p> 2.2. Объективная сторона преступления При привлечении лица к уголовной ответственности по cт. 264 УК РФ
необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие
объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или
средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и
наступившими вредными последствиями. Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в
процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без
таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности
являются: - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного движения). 2.2.1. Общественно опасное действие. Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо,
чтобы общественно опасные действия (или бездействие) лица выражались в
нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации. При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в
первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил. Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ от 23
октября 1993 г. и введенные в действие с 1 июля 1994 г., являются единым
документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории
России. Правила дорожного движения учитывают, что регулирование
эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов
могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к
ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом. В п. 1.1 Правил прямо указано, что другие нормативные акты, касающиеся
дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не
противоречить им. Указанные нормативные акты имеют важное значение при
установлении признаков состава автотранспортного преступления, и,
разумеется, в первую очередь признаков его объективной стороны. В этих
нормативных актах определяется характер должного поведения лиц,
эксплуатирующих тот или иной вид транспорта. Делается это путем прямого
указания, - каким должно быть поведение граждан, либо каким оно не должно
быть. Иными словами, правила либо предписывают, либо запрещают
определенного рода поведение. Каждый участник движения транспорта обязан
строго соблюдать требования указанных нормативных актов, координировать
свое поведение в соответствии с теми правилами, которые установлены для
конкретной ситуации. Таким образом, Правила устанавливают определенный порядок дорожного
движения, то есть определяют сферу правового регулирования. Эта сфера
охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и
не распространяется на другие виды движения. Под дорожным движением
понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов,
водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых
подчиняется определенным правилам. При определении объективной стороны автотранспортного преступления
необходимо сопоставить, в какой степени противоречило поведение участников
дорожного происшествия нормам должного поведения для данной категории лиц в
рассматриваемой ситуации. Для решения этого вопроса необходимо обратиться,
прежде всего, к соответствующим нормативным актам. Вместе с тем возникает
вопрос, в каком соотношении находится диспозиция ст. 264 УК РФ с Правилами
дорожного движения. Иными словами, имеет ли в виду ст.264 УК нарушение
только тех конкретных норм поведения, которые прямо закреплены в Правилах
дорожного движения и других, изданных на их основе инструкциях, или же
возможно привлечение к уголовной ответственности и в случаях нарушения
других общепринятых норм предосторожности, хотя бы прямо и не записанных в
каком-либо нормативном акте? Ответ на данный вопрос дает постановление Пленума Верховного Суда СССР
от 6 октября 1970 г.: ответственность по рассматриваемому преступлению
наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств – на дороге, улице,
железнодорожном переезде, во дворе, на полевых дорогах, при движении на
территории предприятия[7]. При характеристике нарушений правил дорожного движения следует иметь
в виду, что далеко не всякое нарушение указанных правил, повлекшее
определенные законом последствия, может быть квалифицировано по ст. 264 УК
РФ. Должны быть нарушены именно такие правила эксплуатации, которые
повлияли на безопасность движения. В связи с этим возникает вопрос об отграничении преступления,
предусмотренного ст. 264 УК РФ, от других смежных преступлений: нарушения
правил охраны труда (ст. 143 УК), нарушения правил безопасности при
ведении горных, строительных работ (ст. 216 УК), нарушения правил
безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК), преступлений против
личности и т. п. По ст. 264 УК РФ не могут караться нарушения правил технической
эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта
автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при
заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных, уборочных работ и
т. п. В названных случаях посягательство направлено не на безопасность
движения транспорта, а на иной объект: жизнь, здоровье человека, нормальные
безопасные условия труда и т. д. Следовательно, здесь отсутствует один из
важнейших элементов состава транспортного преступления - его
непосредственный объект. Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что ошибочное
определение характера нарушения, допущенного виновным, неизбежно влечет
неправильную правовую квалификацию содеянного. Иногда суды применяют ст.
264 УК РФ к тем случаям, когда надо было применить другие статьи УК: о
преступлениях против личности, о нарушении правил охраны труда, о
должностных преступлениях. Аналогичного рода ошибки имели место и по целому ряду других дел. В
связи с этим Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 22 октября
1969 г. указал, что не следует считать транспортным преступлением действия
водителей автомототранспортных средств, если они причинили вредные
последствия не в результате нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации, а при погрузке или выгрузке грузов, ремонте транспортных
средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других
нетранспортных работ[8]. Однако и после этого достаточно четкого указания Пленума Верховного
Суда РСФСР в судебной практике все еще возникают вопросы, связанные с
оценкой характера производственной деятельности, выполняемой водителем
механического транспортного средства. Причем имеют место ошибки, ведущие
либо к сужению понятия автотранспортного преступления, либо к необоснованно
широкому его пониманию. Пример: на грузовой автомашине перевозил бетон на плотину
водохранилища. Остановив машину, с тем чтобы отметить товарно-транспортную
накладную у приемщицы бетона, не включил ручной тормоз, т. е. не принял
мер, исключающих возможность движения машины в его отсутствие. В результате
этого машина начала самопроизвольно двигаться с насыпи плотины, развила
скорость и сбила рабочего С., от чего последний скончался. Судебная
коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР рассмотрела дело по
протесту заместителя Прокурора РСФСР, в котором ставился вопрос об отмене
приговора и о необходимости переквалификации действий со ст. 264 на ст. 109
УК РФ (неосторожное убийство). Прокурор обосновывал свою точку зрения тем,
что водитель выполнял на автомашине производственные функции по разгрузке
доставленного им бетона и в связи с этим не мог нарушить правила дорожного
движения. Коллегия, не согласившись с приведенным доводом, оставила
приговор без изменения и признала, что водитель нарушил пункт Правил
движения, в котором было сказано: "Оставлять транспортное средство можно,
только приняв меры, исключающие возможность его движения в отсутствие
водителя". Для такого решения вопроса у Коллегии были все основания.
Действительно, водитель допустил упущения в процессе управления
транспортным средством, а не во время выполнения каких-либо иных
производственных процессов. В протесте утверждалось, что водитель допустил
нарушение правил предосторожности "во время разгрузки бетона", что не
соответствовало материалам дела. Фактически к выгрузке бетона водитель еще
не приступал, и допущенное им нарушение следовало рассматривать как
нарушение правил дорожного движения. Это дело свидетельствует о попытке
необоснованно ограничить пределы применения ст. 264 УК РФ, что
объясняется неправильным пониманием сущности нарушения правил дорожного
движения. Оценивая нарушения правил эксплуатации автомототранспорта, необходимо
иметь в виду, что далеко не все виды нарушений этих правил, повлекшие
тяжкие последствия, охватываются ст. 264 УК РФ. Диспозиция данной статьи
предусматривает ответственность только за такие нарушения правил
эксплуатации транспорта, которые непосредственно связаны с безопасностью
его движения. Игнорирование названного положения влечет ошибки в судебной
практике при квалификации действий виновных, приводит к необоснованно
расширительному или ограничительному толкованию ст. 264 УК РФ. Определенные колебания в судебной практике по рассматриваемому вопросу
объясняются тем, что диспозиция ст. 264 УК РФ охватывает случаи нарушения
не только правил дорожного движения, но и правил эксплуатации транспорта.
Возникает вопрос: о нарушении, каких именно правил эксплуатации транспорта
идет речь в ст. 264 УК РФ? Правила эксплуатации механических транспортных средств весьма
разнообразны. В самой общей форме их можно было бы подразделить на две
группы. Первую группу составляют правила эксплуатации, непосредственно
связанные с безопасностью движения транспорта (требование эксплуатации
только машин, имеющих исправные тормозную систему и рулевое управление,
шины, отвечающие определенным стандартам; перевозка пассажиров в кузовах
только таких грузовых машин, которые оборудованы специальными
приспособлениями, и т. д.). Ко второй группе относятся правила
эксплуатации, непосредственно не влияющие на безопасность движения.
Например, в Правилах дорожного движения указано, что груз должен быть
размещен и при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы
он не закрывал номерные знаки, не создавал шума и т. д. 2.2.2. Вредные последствия. Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в
том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации
транспорта повлекло определенные вредные последствия. Нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий,
влечет административную ответственность, так как степень общественной
опасности таких нарушений сравнительно невелика[9]. Исходя из этих соображений, следует признать неприемлемыми предложения
Л.Г. Крахмальника и И.Г. Маландина[10] о необходимости установления
уголовной ответственности за заведомое создание угрозы наступления вредных
последствий при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации
транспорта. На мой взгляд, привлечение к уголовной ответственности за
подобные деяния нецелесообразно и лишь вызвало бы без достаточных оснований
значительное увеличение уголовных дел данной категории, что совершенно
необоснованно теоретически и не вызывается интересами безопасности движения
на автотранспорте. Государственные органы достаточно успешно борются с
такими нарушениями мерами административного воздействия. Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что практически очень трудно,
а подчас и невозможно установить, могли ли реально наступить вредные
последствия, и какие именно, в результате нарушения правил дорожного
движения. Нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, в принципе,
всегда таит в себе угрозу возникновения вредных последствий. Так, если
водитель автомашины выехал на перекресток при красном сигнале светофора, то
это нарушение правил движения, вообще, может повлечь самые разнообразные
вредные последствия - от самых тяжких до незначительных. Однако в данной
конкретной обстановке (на перекрестке не было пешеходов, не было машин)
указанное нарушение не повлекло и не могло повлечь за собой наступление
вредных последствий. К тому же в результате такого нарушения вредные
последствия могли не наступить и в силу того, что водитель сам смог
предотвратить их наступление. Водитель автомашины в данном случае должен
отвечать в административном порядке. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наиболее правильным
является установление уголовной ответственности только за те нарушения
правил движения и эксплуатации транспорта, которые повлекли наступление
определенных вредных последствий. Уголовный кодекс РФ в ст. 264
конкретизирует те вредные последствия, которые дают основание привлекать
виновного по этой статье к уголовной ответственности. Закон дифференцирует
ответственность и наказание в зависимости от тяжести наступивших вредных
последствий. Ст. 264 УК РФ содержит три части с различными санкциями. По ч.
1 ст. 264 УК ответственность наступает, если потерпевшему был причинен
тяжкий или средней тяжести вред здоровью. По ч. 2 ст. 264 УК виновный
привлекается в том случае, если деяние повлекло смерть потерпевшего. Часть
3 ст. 264 УК устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч.
1 ст. 264, если они повлекли смерть двух или более лиц. 2.2.3. Причинная связь. Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ
необходимо также установить, что вредные последствия находятся в причинной
связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации указанных в
этой статье видов транспорта. Установление причинной связи в каждом уголовном деле имеет двоякое
правовое значение. В преступлениях, с так называемыми материальными
составами, причинная связь устанавливается между конкретным общественно
опасным действием (бездействием) лица и наступившими вредными
последствиями, указанными в диспозициях соответствующих статей уголовного
закона. Именно применительно к этим случаям в науке уголовного права часто
говорят о причинной связи как элементе состава преступления. В
материальных составах преступлений отсутствие причинной связи исключает
возможность говорить об оконченном преступлении, а во многих случаях
свидетельствует вообще об отсутствии состава преступления. В тех преступлениях, которые в законе сформулированы как формальные
составы, вопрос о причинной связи не возникает при установлении состава
оконченного преступления. Для привлечения к уголовной ответственности лица
в таких случаях достаточно с объективной стороны установить факт совершения
определенного общественно опасного действия (бездействия). Однако сказанное
отнюдь не означает, что по данной категории уголовных дел вопрос о
причинной связи вообще не имеет никакого правового значения. Необходимость
установления причинной связи в этих случаях возникает тогда, когда в
результате действия (бездействия) лица наступили реальные вредные
последствия, которые, не будучи указаны в законе в качестве признака
состава преступлений, тем не менее, могут существенно влиять на определение
виновному меры наказания. В уголовном деле доказательство причинной связи необходимо или для
установления состава преступления и индивидуализации наказания, или только
для индивидуализации наказания. Установление причинной связи - это правовой
вопрос, входящий в исключительную компетенцию судебно-следственных органов.
Неправильно то, что автотехнические эксперты в своих заключениях давали
ответы на вопрос о "наличии или отсутствии причинной связи между
установленными нарушениями и происшествием"[11]. Это возражение основано на
постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г., в
котором сказано: "...в компетенцию судебной дорожно-транспортной экспертизы
входит решение только специальных технических вопросов. Поэтому при
назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые
вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда.
Оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех
обстоятельств дела в их совокупности, должны подлежать все доказательства,
в том числе и заключение дорожно-транспортной экспертизы».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|