§2. Полномочия прокурора при решении
вопроса о направлении уголовного дела в суд
Окончание
предварительного следствия является важным этапом процессуальной деятельности, имеющим
самостоятельное значение. На этом этапе уголовное дело может перейти из
досудебных стадий уголовного процесса в судебные, но может получить и
окончательное разрешение в форме прекращения.
Основанием окончания предварительного следствия является достаточность
собранных доказательств для принятия итогового процессуального решения. Как
справедливо отмечала профессор Н. А. Якубович, характеризуя окончание
предварительного следствия с направлением уголовного дела в суд, "если в
процессе расследования добыты доказательства, на основании которых следователь
приходит к выводу, что преступление раскрыто, виновные изобличены, характер и
размер ущерба, причиненного преступлением, определены, меры по его возмещению
приняты, а причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены, то
появляется и основание для признания расследования оконченным".[14] В этом случае итоговым
процессуальным документом будет являться обвинительное заключение, с которым
дело поступает прокурору.
Проверяя материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным
заключением, прокурор обязан разрешить вопросы:
- имело ли место деяние, вменяемое
обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
- нет ли в деле обстоятельств,
влекущих прекращение дела;
произведено ли дознание или
предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;
- обосновано ли предъявленное
обвинение имеющимися в деле доказательствами;
- предъявлено ли обвинение по
всем, установленным дознанием или предварительным следствием, преступным
деяниям обвиняемого;
- привлечены ли в качестве
обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступлений;
- правильно ли квалифицировано
преступление;
- правильно ли избрана мера
пресечения;
- приняты ли меры обеспечения
гражданского иска и возможной конфискацией имущества;
- выявлены ли причины и условия,
способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;
- составлено ли обвинительное
заключение в соответствии с требованиями УПК;
- соблюдены ли органами дознания
или предварительного следствия все иные требования УПК.
Прокурор разрешает таким
образом не только вопросы о том, соблюдены ли следователем требования УПК, но и
имеются ли основания для осуществления уголовного преследования на следующих
стадиях уголовного процесса. Изучая дело, он делает ряд выводов: о полноте,
всесторонности и объективности расследования, что находит свое выражение в
доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении
следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных
нарушений, препятствующих направлению дела в суд; о соответствии текста
обвинительного заключения материалам дела.[15]
Поскольку к моменту
окончания предварительного следствия должно быть закончено производство всего
комплекса необходимых по делу следственных действий, результаты которых должны
обеспечить всесторонность и полноту исследования обстоятельств, входящих в
предмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на соблюдение
следователем условий, относящихся к использованию системы следственных
действий.[16]
Заслуживает внимания вопрос
обеспечения всесторонности и полноты расследования, разрешения ходатайств
обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материалами дела.
С учетом
содержащихся в проекте УПК РФ предложений об изменении порядка судебного
следствия, когда стороне защиты будет предоставлено безусловное право
представления доказательств в судебном заседании, прокурор должен быть
заинтересован в том, чтобы максимальное число ходатайств стороны защиты
заявлялось и разрешалось именно в стадии расследования, поскольку в этом случае
более ясной становится и тактика поддержания государственного обвинения в суде.
Прокурору необходимо тщательно проанализировать доводы, приводимые обвиняемым и
защитником в опровержение обвинения, и, с объективных позиций изучая материалы
уголовного дела, проверить, что противопоставляется этим доводам. По этой
причине желательно, чтобы уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением,
изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за
следствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по
делу государственного обвинения. Особое внимание при изучении уголовного дела
должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти
доказательства должны использоваться государственным обвинителем в судебном
заседании. При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона,
прокурор либо возвращает дело на дополнительное расследование, либо предлагает
следователю пересоставить обвинительное заключение без упоминания в нем
недопустимых доказательств.
Не менее важным
является изучение формулировки обвинения, проверка соответствия его закону и
реально собранным доказательствам по делу. Следует обязательно реагировать на
неразграничение в постановлениях о привлечении лиц в качестве обвиняемых по
делам о групповых преступлениях действий каждого соучастника. В самом тексте
обвинительного заключения доказательства должны излагаться последовательно, а
обстоятельства дела описываться в соответствии с собранными доказательствами. В
описательной части существо преступления должно описываться, включая в себя
только уголовно-наказуемые деяния. Резолютивная часть обвинительного заключения
должна соответствовать постановлению о привлечении в качестве обвиняемого. По
многоэпизодным делам существо преступлений должно быть изложено в системе с
тем, чтобы с учетом этой системы можно было планировать представление
доказательств в судебном следствии и строить схему поддержания государственного
обвинения.[17]
В соответствии
со статьей 221 УПК прокурор обязан рассмотреть поступившее от следователя
уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток и принять одно
из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного
заключения и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного
дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема
обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного
заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными
указаниями;
3) о направлении уголовного дела
вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно
подсудно вышестоящему суду.
Для такого решения должны
быть установлены следующие обстоятельства:
а) достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;
б) возможность поддержания с
имеющимися доказательствами государственного обвинения;
в) допустимость собранных по делу
доказательств;
г) соответствие предъявленного
обвинения собранным доказательствам;
д) отсутствие обстоятельств,
исключающих производство по делу;
е) отсутствие процессуальных
нарушений, исключающих возможность рассмотрения дела в суде;
ж) соответствие обвинительного
заключения требованиям закона.[18]
Установив, что следователь
нарушил требования части 5 статьи 109
УПК РФ (Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть
предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее
чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей,
установленного частями 2 и 3 настоящей статьи.), а предельный срок содержания
обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения. В
случаях, предусмотренных ч.1 п. 2 и п.3
статьи 221 УПК РФ, прокурор выносит мотивированное постановление.
Постановление прокурора о
возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия
руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с
его решением - Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя
следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти
(при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение
72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из
следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении
ходатайства следователя;
2) об отмене постановления
нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает
обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Обжалование
решения прокурора, указанного в ч.1 пункте 2 статьи 221 УПК РФ, в порядке,
установленном частью 4 статьи 221 УПК РФ, приостанавливает его исполнение.
В отличии от
предыдущей редакции, в УПК РФ, сейчас добавилось кое что новое в статью 222.
Направление уголовного дела в суд. Ранее было только то что после утверждения
обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем
уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца,
гражданского ответчика и представителей и разъясняет им право заявлять
ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15
УПК РФ. Копия обвинительного заключения с приложениями
вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются
также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. Сейчас
добавились новые положения: в случае, если обвиняемый содержится под стражей,
копия обвинительного заключения с приложениями вручается ему по поручению
прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая
представляется в суд с указанием даты и времени вручения.
Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не
явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного
заключения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по
которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому.
Заключение
Преступление
как наиболее опасный вид правонарушений, причиняет личности, правам и свободам
граждан, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы
государства принять все предусмотренные законом меры для реализации норм
уголовного закона и тем самым обеспечить охрану личности, прав и свобод
граждан, общественный порядок и безопасность конституционного строя РФ, для
гарантии мира и безопасности общества от преступных посягательств, а также
предупреждения преступлений.
Одной из важнейших задач в ходе
производства по делу является соблюдение и применение норм закона. Лишь при
этом условии открывается возможность подвергнуть виновного справедливому,
соответствующему тяжести преступления и его личности наказанию и оградить
невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и
осуждения, ибо изобличить и наказать только виновного значит не допустить
привлечения к ответственности и осуждению невиновного.
Основанная на законе и
направляемая законом деятельность прокурора является немаловажным звеном всего
уголовного процесса. Значение деятельности прокуратуры РФ, полномочия и порядок
этой деятельности определяются федеральным законом. Я рассмотрела внесенные
поправки в УПК РФ, а так же те новые полномочия которыми стал обладать
прокурор, и те которые у него отняли, и отдали Следственным органам.
Широкими полномочиями прокурор
обладает в стадии предварительного расследования. В ней он осуществляет
уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их
деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.
Прокурор надзирает за законностью
и обоснованностью возбуждения уголовных дел осуществляет общее руководство
расследованием, направляет его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и
следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о
расследованиях, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона
постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под
стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для
расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему
производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю
расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом
предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия
прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но
лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в
правило.
Особое значение имеет прокурорский
надзор там, где происходит ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Прокурор не должен давать санкции на заключение под стражу, если это не вызвано
необходимостью, и изменять эту меру пресечения как только отпадают основания,
по которым она избрана.
Прокурор обязан немедленно
освободить своим постановлением каждого содержащего содержащегося без законных
оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры
принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию,
предварительному заключению или помещенному в судебно-психиатрическое
учреждение.
Прокурорский надзор в стадии
предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений,
привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к
ответственности невиновных лиц.
Надзор за соблюдением законности в
деятельности органов дознания и предварительного следствия в процессе
расследования уголовных дел – одно из основных направлений в деятельности
органов прокуратуры, важная отрасль высшего надзора за точным исполнение
законов.
Использованная литература:
Нормативно правовые акты:
1) Конституция РФ от 12.12.1993.
"Российская газета" от 25 декабря 1993 г.
2) Уголовно-процессуальный
кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 2001, N 249
3) Уголовный кодекс РФ от
13.06.1996 "Российская газета" 26.06.1996г.
4) Федеральный закон “о
прокуратуре РФ”от 17.01.1992 г. N 2202-I М.: Ось-89
5) Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 18 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ.
1995. 14 авг. № 33. Ст. 3349.
6) Приказ Генеральной
прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов предварительного следствия» от 6.09.2007 г. N 136
7) Приказ Генерального прокурора
РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за
предварительным следствием и дознанием».
8) Приказ Генерального прокурора
РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью
уголовного преследования в стадии досудебного производства».
Учебники:
1) Ястребов В.Б.
Учебник прокурорского надзора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Издательский Дом
“Городец”», 2005.
2) Савицкий В.М.
Учебник: Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975
3) Якубович Н.
А. Учебник: Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд.
М.,1970.
4) Сухарева
А.Я. Учебник: «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001
5) Соловьев А.
Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Учебник: Прокурорский надзор за
всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М.,
1996.
6) Комлев Б.
А. Учебник: Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном
заключении // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М.,
1997.
7) Соловьев А.
Б. Учебник Следственные действия на первоначальном этапе расследования
преступлений. Кемерово, 1994. С. 28—35.
8) Маркина
Е.А. Учебник: Разрешение прокурором вопросов допустимости доказательств при
направлении уголовного дела в суд // Проблемы совершенствования прокурорского
надзора. М., 1997.
9) Учебник для
юридических институтов и факультетов. Прокурорский надзор. Под. Ред. М. П.
Малярова. Изд ¨Юридическая литература¨, 1966.
10) Дранников
В.Н. Курс лекций по дисциплине "Прокурорский надзор". Общая часть:
Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 120 с.
11)Петрухин
И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. Учебное пособие. - М.:
"Проспект", 2001. - 88 с.
12)Соловьёва
Н.А., Соловьёв В.К. Учебник: Современное законодательство о судебном контроле и
прокурорском надзоре в досудебном производстве: Лекция. - Волгоград: Изд-во
ВолГУ, 2005. - 52 с.
13)Копылова
О.П. Учебник: Роль прокурора в различных стадиях уголовного процесса: Лекция. -
Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 44 с.
14)Копылова
О.П. Кчебник: Уголовный процесс: В 2 ч. Ч.2. Особенная часть уголовного
процесса: Курс лекций. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 100 с.
15)Сильнов Михаил Александрович //
Лекции: Вопросы прокурорского надзора за
законностью производства следственных действий. Москва 1999г.
16)Козусев
А. Ф. Учебник: Проблемы
прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной
деятельности. М., 2001.
17)Короткое
А. П., Токарева М. Е. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Научно-практическое
пособие // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 1-2. С. 220-243.
18)Настольная
книга прокурора
/ Под ред. С. И. Герасимова. М., 2002.
19)Прокурорский
надзор в стадии
возбуждения уголовного дела / Под ред. А. П. Короткова, М. Е. Токаревой. М.,
2002
20)Рохлин
В. И. и др. Бандитизм:
Расследование и прокурорский надзор. СПб., 1998.
Статьи:
1) Плотницкий А.В., статья
«уголовный процесс», Российский следователь, М.2008: Издательство «Юрист», №2
2) Ген.прокурор Ю.Чайка,
Информационно электронное издание «Территория права», Адвокатская ведомость.
3) Организация и методика
прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами
дознания и следователями МВД. М., 1997. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] ФЗ “о прокуратуре РФ”от 17.01.1992 г. N 2202-I
[3] ФЗ “Уголовно-процессуальный кодекс РФ”от 18.12.2001 N
174-ФЗ
[4] п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации
прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного
следствия» от 6.09.2007 г. N 136
[5] статья Плотницкого А.В., журнал «Российский Следователь» №2
Издательство «Юрист»,М.2008, стр.11
[6] п. 1.3 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.
[7] п. 1.7 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.
[8] п. 1.9 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.
[9] Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975, с.193.
[10] Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора М., 1975, с. 200.
[11] Ген.прокурор Ю.Чайка, Информационно электронное издание «Территория
права», Адвокатская ведомость: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Данные Управления организационно-аналитического и методического
обеспечения Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ.
[13] Сухарева А.Я. «Российский прокурорский надзор.», Москва,
2001, гл.14 п.4
[14] Якубович Н. А. Окончание предварительного следствия по делам,
направленным в суд. М.,1970. С. 5.
[15] Организация и методика прокурорского надзора за законностью
расследования преступлений органами дознания и следователями МВД. М., 1997. С.
85
[16] Соловьев А. Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Прокурорский надзор
за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М.,
1996. С. 59—61. См. также: Соловьев А. Б. Следственные действия на
первоначальном этапе расследования преступлений. Кемерово, 1994. С. 28—35.
[17] Сухарева А.Я. «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001, гл.14
п.6
[18] Комлев Б. А. Прокурорский надзор за использованием доказательств в
обвинительном заключении // Прокуратура и правосудие в условиях
судебно-правовой реформы. М., 1997. С. 180—197; Маркина Е.А. Разрешение
прокурором вопросов допустимости доказательств при направлении уголовного дела
в суд // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997. С.
218—222.
Страницы: 1, 2, 3
|