Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности
Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский юридический институт (Представительство в г. Армавире Краснодарского края) КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Уголовное право» Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности» Студента 4 курса Группа ОЗО-3/2001 Анисимова Сергея Александровича Преподаватель кандидат юридических наук Меликян Александр Максимович Армавир 2002 г. ПЛАН
Введение.
1. Авторское право. 2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм). 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности. 4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК РФ. 5. Другие вопросы объективной стороны преступления. 6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.
Заключение. Введение История видеобизнеса в нашей стране сравнительно
немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и
запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством
дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены
основы очередного специфического российского кризиса:
«пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало»
кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов)
ознаменован началом легального, лицензионного видео.
Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка
на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в
нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний,
выпускающих только лицензионную видеопродукцию. Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом
«Видео – территория закона», начавшаяся после принятия
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля
1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству,
вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые
видеокассеты с двумя фильмами. Однако отечественные
видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных
видеокассет. Россия характеризуется высоким уровнем распространения
кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со
средним показателем 18% для большинства западных стран и 33%
- стран Восточной Европы. Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки
киноиндустрии зарубежных стран, отечественному
кинематографу, российским правообладателям. Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят
организованный характер, совершая их «пираты» используют
транснациональные связи, контрабандным путем ввозя
«пиратские» копии фильмов в Россию. Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ,
связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев
прекращаются на основании малой социальной значимости
последних. Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных
правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных
заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило, не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с
отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г.
Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в
нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к
двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора. Расследование же преступлений, связанных с
видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего, с тем, что данный вид
правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не
только навыков расследования этой категории дел, но даже и
соответствующего умения правильной квалификации содеянного. Следующая трудность заключается в том, что российский
видеобизнес имеет сложные разветвленные связи,
сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько
крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции,
предпринятых в Москве правоохранительными органами в
сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный
удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы
легального видео либо свертывают свою деятельность, либо
переключаются на продажу пиратской продукции. При расследовании таких преступлений следователи должны
использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических
подразделений. Других специалистов. Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в
полном объеме обеспечить информацией и консультациями
сотрудников правоохранительных органов по фактам
видеопиратства. Не зная соответствующей методики нельзя
отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от
подлинных видеокассет правообладателя. Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме
экономических законов – законов «рынка» необходимо знать
основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем,
чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны
видеопиратов. Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых,
потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь
представление об особенностях видеобизнеса в России и
признаках квалификации подобных преступлений. Потребителям – любителям «важнейшего из искусств»,
стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком,
идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо
уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки. Цель данной курсовой работы помочь понять особенности
видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает
охрану и защиту авторского права в данной сфере. 1. Авторское право Российский законодатель счел целесообразным включить
норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения
авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления
против конституционных прав и свобод человека и гражданина»
УК РФ. Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с
созданием и использованием произведений науки, литературы и
искусства, образующих авторское право, а также фонограмм,
исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного
вещания, составляющих смежные права, регулирует специальный Закон
Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»
1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется: 1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории
Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их
правопреемников; 2) на произведения, обнародованные либо необнародованные,
но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами
Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами
Российской Федерации и их правопреемниками; 3) на произведения, обнародованные либо необнародованные,
но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами
Российской Федерации, и признается за авторами (их
правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации; 4) существующие в какой-либо объективной форме: - письменной (рукопись, машинопись, нотная запись
и т. д.); - устной (публичное произнесение, публичное
исполнение и т. д.); - звуко- или видеозаписи (механической, магнитной,
цифровой, оптической и т. д.); - изображения (рисунок, эскиз, картина, план,
чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.); - объемно-пространственной (скульптура, модель,
макет, сооружение и т. д.); - в других формах. Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса
находятся также следующие имущественные права автора
(правообладателя): воспроизводить видеопрограммы,
распространять экземпляры видеопрограмм, публично
демонстрировать фильмы в кинозалах и по кабельному
телевидению. 2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм) В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее
распространенных способа незаконного использования объектов
авторского права. Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у
тиражирующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих
клиентов у прилавков магазинов или на расположенных
неподалеку остановках транспорта. В других случаях
предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на
их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и
поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую»
продукцию, дают объявления в местных газетах. Так, в октябре
1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была
пресечена деятельность такого «подпольного» цеха,
руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ
предлагали свои «пиратские» услуги. Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет.
Это связано с дополнительными расходами по приобретению1: а) видеомагнитофонов; б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть,
необходим канал их поставок); в) специального упаковочного материала (термоусадочный
целлофан), а также приспособлений для «закатки»
видеокассет (может быть использован и простой утюг!); г) «балок» - чистых видеокассет различного метража; д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их
последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется
искать помещение для тиражирования (используется собственная
квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих
(часто их роль выполняют родственники предпринимателя). 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных
прав наступает гражданская, административная и уголовная
ответственность. Последний вид ответственности вытекает из
диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объектов
авторского права и смежных прав, а равно присвоение
авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...». Поскольку каждый состав преступления представляет собой
четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и
субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-
правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет
осуществляться согласно этой классификации преступлений,
установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине. Объект преступления — авторские и смежные права.
Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения
науки, литературы и искусства. К произведениям искусства
относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора
(авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей
(артистов). В понятие «автор» входят и другие термины,
упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик»,
«режиссер-постановщик», «художник-постановщик» , причем
автором по законодательству России может быть только
физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и
смежных прав дается и ст. 1 «Закона». «Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и компакт-
диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или
кабельного вещания (ст. I «Закона»). Мы отметим два обстоятельства разграничения «авторских» и
«смежных» прав. Первое. Субъектом авторских прав является только
физическое лицо, именуемое словом «автор». Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и
юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не
используется слово «автор». Субъектами смежных прав
признаются: исполнители, производители фонограмм, организации
эфирного или кабельного вещания. Несмотря на указанные различия «авторских» и «смежных»
прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой
степени защищает права авторов (авторское право) и права
субъектов смежных прав (смежные права). Именно поэтому ст.
146 УК РФ и имеет название «Нарушение авторских и смежных
прав». Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1
ст. 146 УК РФ, включает и себя: а) незаконное использование объектов авторских и смежных
прав; б) присвоение авторства; но в том случае, если: в) противоправное деяние причинило крупный ущерб. Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ,
законодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных
посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от
детального либо исчерпывающего перечисления таких способов.
Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, невозможно
перечислить все те действия, которые могут так или иначе
привести к преступному нарушению авторских и смежных прав.
Оценку «незаконного использования объектов авторских
(смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт
причинения «крупного ущерба» — производит дознаватель и (или)
следователь, а затем и суд. В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дознание) обязано
доказать, помимо события преступления, виновности обвиняемого
и мотивов совершенного им преступления, также и другие
обстоятельства, влияющие на степень и характер его
ответственности, включая и обстоятельства, характеризующие
его личность, в том числе характер и размер ущерба,
причиненного преступлением. Кроме того, органы дознания и
следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие
преступлению. Уяснение всех указанных выше обстоятельств входит в
уголовно-правовую характеристику данного преступного деяния.
Кроме того, дознаватель, следователь и прокурор,
осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны
учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех
элементов состава преступления и, в особенности, его объекта
и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в
расследовании данного вида преступления. Рассмотрим первый признак объективной стороны:
«незаконное использование объектов авторских и смежных прав». Под незаконным использованием объектов авторского, права
понимается их использование без согласия автора:
опубликование, воспроизведение и распространение
произведения; «переработка», внесение каких-либо изменений в
само произведение, в его название или обозначение имени
автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями,
послесловиями или пояснениями; использование произведения
автора другими лицами, включая перевод на другой язык;
принудительное соавторство. Это также и незаконное
распространение чужого произведения, как-то: реализация,
публичное исполнение, представление, причем вопреки воле
автора. Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право
авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило,
не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ролей
в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др.
(видеоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское
вознаграждение по соответствующему авторскому договору,
передав на определенное время свои исключительные авторские
права видеокомпаниям, а последние передают права на
распространение своим полномочным представителям, например,
таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО
«Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.
Указанные общества либо организации (предприятия),
охватываемые единым понятием «юридические лица» именуются
правообладателями. Однако авторские права (права авторов видеофильмов,
видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных
выше обстоятельствах, исходя только из условий текста
авторского договора. Так, например, согласно авторскому
договору, автор (авторы) передал исключительные права на
изготовление и тиражирование видеопроизведений на условиях
получения авторского вознаграждения за каждый единичный
случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как
раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в
свет каждого произведения. Ущерб при этом наносится,
естественно, и правообладателю. В данном конкретном случае, с учетом специфики создания
видеопроизведений, под незаконным использованием объектов
авторского права понимается незаконное использование
физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического
лица, права на изготовление, тиражирование и распространение
той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции,
принадлежащей конкретному правообладателю. Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а
равно то и другое действие одновременно без соответствующей
лицензии либо без особой доверенности правообладателя
означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под
прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав»,
изложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или
юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об
авторских и смежных правах», является нарушителем авторских и
смежных прав. Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирующее) и
(или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи»
(копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо
правообладателя, выпускает «контрафактную продукцию». «Закон»
(ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия
«контрафактная продукция», а лишь указывает, что
контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы,
изготовление или распространение которых влечет за собой
нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»).
Страницы: 1, 2, 3
|