(76)
где - расчётная высота ярма статора, м.
При отсутствии аксиальных
вентиляционных каналов в статоре:
(77)
Длина средней магнитной
силовой линии в ярме статора:
(78)
По таблице П – 16 [2, c. 460] для =1.1
Тл для стали 2212 =332 А/м.
Магнитное напряжение ярма
ротора, А по формуле 8.121 [1, c.329]:
(79)
где - напряжённость поля в ярме при индукции по кривой намагничивания;- длинна силовой линии в ярме, м.
Для двигателей с непосредственной
посадкой ротора на вал (Dj=DB) без вентиляционных аксиальных
каналов по формуле 8.123 [1, c.330]:
(80)
Индукция в ярме ротора по
формуле 8.122 [1, c.329]:
Для =0.44 Тл, =108 А/м.
Длина средней магнитной
силовой линии в ярме ротора, м:
(81)
. (82)
Суммарное магнитное
напряжение на пазу полюсов по формуле 8.128 [1, c.330]:
(83)
Коэффициент насыщения
магнитной цепи по формуле 8.129 [1, c.330]:
(84)
3.2 Расчёт намагничивающего тока
Намагничивающий ток по
формуле 8.130 [1, c.331]:
(85)
Относительное значение
намагничивающего тока определяется по формуле 8.131 [1, c.331]:
(86)
- находится в допустимых пределах
На следующем этапе
рассчитываются параметры асинхронной машины для номинального режима.
3.3 Параметры рабочего
режима
Для номинального режима
АД активное сопротивление обмотки статора определяется по формуле 8.132 [1,
c.332]:
(87)
где – общая длинна эффективных проводников фазы
обмотки, м; - площадь поперечного сечения эффективного
проводника, м2; – удельное сопротивление материала
обмотки при расчётной температуре,Ом·м; -коэффициент
увеличения активного сопротивления фазы обмотки от действия эффекта вытеснения
тока.
Значение для номинальных режимов принимается равным
единице. Для класса изоляции F =(1/41)·10-6 Ом·м.
Общая длина проводников
фазы обмотки определяется по формуле:
(88)
где - средняя длина витка обмотки статора, м; - число витков фазы.
Средняя длинна витка есть
сумма прямолинейных пазовых и изогнутых лобовых частей катушки:
(89)
Длина пазовой части равна
конструктивной длине сердечника, для всыпной обмотки статора длина лобовой
части равна:
(90)
Вылет лобовых частей, м:
(91)
где - средняя ширина катушки, м, определяемая по
дуге окружности, проходящей по серединам высоты пазов; B - длины вылета
прямолинейной части катушек из паза, м.
, (92)
где - относительное укорочение шага обмотки
статора. , – коэффициенты в
зависимости от числа полюсов машины и наличия изоляции в лобовых частях
(таблица 8.21[1, с.334]).
Для машин, обмотки
которых укладываются после запрессовки сердечника в корпус, вылет прямолинейной
части B=0,01 м. Из таблицы 8.21 [1, с. 334] =1,9, =0,72.
(м),
(м),
(м),
(м),
(м).
Активное сопротивление
фазы статора:
(Ом).
Относительное значение:
(93)
Далее рассчитывается
активное сопротивление фазы ротора, Ом:
(94)
где -сопротивление стержня; - сопротивление участка замыкающего кольца,
заключенного между двумя соседними стержнями.
Сопротивление стержня:
(95)
Сопротивление участка
замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями:
. (96)
Для дальнейших расчётов должно быть приведено к числу витков
первичной обмотки:
. (97)
( Ом).
Относительное значение
сопротивления:
(98)
Далее рассчитываются
индуктивные сопротивления, обмоток статора и ротора двигателя.
Индуктивное сопротивление
фазы обмотки статора:
(99)
где - расчётная длина магнитопровода, м; - коэффициенты магнитной проводимости
пазового, лобового и дифференциального рассеяния соответственно.
При отсутствии
вентиляционных каналов = , ==1, =0.024.
Коэффициент рассчитывается для двухслойной обмотки в
трапециидальном пазу.
(100)
Коэффициент магнитной
проводимости лобового рассеяния:
(101)
Коэффициенты магнитной
проводимости дифференциального рассеяния:
(102)
(103)
Из рисунка 8.51 [1, c.
340] =0,9 =1.
.
Относительное значение:
(104)
Индуктивное сопротивление
фазы обмотки ротора по 8.177 [1, c.343]:
(105)
где - коэффициент магнитной проводимости пазового
рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора; -
коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки
короткозамкнутого ротора; - коэффициент магнитной
проводимости лобового рассеяния ротора.
(106)
так как режим номинальный.
Коэффициент магнитной
проводимости пазового рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора:
(107)
Коэффициент магнитной
проводимости лобового рассеяния для ротора с литыми обмотками при замыкающих
кольцах, прилегающих к торцам сердечника ротора:
(108)
Коэффициент магнитной
проводимости дифференциального рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора:
(109)
Приводим к числу витков статора по формуле:
(110)
Относительное значение:
(111)
На следующем этапе
проектирования рассчитываются потери и КПД.
3.4 Расчет потерь
Основные потери в стали
определяются по формуле:
(112)
где - удельные потери, Вт/кг; b - показатель степени, учитывающий
зависимость потерь в стали от частоты перемагничивания, b=1,5;,- коэффициенты, учитывающие влияние на потери
в стали, неравномерности распределения потока по сечениям участков
магнитопровода и технологических факторов;,- масса стали ярма и зубьев статора, кг. Для
стали 2312 по таблице 8.26 [1, c. 348] принимается =1,3
Вт/кг. Для машины мощностью менее 250 кВт =1,6 и =1,8.
(113)
(114)
где = - расчётная высота зубца
статора, м; - удельная плотность стали, =7800 кг/м3.
Затем рассчитываются
добавочные потери в стали.
Амплитуда пульсации
индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов статора и ротора, Тл:
(115)
.
=0,16 из рисунка 8.53 [1, c.349].
По и частоте пульсаций индукции под зубцами,
равной , определяются удельные поверхностные потери
для ротора. Для проектируемого двигателя n=600 мин-1.
(116)
где – коэффициент учитывающий влияние обработки
поверхности зубцов ротора на удельные потери.
Принимается =1,5.
Полные потери ротора, Вт:
(117)
Для определения
пульсационных потерь вначале находится амплитуда пульсаций индукции в среднем
сечении зубцов ротора, Тл:
(118)
.
Пульсационные потери в
зубцах статора и ротора, Вт:
(119)
Масса стали зубцов
ротора:
(120)
Добавочные потери в
стали, Вт:
, (121)
Полные потери в стали,
Вт:
(122)
Механические потери, Вт:
(123)
(124)
Добавочные потери, Вт при
номинальном режиме:
(125)
Суммарные потери в
двигателе ,Вт:
(126)
Коэффициент полезного
действия двигателя:
(127)
Рассчитываем холостой ход
двигателя.
Электрические потери
статора при холостом ходе, Вт:
(128)
Ток холостого хода
двигателя, А:
(129)
где - активная составляющая тока, А; - реактивная составляющая тока, А.
(130)
.
- при холостом ходе:
(131)
На следующем этапе
необходимо рассчитать рабочие характеристики асинхронной машины.
3.5 Расчет рабочих
характеристик
Методы расчёта
характеристик основаны на системе уравнений токов и напряжений, которой
соответствует схема замещения.
Рисунок 3.1- Cхема замещения.
Рассчитаем сопротивление
взаимной индукции обмоток статора и ротора:
(132)
(133)
Комплексный коэффициент для машин мощностью более 3 кВт с большой
точностью можно определить по формуле:
(134)
(135)
(136)
(137)
Активная составляющая
тока синхронного холостого хода, А:
(138)
Номинальное скольжение
(предварительно) принимаем s=0,02
Для расчёта рабочих
характеристик необходимы следующие формулы:
(139)
(140)
(141)
(142)
(143)
(144)
(145)
(146)
(147)
(148)
(149)
(150)
(151)
(152)
(153)
(154)
(155)
(156)
(157)
Результаты расчёта
рабочих характеристик представлены в таблице 3.4.1 и 3.4.2
Таблица 3.4.1
Si
|
m1i
|
zi
|
I1ai
|
I1pi
|
I1i
|
I2i
|
P1i
|
0.0001
|
619.587
|
619.962
|
1.577
|
37.149
|
37.18
|
0.373
|
1.041
|
0.0019
|
32.61
|
32.718
|
7.945
|
37.253
|
38.09
|
7.065
|
5.244
|
0.0038
|
16.305
|
16.417
|
14.616
|
37.563
|
40.3
|
14.081
|
9.647
|
0.0057
|
10.87
|
10.986
|
21.226
|
38.073
|
43.5
|
21.043
|
14.009
|
0.0076
|
8.152
|
8.272
|
27.767
|
38.778
|
47.69
|
27.945
|
18.326
|
0.0095
|
6.522
|
6.645
|
34.231
|
39.673
|
52.39
|
37.786
|
22.592
|
0.011
|
5.435
|
5.562
|
40.61
|
40.751
|
57.53
|
41.56
|
26.803
|
0.013
|
4.659
|
4.79
|
46.898
|
42.007
|
62.9
|
48.265
|
30.952
|
0.015
|
4.076
|
4.211
|
53.087
|
43.434
|
68.59
|
54.897
|
35.038
|
0.017
|
3.623
|
3.762
|
59.173
|
45.025
|
74.35
|
61.453
|
39.054
|
0.019
|
3.261
|
3.403
|
65.15
|
46.773
|
80.2
|
67.93
|
42.868
|
0.021
|
2.965
|
3.11
|
71.013
|
48.67
|
86.09
|
74.326
|
46.868
|
0.023
|
2.717
|
2.867
|
76.757
|
50.71
|
91.99
|
80.638
|
50.659
|
0.024
|
2.592
|
2.744
|
80.027
|
51.954
|
95.41
|
84.254
|
52.818
|
0.026
|
2.383
|
2.538
|
86.153
|
54.448
|
101.91
|
91.075
|
56.861
|
0.029
|
2.174
|
2.334
|
93.243
|
57.612
|
109.6
|
99.054
|
61.54
|
Таблица 3.4.2
Ri
|
I``2i
|
P2i
|
P’э2i
|
P’э1i
|
Pдобi
|
|
|
|
619.962
|
0.355
|
0.124
|
0.00002
|
0.411
|
0.0052
|
0.119
|
0.042
|
1.164
|
32.718
|
6.724
|
4.03
|
0.0084
|
0.431
|
0.026
|
0.768
|
0.209
|
1.214
|
16.417
|
13.401
|
8.334
|
0.033
|
0.483
|
0.048
|
0.864
|
0.363
|
1.313
|
10.986
|
20.026
|
12.552
|
0.075
|
0.565
|
0.07
|
0.896
|
0.487
|
1.458
|
8.272
|
26.595
|
16.679
|
0.131
|
0.676
|
0.092
|
0.91
|
0.582
|
1.647
|
6.645
|
33.105
|
20.711
|
0.204
|
0.816
|
0.113
|
0.917
|
0.653
|
1.881
|
5.562
|
39.553
|
24.646
|
0.291
|
0.984
|
0.134
|
0.92
|
0.706
|
2.157
|
4.79
|
45.933
|
28.479
|
0.392
|
1.178
|
0.155
|
0.92
|
0.745
|
2.473
|
4.211
|
52.245
|
32.208
|
0.507
|
1.399
|
0.175
|
0.919
|
0.774
|
2.829
|
3.762
|
58.484
|
35.832
|
0.636
|
1.644
|
0.195
|
0.917
|
0.796
|
3.223
|
3.403
|
64.648
|
39.347
|
0.77
|
1.912
|
0.215
|
0.915
|
0.812
|
3.652
|
3.11
|
70.735
|
42.753
|
0.93
|
2.203
|
0.234
|
0.912
|
0.825
|
4.116
|
2.867
|
76.743
|
46.048
|
1.095
|
2.516
|
0.253
|
0.909
|
0.834
|
4.612
|
2.744
|
80.184
|
47.904
|
1.195
|
2.706
|
0.264
|
0.907
|
0.839
|
4.913
|
2.538
|
86.675
|
51.345
|
1.396
|
3.088
|
0.284
|
0.903
|
0.845
|
5.517
|
2.334
|
94.269
|
55.261
|
1.652
|
3.571
|
0.308
|
0.989
|
0.851
|
6.279
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|