Меры уголовно-процессуального принуждения
Контрольная работа
вариант № ,
по дисциплине Уголовный
процесс ,
Тема: Меры
уголовно-процессуального принуждения ,
Выполнил:
|
|
Место работы:
|
|
Должность:
|
|
Домашний адрес:
|
|
Содержание:
Введение
1. заключение под стражу........................................................................................... 4
2. подписка о невыезде.................................................................................................. 9
3. поручительство............................................................................................................ 10
4. залог..................................................................................................................................... 12
5. наблюдение командования воинской
части........................................ 14
6. принудительное помещение лица в
мед. учреждение..................... 15
7. привод.................................................................................................................................. 19
8. отстранение от должности.................................................................................. 20
9. наложение ареста на имущество.................................................................... 21
10. Заключение................................................................................................................... 24
11. Список используемой литераТуры.............................................................. 25
Введение
Уголовный процесс образует сферу
широкого и интенсивного применения государственного, принуждения. Должностные
лица и органы государства, на которые возложено ведение уголовных дел,
обращаются к гражданам с обязательными для них требованиями об изъятии
доказательств, проводя обыски, выемки, освидетельствования, другие
процессуальные действия, направленные на получение сведений о преступлении и
совершивших его лицах.
В отношении
обвиняемого в необходимых случаях применяются превентивные меры в виде ареста,
избрания других мер пресечения, отстранения от должности, наложения ареста на
имущество и др. Лица, нарушающие свои процессуальные обязанности, подвергаются
ответственности в виде наложения штрафа (на переводчика, понятого). В
некоторых случаях принуждение применяется с целью обеспечить более полное
осуществление прав участников процесса. В отношении незаконных и необоснованных
действий и актов должностных лиц (органов), ведущих судопроизводство, действует
механизм принудительного аннулирования упомянутых актов в виде их отмены и изменения,
прекращения дела, оправдания невиновного, возвращения дела на одну из
предшествующих стадий, где было допущено нарушение.
Критерий отграничения
процессуального принуждения от сферы свободного волеизъявления — не априорно
принудительный характер тех или иных следственных или судебных действий, а
психическое отношение гражданина — субъекта уголовного судопроизводства — к
возложенной на него обязанности в процессуальном правоотношении с должностным
лицом или органом, ответственным за уголовное дело. Одобряет гражданин
возложение на него этой обязанности, воспринимает ее как свой социальный долг
— значит, нет принуждения. Если же он противится исполнению этой обязанности,
видит в ней чуждое ему обременение, исполняет обязанность под воздействием психической
угрозы или физической силы— значит, налицо принуждение. И.И. Логинов в связи с
этим правильно заметил: «В зависимости от системы психологических мотивов одна
и та же деятельность может переживаться как свобода или необходимость».
Применение мер
принуждения, особенно связанных с ограничением свободы, допустимо только в
случаях, прямо указанных в законе. Ни аналогия закона (права), ни
распространительное толкование норм права к этим случаям неприменимы, так как
положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в нормативном
материале.
Незаконное
процессуальное принуждение влечет уголовную ответственность (ст. 301 УК РФ —
незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, ст.
302 УК РФ — принуждение к даче показаний).
1.
Заключение под стражу
Общие
положения
Рассматриваемую
меру пресечения называют по-разному: «содержание под стражей», «арест»,
«предварительный арест», «заключение под стражу». Последнее наименование,
которое, кстати, употребляется в законе (ст. 96 УПК), наиболее удачно.
«Содержание под стражей» — это, скорее всего, процесс реализации данной меры
пресечения. Термин «арест» отсутствует в главе VI
УПК («Меры пресечения»), видимо, по причине его неоднозначности (арест
известен также и административному, и уголовному праву в качестве вида
наказания). Но в ст. 34 УПК разъясняется, что заключение под стражу и арест —
синонимы.
Заключение
под стражу — самая строгая мера пресечения, связанная с лишением человека
свободы, необходимостью подчиняться суровым требованиям режима в местах
заключения и определенным правоограничениям. И все же заключение под стражу до
сих пор остается одной из самых распространенных мер пресечения.
По данным статистики,
доля арестованных в общем числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности,
составила: в 1983 г. — 48, в 1984 г. — 30, в 1985 г. — 30, в 1986 г. — 22, в
1987 г. — 17%, но затем число арестованных стало расти.
В
последнее время заключение под стражу — распространенная мера пресечения,
применяемая примерно к 1/3 обвиняемых (в странах Западной Европы содержатся
под стражей 10 — 12% обвиняемых). В 1989 г. в России было 300 тыс. арестованных,
в 1993 г. — около 400 тыс., в 1994 г. — 400 тыс., в 1997 г. — 700 тыс., в 1998
г. — около 800 тыс.
Мера
пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в отношении
обвиняемых (подозреваемых), которые могут быть приговорены к лишению свободы на
срок более одного года. Но закон допускает исключения из этого правила. В
отношении несовершеннолетних арест может применяться лишь в виде исключения.
Санкционирование
и обжалование арестов
Надзор
за законностью и обоснованностью арестов в стадии предварительного
расследования осуществляет прокурор. После введения в действие ст. 22
Конституции РФ арест будет производиться по судебному решению. Указания об
избрании, отмене и изменении данной меры пресечения прокурор дает письменно.
Перед
санкционированием ареста прокурор обязан в необходимых случаях допросить
обвиняемого или подозреваемого, а несовершеннолетнего обвиняемого или
подозреваемого — во всех случаях. Закон не разъясняет, что надлежит понимать
под «необходимыми случаями», поэтому взрослых обвиняемых и подозреваемых
прокуроры перед санкционированием ареста, как правило, не допрашивают.
Порядок
санкционирования арестов и продления их сроков прокурорами имеет ряд
недостатков. Решение о санкционировании ареста принимается единолично
прокурором, отвечающим за состояние преступности в регионе и качество предварительного
расследования, поэтому он в ряде случаев поддерживает следователя при принятии
недостаточно обоснованных процессуальных решений.
Санкционировав
не вполне обоснованный арест и поверив в правильность лишь одной версии,
прокурор иногда не обнаруживает желания исправить свою ошибку и освободить
арестованного. Причина — боязнь ответственности за незаконный и необоснованный
арест. Утвердив обвинительное заключение, прокурор еще больше связывает себя
ранее принятым решением об аресте обвиняемого. Прокурор в суде будет любой
ценой отстаивать обвинение, потому что оправдание подсудимого или даже только
возвращение дела для дополнительного расследования свидетельствует о допущенной
им ошибке.
При
ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
(1998 г.) Россия сделала оговорку, что ст. 5 Конвенции, предусматривающая
судебный порядок санкционирования арестов, пока применяться не будет. Судебный
порядок санкционирования арестов установлен Международным пактом о гражданских
и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав человека и
основных свобод, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной
частью российской правовой системы. Судебный порядок выдачи разрешений на
арест человека — достояние мировой правовой культуры, результат длительного
процесса развития цивилизации.
До вступления в силу
ст. 22 Конституции РФ, допускающей аресты только по решению суда, упоминавшимся
Законом РФ от 23 мая 1992 г. введен судебный контроль за законностью и
обоснованностью ареста как меры пресечения, применяемой дознавателем или
следователем и санкционируемой прокурором.
Дознаватель,
следователь, прокурор обязаны представить в суд материалы, подтверждающие
законность и обоснованность ареста, необходимость продления его срока, а если
считают нужным — то и свои объяснения по данному поводу.
Судебная проверка
законности и обоснованности ареста, в частности в связи с продлением его срока,
производится судьей единолично в закрытом судебном заседании не позже чем через
трое суток после поступления жалобы и обосновывающих ее материалов. Участие
прокурора обязательно. Арестованный, подавший жалобу, а также его защитник
вправе участвовать в заседании суда, знакомиться с материалами, представленными
дознавателем, следователем, прокурором, и выступать с обоснованием жалобы.
Судья выносит мотивированное постановление об отмене, изменении или оставлении
без изменения меры пресечения. Если не были представлены материалы,
обосновывающие арест, судья безусловно выносит постановление об его отмене.
Постановление судьи
об отмене ареста приводится в исполнение немедленно, если подозреваемый
(обвиняемый) участвует в судебном заседании. В остальных случаях освобождение
от ареста по постановлению судьи производится тюремной администрацией
немедленно после получения копии этого постановления. Лицо, освобожденное от
ареста, может быть арестовано вторично лишь при появлении новых обстоятельств,
делающих необходимым заключение его под стражу. В этих случаях допускается
повторное обжалование ареста. Судья, проверявший законность и обоснованность
ареста, не вправе в дальнейшем рассматривать данное уголовное дело, чтобы
сложившееся у него предубеждение не могло помешать вынесению правосудного
приговора.
Сроки заключения под стражу
Важная гарантия
законных интересов личности — установление в законе предельных сроков
содержания обвиняемого и подозреваемого под стражей и порядка их продления.
Сроки оказывают также дисциплинирующее воздействие на следователей.
Районный (городской)
прокурор вправе продлить установленный законом двухмесячный срок ареста до трех
месяцев, прокурор субъекта Федерации и приравненные к нему военные прокуроры —
до шести месяцев, заместители Генерального прокурора РФ — до одного года и
Генеральный прокурор — до полутора лет. Кроме того, при возвращении уголовного
дела из суда для дополнительного расследования прокурор района,
непосредственно надзирающий за следствием, имеет право продлить истекший срок
ареста еще на один месяц. Реально этот срок оказывается большим, потому что он
исчисляется с момента поступления дела к прокурору.
Продление срока
ареста до трех месяцев допускается в случае невозможности закончить
расследование в установленный законом срок при отсутствии оснований для
изменения меры пресечения; до шести месяцев — ввиду особой сложности дела; до
одного года и до полутора лет — в исключительных случаях и только в отношении
лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст. 97 УПК).
В
постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. по жалобе В.В.
Щелухина признана неконституционной ч. 5 ст. 97 УПК, на основании которой
течение срока содержания обвиняемого под стражей приостанавливалось, пока все
обвиняемые по данному делу не закончат ознакомление с делом по завершении следствия. Конституционный Суд без основания
усмотрел в этом нарушения прав человека, гарантируемых ст. 17, 22 (ч. 1), 46
(ч. 1), 55 (ч. 3) Конституции РФ, и обязал законодателя в шестимесячный срок
привести ч. 5 ст. 97 УПК в соответствие Конституции РФ. Так появился Закон РФ
от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 4 январи 1997 г.), который отменил норму,
обязывающую приостанавливать течение срока содержания обвиняемых под стражей на
время их ознакомления с материалами дела после завершения расследования. Но в
виде своеобразной компенсации Закон установил: в случае, когда ознакомление
обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока
содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов
Федерации и приравненные к ним военные и иные прокуроры вправе не позднее пяти
суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить
ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о
продлении этого срока. Судья вправе продлить срок ареста до момента окончания
ознакомления обвиняемого и защитника с материалами дела и направления
прокурором дела в суд, но не более чем на шесть месяцев. В этом же порядке срок
содержания под стражей может быть продлен при необходимости удовлетворения
ходатайств обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного
следствия (ч. 4, 5 ст. 97 УПК).
Как определить
срок, необходимый для завершения ознакомления с уголовным делом? Для этого
следует выяснить мнение обвиняемого и защитника. Продление срока может быть
неоднократным, но в сумме не должно превышать шести месяцев.
Некоторые авторы
полагают, что для удовлетворения заявленных обвиняемым и защитником ходатайств
срок содержания под стражей может быть продлен еще не шесть месяцев и что,
таким образом, предельный срок содержания обвиняемой под стражей составляет не
два, а два с половиной года. С этой позицией нельзя си гласиться. Формулировку
«в том же порядке» при продлении срока для удовлетворения ходатайств (ч. 5 ст.
97 УПК) нельзя понимать как прибавление к двум годам еще шести месяцев ареста.
Следователь
должен спланировать работу по ознакомлению с материалами дела таким образом,
чтобы при заявлении ходатайств обвиняемым и защитников быть готовым
удовлетворить эта ходатайства, не выходя за пределы установлении го законом
единого шестимесячного срока.
При
вынужденном освобождении обвиняемого из-под стражи ввиду истечении предельного
срока ареста можно прибегать к другим мерам пресечения.
Срок
заключения под стражу должен начинать течь с момента фактического задержания
лица (по действующему законодательству — с момента доставления задержанного в
орган дознания); если же задержания не было — с момента фактического заключения
подозреваемого или обвиняемого под стражу до направления дела в суд. Спорным
является вопрос, входит ли в этот общий срок время, предоставленное прокурору
для ознакомления с делом перед утверждением обвинительного заключения и
направлением дела в суд (пять суток — ст. 214 УПК).
Выходит, что следователь должен
передать дело прокурору за пять дней до истечения срока содержания обвиняемого
под стражей. Но именно этих пяти дней ему часто и не хватает.
С другой
стороны, обвиняемому безразлично, у кого находится дело — у следователя или
прокурора. Ему важно, чтобы срок содержания под стражей не превышал
установленные законом пределы, и добавление к этому сроку еще пяти дней его не
устраивает. Предельный срок содержания под стражей установлен законом в
интересах обвиняемого; он является гарантией, оберегающей личность от слишком
продолжительных арестов. Поэтому время нахождения дела у прокурора (пять дней)
следует включать в срок содержания под стражей. Этот отрезок времени — не
самостоятельная промежуточная стадия процесса, а все то же предварительное
следствие.
При направлении дел для
дополнительного расследования из судов первой, кассационной и надзорной
инстанций учитывается срок нахождения обвиняемого под стражей до направления
дела в суд. Однако прокурор, надзирающий за доследованием, вправе продлить
срок ареста на один месяц. Дальнейшее продление указанного срока производится
с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд.
Страницы: 1, 2, 3
|