Интересно
отметить переоценку значения малых цифр КПД, происшедшую за последние полвека.
Пятьдесят лет назад теоретическое значение КПД около7% считалось
ничтожным и едва ли
заслуживающим внимания. В наше же время строятся мощные океанские
энергоцентрали с КПД примерно в половину этой величины. Существенного
улучшения КПД можно ожидать только при использовании в океанских тепловых
энергоцентралях большего перепада температуры между нагревателем и холодильником.
Принципиально такая возможность имеется. В разных районах на дне океана
обнаружены места, где разность температуры воды значительно превышает принятые
.для расчета 20 °С. Например, в термальных впадинах на дне Красного моря
температура воды достигает 60 СС, к тому же она ежегодно несколько
повышается. А на дне Тихого океана бьют гидротермальные источники с температурой
более 350 °С, как в котле вполне современной ТЭЦ высокого давления. Вблизи от
этих горячих источников имеется вода с низкой температурой, пригодная для
холодильника. При использовании такой воды возможно получение КПД океанской
установки, как у лучших наземных ТЭЦ высокого давления. Однако применение
горячих гидротермальных вод для выработки электрической энергии потребует
особой технологии.
СИСТЕМЫ ОТЕС
В
августе 1979 г, вблизи Гавайских островов начала работать теплоэнергетическая
установка мини-ОТЕС. Пробная эксплуатация установки в течение трех с половиной
месяцев показала ее достаточную надежность. При непрерывной круглосуточной
работе не было срывов, если не считать мелких технических неполадок, обычно
возникающих при испытаниях любых новых установок. Ее полная мощность составляла
в среднем 48,7 кВт, максимальная — 53 кВт; 12 кВт (максимум 15) установка
отдавала во внешнюю сеть на полезную нагрузку, точнее — на зарядку
аккумуляторов. Остальная вырабатываемая мощность расходовалась на собственные
нужды установки. В их число входят затраты энергии на работу трех насосов,
потери в двух теплообменниках, турбине и в генераторе электрической энергии.
Три
насоса потребовались из следующего расчета: один — для подачи теплой воды из
океана, второй — для подкачки холодной воды с глубины около 700 м, третий — для
перекачки вторичной рабочей жидкости внутри самой системы, т. е. из
конденсатора в испаритель. В качестве вторичной рабочей жидкости применяется
аммиак,
Установка
мини-ОТЕС смонтирована на барже. Под ее днищем помещен длинный трубопровод для
забора холодной воды. Трубопроводом служит полиэтиленовая труба длиной 700 м с
внутренним диаметром 50 см. Труба сваривалась на берегу из 58 секций. Выбор
полиэтилена связан с тем, что он как будто не подвержен обрастанию и,
следовательно коррозии (создание 700-метрового трубопровода было самым трудным
делом). Трубопровод прикреплен к днищу судна с помощью особого затвора,
позволяющего в случае необходимости ого быстрое отсоединение. Полиэтиленовая
труба одновременно используется и для заякоривания системы труба—судно.
Оригинальность подобного решения не вызывает сомнений, поскольку якорные
постановки для разрабатываемых ныне более мощных систем ОТЕС являются весьма
серьезной проблемой.
Впервые
в истории техники установка мини-ОТЕС смогла отдать во внешнюю нагрузку
полезную мощность, одновременно покрыв и собственные нужды. Опыт, полученный
при эксплуатации мини-ОТЕС, позволил быстро достроить более мощную
теплоэнергетическую установку ОТЕС-1 и приступить к проектированию еще более мощных
систем подобного типа.
ОТЕС-1 — плавучая
лаборатория: как и мини-ОТЕС, она не предназначена для коммерческой выработки
электрической энергии, хотя ее мощность достигает 1 МВт, т. е. в 20 раз
больше, чем у мини-ОТЕС. В качестве вторичного рабочего тела в ОГЕС-1 также
применяется аммиак. Питательный насос забирает воду из поверхностного слоя
океана с температурой 27 °С и прогоняет ее через нагреватель аммиака, состоящий
из 6304 титановых трубок диаметром 2 см. Это — паровой котел установки.
Аммиак распыляется в теплых трубках и вскипает. Пар аммиака идет в турбину и
вращает ее, а оттуда, совершив работу, поступает в конденсатор — холодильник.
Конденсатор также сделан из тонких трубок, охлаждаемых водой с температурой
немного более 4 °С. Там пары аммиака конденсируются и превращаются снова п
жидкость, перекачиваемую обратно и испаритель. Общая длина трубок в
двух теплообменниках (испарителе и конденсаторе) составляет 140 км.
Под установку ОТЕС-1
переоборудован танкер с турбо-электрическим приводом. Электрическая силовая
установка танкера позволяет с удобством использовать ее энергетические ресурсы
во время проведения различных экспериментов для привода насосов и других целей.
На этой установке предполагается проверить некоторые эксплуатационные характеристики
ОТЕС, чтобы в дальнейшем их можно было использовать при создании опытного
образца. Число вопросов, подлежащих изучению, достаточно велико. К ним
относятся, например, следующие. Какого типа теплообменники будут оптимальными
и из какого материала их следует делать? Титан — дорог, нельзя ли его заменить
на алюминий или что-нибудь другое? Как быстро будут развиваться морские
оргаппзмы-обрастатели в теплообменниках и в других частях системы и как с ними
бороться? Как повлияют на состояние окружающей морской среды мощные установки
такого типа? Как лучше выполнить трубопровод для подъема холодной воды?
Последний
вопрос становится традиционным для конструкторов всех установок ОТЕС. Для OTEG-1 он был решен в пользу применения
трех параллельных полиэтиленовых труб диаметром 1 м каждая, длиной но 900 м.
Трубы были доставлены на Гавайские острова секциями длиной по 27 м и сварены на
берегу. Потом все три трубы были связаны вместе и уложены на тележки,
установленные на специальном рельсовом пути, спускающемся прямо в океан.
Суммарная масса трубопровода достигла 450 т, укладка его на тележки была
выполнена с помощью лебедки. Для закрепления нижнего конца трубопровода вблизи
дна потребовалось 50 т балласта. А для поддержания трубопровода в вертикальном
положении его верхний конец окружен плавучим кольцом, имеющим буй, к которому
прикреплен прочный конец; с его помощью трубопровод можно несколько перемещать.
Такой способ крепления верхнего конца трубы к днищу судна позволил очень быстро
(за 2 часа) произвести постановку трубы в океане. Так же просто происходит и
разъединение трубопровода холодной воды с судном, если возникает сильное
волнение или по какой-либо друюй причине.
Конструкторы
установки ОТЕС-1 ввели между трубопроводом холодной воды и судном новую
деталь, которая сделала всю систему более надежной. Речь идет о карданном
подвесе трубы к судну. При наличии кардана судно может произвольно качаться на
волнах при относительно малоподвижном длинном трубопроводе, если волны не
слишком велики (не более 2 м). А если волнение увеличивается, судно
отцепляется от трубы и уходит в укрытие.
Защелка
для быстрого разъединения судна с трубой была опробована еще в системе
мини-ОТЕС. Применением карданного подвеса трубы и защелки решился старый спор
судна с трубой, начавшийся еще при Клоде. Надо сказать, что, видимо, труба все
же «победит» судно, в том смысле, что новые станции ОТЕС на мощность во много
десятков и сотен мегаватт проектируются без судна. Это — одна грандиозная труба,
в верхней части которой находится круглый машинный зал,, где размещены все
необходимые устройства для преобразования энергии (рис. 29). Верхний конец
трубопровода холодной воды расположится в океане на глубине 25—50 м. Машинный
зал проектируется вокруг трубы на глубине около 100 м. Там будут установлены
турбоагрегаты, работающие на парах аммиака, а также все остальное
оборудование. Масса всего сооружения превышает 300 тыс. т. Труба-монстр,
уходящая почти на километр в холодную глубину океана, а в ее верхней части
что-то вроде маленького островка. И никакого судна, кроме, конечно, обычных
судов, необходимых для обслуживания системы и для связи с берегом. Это
любопытный эпизод из новейшей истории развития техники преобразования тепла
океана.
Намечено окончание
строительства новой, третьей по счету, экспериментальной станции ОТЕС, мощность
которой будет находиться в пределах 40—100 МВт. При строительстве этой станции
используется модульный принцип, она собирается из отдельных блоков по 10 МВт
каждый. Такой подход позволит легко наращивать мощность до желательной величины
в установленных пределах. Трубопровод холодной воды по-прежнему остается одним
из наиболее сложных узлов этой станции. Станции мощностью в 40 МВт требуется
трубопровод диаметром 10 м и длиной 900 м. А для проектируемой коммерческой
станции OTEG на 400 МВт при той же длине
трубопровод должен иметь диаметр 30 м. Каждую секунду насосы через него будут
прокачивать около 1500 м3 холодной воды. Столько же потребуется
прокачать и теплой воды. Суммарный расход воды в этой мощной установке
получится, как v реки Нил, — 2600 м8/с,
Полное водоизмещение корпуса станции на 400 МВт с заборной трубой оценивается
цифрой около 500 тыс. т. Станция должна устанавливаться в районах океана с
глубинами более 1200 м. Для ее удержания в районе постановки требуется якорная
система с большой массой. В целом — поистине циклопическое сооружение,
строительство его предполагалось начать в 1985 г. Было также сообщение о
строительстве станции типа ОТЕС в Японии, но значительно менее мощной.
Рис. 2.3. Один из вариантов станции ОТЕС на мощность в сотни мегаватт
I — платформа, 2 — труба холодной
воды, з — якорная система
ТЕПЛО ИЗ ХОЛОДА
Энергию
можно получать не только из теплых вод тропических или субтропических районов
Мирового океана, но и из крайних северных или южных бассейнов планеты, т. е.
из вод Арктики и Антарктики. Была бы только достаточная разность температур для
эффективной работы тепловой машины. А разность там обычно есть, и иногда не
меньше, чем в тропиках. Но не между слоями поверхностной и глубинной воды, как
в тропиках.
Например,
в Северном Ледовитом океане температура в поверхностном слое подо льдом близка
к 0 °С. Ниже, на нескольких сотнях метров глубины, температура воды немного
повышается и доходит примерно до 0,6 °С. Там находится теплый промежуточный
слой, образовавшийся за счет притока вод атлантического происхождения. А глубже
нескольких сот метров температура воды снова понижается до минус 1 °С. Самая
холодная вода встречается в Датском проливе близ Гренландии, где температура
ее падает до минус 2,2 °С; такая же холодная вода бывает и в море Уэддела в
Антарктике. Где же при подобных условиях взять достаточно высокую разность
температур в этих широтах планеты?
На
помощь энергетикам приходит холодный воздух.
Во
многих районах Арктики большую часть года температура воздуха ниже минус 10
°С. Например, на Новосибирских островах в году бывает всего 2—4 дня с температурой
воздуха выше минус 10 °С, на побережье моря Лаптевых таких дней от 10 до 14, а
на архипелаге Северная Земля их только 10—12. В остальное время года здесь
царствуют морозы, временами значительно превышающие минус 10 °С.
На
возможность использования энергетического потенциала высоких широт,
по-видимому, первым обратил внимание в 1928 г. французский инженер Баржо. В качестве
нагревателя им предлагалась морская вода с температурой,, близкой к 0 °С.
Холодильником должен был служить морозный воздух. В качестве вторичного
рабочего тела было предложено взять такое вещество, которое кипело бы при
температуре несколько ниже 0 °С и конденсировалось бы в жидкость при
температуре минус 20 °С. Баржо рекомендовал углеводородные соединения типа
пропана, бутана или изобутана. Для предотвращения потерь рабочего вещества
предлагался замкнутый цикл работы энергетической установки. Схема Баржо имеет
много общего с идеей Д'Арсонваля. Но, учитывая арктические условия, Баржо
предлагал вызывать кипение рабочего тела путем разбрызгивания в нагревателе
морской воды, чтобы замерзая, она отдавала рабочему телу свою скрытую теплоту
льдообразования. Это — остроумное предложение, но, как лучше реализовать его,
до сих пор неизвестно.
Предложение
Баржо не было практически реализовано. Пятьдесят лет назад указывались минимум
две причины этого: малый КПД установки и практически неприемлемые размеры
теплообменника (нагревателя) для получения достаточной мощности из-за низкой
рабочей температуры нагревателя.
А
недавно опубликована работа А. К. Ильина, где показана возможность практической
реализации преобразования тепловой энергии океана в арктических районах 3.
В ней отмечается не только важность наличия достаточного градиента температуры,
но также и необходимость достаточной скорости ветра и скорости течения воды в
океане. Два последних условия, на которые раньше не обращалось должного
внимания, необходимы для обеспечения нормальной работы теплообменников.
Благоприятные условия для работы энергетических установок имеются в устье
сибирских рек.
Допустимая
максимальная степень охлаждения воды в арктических силовых установках
определяется неравенством
Тж-Тз=^Т<2К,
где Тж —
температура морской воды, забираемой в нагреватель преобразователя; Т3
— температура замерзания морской воды при данной солености.
Физический смысл этого
неравенства заключается в том, что морскую воду нельзя доводить до точки
замерзания, как предлагал в свое время Баржо. Если ола будет замерзать в
теплообменнике, служащем нагрева! ел ем для вторичной рабочей жидкости, то
образуется лед. который нарушит работу преобразователя.
По
расчетам Ильина, КПД энергетической установки мощностью около 50 кВт в
арктических условиях получается в пределах 0,79—2,08 %. Речь идет о КПД
использования тепла воды, что же касается КПД самой установки, то он
достаточно высок и достигает 43 %. Эта цифра относится к аммиачной установке
мощностью 1 МВт. На основании детальных расчетов автор приходит к выводу, что
в арктических районах океана зимой энергия, обусловленная разностью температур
между морской водой подо льдом и атмосферным воздухом, может использоваться
достаточно эффективно.
Имеется
и другой путь использования тепловой энергии океана в высоких широтах. Речь
идет о термоэлектрических преобразователях, на перспективность применения
которых для этой цели указывал академик А. Ф. Иоффе еще в 1932 г. В наше время
этот вопрос исследуется в Тихоокеанском океанологическом институте . По
расчетам, при разности температур 10 °С и разности глубин 100 м при
использовании термоэлектрических преобразователей энергии с КПД 1 % с 1 км2
поверхности океана можно получить электрическую мощность около 100 МВт.
Необходимым условием является наличие течения со скоростью не менее 0,1 м7с.
Отмечается, что «общая энергия Мирового океана, которую можно использовать
подобным образом, превышает 1020 Дж в год, т. е. сравнима
С
энергией, получаемой от сжигания химического топлива на Земном шаре в
течение года».
Использование
новых источников энергии весьма важно для развития энергетики Крайнего Севера.
§2.3.ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С КОЛЕБЛЮЩИМИСЯ МАГНИТАМИ
Фарадей
открыл закон электромагнитной индукции с помощью постоянного магнита в виде
стержня, который он вводил (рукой) в катушку с медной проволокой. При каждом
вводе или выводе магнита в катушку на концах ее обмотки наблюдалось
возникновение электрического напряжения. Согласно закону электромагнитной индукции,
величина возникающей электродвижущей силы прямо пропорциональна скорости
изменения магнитного потока через катушку и числу витков катушки.
Закон
электромагнитной индукции определил путь развития электрических машин. Их
главный принцип: чтобы получить быстрые изменения магнитного потока, надо
вращать магнит при неподвижной катушке или, наоборот, вращать катушку при
неподвижном магните. Именно так действовала первая электрическая машина,
изобретенная итальянцем Граммом более 100 лет назад и спустя примерно 50 лет
после открытия Фарадеем электромагнитной индукции, — так называемое «Кольцо
Грамма». «Кольцом» она была названа по той причине, что в качестве якоря имела
тороидальное кольцо из тонких железных проволок, вращавшееся на оси в поле
подковообразного постоянного магнита. На кольце крепилось несколько катушек из
медной проволоки. Кольцо приводилось во вращение рукой с помощью ременной
передачи.
Грамм
не мог вращать магнит, поскольку 100 лет назад магниты должны были быть
достаточно длинными. Теперь же новейшие магниты (типа РЗМ ) хорошо работают
только при малой длине, поэтому конструктивно их просто привести во вращение.
РЗМ — редкоземельные магниты, или магниты на основе редких земель, — самые
сильные (но хрупкие) постоянные магниты. РЗМ сделаны на основе самария в
соединении с кобальтом (SmCo5). Речь идет преимущественно
об электрических машинах малой мощности, когда желательно избежать применения
коллектора или контактных колец. Это важно для машин, длительно работающих в
тяжелых условиях эксплуатации, без частых осмотров и своевременной
профилактики, например велогенераторов, генераторов для тракторов и т. п. Для
волновых энергетических установок также удобнее бесконтактные генераторы,
особенно для установок в открытом море.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|