Реформирование экономического базиса общества при отсутствии достаточно
жесткого государственного регулирования естественным образом меняет сложившуюся
социальную среду и безусловно детерминирует такое социальное явление, как
преступность.
Законодательное закрепление в 1990 г. равенства в охране и защите всех
форм собственности от противоправных посягательств, ослабление государственного
регулирования в экономике, своеобразная "обезличенность" бюджетных
средств привели к серьезному снижению защищенности общенационального достояния
и бюджетной сферы от криминального проникновения. Происходило определенное
смещение приоритетов государственного воздействия в сторону защиты частной и
негосударственных форм собственности. Кроме того, несистемное и недостаточно
научно обоснованное преобразование общественных и экономических отношений
привело к расширению криминализации отношений в социально-бюджетной сфере,
снижению роли и значения государственного влияния и, как следствие, социального
фактора в проводимой экономической реформе.
Серьезный криминогенный фактор — отсутствие "прозрачности"
прохождения и расходования бюджетных средств.
Закончившийся этап первичных экономических преобразований показал
способность преступных групп использовать малейшие пробелы в законодательстве
для незаконного личного обогащения, применяя для этого целый комплекс методов
воздействия: внедрение своих ставленников в органы государственной власти,
включая правоохранительные, контролирующие; коррупцию, подкуп должностных лиц
органов власти, управления и суда, сговор с руководителями крупных промышленных
и коммерческих структур; давление со стороны коррумпированных должностных лиц
органов власти и управления, распространение ложной информации; скупку паев и
акций, захват имущественных прав и собственности под различного вида угрозами;
террор и физическое устранение неугодных лиц[[12]].
Недостатками организационно-правового сопровождения экономических
преобразований в России, влекущими расширение теневого сектора экономики, были
также игнорирование недопустимости легализации преступных доходов; фактический
мораторий на проверку законности происхождения средств, вводимых в
хозяйственный и финансовый оборот (подобный механизм на законодательном уровне
вводится только с 2000 г. при контроле за осуществлением крупных покупок); отсутствие
действенной нормативно-правовой поддержки и защиты добросовестного
предпринимательства, неэффективность системы ответственности за нарушение
антимонопольного и налогового законодательства.
Поскольку объективные потребности в организации экономической
деятельности (установлении "правил игры") не получали
соответствующего отражения в организационной и нормативной структуре экономики
как социального института, возникали прямо противостоящие легальной структуре
экономики правоотношения, имеющие черты организованности для различных видов
экономических преступлений, для которых характерна одна особенность —
преимущественное совершение их группами или иными криминальными формированиями,
организующими и использующими структуру экономических, управленческих, иных
связей и отношений с целью обогащения вопреки интересам общества.
Нормативную базу экономики составляют правовые нормы различного характера
— от конституционных и гражданско-правовых до норм административного и
хозяйственного права. Поэтому проблема изучения и предупреждения экономических
преступлений предполагает анализ норм уголовного права с учетом процессов в
экономике, с одной стороны, и в тесной связи с нормативной базой экономики — с
другой.
Пробелы в законодательстве делали фактически бесконтрольным процесс
проведения конкурсов и аукцион приватизации, создавали возможности
крупномасштабных злоупотреблений при банкротстве предприятий. По оценкам
аналитиков, одним из самых выгодных видов мошенничества являлось управление
процессом банкротства банков и крупных фирм. Коррумпированные конкурсные
управляющие за солидную мзду перераспределяли в пользу определенных юридических
и физических лиц остатки финансовых ресурсов данных структур.
Осложнение социально-экономической ситуации порождало экономические
преступления в государственных внебюджетных фондах, включающих систему
пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, фонд
занятости.
§4. Идеологические и
социально-психологические причины
Идеологические и социально-психологические факторы связаны с общим
упадком нравственности в российском обществе периода реформ, стремлением
значительной части общества к необоснованному и противоправному обогащению,
стяжательству, отсутствием среди населения нетерпимости к различным
экономическим преступлениям и коррупционным проявлениям.
Должным образом не просчитывались возможности использования реформ
экономики в криминальных целях. Не учитывались предупреждения ведущих
криминологов России о возможных негативных последствиях избранной идеологии ее
реформирования. В условиях, когда политическая власть разменивается на
собственность (прежде всего принадлежащую обществу в целом), ослабевают рычаги
и стимулы, сдерживающие противоправное поведение. Корыстная мотивация действий
становится доминирующей, что размывает духовно-нравственные устои общества.
Определенный "вклад" в создание условий наибольшего
благоприятствования противоправному экономическому поведению вносили средства
массовой информации, находившиеся под влиянием идеологии "ускоренной"
капитализации страны.
§5. Организационно-управленческие
факторы
К организационно-управленческим факторам экономической преступности можно
отнести следующие:
·
преувеличение
возможностей правоохранительной системы как социального регулятора
экономических отношений, отстраненность судов от проблем обеспечения
безопасности граждан от угроз со стороны преступников, неготовность
соответствующих органов оперативно выявлять и достоверно фиксировать незаконные
доходы[13];
·
отсутствие
эффективной системы упреждающего совместного контроля финансовых и
правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, за крупными средствами,
выделенными из федерального бюджета на реализацию государственных целевых
программ федеральным органам власти, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также отдельным предприятиям различных форм
собственности;
·
многочисленные
реорганизации правоохранительных органов при одновременном дефиците
высокопрофессиональных и нравственных, неподкупных сотрудников;
·
несвоевременное
принятие комплекса организационных и практических мер по дальнейшему
совершенствованию деятельности специализированных аппаратов по борьбе с
экономическими преступлениями, нечеткость в разделении компетенции между
правоохранительными органами и координации их деятельности и, как следствие,
слабость самой правоохранительной системы, приведшую к ослаблению
государственного влияния в экономике, нарастанию масштабов совершаемых
экономических преступлений.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Для обеспечения экономической безопасности России необходимо определить:
·
приоритеты
в понятиях, структуре и основных направлениях обеспечения экономической
безопасности России;
·
криминологические
меры обеспечения экономической безопасности России общесоциального характера;
·
специальные
криминологические меры обеспечения экономической безопасности России;
·
систему
уголовно-правовых мер обеспечения экономической безопасности России.
С учетом указанных приоритетов следует осуществлять систему мер борьбы с
экономической преступностью.
В целом речь идет о системе экономических,
организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер,
направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или
ослабление действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Экономические меры могут быть отнесены к предупредительным мерам
общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по
повышению благосостояния населения и снижению уровня безработицы. Это
первостепенная задача макроэкономической стабилизации и создания предпосылок для
экономического роста. Исследования западных ученых свидетельствуют о высоком
уровне корреляции между состоянием безработицы и негативными тенденциями
преступности, в том числе имущественной. Существенно применение имеющегося в
мировой практике опыта борьбы с безработицей.
Основная цель государственной стратегии — обеспечение такого развития
экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития
личности, для социально-экономической, военно-политической стабильности
общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния
внутренней и внешней угрозе.
К основным направлениям в организации борьбы с экономической
преступностью относятся: анализ официальной и оперативной информации о
состоянии экономической преступности; определение приоритетных направлений
обеспечения экономической безопасности России; разработка и выполнение
Федеральной и региональных программ борьбы с преступностью.
Источниками криминологической информации о состоянии экономической
преступности являются: официальные статистические данные (МВД, Минюста) о
выявленных преступлениях, лицах, их совершивших, причиненном и возмещенном
материальном ущербе, направленных в суд уголовных делах и вынесенных
приговорах; сведения контролирующих органов о выявленных нарушениях в сфере
экономической деятельности; результаты проверок Счетной палатой РФ и
контрольными органами в субъектах РФ нецелевого использования - бюджетных
средств; материалы органов прокуратуры о проверке соблюдения законности в
экономической сфере и принятых мерах; обобщение судебной практики по делам об экономических
преступлениях; оперативные данные правоохранительных органов, полученные в
соответствии с законодательством; результаты научных, социологических
исследований состояния экономической преступности и уровня ее латентности и др.
В законотворческой и правоприменительной практике важно в полной мере
учитывать данные о состоянии преступности в экономике из максимально возможных
источников информации. Эти данные необходимо использовать на всех стадиях
правоприменительного процесса.
Необходимо своевременно прогнозировать развитие криминальной ситуации в
наиболее криминогенных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза
необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполнительные
органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.
Значительную роль в предупреждении экономических преступлений в
кредитно-финансовых отношениях могло бы сыграть принятие закона "Об
информационных банках данных", изменение Закона "О банках и
банковской деятельности", что позволило бы правоохранительным органам
осуществлять проверку законности возникновения первичного капитала, законности
операций, проводимых субъектами кредитно-финансовых отношений, проверку добросовестности
этих субъектов по ранее осуществленным сделкам[[14]].
Актуально принятие более эффективных мер по укреплению взаимодействия
различных государственных органов в сфере экономической деятельности, а также
этих органов с общественными организациями, детективными и охранными
структурами и службами безопасности хозяйствующих, объектов. При этом важно
решение задачи по декриминализации территорий и объектов экономики. В тесном взаимодействии
служб указанных органов они проводились на АвтоВАЗе, портовых сооружениях
Северо-Западного региона и Азово-Черноморского бассейна и г. Находки,
угледобывающих предприятиях Кемеровской области.
В поле зрения подразделений по борьбе с экономической преступностью
должны находиться: противоправное использование государственных средств,
инвестиций, операции на финансовом, наличном и валютном рынках, во
внешнеэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке. С
целью пресечения вывоза валютных средств из региона необходимо во
взаимодействии с органами валютного контроля (органы ВЭК, региональные ГУ ЦБ,
территориальные таможенные управления) проводить проверку подозрительных
внешнеэкономических сделок, проверять все имеющиеся факты не возврата валютной
выручки, контракты на оказание маркетинговых услуг и пр. Особое внимание
уделять сбору (взаимодействуя с правоохранительными органами зарубежных стран
и НЦБ Интерпола в России) неопровержимых улик, свидетельствующих об умышленном
вывозе валютных средств, розыску и задержанию виновных, наработке практики
выявления и расследования преступлений, предусмотренных уголовным
законодательством.
Подразделения по борьбе с экономической преступностью, по борьбе с
организованной преступностью участвуют в выявлении каналов финансирования
бандитских формирований и террористических "группировок. Основной удар
наносится по экономическим объектам, контролируемым ими, с целью лишения
финансовой подпитки, выводятся из-под криминального контроля продовольственные
рынки, обеспечивается свободный доступ на них региональным
сельхозпроизводителям.
Итак, основные усилия правоохранительных и контролирующих органов в
борьбе с экономической преступностью направляются на:
·
проведение
мероприятий по выявлению и пресечению преступлений в сфере финансово-кредитных
отношений, в экспортно-импортных операциях, особенно с сырьевыми ресурсами, в
процессе приватизации, при обеспечении государственного регулирования оборота
подакцизных товаров, при защите бюджетных средств, в том числе направляемых на
социальные цели;
·
проведение
общероссийских мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению
легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и проверку
законности перевода валютных средств в оффшорные зоны;
·
проведение
комплексных оперативно-розыскных мероприятий в отдельных отраслях экономики, на
хозяйствующих субъектах, в отношении которых имеются основания полагать, что
они подконтрольны организованным преступным группам; сообществам либо на них
совершаются тяжкие экономические преступления;
·
осуществление
во взаимодействии с налоговыми и регистрационными органами комплексных проверок
достоверности регистрационных данных фирм, не отчитывающихся перед налоговыми
органами либо представляющих "нулевые" балансы;
·
выявление,
предупреждение и пресечение деятельности этнических и иных преступных
формирований, действующих в сфере экономики, а также перекрытие каналов
поступления материально-технической и финансовой помощи незаконным вооруженным,
бандитским и международным террористическим формированиям;
·
укрепление
взаимодействия и координации всех правоохранительных органов, чёткое
закрепление их компетенции и ответственности за конечные результаты
правоохранительной деятельности с учетом федеративного устройства Российской
Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вышеизложенный материал, мы можем сделать некоторые выводы по
данной теме:
1.
Причины
экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества:
экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики
как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость
общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и
отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных
благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических
представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных
социальных институтов.
2.
В числе
первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической
преступности — укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее
институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования
экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий
для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном
саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.
Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию
нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление
финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной
законом ответственности за экономические преступления.
3.
Экономическая
безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях
политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать
экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики,
проводить ее в рамках закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской
Федерации / - М.: «НОРМА», 2004. – 47 с.
2. Уголовной кодекс Российской
Федерации / – М.: Издательская группа ИНФРА. М-Норма, 2004. – 196 с.
3. Абалкин Л. Качественные
изменения структуры финансового рынка и бегства капитала из России // Вопросы
экономики. 2002. – №2. – 52 с.
4.
Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. / - М.,
2001. – с. 462.
5.
Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. / - СПб., 2002. 128 с.
6. Всероссийская
научно-практическая конференция «Современные проблемы с преступностью» Сб.
материалов, В 3ч. Ч3. – Воронеж: ВИ МВД России, 2003. – 162 с.
7.
Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в
Великобритании. - М., 2003. – 461 с.
8. Долгова А.И. Криминология. /
- М.: НОРМА, 2002. – 848 с.
9. Комментарий к Уголовному
кодексу РФ. Общая часть / - М.: Издательская группа ИНФРА, 2003. – 813 с.
10. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова,
В.П. Сальникова, С.В. Степашина. – СПб., 2003. – 891 с.
11. Криминология / Под ред.
В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2002. – 713 с.
12. Криминология: Курс лекций / Под ред.
В.А.Лелекова, С.Т.Гаврилова, А.П.Ильяшенко, А.В.Долгова. – Воронеж: ВИ МВД
России, 2004. – 142 с.
13. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е.
Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ, 2004. – 734 с.
14. Уголовное право России. Общая часть.
Учебник / - М.: Юристъ 2002. – 512 с.
[1] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ,
2004. – С. 238.
[2] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ,
2004. – С. 385.
[3] Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2002. – С.
438.
[4] Долгова А.И. Криминология. / - М.: НОРМА, 2002. – С. 139.
[5] По состоянию на январь 2003 г. в 8 регионах подобные центры были
созданы, в 41 их было решено создать. В ходе проведенных сотрудниками Центра
мероприятий пресечена преступная деятельность начальника отдела международных
расчетов одного из московских коммерческих банков, который по системе
электронных расчетов "СВИФТ" неоднократно направлял в банковские
учреждения других стран (США, Францию, Чехию) фиктивные аккредитивы.
Своевременно принятые меры позволили предотвратить готовившееся хищение в сумме
свыше 113,8 млн. долларов США.
[6] В ходе проверки выполнения Федеральной целевой программы "Сахарный
диабет" и деятельности предприятия по производству инсулиновых препаратов
ОАО "Российский инсулин" возбуждено уголовное дело по признакам
преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, ущерб составил несколько
миллионов долларов США. Выявлены тяжкие экономические преступления, связанные
с хищением и нецелевым использованием пенсионных средств в отделениях
пенсионных фондов республик Дагестан, Кабардино-Балкария, Татарстан,
Ставропольского края, Астраханской, Воронежской, Смоленской и Иркутской
областей. Общая сумма ущерба, причиненного их противоправной деятельностью,
составляет свыше 800 млн. рублей.
[7] В результате проведенной в 2003 г. правоохранительными органами операции
"Бумеранг-2" по противодействию незаконному вывозу валютных средств и
ценностей из России возвращено свыше 185 млн. долларов США, взыскано штрафов на
сумму 130 млн. рублей. На территории сопредельных с Республикой Беларусь и
Республикой Казахстан областей Российской Федерации МВД, ГТК, ФСНП проводилась
специальная операция "Граница-99" тю пресечению деятельности
организованных групп.
[8] По уголовному делу в отношении президента корпорации "Голден АДА,
Инк." возвращено ценностей на 12,5 млн. долларов США. Наложен арест на
имущество на общую сумму 144 млн. долларов США.
[9] Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В.
Степашина. – СПб., 2003. – С. 500.
[10] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ,
2004. – С. 349.
[11] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ,
2004. – С. 233.
[12] Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2002. – С.
417.
[13] Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В.
Степашина. – СПб., 2003. – С. 481.
[14] Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Криминология. Учебник. / - М.: Юристъ,
2004. – С. 653.
Страницы: 1, 2, 3
|