Виды вещественных
доказательств:
· предметы, служившие орудием преступления (оружие, транспортные средства
и т.д.);
· предметы, которые сохранили на себе следы преступления;
· предметы, которые были объектами преступления действий обвиняемого;
· деньги и ценности, нажитые преступным путем;
· все другие предметы, которые могут быть средствами доказывания.
Этапы введения
вещественных доказательств в уголовный процесс:
· предмет должен быть обнаружен во время предусмотренного законом
процессуального действия (осмотр, обыск, выемка и т.д.);
· обнаруженный предмет должен быть подвергнут осмотру;
· предмет должен быть по возможности изъят и упакован с соблюдением
гарантий сохранности его доказательственных средств и качеств;
· в случае установления относимости к делу предмет должен быть приобщен к
нему специальным постановлением.
Протоколы следственных и судебных действий – это перечисленные в ст. 87 УПК письменные акты, в которых лицо,
производящее дознание, следователь, прокурор или суд в установленном законом
порядке на основании непосредственного восприятия и наблюдения зафиксировали
сведения о фактах, подлежащих доказыванию по делу.
Перечень протоколов-доказательств:
· обыска;
· осмотра;
· освидетельствования;
· выемки;
· задержания;
· предъявления для опознания;
· следственного эксперимента;
· судебного заседания;
Акты ревизий и документальных проверок специально в УПК не регламентируются. Ревизия и документальная
проверка оформляются постановлениями (определениями) соответствующих
контрольных органов, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В данном
документе указываются обстоятельства, сделавшие необходимым производство
ревизии (проверки), и какому органу она поручена, определяются вид ревизии, ее
объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки ее проведения.
Акт ревизии или документальной проверки приобщается к
делу в качестве документа-доказательства. Он должен содержать:
· описание и анализ использования данных;
· ссылки на нормативные и справочные материалы;
· оценку установленных фактов;
· данные об участниках ревизии или документальной проверки.
Отличие актов ревизий и документальных проверок от
иных документов состоит в том, что они составляются по поручению
правоохранительных органов и относятся лишь к финансово-хозяйственной
деятельности.
Документы – справочные и удостоверительные данные,
описания различных событий, процессов и лиц, данные о деловых операциях,
клиентах и партнерах, статистические, учетные и отчетные данные, содержащиеся в
банках компьютерной информации, независимо от материала их носителей.
Говоря о документах как о доказательствах, закон
имеет в виду содержащиеся в них данные. Если документ имеет значение
вещественного доказательства, его изъятие и приобщение осуществляются по
правилам ст.ст. 70, 83–86, 170–179, 291 УПК.
Документ
допустим как доказательство при наличии:
а) данных,
указывающих на то, каким образом он попал в материалы дела (сопроводительное
письмо, протокол в порядке
ч. 2 ст. 70 УПК и т.д.);
б)
установленных реквизитов служебных документов или данных о гражданине, от
которого документ исходит;
в) указаний
на источник осведомленности составителя (ссылки на название нормативного акта,
номер и дату архивного документа, лиц, от которых получены данные, и т.д.).
При
отсутствии таких данных его составитель может быть допрошен в качестве
свидетеля.
Тема № 5. Меры пресечения в уголовном
процессе
1. Меры пресечения в системе
мер процессуального принуждения.
2. Основания и порядок
применения мер пресечения.
3.
Виды мер пресечения.
1
Меры процессуального принуждения применяются в
качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц.
Полностью дать исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно,
но возможно вывести их основные признаки:
· это всегда меры государственного принуждения;
· принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного
дела;
· оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в
первую группу;
· применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для
нормального хода уголовного судопроизводства;
· цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного
процесса;
· меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в
порядке, предусмотренных законом;
· имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в
той или иной степени прав и свобод граждан.
Обычно меры процессуального принуждения делят на две
большие группы:
– меры пресечения; –
иные меры процессуального принуждения.
Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой
УПК. Основы применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).
Признаки мер пресечения:
· носят превентивный характер;
· применяются только к обвиняемому или подозреваемому;
· носят длящийся характер;
· ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;
· дают возможность производства предварительного следствия и судебного
разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны
неуполномоченных лиц.
Меры пресечения – это
установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых
путем ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого, получения
имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также
наблюдения со стороны ответственных лиц устраняется возможность привлекаемого
лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения
с места жительства или временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и
устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению
истины по делу, а также создается возможность исполнения приговора.
Вопрос о виновности при применении мер пресечения не
решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения
включает и более жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять
их индивидуально.
2
При выборе меры пресечения учитываются следующие
обстоятельства:
· тяжесть совершенного преступления;
· юридическая квалификация обвинения;
· род занятий обвиняемого;
· возраст обвиняемого;
· состояние здоровья обвиняемого;
· семейное положение обвиняемого;
· другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу,
привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих
обстоятельств).
Основания применения мер
пресечения – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:
· имело место преступление, за которое может быть назначено наказание,
предусмотренное УК РФ;
· установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении
данного преступления;
· обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или
суда, воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить преступную
деятельность;
· применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.
Применение мер пресечения является правом, а не
обязанностью органа дознания, следователя, прокурора или суда. О применении
меры пресечения выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев
получается санкция прокурора. О применении меры пресечения суд выносит
определение, санкция прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения
необходимости применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.
3
Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства
не отлучаться с места жительства или временного пребывания без разрешения
органа дознания, следователя, прокурора или суда. Оформляется, во-первых,
мотивированным постановлением (санкция прокурора не требуется) и, во-вторых,
письменным обязательством.
Личное поручительство
состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами в количестве не менее
двух письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение
и явку по вызову обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения
условий данной меры поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в
размере до 1 МРОТ.
Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею письменного обязательства о том, что это
организация ручается за надлежащее поведение
подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется
постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.
Заключение под стражу
(арест) – это лишение свободы обвиняемого / подозреваемого в условиях
строгой изоляции на период предварительного расследования и суда. Данная мера
пресечения оформляется мотивированным постановлением органа дознания или
следователя, санкционированным прокурором, если она применяется судом –
мотивированным постановлением судьи или определением суда.
Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения
является то, что она может применяться только к лицам,
обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления, за которое
может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под
стражу производится только по судебному решению носят перспективный характер и
не вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу
предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному военному
прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним приравненным и их
заместителям, прокурорам районов, городов и к ним приравненным.
Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами,
но прокурор района по мотивированному постановлению следователя может продлить
этот срок до 3 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев,
Главный военный прокурор и заместители Генерального прокурора – до 12
месяцев, Генеральный прокурор – до 18 месяцев. Дальнейшее продление
срока содержания под стражей не производится за исключением случаев, когда это
необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. В
этом случае срок может быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.
Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен
законом!
Ст. 2201 и 2202 УПК
предусматривают возможность судебной проверки законности и обоснованности содержания
под стражей.
При истечении срока содержания под стражей и
отсутствии документов о его продлении начальник следственного изолятора вправе
своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи.
Залог заключается в том,
что в обеспечение явки обвиняемого или подозреваемого эти лица или в их интересах
любые другие лица или организации вносят в депозит суда определенную сумму
денег или ценностей. Эта мера пресечения также как и заключение под стражу
применяется с санкции прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия
которого вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела.
В случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а к
обвиняемому применяется заключение под стражу.
Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры пресечения является то, что она применяется
только к военнослужащим, обвиняемым / подозреваемым в совершении
преступления. Наблюдение военного командования состоит в применении к
обвиняемому / подозреваемому мер, предусмотренных уставами
Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его надлежащего поведения и явки по вызовам
лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. Командованию
воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера
пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым / подозреваемым
командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший
эту меру пресечения.
Военнослужащие лишаются права ношения оружия,
постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда,
не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в
караул и другие ответственные наряды, не направляются в отпуск или
командировку.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под
надзор также является специфической мерой пресечения,
так как применяется только к обвиняемым / подозреваемым, являющимся
несовершеннолетними. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей,
опекуна, попечителя или администрации закрытого детского учреждения состоит в
принятии кем-либо из этих лиц письменного обязательства обеспечить явку
несовершеннолетнего к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или
в суд, а также его надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о
характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний,
и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.
Тема № 6. Возбуждение уголовного дела
1. Сущность и значение стадии
возбуждения уголовного дела.
2. Органы и лица, имеющие право
возбуждать уголовные дела.
3. Поводы и основания к
возбуждению уголовного дела.
4. Обстоятельства, исключающие
производство по делу.
5. Процессуальный порядок
деятельности в стадии возбуждения уголовного дела.
6.
Надзор прокурора за деятельностью в стадии возбуждения уголовного дела.
1
Стадия возбуждения уголовного дела – это
первоначальная самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в
установлении компетентным государственным органом или должностным лицом
необходимых условий для законного и обоснованного начала производства по
уголовному делу.
Понятие "возбуждение уголовного дела"
понимается в трех различных аспектах:
· как уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют
условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела (ст.
108–116 УПК);
· как первая стадия уголовного процесса, состоящая из действий и
отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении
первичных сведений о преступлении;
· как отдельный процессуальный акт, выражающийся в вынесении компетентным
государственным органом или должностным лицом решения о том, что по данному
деянию начинается производство в порядке уголовного процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|