Меню
Поиск



рефераты скачать Прокурор на досудебной стадии уголовного процесса

§2. Полномочия прокурора при решении вопроса о направлении уголовного дела в суд

Окончание предварительного следствия является важным этапом процессуальной деятельности, имеющим самостоятельное значение. На этом этапе уголовное дело может перейти из досудебных стадий уголовного процесса в судебные, но может получить и окончательное разрешение в форме прекращения.
         Основанием окончания предварительного следствия является достаточность собранных доказательств для принятия итогового процессуального решения. Как справедливо отмечала профессор Н. А. Якубович, характеризуя окончание предварительного следствия с направлением уголовного дела в суд, "если в процессе расследования добыты доказательства, на основании которых следователь приходит к выводу, что преступление раскрыто, виновные изобличены, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, определены, меры по его возмещению приняты, а причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены, то появляется и основание для признания расследования оконченным".[14] В этом случае итоговым процессуальным документом будет являться обвинительное заключение, с которым дело поступает прокурору.
         Проверяя материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор обязан разрешить вопросы:

   - имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

    - нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела;

 произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;

   - обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;

    - предъявлено ли обвинение по всем, установленным дознанием или предварительным следствием, преступным деяниям обвиняемого;

    - привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступлений;

    - правильно ли квалифицировано преступление;

    - правильно ли избрана мера пресечения;

   - приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискацией имущества;

   - выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

   -   составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК;

   - соблюдены ли органами дознания или предварительного следствия все иные требования УПК.

         Прокурор разрешает таким образом не только вопросы о том, соблюдены ли следователем требования УПК, но и имеются ли основания для осуществления уголовного преследования на следующих стадиях уголовного процесса. Изучая дело, он делает ряд выводов: о полноте, всесторонности и объективности расследования, что находит свое выражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд; о соответствии текста обвинительного заключения материалам дела.[15]

         Поскольку к моменту окончания предварительного следствия должно быть закончено производство всего комплекса необходимых по делу следственных действий, результаты которых должны обеспечить всесторонность и полноту исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на соблюдение следователем условий, относящихся к использованию системы следственных действий.[16]

         Заслуживает внимания вопрос обеспечения всесторонности и полноты расследования, разрешения ходатайств обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материалами дела.

С учетом содержащихся в проекте УПК РФ предложений об изменении порядка судебного следствия, когда стороне защиты будет предоставлено безусловное право представления доказательств в судебном заседании, прокурор должен быть заинтересован в том, чтобы максимальное число ходатайств стороны защиты заявлялось и разрешалось именно в стадии расследования, поскольку в этом случае более ясной становится и тактика поддержания государственного обвинения в суде. Прокурору необходимо тщательно проанализировать доводы, приводимые обвиняемым и защитником в опровержение обвинения, и, с объективных позиций изучая материалы уголовного дела, проверить, что противопоставляется этим доводам. По этой причине желательно, чтобы уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за следствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по делу государственного обвинения. Особое внимание при изучении уголовного дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказательства должны использоваться государственным обвинителем в судебном заседании. При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело на дополнительное расследование, либо предлагает следователю пересоставить обвинительное заключение без упоминания в нем недопустимых доказательств.

Не менее важным является изучение формулировки обвинения, проверка соответствия его закону и реально собранным доказательствам по делу. Следует обязательно реагировать на неразграничение в постановлениях о привлечении лиц в качестве обвиняемых по делам о групповых преступлениях действий каждого соучастника. В самом тексте обвинительного заключения доказательства должны излагаться последовательно, а обстоятельства дела описываться в соответствии с собранными доказательствами. В описательной части существо преступления должно описываться, включая в себя только уголовно-наказуемые деяния. Резолютивная часть обвинительного заключения должна соответствовать постановлению о привлечении в качестве обвиняемого. По многоэпизодным делам существо преступлений должно быть изложено в системе с тем, чтобы с учетом этой системы можно было планировать представление доказательств в судебном следствии и строить схему поддержания государственного обвинения.[17]

 В соответствии со статьей 221 УПК прокурор обязан рассмотреть поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток и принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

         Для такого решения должны быть установлены следующие обстоятельства:
а)   достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;

б) возможность поддержания с имеющимися доказательствами государственного обвинения;

в) допустимость собранных по делу доказательств;

г) соответствие предъявленного обвинения собранным доказательствам;

д) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу;

е) отсутствие процессуальных нарушений, исключающих возможность рассмотрения дела в суде;

ж) соответствие обвинительного заключения требованиям закона.[18]

         Установив, что следователь нарушил требования части 5 статьи 109 УПК РФ (Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями 2 и 3 настоящей статьи.), а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения. В случаях, предусмотренных ч.1 п. 2 и п.3 статьи 221 УПК РФ, прокурор выносит мотивированное постановление.

         Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

Обжалование решения прокурора, указанного в ч.1 пункте 2 статьи 221 УПК РФ, в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК РФ, приостанавливает его исполнение.

В отличии от предыдущей редакции, в УПК РФ, сейчас добавилось кое что новое в статью 222. Направление уголовного дела в суд. Ранее было только то что после утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 УПК РФ. Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. Сейчас добавились новые положения: в случае, если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения с приложениями вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного заключения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому.





Заключение

    Преступление как наиболее опасный вид правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры для реализации норм уголовного закона и тем самым обеспечить охрану личности, прав и свобод граждан, общественный порядок и безопасность конституционного строя РФ, для гарантии мира и безопасности общества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.

   Одной из важнейших задач в ходе производства по делу является соблюдение и применение норм закона. Лишь при этом условии открывается возможность подвергнуть виновного справедливому, соответствующему тяжести преступления и его личности наказанию и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, ибо изобличить и наказать только виновного значит не допустить привлечения к ответственности и осуждению невиновного.

   Основанная на законе и направляемая законом деятельность прокурора является немаловажным звеном всего уголовного процесса. Значение деятельности прокуратуры РФ, полномочия и порядок этой деятельности  определяются федеральным законом. Я рассмотрела внесенные поправки в УПК РФ, а так же те новые полномочия которыми стал обладать прокурор, и те которые у него отняли, и отдали Следственным органам.

    Широкими полномочиями прокурор обладает в стадии предварительного расследования. В ней он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.

   Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел осуществляет общее руководство расследованием, направляет его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследованиях, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.

   Особое значение имеет прокурорский надзор там, где происходит ограничение конституционных прав и свобод граждан. Прокурор не должен давать санкции на заключение под стражу, если это не вызвано необходимостью, и изменять эту меру пресечения как только отпадают основания, по которым она избрана.

   Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащего  содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенному в судебно-психиатрическое учреждение.

   Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц.

   Надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия в процессе расследования уголовных дел – одно из основных направлений в деятельности органов прокуратуры, важная отрасль высшего надзора за точным исполнение законов.


Использованная литература:

Нормативно правовые акты:

1)     Конституция РФ от 12.12.1993. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г.

2)     Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 2001, N 249

3)     Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 "Российская газета" 26.06.1996г.

4)     Федеральный закон “о прокуратуре РФ”от 17.01.1992 г. N 2202-I М.: Ось-89

5)     Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. 14 авг. № 33. Ст. 3349.

6)     Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 6.09.2007 г. N 136

7)     Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».

8)     Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».


Учебники:

1)  Ястребов В.Б. Учебник прокурорского надзора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Издательский Дом “Городец”», 2005.

2) Савицкий В.М. Учебник: Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975

3)  Якубович Н. А. Учебник: Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд. М.,1970.

 4)  Сухарева А.Я. Учебник: «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001

5)   Соловьев А. Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Учебник: Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996.

6)    Комлев Б. А. Учебник: Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном заключении // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М., 1997.

7)    Соловьев А. Б. Учебник Следственные действия на первоначальном этапе расследования преступлений. Кемерово, 1994. С. 28—35.

8)     Маркина Е.А. Учебник: Разрешение прокурором вопросов допустимости доказательств при направлении уголовного дела в суд // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997.

9)   Учебник для юридических институтов и факультетов. Прокурорский надзор. Под. Ред. М. П. Малярова.  Изд ¨Юридическая литература¨, 1966.

10)      Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине "Прокурорский надзор". Общая часть: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 120 с.

11)Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. Учебное пособие. - М.: "Проспект", 2001. - 88 с.

12)Соловьёва Н.А., Соловьёв В.К. Учебник: Современное законодательство о судебном контроле и прокурорском надзоре в досудебном производстве: Лекция. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 52 с.

13)Копылова О.П. Учебник: Роль прокурора в различных стадиях уголовного процесса: Лекция. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 44 с.

14)Копылова О.П. Кчебник: Уголовный процесс: В 2 ч. Ч.2. Особенная часть уголовного процесса: Курс лекций. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 100 с.

15)Сильнов Михаил Александрович // Лекции: Вопросы прокурорского надзора за законностью производства следственных действий. Москва 1999г.

16)Козусев А. Ф. Учебник: Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.

17)Короткое А. П., Токарева М. Е. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Научно-практическое пособие // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 1-2. С. 220-243.

18)Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2002.

19)Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела / Под ред. А. П. Короткова, М. Е. Токаревой. М., 2002

20)Рохлин В. И. и др. Бандитизм: Расследование и прокурорский надзор. СПб., 1998.


Статьи:

1)     Плотницкий А.В., статья «уголовный процесс», Российский следователь, М.2008: Издательство «Юрист», №2

2)     Ген.прокурор Ю.Чайка, Информационно электронное издание «Территория права», Адвокатская ведомость.

3)     Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД. М., 1997. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] ФЗ “о прокуратуре РФ”от 17.01.1992 г. N 2202-I

[3] ФЗ “Уголовно-процессуальный кодекс РФ”от 18.12.2001 N 174-ФЗ

[4] п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 6.09.2007 г. N 136

[5] статья Плотницкого А.В., журнал «Российский Следователь» №2 Издательство «Юрист»,М.2008, стр.11

[6] п. 1.3 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.

[7] п. 1.7 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.

[8] п. 1.9 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.

[9] Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975, с.193.

[10] Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора М., 1975, с. 200.

[11] Ген.прокурор Ю.Чайка, Информационно электронное издание «Территория права», Адвокатская ведомость: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Данные Управления организационно-аналитического и методического обеспечения Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ.

[13] Сухарева А.Я. «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001, гл.14 п.4


[14] Якубович Н. А. Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд. М.,1970. С. 5.

[15]  Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД. М., 1997. С. 85

[16]  Соловьев А. Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996. С. 59—61. См. также: Соловьев А. Б. Следственные действия на первоначальном этапе расследования преступлений. Кемерово, 1994. С. 28—35.

[17] Сухарева А.Я. «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001, гл.14 п.6

[18]  Комлев Б. А. Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном заключении // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М., 1997. С. 180—197; Маркина Е.А. Разрешение прокурором вопросов допустимости доказательств при направлении уголовного дела в суд // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997. С. 218—222.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.