Меню
Поиск



рефераты скачать Лекции по уголовному процессу

Стадия надзорного производства – это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса. Ее признаками являются:

·       предмет проверки в надзорном производстве – это вступившие в законную силу решения судов;

·       наличие специальных субъектов опротестования (надзорное производство может быть начато только по протестам уполномоченных прокуроров и судебных работников);

·       поводом для принесения надзорного протеста могут быть как жалобы и обращения граждан, так и собственная инициатива субъекта опротестования;

·       подача лицом жалобы, заявления, ходатайства субъекту, имеющему право принесения надзорного протеста, не влечет с обязательностью начало надзорного производства;

·       процессуальные основания отмены или изменения приговора в надзорном производстве те же, что и в кассационном, но при их реализации учитывается, исполнен приговор или нет (если приговор уже исполнен, а нарушения не столь существенны, чтобы его отменить или изменить, надзорный протест не приносится).

Кассационное производство

Надзорное производство

Общие черты:

Общие задачи, цели, основания для отмены или изменения приговора, ряд общих правил проверки законности и обоснованности приговоров

Различия:

Предмет проверки – судебное решение, не вступившее в законную силу

Предмет проверки – судебное решение, вступившее в законную силу

Соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз

Судебное решение может быть пересмотрено неоднократно

Кассационная жалоба и кассационный протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции

Надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц или судебных или прокурорских органов


Надзорное производство как стадия уголовного процесса включает в себя следующие этапы:

1. Рассмотрение жалобы, заявления или ходатайства об опротестовании приговора или иного судебного решения.

2. Истребование и изучение уголовного дела для решения вопроса о принесении протеста или об отказе в этом.

3. Принесение надзорного протеста.

4. Рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции.

5. Принятие и оглашение решения надзорной инстанции.

Пересмотр уголовного дела в порядке надзора какими-либо сроками не ограничен.

2

По действующему законодательству в порядке надзора уголовные дела рассматривают следующие суды:

Пересматриваемое решение

Субъект надзорного протеста

Надзорная инстанция

·       приговор (постановление) мирового судьи

прокурор области, председатель областного суда

президиум областного суда

·       приговор (постановление) суда апелляционной инстанции

·       приговор и определение районного суда

·       определение судебной коллегии по уголовным делам областного суда, рассмотревшего дело в кассационном порядке

·       приговоры и определения, вынесенные любыми судами, кроме Верховного Суда РФ

если приговоры, определения и постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ

Генеральный прокурор РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители

Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ

·       постановление судьи областного суда о назначении судебного заседания

·       постановление президиума областного суда

·       постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания

Президиум Верховного Суда РФ

·       приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда

·       определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации


Поводами для возбуждения надзорного производства могут быть любые сведения, из которых стало известно о незаконности или необоснованности вступившего в законную силу судебного решения по уголовному делу. Если неизвестен источник этих сведения, и они не подтверждены изученными материалами дела, надзорное производство не осуществляется.

Пересмотр в надзорном порядке обвинительных приговоров, определений или постановлений суда по мотивам мягкости наказания, необходимости применения к осужденным закона о более тяжком преступлении, а также оправдательных приговоров может быть осуществлен только в течение одного года после вступления их в законную силу.

В надзорной инстанции могут быть опротестованы и пересмотрены следующие судебные решения, вступившие в законную силу:

·       приговоры, определения и постановления суда первой инстанции;

·       кассационные определения;

·       надзорные определения и постановления.

3

Дело в порядке судебного надзора рассматривается в судебном заседании в течение 15 суток, а в Верховном Суде РФ – в течение 1 месяца с момента поступления уголовного дела с надзорным протестом.

О продлении этих сроков закон ничего не говорит.

В судебных коллегиях Верховного Суда РФ и в военных судах дело в порядке надзора рассматривается судом в составе 3 профессиональных судей, а в президиумах судов – большинством членов президиума.

В рассмотрении дела в порядке надзора принимает участие:

1) в президиуме областного суда – прокурор области;

2) в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ – прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором РФ;

3) в Президиуме Верховного Суда РФ – Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Участие других лиц не является обязательным, однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. положения ч. 3 ст. 377 УПК в той мере, в какой они позволяют суду надзорной инстанции рассмотреть дело без ознакомления осужденного, оправданного, их защитников с протестом, в котором поставлен вопрос об отмене вступившего в законную силу судебного решения по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного или оправданного, без ознакомления потерпевшего с протестом, а равно без извещения перечисленных лиц о времени и месте судебного заседания и без обеспечения им права довести до суда свою позицию относительно доводов протеста, признаны не соответствующими Конституции РФ.

Дело докладывается председателем суда или по его назначению членом президиума или членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения и постановления, содержание протеста и, как правило, подготавливает проект мотивированного постановления (определения), в котором излагает свою позицию. Участники процесса, приглашенные на заседание суда надзорной инстанции, вправе после доклада судьи дать свои устные объяснения, по существу которых им могут быть заданы вопросы судьями и прокурором.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им протеста или дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя, после чего судьи выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение, которые принимаются большинством голосов. При равенстве голосов протест, как не собравший большинства, считается отклоненным.

4

Суд в надзорном порядке может (ст. 378 УПК):

1) оставить протест без удовлетворения;

2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение;

3) отменить приговор (постановление) суда апелляционной инстанции, кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда, приговор (постановление) суда апелляционной инстанции и кассационное определение;

5) внести изменения в приговор (приговор мирового судьи), приговор суда апелляционной инстанции, определение или постановление суда первой или апелляционной инстанции (с учетом принципа "недопустимости поворота к худшему").

Основания к отмене или изменению приговора те же, что и при кассационном рассмотрении дела. В случае отмены судебных решений дело направляется на стадию "совершения ошибки".

Тема № 17. Производство в суде присяжных

1. Общее начало деятельности суда присяжных заседателей.

2. Формирование коллегии присяжных заседателей.

3. Особенности производства в суде присяжных.

1

Впервые суды присяжных появились в России в 1864 г. Однако, впоследствии были ликвидированы как "атрибут буржуазного процесса" и не действовали до 1993 г. (Закон РФ от 16 июля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"). В постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие этого закона сказано, что по предложению нижеуказанных субъектов Федерации суд присяжных вводится: в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях – с 1 ноября 1993 г.; в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях – с 1 января 1994 г. В дальнейшем суды и территории, где уголовные дела могут рассматриваться с участием присяжных заседателей, будут определяться правопреемником Верховного Совета РФ – Государственной Думой РФ.

Правовую базу деятельности суда присяжных заседателей в уголовном процессе составляет раздел десятый УПК (ст. 420–466).

Общие начала деятельности суда присяжных:

1. Суд присяжных – это право обвиняемого, результат его свободного волеизъявления. При отсутствии у обвиняемого желания на такой порядок судебного рассмотрения дела, оно будет рассмотрено в обычном порядке.

2. Суд присяжных рассматривает уголовные дела только по первой инстанции.

3. Подсудность суда присяжных совпадает с подсудностью областного суда.

4. Если к уголовной ответственности лицо привлекается за совершение ряда преступлений, и хотя бы одно из них подсудно суду присяжных, то по ходатайству обвиняемого все дело должно быть рассмотрено судом присяжных.

5. Если к уголовной ответственности в рамках одного дела привлекается несколько лиц, оно может быть рассмотрено судом присяжных только при наличии ходатайства или согласия каждого из обвиняемых.

6. В заседании суда присяжных обязательно участие государственного обвинителя, а также защитника у каждого из подсудимых.

7. Основной принцип деятельности суда присяжных – состязательность.

8. В суде присяжных действует 2 вида судей:

·       "судьи права" – профессиональные юристы;

·       "судьи факта" – присяжные заседатели (они не общаются друг с другом и вступают с председательствующим в контакт только через старшину присяжных заседателей).

9. Для структуры судебного разбирательства в суде присяжных характерны отсутствующие в общем порядке этапы:

·       предварительное слушание;

·       напутственное слово председательствующего;

·       вынесение вердикта и т.д.

10. В суде присяжных применяются некоторые нехарактерные для общего порядка приемы:

·       жеребьевка;

·       безмотивные отводы и т.д.

2

Коллегия присяжных заседателей должна состоять из 14 человек: 12 комплектных заседателей и 2 запасных заседателей.

Граждане становятся присяжными заседателями на основе случайной выборки независимо от социального статуса, национальности, пола, образования, профессии, вероисповедания и иных обстоятельств.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям:

·       возраст не менее 25 лет;

·       дееспособность (категория гражданского права и процесса);

·       отсутствие судимости;

·       гражданство РФ.

Помимо указанных требований существуют обстоятельства, препятствующие участию в деле в качестве присяжного заседателя:

·       возможность неправильного восприятия происходящего в зале суда (невладение языком судопроизводства, физические недостатки, престарелый возраст и т.п.);

·       выполнение профессионального долга (учителя, врачи, работники правоохранительных органов, пилоты самолетов, военнослужащие и т.п.);

·       иные обстоятельства.

Кандидатуры присяжных составляются путем случайной выборки из списков избирателей последних выборов или референдума. На основании этих списков формируется общий список присяжных заседателей.

Для формирования коллегии (скамьи) присяжных заседателей председательствующий вызывает в суд не менее 20 человек, состоящих в общем списке (обычно 30–40 человек).

Отбор присяжных заседателей в суде осуществляется:

·       путем освобождения от участия в деле лиц, которые не могут быть присяжными;

·       в результате разрешения вопроса о самоотводах и отводах;

·       в результате жеребьевки.

Комплектование коллегии происходит в подготовительной части судебного разбирательства. Стороны имеют право как на мотивированные отводы кандидатур присяжных заседателей в соответствии со ст.ст. 59 и 60 УПК, которые заявляются и разрешаются в первую очередь, так и на безмотивные отводы. Право на безмотивный отвод имеют государственный обвинитель (не более 2 кандидатур) и подсудимый и его защитник, заявляющие отводы после государственного обвинителя в таком количестве, чтобы присяжных осталось 14.

Если безмотивные отводы не заявлялись, председательствующий опускает в урну билеты с фамилиями оставшихся кандидатов и вынимает оттуда наугад такое количество билетов, чтобы после этого их осталось 14. Затем производится жеребьевка, распределяющая коллегию на комплектных и запасных присяжных заседателей: председательствующий достает из урны 12 билетов (комплектные заседатели), 2 оставшихся – запасные присяжные заседатели.

После этого избранные присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату и избирают старшину коллегии присяжных заседателей.

После выхода присяжных из совещательной комнаты и представления старшины председательствующий приводит их к присяге, а также разъясняет права, обязанности и ответственность присяжных заседателей (ст. 437 УПК):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.