Меню
Поиск



рефераты скачать Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания

         Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. По усмотрению надзирающего прокурора срок дознания может быть продлен до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством экспертизы, прокурор района, города (их заместители) вправе продлить срок дознания до 6 месяцев. При исполнении запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст.453 УПК РФ, прокурор субъекта Российской Федерации и приравненный к нему военный могут продлить срок дознания до 12 месяцев.

         Расследование уголовного дела в форме дознания проводится при отсутствие обвиняемого. Уголовное преследование осуществляется в отношении подозреваемого.  Согласно ч. 1 ст. 46 УПК РФ заподозренное в преступлении лицо может быть поставлено дознавателем в статус подозреваемого путем:

а) возбуждения в отношении лица уголовного дела;

б) задержания лица на 48 часов в соответствии с требованиями ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;

в) применения к лицу, совершившему преступление, меры пресечения до предъявления обвинения в порядке ст. 100 УПК РФ;

г) уведомление лица о подозрении в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 2231 УПК РФ.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то по истечении 10 суток дознание должно быть завершено составлением обвинительного акта (ч. 2 ст. 24 УПК РФ). При невозможности составить обвинительный акт в установленный законом срок подозреваемому предъявляется обвинение, после чего дознание продолжается в обычном порядке. Задержание заподозренного лица, применение к нему меры пресечения, уведомление его о совершении преступления допускаются только после возбуждения уголовного дела.

К подозреваемому, поставленному дознавателем в процессуальный статус возбуждением уголовного дела или уведомлением о совершении преступления, может быть применена любая мера пресечения, предусмотренная главой 13 УПК РФ. При заключении подозреваемого под стражу в порядке ст. 108 УПК РФ дознаватель обязан получить согласие прокурора до обращения в суд. Согласие прокурора требуется при избрании в отношении подозреваемого таких мер пресечения, как домашний арест, залог, а также при производстве следственных действий, проводимых на основании судебного решения (ст. 165 УПК РФ). В случае несогласия прокурора с решением дознавателя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения; мер процессуального принуждения о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, о контроле и записи телефонных и иных переговоров, других процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ, прокурор должен вынести мотивированное постановление об отказе в даче согласия и направить его дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела. Обеспечивая надзор за соблюдением законов органами дознания, прокурор вправе потребовать от дознавателя представления в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке ч. 3 ст. 92 УПК РФ и копии соответствующего протокола. В случае признания задержания подозреваемого незаконным прокурор своим постановлением освобождает лицо из–под стражи.

Завершается производство дознания принятием решения о прекращении уголовного дела или составлением обвинительного акта. Дознание прекращается, когда отсутствуют основания для направления уголовного дела в суд. Постановление о прекращении уголовного дела с прокурором не согласовывается. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. ст. 25 и 28 УПК РФ, освобождающие подозреваемое лицо от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, а также ст. 427 УПК РФ, когда исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания. Копия постановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору.

















3. Обеспечение законности при производстве дознания

Законности этого следственного действия придается исключительно большое значение. Закон детально регламентирует порядок допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых.

 Ниже  приведены основные требования законности при проведении допросов:

1)  Необходимость допроса лица в том качестве, в котором он привлекается к делу, и по тем вопросам, которые входят в предмет его показаний.

Все, кто вызван на допрос, должны знать, в качестве кого они будут допрошены. Следователь обязан объявить об этом каждому лицу сразу же перед допросом. Случаи, когда из "тактических соображений" этот момент упускается, следует расценивать как нарушение законности, так как это ведет к нервозности допрашиваемого лица и противоречит следственной этике.

2)  Запрет использования незаконных мер для получения показаний.

Закон запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Данное указание относится и к допросу подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. Ответственность за принуждение к даче показаний как обвиняемого, так и любого другого лица путем угроз или иных незаконных действий.

3) Соблюдение прав допрашиваемых лиц свободно, в форме рассказа, излагать свои показания.

Допрос по существу дела начинается предложением свидетелю рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. После чего дознаватель  может задать ему вопросы. Аналогичный порядок предусмотрен и для допроса потерпевших.

4)   Запрещается задавать наводящие вопросы.

После дачи показаний следователь вправе задать вопросы. Но УПК запрещает постановку наводящих вопросов свидетелям и потерпевшим.

5.Соблюдение режима времени допроса.

Нельзя в тактических целях допускать многочасовые допросы, рассчитанные на "измор" допрашиваемого, т.к. вследствие длительного допроса он может утратить физическую и психическую способность правильно оценивать происходящее и дать неверные показания. Закон частично регламентирует время допроса обвиняемого.  Не допускается допрос в ночное время, кроме случаев нетерпящих отлагательств. Дознаватель обязан допросить обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения. Это требование закона позволяет получать наиболее правдивые показания. Законодательство предусматривает и время допроса подозреваемого. Если он был задержан или в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то допрос производится немедленно. В случаях, когда это невозможно, подозреваемый должен быть опрошен не позднее 24 часов с момента задержания.

6. Недопустимость присутствия на допросе посторонних лиц.

По общему правилу допрос должен производиться наедине. При допросе всех лиц могут участвовать прокурор и начальник следственного отдела. В определенных случаях, указанных в законе, при допросе могут присутствовать защитник, педагог, законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники, эксперт.

7)  Соблюдение объективности и полноты допроса.

 Допрос должен носить объективный характер, чтобы допрашиваемые лица не подвергались давлению или внушению со стороны дознавателя для дачи показаний в подтверждении той или иной версии. Дознаватель должен принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, стремиться получить достоверную информацию.

8)  Правильная и объективная запись показаний в протоколах

Закон требует, чтобы показания заносились в протокол от первого лица и по возможности дословно. По окончании допроса протокол предъявляется обвиняемому для прочтения или по его просьбе прочитывается следователем. Обвиняемый имеет право требовать дополнительный протокол и внесение в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в протокол. Подобное требование предъявляется и при составлении протокола допроса подозреваемых, свидетелей и потерпевших. В протоколе обязательно наличие подписи обвиняемого, а в случае участия в допросе переводчика - и его в том числе.


















































Заключение

Рассмотрение вопросов деятельности органов дознания дает возможность узнать не только о правоприменительной деятельности правоохранительных органов Российской федерации, но и о работе механизма государственного принуждения в целом. Подробный анализ наглядно показывает сложившуюся в России систему органов охраны права: их практику и взаимодействие. Данные знания особенно важны для юристов, которые непосредственно связаны с охраной и применением права.

Данная работа позволила выявить не только общие принципы деятельности органов дознания, но и определить особенности, присущие каждому органу и специфику его работы.

Изучение порядка работы и соблюдения законности в работе органов дознания является одним из важных вопросов современной правоохранительной системы, так как от этого зависит фактическая реализация правового механизма регулирования правоохранительной деятельности.































Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года.
  3. Советский Энциклопедический словарь. Издание 2. М., 1983.
  4. Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. К 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 года).
  5. Н.Ф. Петренко Организация взаимодействия различных служб органов внутренних дел. М., юридическая литература. 1995 г.
  6. Взаимодействие Оперативных и следственных аппаратов ОВД. Лекция ОРД. РВШ МВД РФ 1996 г.

     7. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы : учебник для вузов / К. Ф.                Гуценко, М. А. Ковалев. – М., 1997.

     8. Правоохранительные органы: учебное пособие / под ред. А.М. Баранова.-Омск: Омская академия МВД России, 2008.


























Задача № 1.

В районном суде города N рассматривалось уголовное дело по обвинению Сысоева А.А. в совершении умышленного убийства. Дело слушалось в открытом судебном заседании. В ходе слушания возникла необходимость в оглашении личной переписки подсудимого и его бывшей жены. Сысоев А.А. был не согласен на оглашение указанных материалов уголовного дела, о чем незамедлительно сообщил председательствующему. Председательствующий пояснил, что согласия Сысоева в данном случае не требуется, после чего огласил соответствующие материалы.

В зале судебного заседания присутствовали студенты юридического вуза, один из которых делал письменные записи в тетрадь по ходу судебного заседания. Заметив это, председательствующий попросил студента покинуть зал, а тетрадь с записями передать суду через судебного пристава.

Проанализируйте действия и решения судьи и иных участников с точки зрения принципов правосудия.


В данном случае нарушен принцип гласности. Согласно ч. 4 ст. 241 «Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.»

В соответствии ч. 5 ст. 241 «Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании.»







Задача № 2.

Из приведенного ниже перечня оснований определите, какие из них являются основаниями приостановления, а какие – прекращения полномочий судей.

Основания прекращения

полномочий судей

Основания приостановления

полномочий судей

1.     Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

2.     Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

3.     Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

4.     Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи.

5.     Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам.

6.     Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком.

7.     Письменное заявление судьи об отставке.

8.     Увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

9.     Прекращение гражданства Российской Федерации.

10.  Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.

11. Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным.

12. Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.








1. Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

   2.  Избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

  3.   Возбуждение уголовного дела    в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

  4.   Участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.


















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.