Уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (ст.212 УК Украины)
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА И ПРАВА ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ [pic] К У Р С О В А Я Р А Б О Т А по дисциплине “Уголовное право” на тему: “УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (ст.212 УК Украины)” | |Выполнил: |
| | |
| |06/10/2003р. |
| |Преподаватель: |
| | |
| |Осадчий В.И. |
| | |
| | | м. Дніпропетровськ 2003 СОДЕРЖАНИЕ: |Введение. |3 |
|I. Налоги и налоговая система |6 |
|§ 1.1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей.|6 |
|§ 1.2. Налоговая система. |7 |
|§ 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем. |7 |
|§ 1.2.2. Налоговая система в Украине. |8 |
|II. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных |11 |
|платежей. Состав преступления. | |
|§ 2.1. Объект преступления. |11 |
|§ 2.2. Объективная сторона преступления. |11 |
|§ 2.2.1. Способы уклонений от уплаты налогов. |13 |
|§ 2.3. Субъект преступления. |28 |
|§ 2.3.1 Субъективная сторона преступления. |30 |
|III. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.|31 |
|Заключение. |34 |
|Задачи по уголовному праву. |36 |
|Список использованных источников и литературы. |38 | ВВЕДЕНИЕ Налоговые реформы, проводимые в последние годы, показали значение и влияние налогов на развитие социально-экономических процессов в Украине. С началом экономических преобразований в Украине появилась острая необходимость в разрешении ряда проблем, связанных с системой налогообложения. В первую очередь, это раскрытие преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. В соответствии со ст.67 Конституции Украины все граждане в государстве обязаны платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Поэтому за уклонение от уплаты налогов юридическими и физическими лицами предусмотрена уголовная ответственность. И это не случайно. Решение этих проблем требует определенных действий на законодательном уровне и использование правоохранительными органами всего арсенала полномочий, предоставленых им законодательством. Проведенный специалистами анализ негативного влияния на дестабилизирующих причин на состояние экономической безопасности Украины позволяет сделать вывод, что основными проблемами являются: криминализация украинского общества, увеличение противоправной деятельности субъектов предпринимательства, учитывая массовое уклонение от уплаты налогов, “тенизация”экономики и низкая эффективность борьбы правоохранительных органов с этими проявлениями. Особенную тревогу вызывают попытки верхушки криминалитету в сфере экономики и представителей “теневого” бизнеса использовать экономические реформы как реальную возможность для легализации (“отмывания”) полученных незаконным путем прибылей, о чем свидетельствуют результаты совещания в Страсбурге Европейского комитета по проблемам борьбы с преступностью. Необходимо отметить, что налоговая преступность отличается высоким уровнем профессионализма, тесными межрегиональными и международными связями, высокой оплатой участников преступных группировок, соединение легальной деятельности с нелегальной. Все чаще такие преступления хорошо организованы и замаскированы, к преступной деятельности привлекается большое количество субъектов предпринимательской деятельности. При этом значительная часть “теневых” финансовых ресурсов направляется не на сферу производства, а на обслуживание мошенничяеских торговых сделок, финансовых махинаций, происходит отток валютных ценностей за рубеж.[35, c.79-80]. В данное время в нашем государстве совершаются многочисленные преступления в сфере уклонения от налогообложения. Это, в свою очередь, связано с тем, что государство в лице его контролирующих органов устанавливает высокий уровень налоговых взысканий с целью решения, прежде всего, фискальных заданий и пополнения бюджета и это не может быть основной налоговой стратегией на длительное время, так как это препятствует эффективному функционированию предпринимательских структур, приводит к банкротству и спаду производства. Однако, субъекты предпринимательской деятельности, уклоняясь от уплаты обязательных взносов в казну государства, таким образом нарушают наиболее важную функцию налогов - фискальную (бюджетную). Посредством этой функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства. Кроме того, формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного взимания превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Целью данной работы является полное изучение и рассмотрение социально важных проблем, таких как преступность в сфере налогообложения, то есть уклонения от уплаты налогов, проблем возмещения наносимого ущерба государству, проблем восполнения пробелов в законодательстве. Рассматриваемая тема актуальна тем, что период, который переживает сейчас наше государство, характеризуется повышенной преступностью в области уклонения от налогообложения со стороны субъектов предпринимательства и сокрытие доходов от налогообложения практикуется в большинстве предпринимательских структур. Для раскрытия сущности данной темы необходимо выбрать предмет исследования в виде способов совершения преступления в сфере уклонения от налогообложения. Рассмотрение всех или большей части таких способов совершения преступления влияет на правильную квалификацию преступления. На основании высветленных способов можно будет определить какое деяние относится к преступлению предусмотренному ст. 212 Уголовного Кодекса Украины и определить вид ответственности, которую влечет за собой это преступление. Также немаловажно более конкретно изложить состав такого преступления, как уклонение от уплаты налогов. Методом исследования данной работы является системно-структурный, так как налоговая система является довольно сложной системой, состоящей из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность. С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы: . Анализ понятия налогов и сборов, понятие налоговой системы Украины; . Изучение составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов; . Раскрытие способов уклонения от уплаты налогов; . Анализ оснований уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Исходя из поставленной цели и задач курсовой работы, курсовая работа имеет соответствующую структуру: введение, раздел 1, раскрывающий понятие налоговой системы Украины, раздел 2, раскрывающий и анализирующий состав преступления за уклонение от уплаты налогов, раздел 3, уделяющий внимание уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, заключение, список использованной литературы. I. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА § 1.1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, которое представляет собой совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. Возникновение налоговых правоотношений возможно лишь при наличии налогового закона. Налоговый закон - это правовой акт высшего органа законодательной власти, который обязывает юридических лиц и граждан уплачивать в бюджет платежи в виде налогов в определенном размере и в точно фиксированные сроки. (27, с.32( Для досконального и полного исследования рассматриваемой темы, необходимо более подробно остановиться на понятии самого налога. В соответствии со ст. 2 ЗУ «О системе налогообложения» от 25.06.91г. под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. (7( Согласно налогового права налог - категория не только правовая, а и экономическая, так как это форма перераспределения национального дохода, а также часть его, приобретающая самостоятельное движение. При уплате налогового платежа происходит переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность всего государства. Такого перехода права собственности нет при внесении в бюджет обязательных платежей государственных предприятий. Такие платежи будут налогами только по форме, а не по смыслу. При перераспределении национального дохода, часть его, мобилизованная принудительно в форме налогов с юридических и физических лиц, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. (27, с.56( Налоги выступают наиболее важным и влиятельным инструментом регулирования экономических отношений и интересов государства, регионов, предприятий и граждан. Они играют значительную роль в формировании доходной части бюджета. Налоги призваны стимулировать развитие всего прогрессивного и эффективного, регулировать противоречия, которые возникают в процессе реализации экономических интересов. Таким образом, можно сделать вывод, что налоги - это установленные высшим органом государственной законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом. Они - часть денежных доходов общества, отчужденная и присвоенная с помощью политического принуждения государством. § 1.2. Налоговая система § 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем Законодательное обоснование понятия «система налогообложения» приводится в ч.4 ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от 18.02.1997г. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, в бюджеты и государственные целевые фонды, которые направляются в установленном законами порядке. По мнению С. Пепеляева, налоговая система – взаимосвязанная совокупность установленных на данный момент в конкретном государстве существенные условия налогообложения.[34, c.60] По мнению Кучерявенко М., налоговая система является совокупностью налогов и сборов и выступает как действующий механизм законодательно закрепленных мер по аккумулированию доходов государства.[34, c.60]. Базируясь на философской концепции, что "система - это совокупность элементов, которые пребывают во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с другом, образуя целостность, единство", и руководствуясь тем, что каждый компонент системы, в свою очередь, можно рассматривать как отдельную систему, а каждая система является одним из компонентов более широкой системы, можно дать такое определение понятия налоговой системы. Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, налогоплательщиков и органов, осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты в установленном законом порядке. По оценкам специалистов, система налогообложения тем эффективнее, чем она удобнее как для того, кто уплачивает налоги, так и для того, кто осуществляет контрольные функции. Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются: - порядок установления и введения в действие налогов; - виды налогов; - права и обязанности налогоплательщиков; - порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней; - ответственность участников налоговых отношений. § 1.2.2. Налоговая система в Украине Действующая ныне налоговая система Украины характеризуется четырьмя признаками. Во-первых, общий объем начислений на фонд заработной платы в условиях платежного кризиса, отсутствия оборотных средств и кредитных ресурсов достиг такого размера, за которым уплата налогов даже при нормальных ставках достаточно усложнена и активно подталкивает к переходу в «теневую» экономику. Во-вторых, почти все законодательные акты настолько сложны для понимания и исполнения, что избежать ошибок при их применении не в состоянии ни один плательщик, а самих налоговиков они превратили из сборщиков налогов на сборщиков бумаг. В-третьих, каждый законодательный акт содержит в себе огромное количество «дырок» и, соответственно, возможностей для уклонения от налогообложения. И в-четвертых, независимо даже от степени налогового давления значительное количество предпринимательских структур склонно к сокрытию налогов, ощущая неспособность государства создать систему эффективного выявления и преследования за такие правонарушения. Такая налоговая система в Украине не только не закладывает основы для развития экономики в будущем, но и беспощадно эксплуатирует легального плательщика налогов, истощая его финансовые ресурсы и невольно загоняя его в нелегальное положение, то есть в «тень». Действующая в Украине система налогообложения определяется Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991г. Согласно этой законодательной базе в Украине взимаются: - общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи); - местные налоги и сборы (обязательные платежи). В настоящее время предусматриваются следующие виды общегосударственных налогов к сборов (обязательных платежей):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизный сбор;
3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые перечисляются в бюджет государственными, казёнными или коммунальными предприятиями;
4) налог на доходы физических лиц;
5) таможенная пошлина;
6) государственная пошлина;
7) налог на недвижимое имущество (недвижимость);
8) плата (налог) за землю;
9) рентные платежи;
10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
11) налог на промысел;
12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
13) сбор за специальное использование природных ресурсов;
14) сбор за загрязнение окружающей природной среды;
15) сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
17) сбор в Государственный инновационный фонд;
18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности
19) фиксированный сельскохозяйственный налог;
20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
21) единый сбор, который осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
22) сбор на использование радиочастотного ресурса Украины;
23) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный). Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории Украины и зачисляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды согласно законодательству Украины. В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» к местным налогам относятся:
1) налог с рекламы;
2) коммунальный налог. А к местным сборам (обязательным платежам) относятся:
1) гостиничный сбор;
2) сбор за парковку автотранспорта;
3) рыночный сбор;
4) сбор за выдачу ордера на квартиру;
5) курортный сбор;
6) сбор за участие в бегах на ипподроме;
7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
8) сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;
9) сбор за право использования местной символики;
10) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
12) сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу;
13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
14) сбор с владельцев собак. Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок, установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который устанавливается областными советами. Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному местными советами, если иное не предусмотрено законами Украины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|