p> Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не
вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий,
учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и
других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют
непосредственного прокурорского реагирования. В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных
режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений
и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а
также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц
предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений,
других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может
назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам,
донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица
обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней
после их поступления, если иное не оговорено прокурором. В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и
граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в
случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации
об источниках доходов. В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка
законности административного задержания граждан и применения к ним мер
воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением
лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными
органами. Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то
он (или его заместитель) вправе: . опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц. . опротестовать в установленном порядке постановления по делам об административных правонарушениях. . вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона. . официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений закона. . в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов. . оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы. Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов
органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела
III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора
является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-
розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований
закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц
от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка
рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-
розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных
деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков
ведения расследования и содержания под стражей. Также целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного
привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении
следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному
рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить
ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов
участников процесса и других граждан. В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению
преступлений, устранению причин и условий, им способствующих. В процессе осуществления надзора прокурор имеет право:
проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении
заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.
требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы,
материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной
деятельности, дознания и предварительного следствия.
рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих
дознание и предварительное следствие.
отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые
проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав
следственных подразделений и органов дознания.
санкционировать взятие лица под стражу, проведение обыска, наложение ареста
на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и других
переговоров, эксгумацию, помещение обвиняемого или подозреваемого, которые
не содержатся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, снятие
обвиняемого с должности.
увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в
качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом.
возвращать уголовные дела на дополнительное расследование.
лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а
также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном
объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому
работнику.
забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое
уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать
начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью
более полного и объективного расследования.
возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности,
приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения,
направлять уголовные дела в суд.
при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел,
государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания
проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений
закона. Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания,
которые не требуют законодательного регулирования, являются обязательными
для исполнения. Другие права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по
данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и
другими законодательными актами Республики Беларусь. Предметом следующей отрасли надзора—надзора за соответствием закону
судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и
других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам
об административных правонарушениях. При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений,
прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных законом—обязан):
участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой
инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по
гражданским делам.
в случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные,
кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам
суда (судьи).
направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по
гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по
вновь открывшимся обстоятельствам.
в пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел),
по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и
вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его
компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении
протеста.
отозвать внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения
протеста судом (судьей). В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом
первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных
правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано
необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом
регулируются процессуальным законодательством. В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он
руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями,
основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо,
проводившее расследование, не может участвовать в процессе в качестве
обвинителя. Прокурору или его заместителю (в том числе и тому, который
непосредственно участвовал в процессе) принадлежит право принесения в
вышестоящий суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу. Что
же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их
опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит:
. Генеральному прокурору и его заместителям—на акт любого суда за исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ.
. Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним—на акты районных (городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.
. Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума
Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление
о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам
применения законов при рассмотрении вопроса. Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением
законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при
исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых
судом. Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется
законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения,
исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и
другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение
установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания
наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими
своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного
с лишением свободы. При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время
посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых
лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто
незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных
учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству
ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае
необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию,
административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к
лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам
принудительного характера. Проблема судебной защиты протеста прокурора Проблема судебной защиты протеста прокурора назрела довольно давно и
долгое время была предметом обсуждения многих юристов и прокурорских
работников. Еще при существовании СССР органы исполнительной власти нередко
отклоняли вполне обоснованные протесты прокурора на явные, вопиющие
нарушения закона. Не помогало даже обращение к Генеральному прокурору
СССР—вышестоящие министерства стойко защищали свои узковедомственные
интересы. Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре СССР протест прокурора в
порядке общего надзора на противоречащий закону акт какого-либо органа
обязан был быть рассмотрен этим органом, но это вовсе не означало, что он
должен был быть удовлетворен. Причем для его отклонения не надо было даже
придумывать веские формулировки: достаточно было любой немотивированной
отписки типа «протест рассмотрен и оставлен без удовлетворения». Законом СССР от 11 июня 1991 г. «О рассмотрении судом обращения
прокурора о признании правового акта незаконным и о внесении дополнений в
Закон СССР «О прокуратуре СССР»» протест прокурора был взят под судебную
защиту и к ведению судов была отнесена еще одна категория гражданских дел.
Только суд мог признать протест законным и обоснованным или же отклонить. С принятием этого закона резко уменьшилось число отклоненных протестов.
Но ликвидация СССР и парад суверенитетов развалили и союзное
законодательство. Протест прокурора в порядке общего надзора стал снова
выходить из-под судебной защиты. Однако Закон о прокуратуре РБ от 29 января
1993 г. установил, что прокурор или его заместитель имеют право оспаривать
в судах необоснованное отклонение протеста на правовой акт, который
противоречит закону, или оставление его без рассмотрения (п. 6 ст. 22). В
ст. 35 этого же закона указано, что «в случае нерассмотрения протеста в
установленный срок или его отклонения прокурор имеет право обратиться в суд
с заявлением об отмене акта, который противоречит закону». Казалось бы,
справедливость торжествует, сделан очередной шаг на пути к правовому
государству... Но 6 октября 1994 г. в Закон о прокуратуре были внесены
изменения, и п. 6 ст. 22 изложен в новой редакции: прокурор «предъявляет в
суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства,
предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а
в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования
негосударственных форм собственности и граждан—лишь в случаях, если они
лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы». В новой редакции исчезли слова «оспаривает в судах необоснованное
отклонение протеста на правовой акт, который противоречит закону...».
Вместе с этими словами исчезли и определенные полномочия прокурора при
осуществлении общего надзора. Казалось бы, на самом деле прокурор не лишен
права представлять в суды заявления, а последние являются формой обращения
в суд по оспариванию протеста. Поэтому нет и оснований для беспокойства. Но
то, что получилось на самом деле, впору охарактеризовать расхожим афоризмом
В. С. Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось как всегда». В подтверждение сказанного—пример из прокурорской практики[3].
Проверкой жалобы Т. было установлено, что он незаконно привлечен к
административной ответственности начальником ГАИ Ленинского РОВД г. Гродно.
Протест прокурора по этому поводу начальник ГАИ УВД отклонил. Суд, куда
прокурор обратился с заявлением на основании п. 6 ст. 22 и ст. 35 Закона о
прокуратуре, своим решением его требования удовлетворил, однако
председатель областного суда признал решение районного суда незаконным и
внес протест в президиум. Последний отменил состоявшееся решение и оставил
без рассмотрения заявление прокурора области, мотивировав это следующим
образом «...согласно п. 6 ст. 22 Закона о прокуратуре РБ прокурор
предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов
граждан в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои
интересы... Каких-то данных о том, что Т. лишен возможности самостоятельно
защитить свои интересы и в установленном порядке обжаловать действия
должностного лица в связи с наложением административного взыскания не
предоставлено. Ссылка прокурора на ст. 35 Закона РБ «О прокуратуре РБ», что
в случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд с заявлением
об отмене противоречащего закону акта, несостоятельна. Данный закон не
меняет установленного ст.ст. 224, 227 ГПК РБ порядка обжалования действий
органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий.
Заявления прокурора, поданные в соответствии со ст. 35 Закона о
прокуратуре, должны рассматриваться по правилам ст.ст. 227-227 ГПК РБ. Для
обжалования же административных взысканий установлен специальный порядок.» Такие примеры неединичны, и они свидетельствуют, что проблема защиты
прокурорского протеста продолжает существовать. В приведенном примере интересы гражданина и обязанности прокурора
совпали. Однако бывают и ситуации, когда они находятся в противоречии. Например, начальник РОВД незаконно освободил гражданина от
административного взыскания за правонарушение. Конечно, защищать обратное и
требовать себе наказания гражданин не будет. Протест прокурора на решение
начальника РОВД вышестоящим должностным лицом отклонен. Что дальше? По
закону, надо обращаться в суд и требовать отмены незаконного акта. Но что
если суд сошлется на то, что гражданин в данной ситуации должен сам
защищать свои интересы и оставит заявление прокурора без рассмотрения? Представляется, что для устранения подобных противоречий нужно исходить
из конституционных задач прокуратуры и Закона о прокуратуре, который
наделил прокурора специальными полномочиями при обнаружении нарушений
закона. Одно из них—опротестование незаконных актов и постановлений по
делам об административным правонарушениям, которые противоречат закону. Сущность такого подхода видится не в защите интересов того или иного
субъекта хозяйствования или гражданина путем подачи заявления в суд, а в
защите самой законности и протеста как государственного правового средства
прокурорского надзора за законностью[4]. Заключение Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От
его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового
государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не
основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается
прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность
регулируется Конституцией и Законом РБ «О прокуратуре». В прокурорском
надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону
судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания
заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других
мер принудительного воздействия государства. Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных
органов является гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе.
Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе
правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и
трудной работой, привлекательной для всякого юриста. Использованная литература Конституция РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г.
Закон РБ «О прокуратуре РБ» от 29 января 1993 г. с изменениями и
дополнениями от 6 октября 1994 г.
В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., 1998 г.
И. И. Мартинович «Наше правосудие», Мн., 1983 г.
В. Парамонов. Судебная защита протеста прокурора // Судовы веснік, 1995 г.,
№ 7
-----------------------
[1] См. Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М., 1998 г., с. 9-14
[2] См. там же, с. 44
[3] См. В. Парамонов. Судебная защита протеста прокурора //Судовы веснік,
1995 г., № 7
[4] См. там же
Страницы: 1, 2
|