Меню
Поиск



рефераты скачать Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания

Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания

Омский юридический институт












Контрольная работа

 

по учебной дисциплине


«Правоохранительные органы»


Задание № 19











Выполнил студент заочного отделения

3 курса 328 учебной группы

2008 года набора.

 Ф.И.О. Литко М.А.

19 номер фамилии в журнале

2400 номер зачетной книжки


Проверил преподаватель кафедры

уголовного права и процесса

Ф.И.О. д-р.ю.н. Деришев Ю. В.




Омск 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Система органов дознания………………………………………………...3

2.Виды дознания………………………………………………………………8

    2.1  Дознание по делам, по которым предварительное следствие      обязательно…….…………………………………………………………………8

    2.2 Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно……………………………………………………………………...10

3.     Обеспечение законности при производстве дознания………………14

4.     Заключение…………………………………………………………….…17

Список использованной литературы…………………………………….18

1. Система органов дознания.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК) устанавливает, что органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5).

Словом "орган" определяется "государственное или общественное учреждение, организация". Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования, иначе - расследование. Таким образом, термин "орган дознания" этимологически означает "учреждение (организация) расследования".

         Субъекты, уполномоченные  осуществлять дознание, в содержании основного понятия «органы дознания» (п. 24 ст. 5 УПК РФ) не указаны. Они перечислены в ст. 40 УПК РФ и ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД).

         Статья 40 УПК определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять в качестве органов дознания отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность. В их число входят:

         - органы внутренних дел Российской Федерации;

         - иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

         В соответствии с ст. 13 Закона об  ОРД на территории России осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

         - органов внутренних дел Российской Федерации;

         - органов Федеральной службы безопасности;

         - федеральных органов государственной охраны;

         - таможенных органов Российской Федерации;

         - Службы внешней разведки Российской Федерации;

         - Министерства юстиции Российской Федерации;

         - органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

         Помимо органов, осуществляющих ОРД, законодатель включил в число органов дознания органы Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы и должностных лиц, наделенных полномочиями органов дознания:

         - Главного судебного пристава Российской Федерации, главного военного судебного пристава, главного судебного пристава субъектов Российской Федерации, их заместителей, старшего судебного пристава, старшего военного судебного пристава, а также старших судебных приставов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

         - командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов.

         Совокупность указанных выше субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями по производству дознания в уголовном процессе, образует систему органов дознания России.

         Кроме того, согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочия по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий возложены на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по местонахождению данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Процессуальный статус капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в уголовно-процессуальном законе не раскрыт. Хотя прямо не говорит, что эти должностные лица являются органами дознания (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). В перечне органов и должностных лиц, уполномоченных принимать решение о возбуждении уголовного дела, они самостоятельно не фигурируют (ст. 146 УПК РФ).

Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по выявлению и расследованию преступлений, во избежание ненужного параллелизма и дублирования более или менее четко разграничиваются уголовно-процессуальным законодательством. Основной принцип такого разграничения: каждый из названных органов (должностных лиц) должен иметь дело с такими преступлениями, которые нарушают надлежащее исполнение ими своих основных функций. Например, работники противопожарной службы обязаны выявлять и расследовать преступления, связанные с поджогами; работники таможенной службы – преступления, связанные с нарушением таможенных правил; начальник тюрем, исправительных или воспитательных колоний, СИЗО – преступления, совершаемые в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; судебные приставы – преступления, посягающие на нормальное отправление правосудия; работники госнаркоконтроля – преступления, которые, как отмечалось выше, связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и т.д.

В системе органов дознания России органы внутренних дел – это единственные органы, которые уполномочены законом проводить дознание по всем уголовным делам, предварительное следствие по которым необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), за исключением отдельных преступлений, прямо перечисленных в пп. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. В этих нормах оговаривается подследственность дознавателей пограничных органов Федеральной службы безопасности, органов Службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственного надзора Федеральной противопожарной службы. Органы внутренних дел не вправе возбуждать уголовные дела и расследовать преступления, подследственные данным органам дознания. Например, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне России (ст. 253 УК РФ) может расследоваться только дознавателями пограничных органов ФСБ.

Большинство действий, отнесенных к ведению органов дознания, должно осуществляться непосредственно должностными лицами, именуемыми дознавателями, - работниками органов дознания, на которых полномочия по производству дознания возлагаются начальниками этих органов.

Дознание и неотложные следственные действия по подавляющему большинству уголовных дел проводит милиция.

В целом милиция является составной частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел РФ. Согласно Закону о милиции она должна подразделяться на милицию криминальную и милицию общественной безопасности.

Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении.

Милиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только милиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве милиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.

Основными задачами криминальной милиции как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от расследования и суда.

Основными задачами милиции общественной безопасности как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно.

Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители   ( разъяснение Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" от 9 сентября 1993 г. N 25/15-1-19-93 и N 1/3986).

Начальники органов дознания (милиции) поручают проведение дознания и другой уголовно-процессуальной деятельности подчиненным дознавателям. В системе милиции общественной безопасности имеются подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их начальников. Последние осуществляют организационное руководство дознавателями и не обладают правами органа дознания.



 














 2. Виды дознания

Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Следует иметь в виду, что деятельность органов дознания подразделяется уголовно-процессуальным законом на два вида, а именно:

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (вспомогательная деятельность по отношению к предварительному следствию, производимая в порядке, предусмотренном п. 19 ст. 5 УПК РФ).

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

2.1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 5 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.

Практика органов предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах. Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий    ( ч. 3 и 4 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю.

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит:

В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;

В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий;

В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

2.2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Иначе обстоит дело с расследованием преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно. В этом случае дознание практически заменяет предварительное следствие, а материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

         По письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Органы дознания проводят расследование подследственных им преступлений в полном объеме, их компетенция установлена ч. 3 ст.150 УПК РФ. Начальник органа дознания или его заместитель (ч. 17 ст. 5 УПК РФ), а также начальник подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 401 УПК РФ) вправе поручить производство дознания дознавателю. В части 2 ст. 42 УПК РФ законодатель запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Уголовное дело публичного обвинения возбуждается дознавателем самостоятельно, согласия прокурора при этом не требуется. Копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору для проверки законности принятого решения. В случае необходимости прокурор вправе потребовать от дознавателя представления дополнительных материалов, обосновывающих возбуждение уголовного дела. Если их будет недостаточно для принятия решения о начале производства дознания, то прокурор обязан признать постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела незаконным и вынести постановление об его отмене независимо от того, проводились по делу следственные действия или нет. Уголовные дела частного или частно - публичного обвинения возбуждаются дознавателем с согласия прокурора в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.