3) Обеспечивать надзор за
соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий
постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять
соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ,
особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного. При необходимости
предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для
изучения.[7]
4) Осуществляя надзор за
процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться
соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования
доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.[8]
5) Давать согласие на
прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ,
а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным
раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего
путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после
тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого
деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
Также изменились
уголовно-процессуальные сроки, в соответствии чс изменениями в ст.223 УПК,
общий срок производства предварительного расследования в форме дознания
увеличивается до 30 суток (ранее был срок в 20 суток) с возможностью его
продления прокурором ещё на 30 суток (ранее он мог продлить не более чем на 10
суток). В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен
прокурором соответствующего уровня до 6 и 12 месяцев.
При осуществлении
своих властно-распорядительных полномочий прокурор фактически является
руководителем расследования. Что касается предварительного следствия, то
функции прокурора по надзору и руководству предварительным расследованием в
литературе рассматриваются в качестве самостоятельных. Можно найти указание на
то, что надзор за следствием и руководство следствием – понятия
одно-порядковые, однако не тождественные, каждым из них обозначается
самостоятельное направление в деятельности прокурора.
Эта позиция
подвергалась обстоятельной критике. Так, В.М. Савицкий указывал, что любая
попытка поставить надзор и руководство предварительным следствием на одну
плоскость, а затем провести грань между ними, заранее обречена на неудачу.
«Ошибка тех, кто рассматривает обязанности прокурора в стадии предварительного
следствия как осуществления им функций надзора наряду с функцией руководства,
состоит в том, что при такой трактовке деятельности прокурора игнорируется
специфические особенности этой отрасли надзора. Здесь надзор не может быть
сведен к одному лишь наблюдению за исполнением законов.[9] Уголовно-процессуальное
законодательство не устанавливает каких-либо особенностей в регламентации
прокурорского надзора в зависимости от ведомственной принадлежности
следственных органов. Это обстоятельство не может лишать прокурора полномочий
по руководству следствием в органах внутренних дел. Как справедливо указывает
В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальном руководстве деятельностью следователя
нельзя ставить в зависимость от его административной подчиненности. Необходимо
исходить только из характера и содержания полномочий, которыми закон наделил
прокурора. А так как эти полномочия реализуются, как уже было сказано, в форме
процессуального руководства следствием, вывод может быть только один: в
отношении следователей органов внутренних дел прокурор осуществляет
процессуальное руководство так же, как он делает это применительно к
следователям прокуратуры.[10]
В связи с новыми
изменениями УПК РФ, прокурор лишается следующих прав: - самостоятельно
возбуждать уголовное дело и принимать его к своему производству;
- участвовать в производстве
предварительного расследования и в необходимых случаях давать следователю
письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и
иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и
иные процессуальные действия;
- разрешать отводы заявленные
следователю, а также из самоотводы. Решение об отводе следователя принимается
руководителем следственного органа (п.5 ч.1 ст.39 УПК);
- отстранять следователя от
дальнейшего производства расследования. Указанное решение применяется
руководителем следственного органа (п.6 ч.1 ст.39 УПК);
- передавать уголовное дело от
одного следователя прокуратуры другому.
В соответствии с
вышесказанным, я считаю, что данные изменения внесенные в законодательство,
существенно ограничили процессуальные полномочия прокурора в ходе досудебного
производства по уголовному делу, в том числе по отношению к следователю.
Генеральный
прокурор Юрий Чайка недавно отметил: число жалоб граждан по вопросам следствия
выросло в 2 раза и продолжает расти, а ведь это один из основных признаков
неблагополучия. Неадекватно состоянию преступности широко применяется в
качестве меры пресечения содержание под стражей. Удовлетворяется свыше 90%
ходатайств следователей о заключении под стражу. Более того, сейчас под стражу
берется свыше 30% обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней
тяжести, а впоследствии более 70% из них получают меру наказания, не связанную
с лишением свободы. В тоже время Европейским Судом вынесен ряд решений по
жалобам граждан России, в которых сделан однозначный вывод о том, что сама по
себе тяжесть совершенного преступления не является безусловным основанием для
ареста граждан. За это с нас взыскиваются немалые средства. Нужно
законодательно установить твердые гарантии безусловного соблюдения закона,
конституционных прав и свобод граждан в ходе предварительного следствия, в том числе путем возвращения прокурору надзорных
полномочий…»[11]
В соответствии с новой редакцией ст.37 УПК прокурор вправе:
- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с
обязательным указанием оснований такой передачи;
-
отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. Указанное
право предоставляется руководителю следственного органа соответствующего уровня
(п.7 ч.1 ст.79 УПК). Прокурору предоставлено право направлять руководителю
следственного органа соответствующее представление;
-
отменять незаконные и необоснованные постановления только нижестоящего
прокурора и дознавателя;
-
поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать
указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- утверждать
постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. Данное
право делегировано руководителю следственного органа (п.9 ч.1 ст.39 УПК).
Представляют значительный интерес положения федерального
закона, регламентирующие порядок деятельности прокурора, в случае несогласия
следователя и руководителя следственного органа с требованиями прокурора об
устранении нарушений федерального законодательства допущенных в ходе
предварительного следствия.
При этом прокурор вправе обратиться с требованием об
устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного
органа. В случае не согласия руководителя вышестоящего следственного органа с
указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю
следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее СК при
прокуратуре РФ), или руководителю следственного органа федерального органа
исполнительной власти (далее СО ФОИВ) (при ФОИВ). При несогласии Председателя
СК при прокуратуре РФ или руководителя СО ФОИВ (при ФОИВ) с требованиями
прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в
ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному
прокурору РФ, решение которого является окончательным (ч.6 ст.37 УПК).
Глава 2. Процессуальные полномочия прокурора при
привлечении лица к уголовной ответственности.
§1. Компетенция прокурора при проверке обоснованности
привлечения лица в качестве обвиняемого
Прокурорский надзор за законностью привлечения
лиц в качестве обвиняемых, законностью применения мер процессуального
принуждения рассматривается как одно из важных и ключевых направлений
деятельности прокурора, поскольку они напрямую связаны с защитой
конституционных прав и свобод личности. Как показывают материалы обобщения
практики, проведенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, во многих
регионах и по России в целом довольно многочисленными остаются нарушения
законности при задержании подозреваемых, предъявлении обвинения и применении
мер пресечения. В 1999 г. следователями органов внутренних дел освобождены из
числа задержанных за неподтверждение подозрения 3 837 человек, следователями
прокуратуры — 1 439, органами дознания — 530 человек. Нередко подозреваемые
содержатся в изоляторах временного содержания на основании протоколов об
административных правонарушениях, а в отдельных случаях — вообще без всякого
оформления.
Следователями органов внутренних дел в 1999 г. 3 288 человек необоснованно
привлекались к уголовной ответственности. Из них 1 115 человек содержались под
стражей. Следователями прокуратуры — 2 451 человек, из них с содержанием под
стражей — 1 262. Органами дознания МВД — 1 488 и 60 человек из них содержались
под стражей. Почти каждый восьмой из числа арестованных (59 256 человек) в
дальнейшем освобождался из СИЗО, нередко эти лица совершили преступления
небольшой или средней степени тяжести, в том числе по неосторожности, и к ним
могли бы быть применены альтернативные меры пресечения.[12]
Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве
обвиняемых осуществляется путем ознакомления с копиями соответствующих
постановлений о возбуждении уголовного дела, поступающих в прокуратуру,
проверки материалов уголовных дел, находящихся в производстве.
При проверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве
обвиняемого надлежит обращать особое внимание на следующие обстоятельства:
1) имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качестве
обвиняемого. Обвинение по закону должно быть основано только на
доказательствах, причем к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого
должны быть собраны доказательства, относящиеся ко всем элементам состава
преступления;
2) своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качестве
обвиняемого. В практике органов предварительного следствия имеют место случаи,
когда вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого
затягивается, и лицо вызывается на допросы по поводу своих действий в качестве
свидетеля;
3) насколько обоснована квалификация преступления. При этом следует иметь в
виду распространенность такого явления, как квалификация деяния "с
запасом", что чревато необоснованным применением меры пресечения в виде
заключения под стражу по мотивам одной опасности преступления;
4) соответствует ли постановление о привлечении в качестве обвиняемого
требованиям, предъявляемым ст. 144 УПК (Порядок рассмотрения сообщения о
преступлении), в том числе разграничение квалификации вмененных в вину деяний;
5) соблюдены ли права обвиняемого на защиту, в том числе его право иметь
защитника на предварительном следствии с момента задержания, ареста или
предъявления обвинения;
6) выдержан ли установленный УПК порядок предъявления обвинения и допроса
обвиняемого.
В случае, если постановление о привлечении в качестве обвиняемого
незаконно или необоснованно, прокурор обязан либо отменить такое постановление
и вынести постановление о прекращении преследования, либо дать письменные
указания следователю о собирании доказательств, т. е. воспользоваться
полномочиями, предоставленными УПК и Законом о прокуратуре.
Прокурорский надзор за исполнением требований закона при задержании
подозреваемого в соответствии с п. 1.6 Приказа Генерального прокурора
Российской Федерации № 31 от 18 июня 1997 г. "Об организации прокурорского
надзора за предварительным следствием и дознанием" должен осуществляться
постоянно, а проверка законности содержания подозреваемых в изоляторах
временного содержания и на гауптвахтах проводиться ежедневно, в том числе и в
нерабочее время.
При проверке следует выяснять, было ли возбуждено уголовное дело,
поскольку задержание без возбуждения уголовного дела является грубым нарушением
закона. Необходимо проверить, имеются ли основания задержания, предусмотренные
ст. 92 УПК, и были ли соблюдены дополнительные условия задержания,
установленные ч. 2, 3, 4 ст. 92 УПК. Особое внимание следует обращать на факты
использования задержания как средства получения от подозреваемого признания
вины в совершении преступления, задержания подозреваемых под видом
административного ареста, а также "латентных" задержаний, когда
протокол не оформляется, а задержанный длительное время содержится в дежурной
части милиции. Прокурор также проверяет соблюдение требований ст. 92 УПК о
сроках задержания. В случае, если лицо было задержано незаконно или
необоснованно, либо истек срок задержания подозреваемого, прокурор освобождает
задержанного из изолятора временного содержания, с гауптвахты или из помещения
для задержанных в дежурной части органа внутренних дел. В случае, если в
действиях сотрудников, производивших задержание, имеются признаки преступления,
предусмотренного ст. 301 УК РФ (Незаконные задержание, заключение под стражу
или содержание под стражей), прокурор проводит проверку в порядке ст. 109 УПК
(сроки содержания под стражей) и решает вопрос о возбуждении уголовного дела.
Необходимо также выяснить, было ли обеспечено право подозреваемого на защиту с
момента задержания.
Прокурорский надзор за
законностью и обоснованностью арестов имеет существенные особенности. По
действующему уголовно-процессуальному закону заключение под стражу как мера
пресечения применяется на основании судебного решения или с санкции прокурора.
В связи с этим прокурору самому предоставляется возможность предотвратить
незаконный или необоснованный арест, отказав в даче санкции.
Приказ Генерального прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. (с изм., внесенными
Приказом Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39) обязывает прокуроров при
избрании меры пресечения в виде заключения под стражу учитывать в первую
очередь имеющиеся для этого основания, предусмотренные ст. 91, ч. 1 ст. 96
Уголовно-процессуального кодекса. Своевременно проверять законность задержания
подозреваемых, предъявления обвинения и применения мер пресечения. При
осуществлении прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержаний
и арестов граждан исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением
конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны
проводиться в точном соответствии с нормами уголовно - процессуального
законодательства. Вместе с тем с особой тщательностью следует рассматривать
вопросы о необходимости применения ареста в отношении граждан, которые
совершили преступление небольшой или средней тяжести либо не нуждаются в
изоляции от общества. Освобождать из-под стражи обвиняемых, когда отпали
основания для их ареста.
Тем же приказом определено, что при решении вопроса о санкционировании
ареста обвиняемый или подозреваемый должен быть, как правило, допрошен
прокурором или его помощником; несовершеннолетний обвиняемый должен быть
допрошен перед дачей санкции на арест лично прокурором, что соответствует
требованию ч. 3 ст. 96 УПК. Прокурор обязан принимать меры к немедленному
освобождению подозреваемых, подвергнутых заключению под стражу, которым не было
предъявлено обвинение в сроки, указанные в ст. 90 УПК, а также лиц, сроки
содержания которых под стражей истекли и не были продлены в установленном
уголовно-процессуальным законом порядке.
Вместе с тем необходимо учитывать, что ст. 22 Конституции Российской
Федерации предусматривает арест, заключение под стражу и содержание под стражей
лишь на основании судебного решения; до судебного решения лицо может быть
задержано на срок не более 48 часов.
Прокурорам необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что помимо
прокурорского надзора на основании ст. 201 УПК действует порядок судебного
обжалования законности и обоснованности как ареста, так и продления срока
содержания под стражей. Однако судебный контроль за законностью и
обоснованностью задержания и ареста не снижает полномочий и ответственности
прокурора по осуществлению надзора за законностью применения этих мер.[13]
Страницы: 1, 2, 3
|