Таким образом,
Значит
, ,
3) Возмущающее ускорение, вызванное давлением
солнечного света.
Давление солнечного света учитывается как добавок к
постоянной тяготения Солнца - Dmc. Эта величина вычисляется следующим образом:
Dmc =
pSмA2/m
где p = 4,64´10-6
Н/м2 - давление солнечного света на расстоянии в
одну астрономическую единицу А.
A = 1,496´1011 м - 1 астрономическая единица.
m - масса КА.
Sм = 8 м2 - площадь
миделевого сечения - проекция КА на плоскость, перпендикулярную направления
солнечных лучей.
Таким образом,
Dmc
= 1,39154´1015 м3/c2.
4) Возмущающее ускорение, возникающее из-за влияния
Солнца.
Уравнение движения КА в абсолютной системе координат
OXYZ относительно Земли при воздействии Солнца:
где mz
- постоянная тяготения Земли.
mc - постоянная тяготения Солнца.
r -
радиус-вектор от Земли до КА.
rc - радиус-вектор от
Земли до Солнца.
Таким образом, возмущающее ускорение, возникающее
из-за влияния Солнца:
.
Здесь первое слагаемое есть
ускорение, которое получил бы КА, если он был непритягивающим, а Земля
отсутствовала.
Второе слагаемое есть ускорение, которое
сообщает Солнце Земле, как непритягивающему телу.
Следовательно, возмущающее ускорение, которое получает
КА при движении относительно Земли - это разность двух слагаемых.
Так как rc>>r, то в первом слагаемом можно пренебречь r.
Следовательно
| rc - r| = Ö((xc-x)2+(yc-y)2+(zc-z)2)
где xc,
yc, zc - проекции радиуса-вектора Солнца на оси
абсолютной системы координат.
Моделирование движения Солнца проводилось следующим образом:
за некоторый промежуток времени t Солнце относительно Земли сместится на
угол J = Jн +
wct,
где Jн =
W + (90 - D) -
начальное положение Солнца в эклиптической системе координат.
W = 28,1° -
долгота восходящего узла первого витка КА.
D = 30° - угол
между восходящим узлом орбиты КА и терминатором.
wc
- угловая скорость Солнца относительно Земли.
wc =
2p/T = 2p/365,2422´24´3600 = 1,991´10-7 рад/c = 1,14´10-5 °/c
Таким образом, в эклиптической системе координат
проекции составляют:
xce = rccosJ
yce = rcsinJ
zce = 0
rc =
1,496´1011 м (1 астрономическая единица) -
расстояние от Земли до Солнца
Плоскость эклиптики наклонена к плоскости экватора на
угол e =
23,45°, проекции
rc на оси абсолютной системы координат можно
найти как
xc = xce = rccosJ
yce = ycecose = rccosJcose
zce = rcsinJsine
Таким образом, проекции возмущающего ускорения на оси
абсолютной системы координат:
axc = - mcx/(Ö((xc-x)2+(yc-y)2+(zc-z)2))3
ayc = - mcy/(Ö((xc-x)2+(yc-y)2+(zc-z)2))3
azc = - mcz/(Ö((xc-x)2+(yc-y)2+(zc-z)2))3
С учетом солнечного давления
axc = - (mc-Dmc)x/(Ö((xc-x)2+(yc-y)2+(zc-z)2))3
ayc = - (mc-Dmc)y/(Ö((xc-x)2+(yc-y)2+(zc-z)2))3
azc = - (mc-Dmc)z/(Ö((xc-x)2+(yc-y)2+(zc-z)2))3
5) Возмущающее ускорение, возникающее из-за влияния
Луны.
Уравнение движения КА в абсолютной системе координат
OXYZ относительно Земли при воздействии Луны:
где mл = 4,902´106 м3/c2- постоянная тяготения Луны.
rл -
радиус-вектор от Земли до Луны.
Таким образом, возмущающее ускорение, возникающее
из-за влияния Луны:
Так как rл>>r, то в первом слагаемом можно пренебречь r. Следовательно
|rл - r| = Ö((xл-x)2+(yл-y)2+(zл-z)2)
где xл, yл, zл - проекции радиуса-вектора Луны на оси
абсолютной системы координат.
Движение Луны учитывается следующим образом: положение
Луны в каждый момент времени рассчитывается в соответствии с данными
астрономического ежегодника. Все данные заносятся в массив, и далее этот массив
считается программой моделирования движения КА. В первом приближении принимается:
- орбита Луны - круговая.
- угол наклона плоскости орбиты Луны к плоскости
эклиптики i = 5,15°.
- период обращения линии пересечения плоскостей лунной
орбиты и эклиптики (по ходу часовой стрелки, если смотреть с северного
полюса) = 18,6 года.
Угол между плоскостями экватора Земли и орбиты Луны
можно найти по формуле
cos(hл) = cos(e)cos(i) -
sin(e)sin(i)cos(Wл)
где Wл
- долгота восходящего узла лунной орбиты, отсчитывается от направления на точку
весеннего равноденствия.
e -
угол между плоскостями эклиптики и экватора Земли.
Величина hл колеблется
с периодом 18,6 лет между минимумом при hл = e - i = 18°18’ и максимумом при hл = e + i = 28°36’ при W = 0.
Долгота восходящего узла лунной орбиты Wл
изменяется с течением времени t на величину Wл =
t´360/18,6´365,2422´24´3600.
Положение Луны на орбите во время t определяется углом
J л = t´360/27,32´24´3600.
По формулам перехода найдем проекции вектора положения
Луны на оси абсолютной системы координат:
xл = rл(cosJлcosWл -
coshлsinJлsinWл)
yл = rл(cosJлsinWл +
coshлsinJлcosWл)
zл = rлsinhлsinJл
rл = 3,844´108
м - среднее расстояние от
Земли до Луны
Таким образом, проекции возмущающего ускорения на оси
абсолютной системы координат:
axл =
- mлx/(Ö((xл!-x)2+(yл-y)2+(zл-z)2))3
ayл =
- mлy/(Ö((xл!-x)2+(yл-y)2+(zл-z)2))3
azл =
- mлz/(Ö((xл!-x)2+(yл-y)2+(zл-z)2))3
Уравнения возмущенного движения при действии
корректирующего ускорения имеют вид:
или
d2x/dt2 = - (mz/r2)x
+ axu + axa + axc + axл +
axк
d2y/dt2 = - (mz/r2)y
+ ayu + aya + ayc + ayл +
ayк
d2z/dt2 = - (mz/r2)z
+ azu + aza + azc + azл +
azк
2.4.3. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕКУЩЕЙ ОРБИТЫ КА
Полученная система уравнений движения ЦМ КА
интегрируется методом Рунге-Кутта 5-го порядка с переменным шагом. Начальные
условия x0, y0, z0,
Vx0, Vy0, Vz0 - в абсолютной системе координат, соответствуют
начальной точке вывода при учете ошибок выведения. После интегрирования мы
получаем вектор состояния КА (x, y, z, Vx,
Vy, Vz) в
любой момент времени.
По вектору состояния можно рассчитать параметры
орбиты. соответствующие этому вектору состояния.
а) Фокальный параметр - р.
р
= C2/mz, где С
- интеграл площадей.
C = r ´ V, |C|
= C = Ö(Cx2+Cy2+Cz2)
Cx = yVz - zVy
Cy = zVx - xVz - проекции на оси абсолютной СК
Cz = xVy - yVx
б) Эксцентриситет - е.
e = f/mz, где f
- вектор Лапласа
f = V ´ C - mzr/r,
|f| = f = Ö(fx2+fy2+fz2)
fx = VyCz - VzCy
- mzx/r
fy = VzCx - VxCz
- mzy/r -
проекции на оси абсолютной СК
fz = VxCy - VyCx
- mzz/r
в) Большая полуось орбиты.
a = p/(1 - e2)
г) Наклонение орбиты - i.
Cx = Csin(i)sinW
Cy = - Csin(i)cosW
Cz = Ccos(i)
можно найти наклонение i = arccos(Cz/C)
д) Долгота восходящего узла - W.
Из предыдущей системы можно найти
sinW = Cx/Csin(i)
cosW = - Cy/Csin(i)
Так как наклонение орбиты изменяется несильно в районе
i = 97,6°, мы имеем право делить на sin(i).
Если sinW => 0, W = arccos (-Cy/Csin(i))
Если sinW < 0, W = 360 - arccos (-Cy/Csin(i))
е) Аргумент перицентра - w.
fx = f(coswcosW - sinwsinWcos(i))
fy = f(coswsinW + sinwcosWcos(i))
fz = fsinwsin(i)
Отсюда найдем
cosw = fxcosW/f + fysinW/f
sinw = fz/fsin(i)
Если sinw > 0, w = arccos (fxcosW/f + fysinW/f)
Если sinw < 0, w = 360 - arccos (fxcosW/f + fysinW/f)
ж) Период обращения - Т.
T = 2pÖ(a3/mz)
Графики изменения элементов орбиты при действии всех,
рассмотренных выше, возмущающих ускорений в течение 2-х периодов (Т = 5765 с)
приведены на рис. 1-12.
Графики изменения во времени возмущающих ускорений
приведены на рис. 13-18.
2.5. ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ТРАЕКТОРИИ МКА
Существующие ограничения на точки старта РН и зоны
падения отработавших ступеней РН, а также ошибки выведения не позволяют сразу
же после пуска реализовать рабочую орбиту. Кроме того, эволюция параметров
орбит под действием возмущающих ускорений в процессе полета МКА приводит к
отклонению параметров орбиты КА от требуемых значений. Для компенсации воздействия
указанных факторов осуществляется коррекция орбиты с помощью корректирующей
двигательной установки (КДУ), которая располагается на борту МКА.
В данной работе проведена разработка алгоритма
коррекции, моделирование процесса коррекции и расчет топлива, необходимого для
проведения коррекции.
Из-за различных причин возникновения отклонений
элементов орбиты проводится:
- коррекция приведения - ликвидация ошибок выведения и
приведение фактической орбиты к номинальной с заданной точностью.
- коррекция поддержания - ликвидация отклонений
параметров орбиты от номинальных, возникающих из-за действия возмущающих
ускорений в процессе полета.
Для того, чтобы орбита отвечала заданным требованиям,
отклонения параметров задаются следующим образом:
- максимальное отклонение наклонения орбиты Di = 0,1°
- предельное суточное смещение КА по долготе Dl = 0,1°
Следовательно, максимальное отклонение периода орбиты DT = 1,6 сек.
Алгоритм коррекции следующий:
1) Коррекция приведения.
2) Коррекция поддержания.
2.5.1. КОРРЕКЦИЯ ПРИВЕДЕНИЯ
После окончания процесса выведения МКА, проводятся
внешне-траекторные измерения (ВТИ). Эти измерения обеспечивают, по баллистическим
расчетам, знание вектора состояния с требуемой точностью через 2 суток. После
этого начинается коррекция приведения.
Предложена следующая схема проведения коррекции:
а) Коррекция периода.
б) Коррекция наклонения.
Корректирующий импульс прикладывается в апсидальных
точках, либо на линии узлов в течение 20 сек и происходит исправление одного
параметра орбиты. Таким образом используется однопараметрическая, непрерывная
коррекция.
а) Коррекция периода.
Осуществляется в два этапа:
- коррекция перицентра
-
коррекция апоцентра
Сначала осуществляется коррекция перицентра -
приведение текущего расстояния до перицентра rp к
номинальному радиусу rн = 6952137 м. После измерения вектора состояния рассчитываются
параметры орбиты. Далее определяется нужный корректирующий импульс DVк.
Направление импульса (тормозящий или разгоняющий) зависит от взаимного
расположения перицентра орбиты и радиуса номинальной орбиты. Для этого
вычисляется Drp = rp -
rн.
Возможны ситуации:
1) Drp < 0 -
прикладывается разгоняющий
импульс
2) Drp > 0 -
прикладывается тормозящий импульс
КА долетает до апоцентра и в апоцентре прикладывается
корректирующий импульс. Время работы КДУ - 20 сек.
Так как время работы КДУ ограничено, а DVк может быть большим, следовательно, далее
рассчитывается максимальный импульс скорости DVmax за 20 сек работы двигателя:
DVmax = Pt/m = 25´20/597 =
0,8375 м/с
Если DVк > DVmax в апоцентре прикладывается импульс DVк = DVmax.
В результате этого rp немного корректируется. На следующем витке
опять рассчитывается DVк, и если на этот раз DVк < DVmax, в апоцентре прикладывается импульс DVк. КДУ включается не на полную мощность P = (DVк/DVmax)Pmax.
Время включения = 20 сек.
Это происходит до тех пор, пока не приблизится к rp с заданной точностью.
После того, как скорректирован перицентр, начинается
коррекция апоцентра. Рассчитываются параметры орбиты и нужный корректирующий
импульс, такой, чтобы ra = rн = 6952137 м. Направление корректирующего импульса также
зависит от величин ra и rн.
Вычисляется Dra = ra -
rн.
Возможна ситуация:
Dra > 0 -
в перицентре прикладывается
тормозящий импульс.
КА долетает до перицентра и в перицентре
прикладывается корректирующий импульс. Время работы КДУ - 20 сек.
Так как время работы КДУ ограничено, а DVк может быть большим, следовательно, далее
рассчитывается максимальный импульс скорости DVmax за 20 сек работы двигателя:
DVmax = Pt/m = 25´20/597 =
0,8375 м/с
Если DVк > DVmax, в
перицентре прикладывается импульс
DVк = DVmax. В результате
этого немного корректируется ra. На следующем витке опять рассчитывается DVк, и если на этот раз DVк < DVmax, в
перицентре прикладывается импульс
DVк. КДУ включается не на полную мощность P = (DVк/DVmax)Pmax.
Время включения = 20 сек.
Это происходит до тех пор, пока ra не приблизится к rн с заданной точностью.
Таким образом осуществляется коррекция перехода.
б) Коррекция наклонения.
После коррекции периода проводятся внешне-траекторные
измерения и получают вектор состояния КА. Если снова необходима коррекция
периода ее проводят еще раз и снова измеряют вектор состояния КА.
Далее проводится коррекция наклонения по такой же
схеме. Коррекция производится в точке пересечения орбиты КА с линией узлов.
После того, как рассчитаны корректирующие импульсы
скорости, по формулам перехода проекции вектора на оси абсолютной системы
координат. Далее рассчитывается корректирующее ускорение и подставляется в
уравнения движения центра масс КА. После этого уравнения интегрируются методом
Рунге-Кутта 5-го порядка с переменным шагом.
Графики изменения элементов орбиты в процессе
коррекции приведения приведены на рис.19-30.
2.5.2. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО ТОПЛИВА
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|