Уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (ст.212 УК Украины)
    ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА И ПРАВА  ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ  [pic]  К У Р С О В А Я Р А Б О Т А  по дисциплине  “Уголовное право”  на тему:  “УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (ст.212  УК Украины)” | |Выполнил: | 
| | | 
| |06/10/2003р. | 
| |Преподаватель: | 
| | | 
| |Осадчий В.И. | 
| | | 
| | |  м. Дніпропетровськ  2003  СОДЕРЖАНИЕ: |Введение. |3 | 
|I. Налоги и налоговая система |6 | 
|§ 1.1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей.|6 | 
|§ 1.2. Налоговая система. |7 | 
|§ 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем. |7 | 
|§ 1.2.2. Налоговая система в Украине. |8 | 
|II. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных |11 | 
|платежей. Состав преступления. | | 
|§ 2.1. Объект преступления. |11 | 
|§ 2.2. Объективная сторона преступления. |11 | 
|§ 2.2.1. Способы уклонений от уплаты налогов. |13 | 
|§ 2.3. Субъект преступления. |28 | 
|§ 2.3.1 Субъективная сторона преступления. |30 | 
|III. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.|31 | 
|Заключение. |34 | 
|Задачи по уголовному праву. |36 | 
|Список использованных источников и литературы. |38 |  ВВЕДЕНИЕ  Налоговые реформы, проводимые в последние годы, показали значение и влияние налогов на развитие социально-экономических процессов в Украине.  С началом экономических преобразований в Украине появилась острая необходимость в разрешении ряда проблем, связанных с системой налогообложения. В первую очередь, это раскрытие преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.  В соответствии со ст.67 Конституции Украины все граждане в государстве обязаны платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Поэтому за уклонение от уплаты налогов юридическими и физическими лицами предусмотрена уголовная ответственность. И это не случайно.  Решение этих проблем требует определенных действий на законодательном уровне и использование правоохранительными органами всего арсенала полномочий, предоставленых им законодательством.  Проведенный специалистами анализ негативного влияния на дестабилизирующих причин на состояние экономической безопасности Украины позволяет сделать вывод, что основными проблемами являются: криминализация украинского общества, увеличение противоправной деятельности субъектов предпринимательства, учитывая массовое уклонение от уплаты налогов, “тенизация”экономики и низкая эффективность борьбы правоохранительных органов с этими проявлениями.  Особенную тревогу вызывают попытки верхушки криминалитету в сфере экономики и представителей “теневого” бизнеса использовать экономические реформы как реальную возможность для легализации (“отмывания”) полученных незаконным путем прибылей, о чем свидетельствуют результаты совещания в Страсбурге Европейского комитета по проблемам борьбы с преступностью.  Необходимо отметить, что налоговая преступность отличается высоким уровнем профессионализма, тесными межрегиональными и международными связями, высокой оплатой участников преступных группировок, соединение легальной деятельности с нелегальной. Все чаще такие преступления хорошо организованы и замаскированы, к преступной деятельности привлекается большое количество субъектов предпринимательской деятельности. При этом значительная часть “теневых” финансовых ресурсов направляется не на сферу производства, а на обслуживание мошенничяеских торговых сделок, финансовых махинаций, происходит отток валютных ценностей за рубеж.[35, c.79-80].  В данное время в нашем государстве совершаются многочисленные преступления в сфере уклонения от налогообложения. Это, в свою очередь, связано с тем, что государство в лице его контролирующих органов устанавливает высокий уровень налоговых взысканий с целью решения, прежде всего, фискальных заданий и пополнения бюджета и это не может быть основной налоговой стратегией на длительное время, так как это препятствует эффективному функционированию предпринимательских структур, приводит к банкротству и спаду производства.  Однако, субъекты предпринимательской деятельности, уклоняясь от уплаты обязательных взносов в казну государства, таким образом нарушают наиболее важную функцию налогов - фискальную (бюджетную). Посредством этой функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства. Кроме того, формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного взимания превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.  Целью данной работы является полное изучение и рассмотрение социально важных проблем, таких как преступность в сфере налогообложения, то есть уклонения от уплаты налогов, проблем возмещения наносимого ущерба государству, проблем восполнения пробелов в законодательстве.  Рассматриваемая тема актуальна тем, что период, который переживает сейчас наше государство, характеризуется повышенной преступностью в области уклонения от налогообложения со стороны субъектов предпринимательства и сокрытие доходов от налогообложения практикуется в большинстве предпринимательских структур.  Для раскрытия сущности данной темы необходимо выбрать предмет исследования в виде способов совершения преступления в сфере уклонения от налогообложения. Рассмотрение всех или большей части таких способов совершения преступления влияет на правильную квалификацию преступления.  На основании высветленных способов можно будет определить какое деяние относится к преступлению предусмотренному ст. 212 Уголовного Кодекса  Украины и определить вид ответственности, которую влечет за собой это преступление. Также немаловажно более конкретно изложить состав такого преступления, как уклонение от уплаты налогов.  Методом исследования данной работы является системно-структурный, так как налоговая система является довольно сложной системой, состоящей из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность.  С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:  . Анализ понятия налогов и сборов, понятие налоговой системы Украины;  . Изучение составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов;  . Раскрытие способов уклонения от уплаты налогов;  . Анализ оснований уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.  Исходя из поставленной цели и задач курсовой работы, курсовая работа имеет соответствующую структуру: введение, раздел 1, раскрывающий понятие налоговой системы Украины, раздел 2, раскрывающий и анализирующий состав преступления за уклонение от уплаты налогов, раздел 3, уделяющий внимание уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, заключение, список использованной литературы.  I. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  § 1.1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей  Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, которое представляет собой совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений.  Возникновение налоговых правоотношений возможно лишь при наличии налогового закона.  Налоговый закон - это правовой акт высшего органа законодательной власти, который обязывает юридических лиц и граждан уплачивать в бюджет платежи в виде налогов в определенном размере и в точно фиксированные сроки. (27, с.32(  Для досконального и полного исследования рассматриваемой темы, необходимо более подробно остановиться на понятии самого налога.  В соответствии со ст. 2 ЗУ «О системе налогообложения» от  25.06.91г. под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. (7(  Согласно налогового права налог - категория не только правовая, а и экономическая, так как это форма перераспределения национального дохода, а также часть его, приобретающая самостоятельное движение. При уплате налогового платежа происходит переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность всего государства. Такого перехода права собственности нет при внесении в бюджет обязательных платежей государственных предприятий. Такие платежи будут налогами только по форме, а не по смыслу. При перераспределении национального дохода, часть его, мобилизованная принудительно в форме налогов с юридических и физических лиц, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности.  (27, с.56(  Налоги выступают наиболее важным и влиятельным инструментом регулирования экономических отношений и интересов государства, регионов, предприятий и граждан. Они играют значительную роль в формировании доходной части бюджета. Налоги призваны стимулировать развитие всего прогрессивного и эффективного, регулировать противоречия, которые возникают в процессе реализации экономических интересов.  Таким образом, можно сделать вывод, что налоги - это установленные высшим органом государственной законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом. Они - часть денежных доходов общества, отчужденная и присвоенная с помощью политического принуждения государством.  § 1.2. Налоговая система  § 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем  Законодательное обоснование понятия «система налогообложения» приводится в ч.4 ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от  18.02.1997г. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, в бюджеты и государственные целевые фонды, которые направляются в установленном законами порядке.  По мнению С. Пепеляева, налоговая система – взаимосвязанная совокупность установленных на данный момент в конкретном государстве существенные условия налогообложения.[34, c.60]  По мнению Кучерявенко М., налоговая система является совокупностью налогов и сборов и выступает как действующий механизм законодательно закрепленных мер по аккумулированию доходов государства.[34, c.60].  Базируясь на философской концепции, что "система - это совокупность элементов, которые пребывают во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с другом, образуя целостность, единство", и руководствуясь тем, что каждый компонент системы, в свою очередь, можно рассматривать как отдельную систему, а каждая система является одним из компонентов более широкой системы, можно дать такое определение понятия налоговой системы.  Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, налогоплательщиков и органов, осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты в установленном законом порядке.  По оценкам специалистов, система налогообложения тем эффективнее, чем она удобнее как для того, кто уплачивает налоги, так и для того, кто осуществляет контрольные функции.  Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются:  - порядок установления и введения в действие налогов;  - виды налогов;  - права и обязанности налогоплательщиков;  - порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;  - ответственность участников налоговых отношений.  § 1.2.2. Налоговая система в Украине  Действующая ныне налоговая система Украины характеризуется четырьмя признаками. Во-первых, общий объем начислений на фонд заработной платы в условиях платежного кризиса, отсутствия оборотных средств и кредитных ресурсов достиг такого размера, за которым уплата налогов даже при нормальных ставках достаточно усложнена и активно подталкивает к переходу в «теневую» экономику.  Во-вторых, почти все законодательные акты настолько сложны для понимания и исполнения, что избежать ошибок при их применении не в состоянии ни один плательщик, а самих налоговиков они превратили из сборщиков налогов на сборщиков бумаг.  В-третьих, каждый законодательный акт содержит в себе огромное количество «дырок» и, соответственно, возможностей для уклонения от налогообложения.  И в-четвертых, независимо даже от степени налогового давления значительное количество предпринимательских структур склонно к сокрытию налогов, ощущая неспособность государства создать систему эффективного выявления и преследования за такие правонарушения.  Такая налоговая система в Украине не только не закладывает основы для развития экономики в будущем, но и беспощадно эксплуатирует легального плательщика налогов, истощая его финансовые ресурсы и невольно загоняя его в нелегальное положение, то есть в «тень».  Действующая в Украине система налогообложения определяется Законом  Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991г. Согласно этой законодательной базе в Украине взимаются:  - общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи);  - местные налоги и сборы (обязательные платежи).  В настоящее время предусматриваются следующие виды общегосударственных налогов к сборов (обязательных платежей): 
1) налог на добавленную стоимость; 
2) акцизный сбор; 
3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые перечисляются в бюджет государственными, казёнными или коммунальными предприятиями; 
4) налог на доходы физических лиц; 
5) таможенная пошлина; 
6) государственная пошлина; 
7) налог на недвижимое имущество (недвижимость); 
8) плата (налог) за землю; 
9) рентные платежи; 
10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; 
11) налог на промысел; 
12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; 
13) сбор за специальное использование природных ресурсов; 
14) сбор за загрязнение окружающей природной среды; 
15) сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий  Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения; 
16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование; 
17) сбор в Государственный инновационный фонд; 
18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности 
19) фиксированный сельскохозяйственный налог; 
20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; 
21) единый сбор, который осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины; 
22) сбор на использование радиочастотного ресурса Украины; 
23) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный).  Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории  Украины и зачисляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды согласно законодательству Украины.  В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» к местным налогам относятся: 
1) налог с рекламы; 
2) коммунальный налог.  А к местным сборам (обязательным платежам) относятся: 
1) гостиничный сбор; 
2) сбор за парковку автотранспорта; 
3) рыночный сбор; 
4) сбор за выдачу ордера на квартиру; 
5) курортный сбор; 
6) сбор за участие в бегах на ипподроме; 
7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; 
8) сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме; 
9) сбор за право использования местной символики; 
10) сбор за право проведения кино- и телесъемок; 
11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей; 
12) сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу; 
13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; 
14) сбор с владельцев собак.  Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок, установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который устанавливается областными советами.  Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному местными советами, если иное не предусмотрено законами Украины. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |