В дополнение, просвещенные и прозорливые люди
хорошо знают, что уходящие с тропы честности неизбежно блуждают в
противоречиях, как бы хитро и тонко ни строили свои расчеты. Долгая жизнь этих
людей в обществе усугубляет этот вопрос, являющийся результатом ухода от
истины.
Религия содержит глубокие и точные заявления
по разному кругу вопросов, устанавливает и легализует принципы и правила для
материальной и духовной жизни человека, а также для управления и руководства
обществом. Здесь нет места даже малейшим отступлениям и противоречиям. Примером
может служить библия и иные источники закрепления различных религиозных
взглядов, огромное время существования которых ни в коей мере и нисколько не
повлияла на их внутреннюю гармонию и целостность, чего не скажешь о праве.
Это резко отличается от того, что происходит в
результате человеческих ошибок и невежества. Человек следует некоему правилу с
точки зрения определенной пользы и после некоторого времени понимает, что
ошибался. Он отказывается от первого правила и заменяет его другим. Но за это
время ошибки уже не поправимы. Это еще раз доказывает несовершенство правовых
норм. Тот факт, что в религии нет противоречий, является ярким доказательством
истинности и правдивости. Поэтому религия оставляет это на усмотрение человека,
чтобы тот мог понять и различить истину от лжи. Хотя многие люди видят в
религии некоторые необъяснимые вопросы и противоречия, все-таки на мой взгляд
это доказывает нестабильность его взглядов. Если же человек имеет достаточно
стабильные взгляды, то религия может свободно завладеть его сознанием.
Когда мы знакомимся с историей Пророка Ислама,
мы видим, что в жизни он прошел различные этапы. В одно время он принадлежал к
неимущему меньшинству; в другое время в его распоряжении были большие
материальные возможности и несметные богатства. Был период слабости, изоляции и
общественного бойкота, бремя которых было достаточным, чтобы сломить дух
величайшего из людей. Позже он получил такой почет и уважение, что считался
лидером одной из сильнейших наций своего времени. Иногда он сталкивался с
кризисами войны и ее последствиями, а в другое время жил в атмосфере мира и
согласия. Исуус Христос имел тоже большие трудности, однако, это не сломило его
принципы. Результат – огромное количество поклоняющихся ему людей. Мы знаем,
что изменяющиеся условия жизни оказывают большое влияние на мысли людей, на их
отношения друг к другу и к природе. Они представляют такой доминирующий фактор,
что могут внести фундаментальные изменения во внутренний и внешний мир,
непосредственно связанный с природными обстоятельствами, окружающими их.
Изменяющиеся обстоятельства специфичны на каждом этапе человеческой жизни и
создают определенный тип мировоззрения человеческих отношений. Среди других,
человек достигает преимущество и в исключительных обстоятельствах. Позиции
человека никак не едины в соответствии со всеми изменяющимися обстоятельствами.
Иногда их можно использовать как средства развития и роста, создания
материальных ценностей, а в другое время для формирования идеала. Принимая
частичное участие в отношениях к внешнему окружающему миру и выбирая
определенный подход к цели своего существования в воссозданном мире, люди
формируют свою природу. Конкретно говоря, жизнь мира со всеми проявлениями и
изменениями определяет человеческие ценности и выясняет направление их выбора.
Более того, изменения под влиянием господствующих условий дня отразились бы в
религиозном мировоззрении, и вызванные этим противоречия явно нарушили бы
гармонию, характеризующую его стиль.
В противовес методу, которому следуют светские
книги, посвященные объяснению и исследованию одной — юридической, исторической,
философской, социальной или литературной теме, религия обсуждает много тем,
такие, как право, политика, теология-религия, гражданское и уголовное право,
мораль и этика, история и десятки других, хотя и не так конкретно. Несмотря на
это, абсолютно едина связь с предметом и его стилем. Религия, какая бы она не
была, как правило, пронизана уникальным красноречием великолепных выражений,
которые, на мой взгляд, являются ярким доказательством их правоты. Религия
представляет собой гармоническое единство, ни один из ее законов и принципов не
может рассматриваться отдельно от других, и изучение одного принципа является
ключом к пониманию всех остальных. Внутренняя взаимосвязь философских и
моральных основ религии, ее законов и правил жизни личности и общества,
описание поведения и обучения людей, принципы и моральные цели, управляющие
обществом, - все это является еще одним ясным доказательством ее
чудодейственной природы.
Эти исключительные качества религиозных
воззрений, являются неопровержимым доказательством ее превосходства над всеми
производными человеческой мысли. Они устанавливают, что неповторимость
религиозных взглядов берет свой источник от Бога, что реальность вечна и
неизменна, ее бесконечная сущность находится совершенно вне факторов,
вызывающих изменения, различия и противоречия. В итоге воздействие религии на
умы людей гораздо сильнее, нежели воздействие правовых норм, в частности
уголовного. Это также доказывается тем, что с момента создания религии, она
практически неизменна в отличии от права, которое меняется постоянно и, как
правило, выражает волю определенного класса общества.
Религиозные
взгляды в своей совокупности, также порождают человеческие противоречия. Разный
уровень социально-экономического развития этноконфессиональных государственных
объединений, согласно закону неравномерности развития обществ, государств,
порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном
противостоянии. Если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму
государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией
нормы государственного, семейного и уголовного права. Религия создает
эмоциональные мотивы внутри- и межгосударственного противостояния. Вероисповедание
- индикатор этнической симпатии (антипатии). Поэтому этнос стал почти
религиозным понятием.
Религиозные нормы - нравственный регулятор
земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы,
желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии),
порождающие различные противоречия. В этом наблюдается недостаток религии в
целом. Противоречия часто приводят к конфликтам с неизгладимыми последствиями.
Вооруженные конфликты между представителями
разных конфессий имеют место и в государствах СНГ. Для примера можно привести
факт, когда под знаменами ислама на стороне Абхазии в ходе вооруженного
конфликта 1992 -1993 гг. против Грузии сражались моджахеды
(“братья-мусульмане”). В Тбилиси страшились раскола Грузии по конфессиональному
признаку, ибо среди абхазов - свыше трети мусульман, а кроме того, мусульмане
составляют большинство населения входящей в состав Грузии Аджарии. В настоящее
время война в Чечне. Противоречия палестинцев с израильтянами.
Противоречие между исламом и христианством -
одна из особенностей исторического развития абхазского этноса. В этом народе
жива память о гонениях, которым подвергались мусульмане во второй половине ХIХ
- начале ХХ веков.
Что касается Российской Федерации, то
религиозные противоречия могут иметь место не только в конфликтах между
христианами и мусульманами, но и в отношениях между представителями других
конфессий. Речь идет о районах распространения буддизма. В Астраханской
области, на земле, граничащей с Калмыкией, тлел конфликт из-за желания
калмыков-буддистов вернуть себе небольшой участок земли, где стоит в
полуразрушенном состоянии построенный еще в 1812 году Хошеутовский хурум
(буддистский монастырь).
Все живое живет многообразием, поэтому даже
внутри мировых религий мы наблюдаем деление (на суннитов и шиитов - в исламе,
на православных и католиков - в христианстве, на хинаяна, махаяна и ламаизм - в
буддизме). С одной стороны это и есть недостаток религии в результате которого
порождаются различные антисоциальные явления. Хотя уголовное право охраняет
свободу совести и вероисповедания, несмотря на те проблемы, которые могут
возникнуть на основе существования нескольких религий в рамках одного
государства, в сознании одного народа. Получается внутриконфессиональное
деление, что может неблагоприятно сказаться на развитии государства, его
целостности. Воздействие может достигнуть и норм уголовного права. Исторически
внутриконфессиональное деление возникло как необходимость идеологически
обеспечить:
·
обособление социальных
(этнических) общностей в борьбе за региональное лидерство;
·
процесс возникновения,
формирования и функционирования зарождающихся новых центров силы (империй);
·
жизнеспособность новой
модели государственного устройства или нового способа общественного
производства;
·
создание устойчивого
геополитического союза;
·
принадлежность к тому или
иному суперэтносу (на его периферии);
·
географическую
автономность верующих (взаимная изоляция);
·
утверждение новых
жизненных ценностей;
·
необходимость сохранения
элементов анимизма[7].
Поэтому в результате существование нескольких религий
в рамках одного государства, может привести к неблагоприятным социальным
последствиям. В связи с этим, наблюдается необходимость воздействия на
социальные отношения с помощью уголовно-правовых методов воздействия, которые,
к сожалению, не всегда бывают эффективны в этом случае. Наиболее важным
критерием является непосредственное правовое воздействие на урегулирование
споров между различными конфессиями. Существование только уголовно-правовых
методов урегулирования, на мой взгляд никогда не смогут решить данной проблемы,
хотя они играют немаловажную роль в решении этой проблемы. Это еще раз
доказывает значение и необходимость существования уголовного права.
Как мы видим, религия стала той базовой точкой опоры,
с которой должно происходить развитие государства и права, в том числе и
уголовного. Чем же характерен период развития уголовного права в России, и
какое влияние оказала на него религия?
3. Историческое влияние религии
на развитие уголовного права.
Исторически особенная часть уголовного права
возникла раньше общей части, ибо сначала возникли конкретные виды общественно
опасных деяний, влекущие уголовно-правовые запреты. Библейская заповедь «не
убий, не укради» основывается на том факте, что #M12291
841501667убийство#S и кража были
самыми древними видами общественно-опасных деяний, от совершения которых
предостерегал этот древнейший религиозный памятник. Первые уголовно-правовые
запреты возникли из древних обычаев #M12291
841501035кровной мести#S и были
направлены на подчинение интересов индивида интересам общества. Самые первые
правила человеческого поведения, прежде всего, были направлены на ограничения
агрессивного поведения, сохранение человеческого рода и выражались в
требованиях: не убивай отца, детей и братьев; не вступай в половую связь с матерью,
дочерьми и сестрами и т. п. Уголовное право в целом, с момента его
возникновения поначалу носило преимущественно уголовно-репрессивный характер.
И, как правило, основывалось на религиозных принципах. «Юридическое общение
получает свою специфическую характеристику исторически, прежде всего на фактах #M12291 841500109правонарушений#S. Понятие кражи определяется раньше, чем понятие
собственности»[8].
Исторически уголовное право развивалось медленно, сохраняя такие формы
самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион и система
композиций. Но постепенно они вытеснялись #M12291
841502264мерами уголовного наказания#S.
До нас дошли законодательные памятники различных древних #M12291 841502472народов#S:
Индии (Законы Ману - 1200 г. до н.э.); законы Ассирии (около 1500 г. до н. э.);
Судебник вавилонского царя Хаммурапи (1914г. до н. э.); законы хеттов (около
1750 г. до н. э.); еврейские законы (Пятикнижие - около 1400 г. до н. э.);
законы Древней #M12291 841502016Греции#S (законы Дракона - 621 г. до н. э. и законы
Солона - 409-408 г. г. до н. э.); законы Древнего Рима (законы XII таблиц - 450
г. до н. э.) и др. Все эти #M12291 841502272документы#S свидетельствуют о том, что уголовное право древних
государств было направлено, прежде всего, на защиту государства, религии,
собственности и личности и носило классовый характер. Одним из древнейших
памятников Руси является «#M12291 841501179Русская
Правда#S», содержащая нормы гражданского,
уголовного и #M12291 841501971процессуального
права#S. Этот документ, учитывая уже
субъектную сторону преступления, различает убийство на пиру, в ссоре, убийство,
не носящее низменного характера от убийства при разбое как более тяжкого
преступления. Преступление в #M12291 841501179Русской
Правде#S именовалось #M12291 841502677обидой#S, а
наказание за нее осуществлялось в соответствие с установленными правилами. При
этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение #M12291 841500040потерпевшего#S или его близких родичей. «#M12291 841501179Русская Правда#S» предусматривала преступления, которые
преследовались не потерпевшим, а #M12291 841502705общиной#S в целом. В качестве наказания предусматривались:
месть, поток и разграбление[9],
система выкупов. #M12291 841500372Смертная
казнь#S применялась без #M12291 841500469суда#S
в порядке расправы #M12291 841501418веча#S или князя над своими противниками.
В Псковской Судной #M12291
841500094грамоте#S 1457 года вопросы
уголовного права получили свое дальнейшее развитие. Преступным считалось не
только посягательство на личность и собственность, но и на интересы
государства. Впервые термин «преступление» на Руси встречается в летописных
рассказах XIV века в связи с #M12291 841500380событиями#S 1398 г. В уголовно-правовой литературе отмечается,
что в отечественном уголовном праве круг преступных деяний регламентировался
далеко не сразу, а постепенно, совпадая первоначально со сферой гражданских
правонарушений. Законодательным критерием, обуславливающим необходимость
установления уголовно-правового запрета, являлась серьезность нарушения
интересов правящих классов и государства, а также значительность вреда.
Судебник 1497 г. к преступным деяниям относит «лихое дело». По Судебнику, холоп
мог быть субъектом преступления и самостоятельно нести ответственность. Судебник
1497 выделял уже имущественные и государственные преступления. К
государственным преступлениям была отнесена крамола (например, отъезд боярина
от великого князя к другому князю) и подым (т. е. призыв к воспитанию). За совершение
этих преступлений полагалась #M12291 841500372смертная
казнь#S. К имущественным преступлениям
Судебник относил разбой, татьбу, истребление и повреждение чужого #M12291 841500731имущества#S, а к #M12291 841500171преступлениям
против личности#S - убийство (душегубство), #M12291 841502506оскорбление#S действием и словом. Наказание в Судебнике ожесточалось,
предусматривалось два вида #M12291 841500824казни#S: смертная и торговая. В Судебнике 1550 г.
впервые появился #M12291 841500407состав преступления#S - вынесение незаконного #M12291 841501171решения#S за
взятки. Судебник также устанавливал ответственность #M12291
841500511судей#S за умышленное
решение. Виновный наказывался за это помимо основного наказания дополнительным
битьем кнутом. В Судебнике впервые был предусмотрен состав мошенничества,
отпочковавшийся от кражи, а грабеж отграничивался от разбоя, который
рассматривался как #M12291 841501788хищение#S, сопряженные с насилием. В царствование Алексея
Михайловича в 1649 году было принято Соборное Уложение, в котором содержалось
большое количество норм уголовного права. Впервые была сделана попытка провести
разграничение между умыслом и #M12291 841502389неосторожностью#S, появились нормы о #M12291
841502385необходимой обороне#S и #M12291 841501017крайней необходимости#S, проводилось различие между отдельными видами
соучастников, наблюдалось ужесточение наказаний и усложнение их системы.
Уложение предусматривало широкое применение #M12291
841500372смертной казни#S,
членовредительские наказания, тюрьму и #M12291
841500431ссылку#S. Усовершенствовалась
система особенной части; на первом месте стояли религиозные преступления, затем
государственные (#M12291 841501609государственная
измена#S, посягательство на жизнь и здоровье
царя и т. д.). С точки зрения #M12291 841500614законодательной
техники#S, четкости формулировок и полноте,
Уложение превосходило современные ему западноевропейские уголовно-правовые
законы. Это был первый в нашей стране систематизированный свод законов. 25
тематических глав. Почти тысяча статей. Таких масштабов законотворчества Россия
еще не знала. Наконец, это был первый печатный памятник отечественного права. В
1649 году он издавался дважды – каждый раз тиражом по 1200 экземпляров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|