4) Необходимой предпосылкой установления контроля над коррупцией
и деятельностью организованной преступности является мобилизация гражданского
общества для обеспечения наблюдения и отчетности чиновников, а также
эффективного управления с их стороны. Так в 1997 году было издано Постановление
ГД ФС РФ от 10.10.97 № 1787-II ГД О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации « О фактах коррупции должностных лиц органов
государственной власти города Санкт-Петербурга».
Опора на местные инициативы должна помочь в анализе специфических
проблем данного сообщества или региона и развитии стратегии, пригодной для
данной среды. С большим эффектом ученые могут взять на себя роль активистов.
Зачастую они являются главными советниками высших правительственных чиновников
и могут помочь в продвижении соответствующих идей и направлений.
5) В борьбе против организованной преступности и коррупции необходимы
СМИ, которые дают возможность журналистам расследовать и разоблачать коррупцию,
а также окружающая среда, позволяющая СМИ обличать злоупотребления. В
отсутствие этого журналисты превращаются в объекты для шантажа и даже убийств
со стороны обличаемых ими сил коррупции и организованной преступности. В случае
если у журналистов нет возможности обратиться к проблеме на территории своей
собственной страны, сейчас им могут помочь в этом Интернет и международная
система вещания.
6) Международная экспертиза в поддержку стран особо пораженных
коррупцией имеет важное значение, но она должна осуществляться в партнерстве с
заинтересованными сторонами в самих этих странах. Международные организации
должны работать с коллегами, представляющими широкий спектр политических
взглядов. Это требуется для поддержки деятельности по мобилизации населения и
его воли взяться по настоящему за коррупцию и организованную преступность.
7) Особого контроля требует приватизация государственного сектора.
Несправедливый переход государственной собственности в частные руки
увековечивает неравенство в обществе и существенно осложняет проблему борьбы с
организованной преступностью и коррупцией.
Комбинированная проблема коррупции и организованной преступности
должна стать центральным пунктом повестки дня как правительственных, так и
неправительственных организаций. Требуются широкие институционные и культурные
изменения.
3.2. Некоторые аспекты борьбы с
организованной преступностью и коррупцией в свете защиты прав человека
В целях более эффективного раскрытия
преступлений и защиты прав граждан участников процессуальных действий
существует Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 28 августа 1996 г. №
791-РП «Об утверждении положения о мерах социальной защиты и материального
стимулирования граждан, способствовавших раскрытию преступлений, совершенных
организованными преступными группами».
Наиболее социально опасными в сфере
соблюдения прав и свобод человека и гражданина является правонарушения со
стороны должностных лиц органов власти и местного самоуправления. Степень
общественной опасности этих правонарушений подчеркивается и
уголовно-процессуальным законодательством России уголовные дела о преступлениях
против государственной власти и правосудия расследуются, в основном органами
прокуратуры, которые отнесены Конституцией РФ к органам судебной власти.
К условиям столь бурного развития в нашей стране организованной
преступности и коррупции, помимо причин экономического характера, относятся и
некоторые государственные просчеты при внедрении рыночной экономики:
1. Чрезмерная идеализация рыночной экономики и практическое
отсутствие ее государственного регулирования.
2. Сокращение государственного аппарата силовых,
оперативно-розыскных структур привело к тому, что эти специалисты ушли работать
в сферу экономики, которая не регулировалась и не контролировалась
государством. Почти во всех уголовных делах по организованной преступной
деятельности фигурируют в качестве исполнителей или соучастников бывшие и
действующие работники правоохранительных органов и силовых структур.
Специалисты, выброшенные из силовых правоохранительных структур,
пользуясь сложившейся безответственностью, помогли создать теневую экономику и
способствовали сращиванию теневой экономики с государственной властью, где у
них остались значительные корни и связи. Таким образом, они перешли в разряд
криминальной деятельности и способствовали криминализации общества.
3. Перекосы в идеологизации общества по пути чрезмерного
виктимизирования - страха, боязни, подчинения силе и т. д., а также возвеличивания,
возвышения преступной субкультуры, криминального образа жизни, насилия и
безответственности за преступления способствуют развитию организованной
преступности как системы, пополнению ее за счет несовершеннолетних
правонарушителей и молодежи. Существует Указ Генеральной прокуратуры РФ от
25.08.97. № 53/21, МВД РФ 21.08.97. № 1/12597 «О дополнительных мерах по
предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних».
4. Неправильная позиция судебных
органов, требовавших неприкосновенности частной собственности. (ст. 35
Конституции РФ)
5. Организованная преступность проявляется, в основном, в виде
деятельности различных юридических лиц, создаваемых группами преступников для
отмывания преступно нажитых средств, перевода за рубеж валюты, незаконного
оборота оружия, наркотиков, алкоголя и др. Эти лица, как правило, находятся в
тени, скрываются за подставными «руководителями» и представителями подобных
компаний. Выявление их для привлечения к уголовной ответственности крайне
затруднительно. Первоначально отсутствовала даже правовая ответственность
юридических лиц за их правонарушения в сфере экономики. А ведь основными
субъектами производственных отношений стали юридические лица, а не государство
и физические лица, как при социализме. Все правонарушения и преступления в
сфере рыночной экономики совершаются под прикрытием юридических лиц и индивидуального
предпринимательства. Поэтому должна развиваться система административной и
уголовной ответственности юридических лиц за организованную преступную
деятельность в Российской Федерации и за ее пределами.[26]
Без достоверной всеобъемлющей юридической статистики невозможно
планировать и прогнозировать работу государственного аппарата. Чтобы иметь
представление о коррупции как социальном явлении в обществе и преступном
социуме, необходимо иметь достоверную единую статистику этого явления, что
также вытекает из Указа Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224, которым
вводится единая статистическая отчетность всех административных правонарушений
и преступлений в сфере экономики, это значит, что должна быть и единая система
органов государственной исполнительной власти, основная функция которых на
современном этапе — государственное регулирование экономики.
Координация деятельности всех органов государственной власти в
борьбе с коррупцией — одна из основных функций российской прокуратуры, что
закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.
8) и вытекает из вышеназванного Указа Президента РФ — контролирующие органы
обязаны о всех выявленных в сфере экономики правонарушениях информировать
органы прокуратуры.
Развитие правовой базы по борьбе с организованной преступностью,
организованной преступной деятельностью и коррупцией должно исходить прежде
всего из защиты прав и свобод человека и гражданина, принятых и провозглашенных
10 января 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН во Всеобщей декларации прав
человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации как неотчуждаемые и
принадлежащие от рождения каждому человеку. То есть это естественные права,
определяющие социальную сущность человека как частицы материального мира.
Правоохранительные органы, сращиваясь с преступными
формированиями, создают среду, которая является существенным препятствием для
борьбы с коррупцией. Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на
развале уголовных дел, за взятки организуется давление правоохранительных
органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для
вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных органов
на службу (« по совместительству») в коммерческие структуры и создания таковых
под патронажем органов правопорядка. Коррупция проникает в суды. В этих условиях
адвокаты делают взятки эффективным инструментом защиты своих клиентов. (Россия
и коррупция: кто кого? Российская газета. 1998. 19 февраля).
Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в
Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным
явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных,
демократических принципов построения правового государства, но и экономической
и национальной безопасности страны.
Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы:
а) необходимо совершенствование действующего законодательства,
выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных
актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме»,
«Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».
б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и
организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности
органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан
и общественных формирований;
в) создание обстановки нетерпимости, осуждения, аморальности
любого факта проявления коррупции.
З а к л ю ч е н и е
Подводя итоги дипломной работы можно сделать выводы, что коррупция
становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей
и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные
коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной
независимости для борьбы с институциональной коррупцией.
Конгломерат (коррумпированная бюрократия - криминальный бизнес -
организованная преступность), получивший название «железный треугольник», живет
только по своим законам. В преступных группах есть лидеры, которые организуют
преступления, дают взятки чиновникам. Они сами не совершают преступлений,
поэтому и остаются безнаказанными. В настоящее время без взятки нельзя решить
ни одного вопроса.
Отражая результаты поставленных в начале работы задач выявляются
несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения,
и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы
с ними. Это такие вопросы как:
а) необходимость скорейшего принятия законов о коррупции и борьбе
с организованной преступностью, так как, начиная с 1993 года в Федеральном
собрании тонут один за другим проекты ФЗ « О борьбе с коррупцией», также нет
закона регулировшего бы коррумпированность власти преступными структурами.
б) практическая реализация конституционного принципа: все равны
перед законом и судом (п.1 ст. 19 Конституции РФ) путем включения в ст. ст.
91, 98 и 122 Конституции РФ оговорки, согласно которой статус
неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами, указанными в этих
статьях, общественно опасных деяний, предусмотренных УК РФ. Последнее
направление может быть реализовано путем референдума. В демократических странах
вообще выборные должностные лица, включая членов парламента (конгресса), не
обладают никаким иммунитетом в случае совершения ими любого уголовного
преступления.
в) исключение из санкций статей об ответственности за
должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения
свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление,
предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской
деятельности), - не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений
абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64
(Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление)
и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении)
УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного
чина и государственных наград и конфискация имущества;
г) исключение из УК РФ ст. 304 (Провокация взятки либо
коммерческого подкупа). Казуистичность определения провокации взятки в
диспозиции ст. 304 состоит в наличии в нем признаков, выраженных
в таких словосочетаниях, как "без его согласия" и "в
целях искусственного создания доказательств совершения
преступления", которые сильно осложняют, если порой вообще не
исключают, применение ст. 290 УК. Это обусловлено тем, что доказать
согласие должностного лица на получение взятки, в частности, опровергнуть
его показания об отсутствии такого согласия, на практике крайне сложно и
в большинстве случаев невозможно. А "искусственность" создания
доказательств совершения преступления является оценочным признаком и
признание таких доказательств как искусственно созданных или фактически
существующих зависит подчас в большей степени не от содержания материалов
уголовного дела, а от уровня должностного положения лица и его
связей, в том числе с работниками правоохранительных органов.
Такое положение вызывает у тех, кто ведет борьбу со
взяточничеством, обоснованные опасения: не окажутся ли они при изобличении
взяткополучателя вместо него сами признаны виновными в
провокации взятки под давлением не поддающихся выявлению и доказыванию
закулисных действий вышестоящих и других коррумпированных должностных
лиц. Отсюда неуверенность относительно возможности осуществления
эффективной борьбы со взяточничеством. Поэтому норма, содержащаяся в ст.
304 УК, является серьезным противовесом норме, закрепленной в ст. 290 УК, и
соответственно существенным препятствием применению последней на практике.
д) исключение из ГК РФ п. 3 ст. 575. На основании этой статьи
(запрещение дарения) "не допускается дарение, за исключением обычных
подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом
минимальных размеров оплаты труда:
...3) государственным служащим и служащим органов
муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с
исполнением ими служебных обязанностей...". По сути, этой нормой
допускается дарение подарков стоимостью, не превышающей пяти установленных
законом минимальных размеров оплаты труда. Соответственно, дача - получение
такой - мелкой - взятки не признается даже гражданским правонарушением и тем
более преступлением. По мнению начальника кафедры Московского института МВД
России Л. Гаухмана: эта норма - "лазейка", если не огромная
"дыра", для ухода должностных лиц от уголовной ответственности за
получение взятки, ибо они могут дать практически не опровержимые показания,
что их сознанием охватывалось получение подарка лишь на сумму, не превышающую
пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.[27]
Идеальными и вместе с тем антикоррупционными могут быть признаны
законы с однозначным пониманием, исключающим возможность их различного
толкования должностными лицами и, как следствие, произвол последних,
используемый нередко для личного обогащения.
е)
создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по
предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной
антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности
работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор
кадров (наличие высшего образования, чистейшая репутация, уважение общества…..)
и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было
бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о
доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию
у него атрибутов роскошной жизни. А, следовательно, внесение поправок в ст. ст.
23, 35 Конституции РФ, согласно которым правоохранительные органы будут иметь
право проводить любые проверки подозреваемых в коррупции лиц до возбуждения
уголовного дела и без специальных разрешений. Несколько «быстрых побед» будут
означать больше, чем просто изменение к лучшему. Финансовый контроль за
доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех
цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в
Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|