p> С субъективной стороны превышение должностных полномочий – это
умышленное преступление. Лицо осознает общественно опасный характер
совершаемого действия, явный характер выхода за пределы предоставленных
полномочий, осознает, что его поведение идет вразрез с направлением
деятельности того учреждения, где оно работает; предвидит возможность или
неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде
существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций
либо охраняемых законом интересов общества или государства именно
вследствие совершения им явно выходящих за пределы его компетенции
действий; желает или сознательно допускает наступление указанных
последствий либо относится к ним безразлично, т.е. совершает преступление с
прямым или косвенным умыслом. Особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий назван в
ч. 3 ст. 286 УК РФ. Его образуют деяния предусмотренные ч. 1 или 2 ст.,
если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств либо; в) с причинением
тяжких последствий. Для квалификации по ч. 3 статьи достаточно хотя бы
одного из перечисленных признаков. Насилие может иметь форму истязания,
т.е. причинение физических или психических страданий путем систематического
нанесения побоев или иных насильственных действий (ст. 117 УК РФ).*
*ст. 50 и 51 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью,
утвержденных приказом Минздрава РФ от 10.12.1996г. с изм., внесенными
приказом от 5.03. 1997г.
Такое превышение совершается обычно в отношении лиц, находящихся в
служебной зависимости от виновного. Для истязания как преступления против
личности более характерна, например, материальная зависимость. Так же
решается вопрос, если при превышении причинена смерть. Действия виновного,
совершившего умышленное убийство при превышении должностных полномочий,
должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных
статьями, устанавливающими ответственность за умышленное убийство, и ч. 3
ст. 286 УК РФ.* Применение оружия означает его фактическое использование,
употребление в соответствии с целевым назначением, т.е. для поражения живой
цели, а также как средства физического насилия для нанесения ударов,
побоев, телесных повреждений. Понятием оружия охватывается огнестрельное,
холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие. По признаку
применения оружия при превышении полномочий подлежит ответственности
должностное лицо, применившее оружие любого назначения: гражданское,
служебное, боевое ручное стрелковое и холодное оружие.* При отграничении превышения должностных полномочий от злоупотребления
должностными полномочиями следует исходить из того, что в первом случае
должностное лицо явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий, во
втором – действует в рамках предоставленных ему полномочий; в первом случае
он совершает преступление только путем активных действий, во втором – путем
действия либо бездействия; для превышения должностных полномочий корыстная
или иная личная заинтересованность не является обязательным признаком
состава, при злоупотреблении должностными полномочиями – без него нет
состава преступления. Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной палате РФ. В ст. 287 УК РФ ответственность за это преступление предусматривается
впервые. Преступление образует неправомерный отказ в предоставлении или
уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо
неполной либо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной
палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным
предоставлять такую информацию. Обязательным признаком преступления является предмет –
----------------------------------------------------------
*п. 17 постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам об
умышленных убийствах» от 22.12.1992г. Сб. Пост. Пленума ВС РФ (1961-
1996гг.). М., 1997. С. 341.
*ст. 1-5 Федерального закона РФ «Об оружии» от 13.12.1996г. СЗ РФ. 1996 .№
51. ст. 5681.
это информация в виде документации, материалов. В свою очередь, это могут
быть самые разнообразные справки, отчеты, материалы финансовых проверок и
т.п. Документы в отличие от материалов, должны иметь соответствующие
реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.д.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того
органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и
компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание
или Счетная палата. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении
информации установлена, если за такой информацией обращается только
Федеральное Собрание или Счетная палата. Депутаты Совета Федерации и
Государственной Думы имеют право при обращении в органы государственной
власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на
предприятия, в учреждения, организации получать информацию по вопросам,
связанным с их депутатской деятельностью. В свою очередь должностные лица
обеспечивают депутата такой информацией безотлагательно независимо от
степени секретности документов или материалов в соответствии с федеральным
законодательством о государственной тайне.* Все органы государственной власти в РФ, органы местного
самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации,
независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны
предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для
обеспечения е деятельности. Равно все органы государственной власти в РФ,
органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, коммерческие банки и
иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять Счетной палате по
требованию необходимые документальные подтверждения, операции и состояния
счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения, организации
обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии
документов по операциям и расчетам с ними. Характер запрашиваемой Счетной
палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянным
действующим органом государственного финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием РФ.*
------------------------------------------------------------------------
*ст. 16 Федерального закона РФ «О статусе депутата Совета Федерации и
статусе депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ» от 8.05.1994г.//СЗ
РФ.1994. № 2. Ст. 74.
*ст. 1и13 Федерального закона РФ «О счетной палате РФ» от 11.01.1995г. //
СЗ РФ. 1995 .№ 3. Ст. 167. Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в
предоставлении информации (например, нежелание предоставить секретную
информацию, несмотря на предусмотренность предоставления такой информации в
Федеральном Законе от 08.05.1994г. б) уклонение от предоставления
информации (не отказывая прямо, лицо под предлогом отсутствия в его
распоряжении таких материалов, не поступления их с мест и т.п. не
предоставляет необходимую информацию) либо в) предоставление заведомо
неполной либо ложной информации (предоставляя требуемую информацию, лицо
сознательно изменяет ее содержание путем предоставления не всех сведений,
расчетов, материалов, либо вообще искажает информацию, делая ее не
соответствующей действительности). Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем
бездействия. Оно имеет формальный состав. Преступление считается оконченным
с момента совершения соответствующего действия (бездействия). С субъективной стороны – это умышленное преступление. Оно совершается
с прямым умыслом. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в
предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ,
будучи обязанным сделать это, либо уклоняется от предоставления информации,
либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает этого.* Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности
входит предоставление информации Федеральному Собранию или Счетной палате
РФ. Таким образом, кроме обязательных признаков должностного лица, на
субъекта должна быть возложена обязанность предоставлять такую информацию.* Квалифицированный вид преступления составляют деяния, предусмотренные
в ч.2 ст.287 Ук РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность
РФ или государственную должность субъекта РФ. Особо квалифицированный вид данного преступления образуют деяния,
предусмотренные в ч.1 или 2 ст. 287 УК РФ, если оно: а) сопряжены с
сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов
государственной власти. Под сокрытием правонарушений понимается как
сокрытие преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие
преступлений подпадает под признаки укрывательства или
-----------------------------------------------------------
*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М., 2001.
*Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами. М.: «СПАРК». 1998. пособничества, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений по
ст. 287 и 316 (или по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой
на ч. 5 ст.33 УК РФ). Под этот признак попадает сокрытие правонарушений совершенных должностными лицами только органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Сокрытие может быть
совершено в отношении как нескольких правонарушений, нескольких должностных
лиц, так и правонарушения одного должностного лица. Совершая это деяние,
должностное лицо искажает фактическое состояние дел; б) совершены группой
лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для
квалификации по этому признаку необходимо, чтобы роль исполнителя выполняло
должностное лицо, обязанное предоставлять информацию; в) повлекли тяжкие
последствия. Это оценочный признак. В каждом конкретном случае он подлежит
установлению, К тяжким последствиям можно отнести, например, искажение
данных об экологической обстановке, состоянии здравоохранения,
преступности, исполнения бюджета, принятия их на основе неадекватного
нормативного акта, при условии, что это стало возможным в результате
предоставления по запросам неполной либо ложной информации. Присвоение полномочий должностного лица. Преступление, предусмотренное ст. 288 УК РФ, состоит в присвоении
государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не
являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им
в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и
законных интересов граждан или организаций. В известной мере эта норма
воспроизводит преступление, предусмотренное ст. 194 УК РСФСР.* Объективную сторону преступления составляют: а) присвоение полномочий
должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б)
наступление общественно – опасных последствий в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная
связь между наступившими последствиями и совершенными действиями.* Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух
самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и
совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных
полномочий всегда
-----------------------------------------------------------
*А.В. Галахова. Должностные преступления. М., 1998.
*Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: «СПАРК», 1998.
*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М., 2001.
совершается обманным путем и может осуществляться по-разному (лицо устно
заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную
одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ. В
последнем случае содеянное квалифицируется по совокупности преступлений,
предусмотренных ст. 288 и 327 УК РФ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных
оснований выполнять его полномочия, и не смотря на это использует его права
и обязанности по осуществлению организационно - распорядительных,
административно -хозяйственных функций или функций представителя власти.
Равно никакое должностное лицо не поручало ему осуществлять полномочия
должностного лица. Для данного состава преступления требуется присвоение
полномочий именно должностного лица. Присвоение лицом звания специалиста и
совершения в связи с этим каких-либо действие не образует рассматриваемого
преступления. Присвоение должностных полномочий осуществляется для совершения
определенных действий. Такие действия могут быть очень разными, но они
всегда неправомерны, общественно опасны и по сути своей являются
правонарушением. Это вытекает из текста ст. 288 УК РФ,Ю предусматривающей
наступление от таких действий общественно опасных последствий в виде
существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
Присвоение полномочий должностного лица для осуществления общественно
полезных действий (например, для задержания преступника) на является
преступлением. Между наступившими последствиями и присвоением полномочий должностного
лица должна быть установлена причинная связь. Данный состав сформулирован как материальный. Преступление считается
оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде
существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. С субъективной стороны присвоение полномочий должностного лица –
умышленное преступление. Лицо осознает, что присваивает полномочия
должностного лица неправомерно и неправомерно совершает в связи с этим
общественно опасные действия, предвидит возможность или неизбежность
существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций
вследствие совершения присвоенных им полномочий и желает или сознательно
допускает такие последствия либо относится к ним безразлично. Для квалификации по ст. 288 УК РФ не имеет значения, сознавали ли
граждане или представители организаций, что они имеют дело с лицом,
присвоившим должностные полномочия, либо принимали его за должностное лицо. Субъектом этого преступления по сравнению со ст. 194 УК РСФСР может
быть более узкий круг лиц. Им являются две категории служащих, достигших 16-
летнего возраста: государственные служащие либо служащие органа местного
самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Государственным
служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном
федеральным законом, обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет
средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта
РФ. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по
обеспечению исполнения полномочий государственных органов.* Служащим органа местного самоуправления является гражданин,
исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за
денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.* Если должностные полномочия присваивает лицо, е являющееся
государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, его
действия квалифицируются по другим статьям УК РФ в зависимости от
совершенных им действий (нарушение неприкосновенности частной жизни –ст.
137; мошенничество –159 и т.п.). Если полномочия должностного лица
присваивает должностное лицо, при наличии всех признаков состава
преступления оно должно отвечать за превышение должностных полномочий (ст.
286 УК РФ). Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ),
означает учреждение должностным лицом организации, осуществляющей
предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой
организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету,
установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой
организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
====================================
*ст. 2 и 3 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы РФ» от
31.07.1995г. //СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
*ст. 7 Федерального закона РФ « Об основах муниципальной службы в РФ» от
8.01.1998г. //СЗ , РФ. 1998. № 2. Ст. 224. Установление уголовной ответственности за названные действия в УК РФ
имеет своим основанием запрет государственным служащим (к каковым относятся
и должностные лица) заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через доверенных
лиц, а также состоять членом органа управления коммерческой организацией,
если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке
установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено
участвовать в управлении этой организацией. Государственный служащий -
должностное лицо также обязан передавать в доверительное управление под
гарантию государства на время прохождения службы находящиеся в его
собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих
организаций в порядке, установленном федеральным законом.*
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|