Прокуратура и отрасли прокурорского надзора
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ
Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора
Система органов прокуратуры и полномочия прокуроров
Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
Проблема судебной защиты протеста прокурора ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Законность и правопорядок... Эти слова мы так часто слышим в последнее
время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И
действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов,
законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых
предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства.
Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества,
признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.
Однако в любом обществе пока еще встречаются люди, о которых можно сказать
словами известной песни: «Только кто-то кое-где у нас порой честно жить не
хочет...». Песня эта—о правоохранительных органах, о тех, чья служба
действительно «и опасна, и трудна». Именно им принадлежит главенствующая
роль в поддержании законности, предотвращении и наказании преступлений,
воспитании граждан в духе уважения к закону. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная.
Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура.
Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов
прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности
и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание
должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих
конституционных обязанностей и т.п. Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением
законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами. Именно этому виду ее
деятельности и посвящена данная курсовая работа. В первой ее части освещена
системе прокурорских органов РБ, знание структуры которой необходимо для
лучшего понимания ее работы. Во второй части рассмотрена законность, но не
как теретико-правовое понятие, а как предмет прокурорского надзора. Третья
часть посвящается непосредственно прокурорскому надзору как виду
деятельности. В четвертой же части раскрывается остро ставшая в белорусском
праве проблема судебной защиты протеста прокурора. Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора Надзор за единообразным и точным исполнением законов является
единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем
единственным государственным органом в стране, который выполняет эти
функции. Почему так важно создать режим законности в государстве? Ответ один:
только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за
порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать
внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою
независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их
благосостояние. Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным
исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать
правильное определение понятия законности как социального явления. Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и
подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов,
составляющих содержание законности. К чему это приводит на практике? Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же
становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него
дополнений. Закон «совершенствуется», а положение с его соблюдением не
изменяется. Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на
бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более
того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной
власти, является непременным условием соблюдения законов. Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение
законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский
надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является
составным элементом понятия законности. Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за
допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения.
Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или
дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что
безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона. Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих
элементов А) законы и подзаконные акты Б) исполнение законов и подзаконных
актов, то есть проведение их в жизнь В) надзор за точным и единообразным
исполнением законов Г) ответственность за допущенное нарушение закона. Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы
власти и управления должны разработать меры в направлениях
совершенствования законодательства, усиления деятельности органов
исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении
ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к
решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в
государстве. Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный
регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических,
социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем
государстве—это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого
соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым
своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же
время удерживает их от беззакония и произвола. Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по
укреплению законности проявляется в следующем: . в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства. . в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых. . в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов. . в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений. Все это вместе взятое должно способствовать процессу формирования
правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один
государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно
должностное лицо или гражданин, какое бы положение в обществе они не
занимали, не освобождается от обязанности подчиняться закону. Принятая в республике в 1994 г. Конституция создала необходимую
социальную базу для дальнейшего развития и совершенствования права по
основным его отраслям, что, несомненно, будет способствовать укреплению
законности и правопорядка в стране. Справедливости ради стоит отметить, что
не все принятые и принимаемые нормативные акты отвечают требованиям жизни,
в некоторых из них есть противоречия с другими, разноречия, разночтения в
одних и тех же актах. Отдельные законы принимаются в спешке, без глубокой
научной проработки. Однако это не исключает той большой законодательной
деятельности, которая проводится. Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции,
которой сейчас заняты органы законодательной и исполнительной власти,
направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов
государства, органов государственной власти и управления, различного рода
общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов
граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом,
чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было
произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно
виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни
одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и
осуждено. Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе
государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок
в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация
прокурорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами
государственной власти и управления, должностных лиц. Многие прокуроры не
смогли противостоять этим влияниям и принимали незаконные и необоснованные
решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском
судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей, прокуроров и
судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям
времени и задачам по построению в РБ правового государства. Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда
она будет осуществляться в условиях гласности и демократии. Практика
показывает, какими крупными издержками оборачивается недооценка глубинных
связей законности в сочетании с гласностью и демократией в деятельности
правоохранительных органов[1]. Система органов прокуратуры и полномочия прокуроров На высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры
закреплены в главе 7 раздела VI Конституции Республики Беларусь 1994 г. с
изменениями и дополнениями 1996 г. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность
прокуратуры в РБ является Закон о прокуратуре от 29 января 1993 г. с
изменениями и дополнениями. Согласно Конституции, единую централизованную систему органов
прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с
согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным
прокурором (ст. 126). Подробности организации системы прокурорских органов
закреплены в Законе о прокуратуре. Согласно закону, прокуратура Республики Беларусь состоит из
республиканской прокуратуры, являющейся центральным аппаратом системы
органов прокуратуры, прокуратур областей и приравненной к ним прокуратуры
города Минска. Кроме того к ней относятся прокуратуры городов (районов),
межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые
могут назначаться и распускаться по представлению Генерального прокурора. К
ним относятся военная, транспортная, природоохранительная прокуратуры и
прокуратура по надзору за исправительно-трудовыми учреждениями. По своему
статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам
областей, районов (городов) или межрайонных прокуратур (ст. 12). Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя
организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры. Как уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики
Генеральный прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры
и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание
ведомственных нормативно-правовых актов—приказов, указаний, распоряжений,—а
также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми
работниками прокурорских органов. Приказ Генерального прокурора РБ руководящего характера определяет
стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в
определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности
органов прокуратуры. Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего
характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора. Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-
либо действий прокурором и следователем. Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает
порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных действий. В
Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической
отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.п[2]. Генеральному прокурору подначалены и подотчетны все нижестоящие
прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности.
Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его
полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15
Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи
с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по
собственному желанию (ст. 13). Республиканская прокуратура представляет собой центральное звено
системы органов прокуратуры. Во главе ее, как и во главе всех прокуратур,
стоит прокурор республики. В структуре республиканской прокуратуры выделяют
отделы и управления, возглавляемые начальниками, имеющими заместителей.
Отделы и управления включают прокуроров отделов и управлений. Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г.
Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры,
соответственно, прокурорами областей (г. Минска). В их полномочия входит
управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных
органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для
исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и
подотчетны также нижестоящие прокуроры. Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В
структуре областных прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые
начальниками и имеющие в штате соответствующих прокуроров. Основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов,
районов, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они
соответствующим прокурором, который имеет заместителя и помощников, функции
которых обычно распределяются по отраслям надзора. Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут
назначаться прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию
входит управление деятельностью районных прокуратур, а также возможность
внесение на рассмотрение вышестоящего прокурора предложений об изменении
штатного количества аппарата подчиненных прокуратур и о расстановке кадров. При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре
могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию
совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают
наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного
обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и
указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих
прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться
отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля,
предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам
исполнения закона. В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный
прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители
(по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных
прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и
заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный
состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению
соответствующего прокурора. В структуре прокурорских органов можно также выделить следственный
аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из
старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным
делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а
также начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в
состав которых входят эти следователи. Следственный аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к
ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по
важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений
и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19). Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и
приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших
следователей. Следователи прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях,
отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим по указанию
прокурора. Прокурорский надзор и его отрасли В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями
прокурорского надзора». Все они закреплены в разделе III Закона о
прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава. Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за
исполнением закона органами власти и управления, предприятиями,
учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом
этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов
всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о
прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и
хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов
и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и
учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и
милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм
собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями,
другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и
гражданами.
Страницы: 1, 2
|