нее предъявленным, либо изменение
обвинения на более тяжкое
или существенно отличающееся по фактическим
обстоятельствам от
прежнего (п.3 ст.232); о привлечении к
уголовной ответствен-
ности других лиц (п.4 ст.232,256 УПК
РСФСР); о соединении двух
или нескольких дел в одном или разъединение
неправильно соеди-
ненных дел (п.5 ст.232).
______________________________________________________________
┘ Кореневский Ю. Судебная
практика и совершенствование
предварительного расследования. - М.,
Юрид. лит., 1974,
с. 73-74.
Зачастую суд придерживается двух
крайностей: забывая о
п.1 ст.232 УПК РСФСР, в соответствии с
которым суд обязан вы-
полнять в пределах возможного пробелы
предварительного следс-
твия в ходе судебного следствия или не
используя возможности
направления дела на дополнительное
расследование для выяснения
всех обстоятельств совершенного
преступления выносят необосно-
ванный приговор, что ведет к совершению
судебной ошибки.
Для того,чтобы выяснить все
обстоятельства дела, и тем
самым застраховаться от совершения
судебной ошибки в ходе су-
дебного следствия, есть два способа:
во-первых, путем более
тщательного исследования уже имеющихся
доказательств, во-вто-
рых, путем привлечения новых
доказательств, необходимых для
выяснения недостаточно исследованных или
вновь возникших воп-
росов.
Суды, не принимая во внимание
положения ст.232 УПК РСФСР,
иногда возвращают дело для выяснения
вопросов, разрешимых не-
посредственно в судебном заседании. Это
также свидетельствует
об отсутствии профессионализма у судей,
без нужды затягивает
громоздкий процесс и делает его еще более
дорогостоящим.
Возникает вопрос: каковы пределы
возможностей суда для
самостоятельного предотвращения судебных
ошибок - когда это
можно сделать непосредственно в судебном
разбирательстве, а
когда необходимо направить дело на
дополнительное расследова-
ние.
Эти пределы определяются
особенностями судебного следс-
твия, объективно существующими в нем
процессуальными условиями
и возможностями исследования доказательств
по каждому конкрет-
ному делу. Для судебного следствия
характерны элементы иссле-
дования, проверки доказательств, их
сопоставления и оценки. В
ходе судебного заседания производство
некоторых следственных
действий оказывается затруднительным и не
может дать таких ре-
зультатов, которые могут быть получены
при дополнительном
расследовании. Суд для избежания и
предупреждения судебных
ошибок должен направлять дело на
дополнительное расследование,
если требуется провести большую работу по
отысканию, обнаруже-
нию и закреплению доказательств; требуется
провести исследова-
ние новых доказательств, но это связано с
выполнением большого
объема следственных действий, которые
могут быть осуществлены
лишь в течении длительного времени; при
необходимости получе-
ния новых данных, которые не могут быть
положены в основу при-
говора прежде, чем они будут проверены
органами следствия;
когда требуется проведение
следственно-розыскных действий,
связанных с отысканием новых доказательств;
требуется проведе-
ние следственных действий в другой
местности или в таком объ-
еме, что их выполнение в суде не
представляется возможным.┘
Главное, чтобы при вынесении приговора
у суда имелся оп-
ределенный минимум установленных и
проверенных данных не вызы-
вающих никакого сомнения в виновности
подсудимого. Если этого
нет, это приведет лишь к еще одной судебной
ошибке.
______________________________________________________________
┘ Кореневский Ю. Восполнение
судом пробелов предварительного следствия // Советская Юстиция. 1992. N3. c.
8-9.
2. Подбор кадров в
судьи.
Одним из основных путей предупреждения
судебных ошибок,по
моему мнению, является правильная кадровая
политика. Судья не
только должен быть юристом-профессионалом,
свободно ориентиру-
ющемся в нормах материального и
процессуального права, хотя
эта задача первостепенной важности. Не
менее важно, чтобы в
понимании любого гражданина процессуальное
положение судьи ав-
томатически ассоциировалось бы с
величавостью,властностью пол-
номочий, особым положением и
недоступностью.
Это обусловливает определенные
требования, которым должен
соответствовать судья. Естественно, что в
процессе осуществле-
ния судебной деятельности формируются те
качества, которые
профессионально необходимы судье; но это
приходит с практикой,
т.е. по истечении определенного времени,
а иногда в связи с
особенностью личности может совсем не
произойти. Следователь-
но, на судебную работу должны приходить
люди уже обладающими
рядом необходимых качеств.
В круг задач для профессионального
отбора для судебной
работы должно входить: выявление общих и
специальных способ-
ностей, динамика и развитие выявленных
закономерностей; изуче-
ние личностных характеристик,
способствующих успешному овладе-
нию деятельностью судьи; критерий анализ
деятельности судьи с
описанием ее функций и основных показателей;
разработка модели
личности с учетом необходимых требований к
деятельности судьи;
коррекция профессионального развития судьи
на различных эта-
пах: подготовки, подбора, расстановки,
адаптации к деятельнос-
ти, совершенствование профессионализма.
Вышеперечисленные задачи решаются
путем использования со-
циометрического метода, экспертных
оценок,метода наблюдения,
индивидуальных бесед, социологических
опросов судей, а также
специально разработанная методика
экспертных оценок судебной
деятельности, в основу которой легли
такие необходимые судье
качества, как: честность,
принципиальность, независимость,
эрудиция, объективность, справедливость,
выразительность уст-
ной и письменной речи и др. Что касается
последнего качества,
то им должны обладать все профессиональные
участники судебного
процесса, но судья - в первую очередь,
т.к. он представляет
правосудие и его речь должна
соответствовать тому высокому по-
ложению, которое он занимает как
представитель государствен-
ной власти. "Составляя процессуальные
акты, - считает Н.Иваки-
на, - юрист должен помнить, что грамотно
оформленные предложе-
ния, правильно сформулированная мысль
способствует повышению
культуры судебного процесса".┘
По мнению психологов, в судебной
деятельности можно выде-
лить пять стилей поведения: авторитарный,
демонстративный, ли-
дирующий, конструктивный и ригидный.
Практика выработала пять
групп требований,предъявляемых к
индивидуально-психологическим
особенностям судей: качества,
способствующие развитию коммуни-
кативных способностей; интеллектуальные;
нравственные; адми-
нистративные; позволяющие проводить
объективную самооценку.
Н.В.Кузнецова приводит перечень
противопоказаний для ус-
пешной деятельности судей: "низкие
показатели интеллектуальных
способностей; чрезмерная, постоянная
озабоченность состоянием
своего физического здоровья; тревожность
личности, склонность
______________________________________________________________
┘ Ивакина Н. Сложные
предложения в процессуальных актах
// Советская Юстиция. 1990/ N24. c. 24.
- 45 -
к беспокойству, волнениям; низкий уровень
эмоциональной устой-
чивости; сочетание импульсивности,
эгоцентризма, эмоциональной
незрелости, стремление к
доминированию".┘
В.Байдуков считает, что необходимо
использовать достиже-
ние социальной психологии при отборе
судебных кадров. " Для
этих целей можно и нужно ввести в штат
отделов юстиции долж-
ность консультанта-психолога, который
наделялся бы правом да-
вать соответствующие рекомендации при
подборе кадров в судеб-
ные органы, при передвижениях кадров, а
также мог бы участво-
вать в разрешении различных межличностных
конфликтных ситуаций
и т.д. Такой подход в подборе судебных
кадров позволит умень-
шить вероятность кадровых ошибок, что
повысит качество работы
судебных органов, уменьшит материальные
потери, связанные с
этими ошибками, повысит авторитет
суда."╜
В заключении хотелось бы выделить два
основных заключения
в кадровой политике: "для поднятия
авторитета судьи важно
знать не только круг его профессиональных
обязанностей, но и
комплекс необходимых личностных свойств,
обусловленный этими
обязанностями. Для этого нужно изменить
сложившуюся систему
аттестации, превратившуюся в формальную
процедуру, путем вве-
дения системы психологического тестирования
в специально соз-
данных социолого-психологических
центрах", кроме того, "нужда-
ется в реформировании и существующая
система повышения квали-
фикации кадров. Набирающая силу
тенденция разрушения старой
______________________________________________________________
┘ Кузнецова Н.В. А судьи
кто? // Государство и право.
1994. N8-9.c.133-234.
╜ Байдуков В. Помощь психолога
в подборе кадров юстиции
// Советская Юстиция. 1990. N22. c. 22.
системы повышения квалификации работников
юстиции и судов и
отсутствие программы по созданию новой,
отвечающей требованиям
времени системы непосредственно сказываются
на падении присти-
жа и авторитета работников Министерства
юстиции".┘
Все это приведет к снижению количества
судебных ошибок в
работе суда.
______________________________________________________________
┘ Кузнецова Н.В. А судьи
кто? // Государство и право.
1994. N8-9/ c. 134-135.
3. Деятельность вышестоящих судебных
инстанций.
В настоящее время самым
распространенным путем устране-
ния судебных ошибок, допущенных судьями
первой инстанции, яв-
ляется деятельность вышестоящих судов по
пересмотру дел в кас-
сационном и надзорном порядке.
Но и здесь есть свои проблемы.
"Мы исходим из презумп-
ции, что судьи вышестоящих судов более
высококвалифицированные
правоприменители и из другого мы исходить
не можем. Но мы
упускаем из виду, что, во-первых, это не
всегда соответствует
действительности, а, во-вторых, что самое
главное, решение в
кассационных и надзорных инстанциях
принимается в принципиаль-
но других условиях, нежели решение,
принимаемое в суде первой
инстанции, в условиях гласности,
непосредственности, устнос-
ти".┘
Например, можно ли считать судебной
ошибкой отмененный
вышестоящим судом приговор (ст. 342 УПК
РСФСР), если судья
первой инстанции считает, что он поступил
по закону, по совес-
ти, по справедливости. Где гарантии, что
его внутренние убеж-
дения совпадут с мнением судьи
вышестоящей инстанции как по
вопросу доказанности обстоятельств дела,
так и по вопросу пра-
вильного понимания закона, допускающего в
силу своей неопреде-
ленности различное толкование, не говоря
уже о назначении той
или иной меры наказания.
Как показывает изучение судебной
практики, недостатки в
работе вышестоящих судов связаны как с
организационными труд-
______________________________________________________________
┘ Алексеева Л. Суть проблемы //
Советская Юстиция. 1990.
N7. c. 6.
ностями, так и с принятыми стереотипами
оценки качества дея-
тельности вышестоящих судов, которая тем
выше, чем стабильнее
приговоры нижестоящих судов. Это приводит к
тому, что вышесто-
ящие суды не стремятся выявить все
допущенные по делу наруше-
ния закона,отменить или изменить незаконный
приговор и судеб-
ная ошибка остается неисправной.
4. Повышение ответственности за
допущенные судебные ошибки.
А.Сухарев, соглашаясь с тем, что
"судебная деятельность
сложна и принять безошибочное решение по
каждому делу задача
архитрудная", но когда "имеют
место такого рода "проколы", иг-
норируются жалобы на произвол следствия,
это уже не просто ха-
латность, а, думается, преступление против
правосудия со всеми
вытекающими отсюда последствиями, и
каждый подобный случай
должен рассматриваться, как чрезвычайный,
влечь применение са-
мых строгих мер".
Действительно, за халатность,
повлекшую причинение ущерба
имуществу, предусмотрена уголовная
ответственность, а за явный
судебный судебный брак с тяжкими, подчас
непоправимыми пос-
ледствиями для человека, не говоря уже о
таких "пустяках", как
нарушение уголовно-процессуального
законодательства, в лучшем
случае предусматривается дисциплинарная
ответственность, а при
особо тяжких нарушениях закона -
отстранение от должности. За
1995 г. по всей стране таких случаев
насчитывается 55.
Но с другой стороны, если судья,
вынося приговор, в кото-
ром допустил ошибку, уверен в его
законности, мотивированности
и справедливости, можно ли применять
какое-либо взыскание? Ра-
зумеется, нет. Но и оставить за судьей
право на все ошибки,
кроме тех, за которые наступает уголовная
ответственность, то-
же нельзя.
Необходимо найти критерий, который
бы разграничивал эти
две точки зрения.Этот критерий -
профессионализм. Если судеб-
ная ошибка допущена судьей в следствии
незнания норм матери-
ального или процессуального права,
невнимательности к обстоя-
тельствам дела, боязни испортить свой
послужной список, неже-
лание портить отношение с работниками
прокуратуры и органов
предварительного следствия и другими
подобными причинами, то
необходимо применять самые строгие меры
ответственности.
В настоящее время идет борьба за
увеличение количества
оправдательных приговоров. В связи с этим,
некоторые ученые и
практические работники предлагают
сократить пределы ответс-
твенности судей и на этой основе добиться
увеличения оправда-
тельных приговоров.
Например, П.Резник предлагает не
наказывать судей, "если
не было нарушений точных предписаний
закона, а ошибка произош-
ла при формировании внутреннего убеждения.
Ведь не все понима-
ют, что ошибка - это итог поиска
истины".
Но как отличить точные предписания
закона от неточных?
Получается, что судебная ошибка вполне
правомерное и допусти-
мое явление. А ведь каждая ошибка приносит
огромный, а, иног-
да, к сожалению, непоправимый вред.
Неужели увеличение количества
оправдательных приговоров
нужно достигать ценой легализации права на
ошибку и постанов-
ление приговоров по односторонне и не полно
исследованным обс-
тоятельствам дела.
Еще одна попытка освободить судей за
совершаемые ими су-
дебные ошибки связана с мнением о
необходимости введения у нас
в стране англо-американского варианта
процесса. "Идея полного
освобождения от ответственности за
выяснение подлинных обстоя-
тельств дела для некоторых судей может
показаться весьма за-
манчивой.Еще бы: ведь при таком подходе
судья полностью неуяз-
вим. Если из-за явно поверхностного
исследования доказательств
избежал ответственности опасный
преступник, виноват обвини-
тель, осужден невиновный - плох адвокат. А
если вердикт вынес-
ли присяжные, вся вина на них, даже если
из-за невыполнения
своих обязанностей сторонами и
безучастности судьи им не была
представлена вся необходимая
информация".┘
______________________________________________________________
┘ Алексеева Л. Суть проблемы //
Советская Юстиция. 1990.
N7. c. 7.
Заключение
Проблема ошибок в деятельности суда,
их причины, ответс-
твенность за совершение, пути их
преодоления актуальна и про-
тиворечива.
Одни считают судебную ошибку
"издержками производства",
утверждая, что правосудия без судебных
ошибок быть не может.
Другие, наоборот, придерживаются мнения,
что судебная ошибка
нонсенс и преступление.
И та, и другая точки зрения
являются крайностями. Как
можно привлекать к какой-либо форме
ответственности судью, ко-
торый, например, допускает причину по
причине дачи свидетелем
ложных показаний. Другое дело, если судья
не знает норм мате-
риального или процессуального права. В
подобных случаях судья
обязательно должен быть привлечен к
ответственности.
Особые требования предъявляются к
приговору суда, т.к. он
является единственным актом, которым
гражданин может быть
признан виновным и подвергнут уголовному
наказанию. Приговор
должен быть законным, обоснованным,
справедливым, мотивирован-
ным. Если он не соответствует хотя бы
одному из этих требова-
ний - совершается судебная ошибка.
Отрицательную роль на наличие в
практике судей судебных
ошибок оказывает обвинительный уклон.
Суд видит преступника в каждом
обвиняемом и не вникнув в
материалы дела приходит к выводу о его
виновности до начала
судебного процесса. Надо сказать, что
обвинительным уклоном
"страдают" не только судьи, но и
в равной, а иногда и в боль-
шей, степени другие участники процесса.
По этой и ряду других причин, суды
очень редко выносят
оправдательные приговоры. В основном все
дела, по которым на
основании ст. 309 УПК РСФСР необходимо
вынести оправдательный
приговор, отправляются на дополнительное
расследование, где и
прекращаются.
Судьи не решаются выносить
оправдательные приговоры пото-
му, что что за десятилетия их отучили
даже от мысли о такой
возможности. Некоторые судьи не готовы и не
умеют постановлять
оправдательные приговоры, т.к. он должен
быть написан логичес-
ки отточено, юридически грамотно. Судьи
из-за профессиональной
солидарности не хотят портить отчетность
работникам прокурату-
ры и предварительного следствия.
Но из крайности в крайность тоже
впадать нельзя. Оправда-
тельный приговор прежде всего говорит о
некачественном следс-
твии.
Суть судебной ошибки состоит в том,
что она несет в себе
негативные последствия, является нарушением
закона и влечет за
собой вынесение несправедливого,
незаконного и необоснованного
приговора.
Все возможные судебные ошибки
перечислить невозможно. Они
являются прежде всего следствием нарушения
норм материального
и процессуального права.
В совершении судебных ошибок
нельзя винить только су-
дей. Низкое качество предварительного
следствия напрямую связа-
но с судебной ошибкой. В судебном следствии
нельзя исследовать
обстоятельства совершенного преступления в
таком объеме как
на предварительном следствии. Суд
оценивает представленные
следствием доказательства, и, если суд
допустил судебную ошиб-
ку из-за недостаточности, недопустимости,
неотносимости предс-
тавленных доказательств, то в этом вина в
первую очередь пред-
варительного следствия.
Говоря о судебной ошибке прежде
всего подразумевается
ошибка, допущенная судьей при оценке
доказательств, применении
норм материального или процессуального
права и т.д. Но кроме
судей в уголовном процессе существуют и
другие участники про-
цесса.И нередко невольная или
преднамеренная ошибка этих
участников уголовного процесса и
приводит к вынесению судом
неправомерного приговора - т.е. к судебной
ошибке.
Наиболее часто причиной судебной
ошибки является искаже-
ние истины в свидетельских показаниях,
которое может иметь
двоякое происхождение: одно из них
лжесвидетельство, другое -
добросовестное заблуждение.
Особую общественную опасность
представляет собой лжесви-
детельство: оно затрудняет расследование,
препятствует дости-
жению истины, затрагивает сроки следствия и
дознания, помогает
виновному от ответственности, ведет к
осуждению невиновных,
нарушает принцип неотвратимости
наказания, порождает у прес-
тупников уверенность в безнаказанности,
подрывает авторитет
правоохранительных органов, дискредитирует
закон в глазах об-
щества, подрывает основы правосудия и
является одной из причин
допущения судебных ошибок.
Влечет за собой совершение судебных
ошибок и нарушение
действующего законодательства работниками
прокуратуры.
НЕредко нарушается принцип равенства
прав участников про-
цесса и отдается предпочтение
доказательствам и ходатайствам
стороне обвинения.
Подчас даже при наличии доказательств
невиновности подсу-
димого, обвинитель настаивает на вынесении
обвинительного при-
говора, выполняя указания своего
непосредственного начальника.
Обвинитель не всегда изучает материалы
дела, ограничива-
ясь прочтением обвинительного заключения,
что влечет за собой
некачественное поддержание обвинения в
суде.
Часть совершаемых судебных ошибок
можно объяснить сущест-
вованием в уголовном и в
уголовно-процессуальном законодатель-
стве противоречий и пробелов.
Например, в 1992 г. был введен новый
институт обжалования
в суд арестов или продление срока
содержания под стражей. Но
механизма обжалования постановления судьи
об отмене меры пре-
сечения в виде заключения под стражу или
оставлении жалобы без
удовлетворения при допущении судьей
ошибки законодатель не
предусмотрел.
Определенные трудности связаны с
применением ст. 342 УПК
РСФСР. Это объясняется во-первых,
отсутствием четких границ
между близкими, смежными основаниями, и,
во-вторых, неопреде-
ленностью некоторых формулировок,
закрепленных в ст.ст.343-347
УПК РСФСР.
Основные пути предупреждения судебных
ошибок, это: нап-
равление дел на дополнительное
расследование, определенная по-
литика проведения подбора кадров в органы
правосудия, деятель-
ность вышестоящих судебных инстанций по
пересмотру дел в кас-
сационном и надзорном порядке. Кроме
того, сокращению коли-
чества судебных ошибок будет служить
повышение ответственности
судей за допущенные ошибки; необходимо
поднять квалификацию и
профессионализм судей; повсеместно ввести
суд присяжных засе-
дателей. Не менее важно обеспечить и
организационную деятель-
ность судов.
Выявить и перечислить все причины
судебных ошибок невоз-
можно. Самыми распространенными являются
непрофессионализм су-
дей, некачественное предварительное следствие,
несоблюдение
норм материального и процессуального
права, ненадлежащая кад-
ровая политика, несовершенство и пробелы
законодательства.
Представляется, что неукоснительное
соблюдение норм мате-
риального и процессуального права,
выполнение рекомендаций,
содержащихся в постановлениях Пленумов
Верховного Суда РФ,
следование не только букве, но и духу
закона, приведет к повы-
шению качества правосудия и избежанию
судебных ошибок.
Список использованной
при написании
дипломной работы
литературы:
Конституция Российской Федерации. -
М.: Юрид.лит.,1993.- 64 с.
Закон РФ "О статусе судей в
Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета
РФ.1992.N30.ст.1792.
Уголовный Кодекс РСФСР.- М.:
Юрид.лит.,1993.- 208с.
Уголовно-процессуальное
законодательство России (сборник нормативных материалов):Учебное пособие
/сост. Л.Д.Кокорев,И.Ф.Соловьев,Т.М.Сыщикова.- Воронеж: Изд-во ВГУ,1993.- 536
с.
Комментарий к Уголовно-процессуальному
кодексу РСФСР /Под ред. А.М.Рекункова и А.К.Орлова.- М.: Юрид.лит.,1981.-536 с.
Постановление Пленума Верховного Суда
РСФСР "Об обеспечении всесторонности, полноты и объективности рассмотрения
судами уголовных дел" // Бюллетень Верховного Суда РСФСР.1987.N7.
Постановления и определения по
уголовным делам Верховного Суда РСФСР (1981-1988 гг.) / Под
ред.Е.А.Смоленуева.- М.: Юрид. лит.,1989.- 448 с.
Бюллетень Верховного Суда
РФ.1996.N2.с.12.
* * *
Алексеева Л. Суть проблемы //
Советская Юстиция. 1990. N7. c.6-7.
Баев О.Я. Тактика следственных
действий. - Воронеж.,1995. 220 с.
Байдуков В. Помощь психолога в
подборе кадров юстиции // Советская Юстиция. 1990. N22. c.21-22.
Божьев В. Всесторонность, полнота и
объективность исследования обстоятельств уголовного дела // Советская
Юстиция.
1991. N19. c.2-3.
Воскресенский В. Состязательность в
уголовном процессе // Законность. 1995. N7. c.4-10.
Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских
показаниях /происхождение, выявление, устранение// Типография ТАСС. 1982. 136
с.
Генчаков Э.С. Объективная истина и суд
присяжных // Государство и право. 1994. N.11. c.132-140.
Джатиев В.С. Об устранении
противоречий в уголовном процессе // Государство и право. 1995. N5. c. 92-100.
Добровольская Т.Н. Изменение обвинения
в судебных советского уголовного процесса.- М.: Юрид. лит., 1977. 112 с.
Доля Е.А. Соотношение
гносеологической и правовой сторон доказывания в российском уголовном процессе
// Государство и право. 1990. N.10. c.118-127.
Загорский Г.И. Судебное
разбирательство по уголовному делу. - М.: Юрид. лит., 1985.- 102 с.
Ивакина Н. Сложные предложения в
процессуальных актах // Советская Юстиция. 1990. N24. c.23-24.
Кореневский Ю.В. Судебная практика
и совершенствование предварительного расследования.- М.: Юрид. лит., 1974.-
112 с.
Кореневский Ю.В. Устранение
противоречий в доказательствах // Советская Юстиция. 1992. N4. c. 3-6.
Кореневский Ю.В. Устранение судом
пробелов предварительного следствия // Советская Юстиция. 1990. N20. c. 8-9.
Кореневский Ю.В. Государственное
обвинение в условиях судебной реформы // Государство и право. 1992. N6. c.
70-78.
Костенко Н.И. Место прокуратуры в
государственном механизме // Государство и право. 1995. N11. c. 12-22.
Кривомазов Н. Суд присяжных:
пристань последней надежды // Российская газета. 26-27 марта 1996.
Кузнецова Н.В. А судьи кто? //
Государство и право. 1994. N 8-9. c. 128-135.
Курченко В Суждены нам благие порывы
// Советская Юстиция. 1989. N15. c. 26-27.
Масленникова Л. Обжалование ареста у
суд: трудности практики // Законность. 1993. N6. c. 37-42.
Мирецкий С.Г. Приговор суда.- М.:
Юрид. лит.,1988.- 124с.
Никандров В. Уголовное
судопроизводство в условиях демократии // Советская Юстиция. 1989. N19. c.
10-11.
Никандров В. О качестве и культуре
осуществления правосудия // Советская Юстиция. 1990. N20. c. 8-9.
Овчарук И. Основания к отмене или
изменению приговора // Советская Юстиция. 1991. N4. c. 23-24.
Панасюк А.Ю. "Презумпция
виновности" в системе профессиональных установок судей // Государство и
право. 1994. N3. c.
70-79.
Пашин С. Практика обжалования в
суд арестов // Законность. 1994. N7. c.39-42.
Петрухин И.Л. Состязательность и
правосудие // Государство и право. 1994. N10. c, 128-138.
Пономарев Г. Лжесвидетельство -
угроза правосудию // Советская Юстиция. 1991. N18. c. 8-9.
Ратинов Р.А. Логико-психологическая
структура лжи и ошибки в свидетельских показаниях // Вопросы борьбы с
преступностью. 1982. N37. c. 44-57.
Северин Ю. Критерии качества
правосудия требуют усовершенствования // Советская Юстиция. 1989. N15. c. 2-4.
Соболев В. Боязнь вынесения
оправдательных приговоров: ее корни // Советская Юстиция. 1989. N10. c. 8.
Сорокин Л. Справедливость и
законность в правосудии // Советская Юстиция. 1991. N23-24. c. 8-9.
Станиславский М. Особенности
назначения наказания при совершении нескольких преступлений // Советская
Юстиция. 1991.
N20. c. 10-12.
Степаняц А. Производство
дополнительного расследования // Законность. 1993. N7. c. 46-49.
Стуканов А. Уголовные дела о
лжесвидетельстве // Законность. 1996. N1. c. 34-36.
Трусов А. Об относимости и
допустимости доказательств // Советская Юстиция. 1990. N14. c. 14-15.
Щадин Ю. Кому поддерживать
обвинение? // Законность. 1993. N6. c. 31-33.
Щадин Ю. Ответственность за
лжесвидетельство и невыполнение требований следователя // Законность. 1994.
N10. c.46-48.
Якушин В.А. Ошибка и ее
уголовно-правовое значение. Изд-во Казанского университета., 1988.- 128 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|