Меню
Поиск



рефераты скачать Апелляционный суд в судебной системе Украины

Апелляционный суд в судебной системе Украины

План

1.Введение…………………...………………….……………………..3

2.Судебная власть Украины……….……………………………….5

2.1.Конституционный суд Украины………………………………5

2.2.Суды общей юрисдикции……………………………………...6

2.3.Судебная система Украины..……………………….………….6

3.Апеляционный суд Украины……………………………………..7

3.1.Ïîíÿòèå “àïåëëÿöèÿ” è çàäà÷è àïåëëÿöèîííîãî ïðîèçâîäñòâà………………………………………………………….…...…7

3.2.Структура апелляционных судов в судебной системе Украины…………………………………………………………………..….9

3.3.Состав апелляционного суда…………………………….…….9

3.4.Полномочия апелляционного суда и его аппарата……….…10

3.5.Право на апелляционное обжалование………………………13

4.Апелляционное производство……………………………..…….15

4.1.Порядок подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора…………………………………………………..15

4.2.Подготовка апелляционного рассмотрения дела……………20

4.3.Порядок рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции…………………………………………………………………...23

4.4.Полномочия суда апелляционной инстанции на отмену решений (постановлений) суда первой инстанции……………………….25

5.Заключение………………………………………………………...31

6.Список используемой литературы………………………….….32



Введение

Изучая дисциплину организации судебных и правоохранительных органов Украины, я заметил, что во многих пособиях, как научных, так и практических мало раскрывается тема об апелляционных судах Украины. Я решил собрать воедино информацию на тему: “Апелляционный суд в судебной системе Украины” из самых, на мой взгляд, лучших источников, где наиболее подробно рассматривается этот вопрос.

В большинстве случаев граждане и организации следуют предписаниям норм права, правильно их применяют и добровольно приводят к исполнению, не обращаясь за защитой к государству в лице суда. Однако это не исключает случаев, когда по тем или иным мотивам между субъектами правоотношений возникают разногласия по осуществлению их прав и обязанностей. Это вынуждает заинтересованное лицо обращаться в суд для урегулирования его отношений с другой стороной в соответствии с нормами права. И это является положительным фактором для любого правового государства. Разъяснение правовых и иных отношений в суде говорит о том, что человек доверяет закону будущее своих интересов и целей по средствам рассмотрения соответствующих дел в судебном порядке. Однако есть и “обратная сторона монеты”, в тех случаях, когда судебный процесс регламентируется уголовным процессуальным кодексом. Очень хотелось бы видеть светлое будущее без преступлений.

В своё время немецкий юрист Р. Иеринг писал о необходимости создания такой правовой системы, в рамках которой борьба за право являлась бы обязанностью правообладателя “в отношении самого себя” и одновременно обязанностью “по отношению к обществу”.

В переходной период нашего государства значительной мерой по-новому встаёт вопрос о законности, особенно в её взаимосвязи с управлением социального процесса, не только правовыми процедурами, но и развитием демократии, установлением системы обеспечения конституционных прав человека. Апелляционное производство, право на пересмотр решения суда первой инстанции – яркий пример демократизации государства. Демократия, как строй власти характеризуется определёнными признаками. Присутствие и функционирование апелляционных судов в судебной системе Украины смело можно было бы отнести к одному из этих признаков. Перепроверка решений суда первой инстанции судом более высокого уровня – второй инстанции лишний раз гарантирует нам, гражданам защиту наших прав. Более того, апелляция не позволяет произволу суда развиваться, более того – устраняет подобные незаконные инциденты.

Как я уже упоминал, в своей курсовой работе я использую все, на мой взгляд, оптимальные источники, такие как научные, практические, теории и т.п. Конечно не без исключения и нормативные акты, в первую очередь кодифицированные, включая и процессуальные кодексы. Так же я постарался собрать все информационные данные о тенденции и развитии судебной и правоохранительной деятельности за последнее время, чтобы подчеркнуть прогресс современной концепции судебно-правоохранительной реформы.


 








Судебная власть Украины

Для начала следует рассмотреть судебную власть Украины. Судебную власть представляют суды, которые от имени государства, в порядке, установленном законом, осуществляют правосудие.[1] Конституция Украины закрепила разделение власти по принципу разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Существование судебной власти наряду с исполнительной и законодательной является признаком демократического государства. Согласно статье 124 Конституции Украины, правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Они (суды) наделены властными полномочиями, целью которых является возобновление нарушенного права и справедливости путём применения методов государственного принуждения к лицам, посягнувшим на интересы, охраняемые законом. Также следует добавить, что судебная власть разделяется на конституционную юрисдикцию и суды общей юрисдикции. Собственно судебная система и включает в себя суды общей юрисдикции.

Конституционный суд.

Единственным органом конституционной юрисдикции является Конституционный суд, который включает в себя несколько иные полномочия, нежели суды общей юрисдикции. Он является гарантом верховенства конституции как основного закона государства. Он решает вопросы о соответствии Конституции законов и иных правовых актов Верховной рады Украины, актов Президента Украины, актов кабинета министров Украины и актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Суды общей юрисдикции.

Это совокупность судов Украины, объединённых между собой единством целей, задач, принципов организации и деятельности и возглавляемых одним общим для всех Верховным Судом Украины.[2]

В соответствии с Конституцией Украины систему судов общей юрисдикции составляют местные суды, апелляционные суды, Апелляционный суд Украины, Кассационный суд Украины, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Он осуществляет высший надзор, контроль над деятельностью всех остальных судов общей юрисдикции.

Судебная система Украины.

Судебная система Украины представляет собой совокупность всех судов, основанных на общем начале организации и деятельности, которые осуществляют судебную власть. Исходя из этого определения, можно обозначить такие характерные признаки судебной системы как её приспособленность к административно-территориальному устройству, различные уровни проведения, стабильность, единство.[3]

Согласно статье 18 Закона “О судоустройстве Украины” от 7 февраля 2002 года, система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности и специализации. Систему судов общей юрисдикции составляют:

1)     Местные суды;

2)     Апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3)     Кассационный суд Украины;

4)     Высшие специализированные суды;

5)     Верховный Суд Украины.

Единство судебной системы обусловлено целью и задачами организации и деятельности судебных органов, общей базой судопроизводства для всех звеньев судебной системы, независимостью судей в отправлении судопроизводства. В принципе судебная система может изменяться только в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве. Согласно административно-территориальному устройству, судебная система Украины разделяется на звенья.

Вообще понятие “звено судебной системы” связано с компетенцией каждого конкретного судебного органа. Суды, которые относятся к определённому звену, имеют предметную одинаковую компетенцию, те же функции. Деятельность  звеньев судебной системы определяется тем, какие функции выполняет суд в зависимости от стадии рассмотрения дела, то есть, в какой инстанции рассматривается дело. Следовательно, судебная инстанция – это стадия рассмотрения дела в суде с соответствующей компетенцией. Дела в судах рассматриваются в первой инстанции. Во второй инстанции – апелляционный процесс рассмотрения дела, в третьей инстанции – кассационный.

Именно об апелляционном процессе рассмотрения судебных дел и пойдёт речь.

Апелляционный суд

Понятие “апелляция” и задачи апелляционного производства.

Апелляция (от лат. appellatio - обращение, жалоба) – это основной способ обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу в суде высшей инстанции (апелляционном) суде.[4]  Эта  форма обжалования судебного приговора впервые введена во Франции в 1808 г., а позже и в России, в 1864-1917 гг. Апелляция существенно отличается от кассации (кассационного производства) тем, что дело повторно рассматривается при непосредственном исследовании доказательств судом высшей инстанции с вынесением приговора, который может существенно отличаться от первоначального (в том числе и в худшую сторону для осужденного).

Апелляционные суды учреждены в соответствии со статьёй 125 Конституции Украины и законами от 21 июня 2001 года. №№ 2531-111, 2538-111, 2539-111.

Итак,

ü     Апелляция подаётся на решение суда первой инстанции, не вступивших в законную силу;

ü     То дело (гражданское, уголовное, административное), на которое была подана апелляция, направляется на рассмотрение в суд высшей инстанции (апелляционный суд);

ü     Суд апелляционной инстанции, при рассмотрении дела разрешает как вопросы факта, так вопросы права. Другими словами – юридическую и фактическую стороны дела, в том же объёме, что и суд первой инстанции;

ü     Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения лишь в пределах исковых требований, заявленных в суде первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции может устанавливать новые факты, исследовать новые доказательства, которые, по мнению лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции исследовались с нарушением установленного настоящим Кодексом порядка.[5]

Я считаю, что создание апелляционных судов является важным положительным моментом, благодаря которому деятельность судов совершенствуется по той простой и в то же время, непростой причине, что эта мера позволяет сторонам процесса добиваться исправления ошибок судов первой инстанции до вступления решения в законную силу. Ранее, как известно, решения могли проверяться только в надзорном порядке после вступления их в силу и, как правило, без вызова сторон.

Ñòðóêòóðà àïåëëÿöèîííûõ ñóäîâ â ñóäåáíîé ñèñòåìå Óêðàèíû.

Проанализировав главу 40 ГПК Украины, а также главы 29 и 30 УПК Украины, можно чётко определить характерные черты судов апелляционной инстанции. В первую очередь это статья 289 ГПК (В ред. 21.06.2001г.): Судами апелляционной инстанции являются суды, определённые Законом “О судопроизводстве Украины”. А Закон “О судопроизводстве Украины” в свою очередь определяет, что апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины, а также Апелляционный Суд Украины. В случаи необходимости вместо апелляционного суда области могут создаваться апелляционные общие суды, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов области (статья 25, раздел 2). Помимо этого определяется правовое положение и апелляционных специализированных судов: апелляционными специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые создаются в апелляционных округах, согласно указу Президента Украины (статья 25, раздел 3).

Состав апелляционного суда.

Следует также обратить внимание на Закон “О судоустройстве Украины”, а точнее, на статью 25. Вообще, Закон “О судоустройстве Украины” играет очень важную основополагающую роль в судебной власти Украины. В связи с этим я буду часто ссылаться на содержание этого закона.

В 25 статье Закона “О судоустройстве Украины” законодатель закрепляет такие положения: В состав апелляционного суда входят судьи, как правило, избранные на должность судьи бессрочно, председатель суда и его заместители (раздел 4). В апелляционных судах создаются судебные палаты. В составе общего апелляционного суда создаётся судебная палата по гражданским делам и судебная палата по уголовным делам. В составе специализированного апелляционного суда могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по установленной специализации в рамках соответствующей специальной судебной юрисдикции (раздел 5).

Председатель апелляционного суда и его заместители избираются на общем собрании судей суда. Количество заместителя председателя суда зависит от числа судебных коллегий, которые возглавляются заместителями председателя.

При отсутствии судебных коллегий (в не больших судах) избирается один заместитель.[6]  В апелляционном суде может создаваться президиум суда. В данном случае он является консультативным органом. Собрание судей суда по представлению его председателя утверждает количество членов и сам состав президиума.

Ïîëíîìî÷èÿ àïåëëÿöèîííîãî ñóäà è åãî àïïàðàòà.

Особое значение занимает вопрос о полномочиях апелляционного суда, председателя апелляционного суда, его заместителя и судей апелляционного суда, а также вопрос об организации работы апелляционных судов.  Суд в апелляционном производстве имеет право:

1)       Постановить определение об отклонении апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора;

2)       Постановить определение об отмене решения суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если установлено нарушение процессуального права, препятствующее суду апелляционной инстанции исследовать новые доказательства или обстоятельства, которые не были предметом разбирательства в суде первой инстанции;

3)       Постановить определение об отмене решения суда первой инстанции и прекратить производство по возбуждённому делу или оставить заявление без рассмотрения;

4)       Изменить решение или постановить новое решение по существу исковых требований.

А также, при рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции вправе:

1)     Отклонить жалобу;

2)     Отменить определение и передать вопрос на рассмотрение суда первой инстанции;

3)     Изменить или отменить определение и разрешить вопрос по существу (Статья 305 УПК Украины).

Остальные полномочия апелляционного суда определены в Законе “О судоустройстве Украины”.

Согласно этому же закону можно также рассмотреть и полномочия судьи и председателя апелляционного суда.

Судья апелляционного суда, согласно статье 27 данного закона, осуществляет:

1)     Правосудие в порядке,  установленном процессуальным законом;

2)     Процессуальные действия и организационные меры с целью обеспечения рассмотрения дела;

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.