращаются к модельным
экспериментам. При этом для простоты моделирования изучаются плоские колебания
пластин, т.е. балок-полосок. Подобная задача о влиянии движущейся нагрузки на
НДС бесконечной балка, лежащей на упругом основании, рассмотрена Х.Е. Крайнером
[48]. Поставленная в работе задача решалась с помощью электрического
моделирующего устройства, разработанного на основе аналоговых методов.
При моделировании изучалось равномерное и неравномерное движение
возмущающей силы с учетом затухания колебаний. В результате исследований
автором была получена серия графиков, позволяющих выявить характер влияния
некоторых параметров движущейся нагрузки и основания на НДС бесконечной балки,
лежащей на упругом основании. На рисунке 11 представлены кривые прогибов и моментов
в зависимости от безразмерной скорости V и безразмерного коэффициента затухания D. При возрастании
скорости движения нагрузки точка приложения силы перемещается к узлу волны. Это
заметно при увеличении коэффициента затухания. Одновременно частота волны перед
нагрузкой увеличивается, а позади - уменьшается. С увеличением скорости
движения нагрузки изменяется место возникновения небольших напряжений.
Рис.11.Прогибы
пластины в зависимости от скоростей нагрузки и коэффициента затухания D: a) D=0,20; б)D=1,0
При
докритических скоростях наибольшие изгибающие моменты возникают под нагрузкой.
В случаях сверхкритических скоростей пик моментов располагается впереди
нагрузки. Большое сходство результатов модельных экспериментов с записями
натурных колебаний ледяного покрова позволяют использовать выводы работы при
анализе теоретических решений. Л.В. Гольдом изучались колебания ледяного покрова,
вызванные движущимися нагрузками, с помощью датчиков давления, закрепляемых на
границе раздела "лед-вода". Эксперименты показали, что при скорости
нагрузки в диапазоне 0 < v < vp лед имел
симметричный прогиб. По мере приближения скорости нагрузки к критическому
значению прогибы льда становились все более несимметричными. Было также
замечено, что максимальные напряжения во льду возникают при скоростях,
несколько превышающих критические. В работе, [48] приводятся результаты
модельных испытаний арктического СВП SK-5 над ледяным модельным покровом.
Большой объем экспериментальных и теоретических работ по
исследованию распространения ИГВ в сплошном ледяном покрове позволяет
представить ясную картину происходящих при этом физических процессов. При
действии на лед движущейся нагрузки в ледяном покрове в зависимости от скорости
будут возникать либо только изгибные, либо только гравитационные, либо
колебания обоих видов. Если изгибной волне в пластине сопутствует
гравитационная волна в воде, то такую комбинацию волн называют
изгибно-гравитационной волной. Прогрессивные ИГВ не могут распространяться со
скоростью, меньшей некоторой критической величины Vp, зависящей от
глубины водоема, толщины льда и его физико-механических свойств.
Если нагрузка движется со скоростью V < Vp, то прогрессивные
ИГВ не возникают. Форма прогиба льда при этом подобна статической и несколько
вытянута в направлении движения. При движении нагрузки со скоростью V > Vp будет возникать
две системы затухающих волн. Вперед будут уходить изгибные волны с групповой
скоростью U1 > V, а позади будут
распространяться гравитационные волны с групповой скоростью U2 < V [1]. Если V= VP возникает
резонанс, т.е. прогибы льда позади нагрузки сильно возрастают.
При
возбуждении волн в сплошном ледяном покрове движущейся нагрузкой под
критической или резонансной понимают скорость нагрузки, равную скорости
распространения ИГВ. При такой скорости движение нагрузки сопровождается
интенсивной подкачкой энергии в колеблющуюся систему, что вызывает увеличение
прогибов льда.
Явление возрастания амплитуды ИГВ при таком режиме движения
принято называть изгибно-гравитационным резонансом. На мелководье Vp равна фазовой
скорости распространения гравитационных волн на поверхности чистой воды Vo с увеличением
глубины в зависимости от параметров льда и вида нагрузки критическая скорость
может быть меньше, равной или превосходить значение V0. В зависимости от
соотношения, Vp и Vo физические
процессы, сопровождающие колебания ледяного покрова, несколько отличаются.
Общим будет оставаться сам характер деформации льда.
Размеры существующих СВП и интересующие нас параметры льда
позволяют считать действие нагрузки от движущегося с резонансной скоростью СВП
аналогичным действию сосредоточенной силы, перемещающейся с такой же скоростью.
Поэтому физические процессы, происходящие при генерации СВП ИГВ, в соответствии
с теоретическими исследованиями, будут определяться одним из трех возможных в
практике случаев.
1. Vp > Vo. В начальный
момент движения нагрузки прогиб льда уменьшается по сравнению со статическим.
Интенсивность отпора воды по знаку совпадает со знаком интенсивности при
статическом действии нагрузки. При VVp амплитуда
прогибов льда растет, а интенсивность уменьшается. Когда V = Vo, интенсивность
отпора обратится в нуль, т.е. архимедовы силы будут полностью уравновешиваться
гидродинамическими усилиями. Вода перестает поддерживать ледяной покров,
равновесие которого достигается только за счет упругих усилий, возникающих в
ледяном покрове. В интервале скоростей V0<V<Vp интенсивность сил
отпора воды имеет обратный знак. Таким образом, внутренние упругие силы,
действующие в ледяном покрове, должны уравновесить не только приложенную
нагрузку, но и добавочное давление, создаваемое инерцией воды. При скоростях,
близких к: верхней границе рассматриваемого интервала, амплитуды колебаний льда
резко возрастают. Случай, когда V = Vp, рассматривают как
резонансный. Наконец, когда скорость нагрузки превзойдет критическую, V > Vp интенсивность
отпора опять изменит знак, и вода вновь будет поддерживать ледяной покров.
Амплитуды прогибов льда при дальнейшем росте скорости будут асимптотически стремиться
к нулю.
2.Vp < Vo. По мере увеличения от
нуля скорости движения нагрузки V возрастает интенсивность отпора воды, и
одновременно растет амплитуда прогибов. При VVp амплитуда
прогибов и интенсивность сил отпора значительно возрастают (резонанс). В
интервале скоростей Vp < V < Vo интенсивность сил
отпора меняет знак. С последующим ростом скорости VV() величина сил
поддержания уменьшается и, переходя через нуль (при V = Vo), меняет знак на
противоположный. По мере дальнейшего роста скорости амплитуда прогибов ледяного
покрова неограниченно уменьшается.
3. Vp = Vo. В этом случае знак
интенсивности отпора воды не будет меняться, т.е. вода будет всегда
поддерживать ледяной покров. Резонанс наступает в момент, когда V = Vo. При
сверхкритических скоростях движения нагрузки возникает одиночная волна изгиба,
амплитуда которой по мере роста скорости стремится к нулю.
Таким образом, несмотря на то, что плавающий неограниченный
ледяной покров и неограниченная поверхность чистой воды имеют бесконечный
спектр частот, условия равновесия ледяной пластины позволяют из этого спектра
выделить критическую частоту, являющуюся собственной частотой колебаний системы
«лед-вода».
Анализ физических процессов, происходящих при распространении ИГВ
в ледяном покрове, показывает, что максимальные прогибы и напряжения во льду
возникают при скоростях движения нагрузки, близких к Vp. Поэтому случай V= Vp является
расчетным при определении НДС ледяного покрова при действии на него нагрузки.
Рассмотренные физические явления характерны для установившегося
процесса, т.е. спустя некоторое время после начала действия подвижной нагрузки.
В начальный период значительную роль могут играть свободные колебания ледяного
покрова.
Глава II. Выбор наиболее эффективных способов повышения
несущей способности ледяного покрова
2.1.
Результаты информационно-патентного поиска
В условиях
северных регионов страны замерзающих рек со слабо развитой транспортной
системой часто приходиться использовать ледяной покров в качестве автозимников
и ледовых переправ. При недостаточной толщине льда и не очень низких
температур использовать для этих целей ледяной покров затруднительно из-за
недостаточной несущей способности. Это часто приводит к гибели автотранспорта
или др. транспортных средств, в частности при аварийном использовании ледяного
покрова в качестве для посадочных полос для самолетов.
Существующие
методы и устройства для повышения прочности льда являются дорогостоющими и
требуют больших трудозатрат (на льду сооружают специальные настилы из бревен
что придает дополнительный вес и лед расслабляется (релаксация), а также
уменьшается теплоизоляционные свойства), упрочняют лед путем полива, очищают
поверхность льда от снега).
Для устранения
известных недостатков этих способов и устройств на основе проделанного
информационно-патентного поиска могут быть предложены следующие решения.
2.2.
Классификация методов повышения несущей способности ледяного покрова.
2.2.1.Уменьшение
температурного градиента:
2.2.1. Задачей
заявляемого метода является создание ледяной платформы с такой грузонесущей
способностью, которая будет обеспечивать безопасность движения по ней
транспорта и надежные условия складирования грузов.
Это достигается
повышением цилиндрической жесткости ледяной пластины D, которая в свою очередь зависит от
толщины ледяного покрова σ [49].
Существенные
признаки:
Под воздействием низких температур (t<0 0C) в месте выработки траншеи
(высотой h, шириной В) и после
выработки сквозных отверстий 4 при полном замерзании воды 2 общая толщина
ледяной грузонесущей платформы увеличиться, и станет равной σ = H1+ h, что приведет к увеличению ее цилиндрической жесткости D [Патент РФ
№ 2144967].
Где может
использоваться: При создании платформы предназначенной для движения транспорта или
хранения грузов на ледяной поверхности любой гидросистемы в зимний период
времени или в районах Земли с круглогодичной температурой ниже 0 0С.
2.2.2. В
данном методе используется компрессор 4, который через трубы 3 в отверстия 2 в
ледяном покрове 1 закачивает холодный (t<00C) атмосферный воздух, тем самым
понижает температуру ледяного покрова, что приведет к увеличению прочности льда
и исчезновению воздушных полостей подо льдом, что приведет к интенсивному
увеличению прироста толщины льда. Тем самым несущая способность ледяного
покрова повыситься [Патент РФ № 2170790].
Где может
использоваться: При создании платформы предназначенной для движения транспорта на
ледяной поверхности любой гидросистемы в районах Земли с перепадами температуры
по толщине ледяного покрова от 0 0С на нижней кромке до температуры
окружающего воздуха на верхней кромке льда.
2.2.2.1. Данный
метод является усовершенствованным по сравнению с 2.2.2. т.к. для увеличения
несущей способности ледяного покрова используется ребра жесткости 4, которые
образуют замкнутые по периметру области 5. После закачивания воздуха 7 в
отверстия 6, воздух заполняет образованные области 5, тем самым повышает
интенсивность нароста толщины ледяного покрова 1 [Патент
РФ № 2161673].
Где может
использоваться: При создании ледяной грузонесущей платформы предназначенной для хранения
грузов на ледяной поверхности любой гидросистемы в районах Земли с перепадами
температуры по толщине ледяного покрова от 0 0С на нижней кромке до
температуры окружающего воздуха на верхней кромке льда.
2.2.2.2. Данный
метод является усовершенствованным по сравнению с 2.2.2.1. т.к. для увеличения
несущей способности ледяного покрова в образовавшиеся области 5 закачивается воздух
вместе с переохлажденным легким, мелкодисперсным, обладающим теплоизоляционными
свойствами материал, например древесные опилки, что приводит к более
интенсивному увеличению прочности нижнего слоя ледяного покрова 1 и
соответственно к повышению несущей способности всей ледяной платформы [Патент РФ № 2193621].
Где может
использоваться: При создании ледяной платформы повышенной грузонесущей способности
предназначенной для хранения грузов на ледяной поверхности любого акватория в
районах Земли с перепадами температуры по толщине ледяного покрова от 0 0С
на нижней кромке до температуры окружающего воздуха на верхней кромке льда.
2.2.3. Данный
метод позволяет увеличить прочность нижних слоев льда посредствам помещения
теплоизоляционного материала 3 через прорезь 2 и закреплении его вмораживанием
кромки материала 4. После помещения такого материала произойдет уменьшение
перепада температуры на верхней и нижней его поверхностях [5], тем самым
температура нижнего слоя льда понизиться. Это увеличит прочность льда, а если
материал изготовлен из непроницаемой для воды ткани и есть расстояние между
льдом и материалом, то это приведет к интенсивному наросту толщины льда [Патент РФ № 2149945].
Где может
использоваться: При создании платформы предназначенной для движения транспорта на
ледяной поверхности акватория с подледным течением в районах Земли в зимний
период времени.
2.2.Армирование
2.2.1. Данный
метод решает задачу уменьшения прогибов льда, возникающих в ледяном покрове при
действии на него внешних нагрузок при использовании ребер жесткости 3
образованных в результате выработки канавок 2 и действия низких температур [Патент РФ № 2141610].
2.2.1.2. Данный метод является
усовершенствованным по сравнению с 5.2.1. т.к. ребра жесткости 3 создаются
путем вмораживания в ледяной покров стальных труб 5, что тем самым убирает
необходимость очистки канавок 2 от снега и образовывает не только ребра
жесткости под ледяным покровом, но и над ним, тем самым более эффективно
повышает грузонесущею способность ледяной платформы [Патент
РФ № 2171335].
Где могут
использоваться: При создании ледяной грузонесущей платформы предназначенной для
хранения грузов на ледяной поверхности любой гидросистемы в районах Земли в
зимний период времени с температурой ниже 00С.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|