Относительно
учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств необходимо
прежде всего иметь в виду, что при уголовно-правовой оценке преступления
несовершеннолетнего каждое смягчающее обстоятельство уменьшает ответственность
виновного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает ответственность
меньше, чем это имеет место при аналогичных условиях по делам взрослых.
Объясняется это тем, что в каждом деле подростка любое из смягчающих
обстоятельств - уже совокупность минимум двух смягчающих факторов, где
второй-несовершеннолетие.
По
преступлениям, совершаемым подростками, чаще других встречаются такие
смягчающие ответственность обстоятельства, как чистосердечное раскаивание и
активное способствование раскрытию преступления, совершение преступление
вследствие стечения тяжёлых личных, семейных и иных обстоятельств; совершение
преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной,
служебной или иной зависимости. Последнее бывает, когда подростка вовлекают в
преступную деятельность родители либо лица, их заменяющие, или
непосредственные руководители по работе, например бригадиры. В приговорах по
делам несовершеннолетних нередко делаются ссылки на такие смягчающие
обстоятельства, как наличие взрослых подстрекателей, вина потерпевшего,
совершение преступления под влиянием других лиц и т.п.
При
индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних следует очень
осторожно подходить к оценке отягчающих ответственность обстоятельств. Так,
участие несовершеннолетнего в преступлении, совершённом по предварительному
сговору либо организованной группировкой, не следует, как правило,
рассматривать в качестве отягчающего ответственность обстоятельства, когда
подросток вовлечён в преступление взрослыми и принял незначительное участие в
преступлении. Из года в год значительное количество преступлений совершается
подростками в группах. Так, в 1994 г. в группе было совершено 75,3 %
преступлений, в том числе с участием взрослых - 29,1 %1 .
Отягчающим
ответственность обстоятельством является совершение преступления лицом,
находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением
наркотических или токсических веществ. В 1994 г. 23,9 % преступлений было
совершено подростками, находившимися в нетрезвом состоянии2 .
Как уже
отмечалось, при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать
степень его развития, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние
взрослых. Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при
производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать
особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:
1. возраста
несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
2. условий жизни и
воспитания;
3. причин и условий,
способствовавших совершению преступления несовершеннолетним;
4. наличия взрослых
подстрекателей и иных соучастников.
Возраст
14-17 лет- достаточно длительный период, 14-летний подросток по своему
развитию существенно отличается от 17-летнего. Поэтому в ходе предварительного
расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного
возраста несовершеннолетнего. Это необходимо как для того, чтобы решить вопрос,
отвечает ли несовершеннолетний требованиям субъекта преступления, так и для
того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтён не
только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно возрасте
им совершено преступление.
Большое
значение имеет установление способности подростка в полной мере осознавать
значения своих действий и руководить ими. Пленум Верховного Суда СССР своим
постановлением №16 от 3 декабря 1976 г. обязал суды при наличии данных,
свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого,
выяснять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью
сознавать значения своих действий и какой мере руководить ими. В необходимых
случаях должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской
психологии (психолог, педагог) или вопросы могут быть поставлены на разрешение
вопроса эксперта-психиатра.
Комплексная
судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого -
один из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо
применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной
психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и
подростков. Нельзя не отметить и тот факт, что этот вид экспертизы претерпевает
значительные изменения, связанные с введением в действие УК РФ, в частности,
тех его норм, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.
Поскольку
экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого
осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо
руководить ими основывается на совместных выводах психиатров, и психологов,
судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как
к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов-психологов. Основное
значение при этом имеет следующий вопрос: “Страдал ли несовершеннолетний
обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим
расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим
расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?” Данный вопрос
определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч. 1
ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих
вменяемости, в соответствии со ст. 22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является
прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.
“Очевидно,
что при положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию
выявленного психического расстройства. Однако выявление наличия и формы
психического расстройства ещё не предопределяет экспертного решения о
вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для
решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический
характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в
криминальной ситуации”1 .
При
отрицательном ответе на данный вопрос, т.е. при отсутствии признаков
психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное
исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию:
“Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом
развитии, не связанное с психическим расстройством?”
Формулировка
данного вопроса определяется ч. 3 ст. 20 УК РФ. Перед психологом стоит задача выявления
признаков задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих
признаков какого-либо психического расстройства.
Отрицательный
ответ на данный вопрос, т.е. констатация экспертом-психологом отсутствия у
несовершеннолетнего обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не
связанного с психическим расстройством, означает, что он в полной мере мог
осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а
также руководить ими в момент совершения инкриминируемого деяния, и,
следовательно, подлежит уголовной ответственности.
При
положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического
недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить,
мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их
произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство, как указывалось выше,
необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании
и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной
вопрос судебно-следственных органов должен формулироваться следующим образом:
“Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время инкриминируемого ему деяния
осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо
руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?”
При
ответе на данный вопрос могут иметь место три варианта ответа: не мог
осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо
руководить ими; мог осознавать фактический характер и общественную опасность
своих действий либо руководить ими, но не в полной мере; мог полностью
осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и
руководить ими.
Однако в
зависимости от характера ответов на предыдущие два вопроса, юридическое значение
вариантов экспертного решения (ответа) на последний вопрос может быть
различным.
Так при
выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психического
расстройства, определяющего его неспособность осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении
общественно-опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст.
21 УК РФ). Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной
ответственности, и с учётом ответа экспертов-психиатров на вопрос: “Нуждается
ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер
медицинского характера, и если да, то каких именно?”, судом они ему могут быть
назначены (п. “а” ч. 1 ст. 97 и ст. 99 УК РФ).
Если же
у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживается психическое расстройство,
ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении
преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое
расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить
основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК
РФ).
В то же
время ограничение способности осознавать фактический характер и общественную
опасность своих действий либо руководить ими, обусловленное отставанием
несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим
расстройством, приводит к принципиально иным правовым последствиям - такой
подросток не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).
В
случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический
характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне
зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо
отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством,
или нет, суд признаёт его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на
общих основаниях.
Устанавливая
условия жизни и воспитания, следует выяснить обстоятельства, связанные с
наличием у подростка родителей, с выполнением родителями или лицами, их
заменяющими, обязанностей по воспитанию подростка, его бытовое окружение и пр.
Судебная практика показывает, что одним их криминогенных факторов является
проживание подростков в неполных семьях. В 1994 г. из общего числа подростков,
совершивших преступления, 40.2% проживали в семье с одним родителем, а 6.4%
проживали вне семьи1 .
Плохие
условия жизни и воспитания подростка так же, как и влияние взрослых, вовлекших
подростка в совершение преступления, могут только смягчить его ответственность.
Иначе решил суд по делу К., который был признан виновным в совершении кражи по
предварительному сговору с другими лицами. Суд в обосновании наказания в виде
лишения свободы указал в приговоре, что в семье нет условий для воспитания К.,
мать больна, инвалид II группы, имеет кроме К. ещё двух
малолетних детей, воспитанию К. внимания не уделяет, отец отбывает наказание в
виде лишения свободы; К. попал под влияние взрослых, ранее отбывавших
наказание, с которыми совершил преступление и, оставаясь на свободе, может
опять оказаться в том же окружении и совершить новое преступление. Кассационная
инстанция, указав народному суду частным определением на неправильную оценку
смягчающего ответственность обстоятельства, применил к К. вместо наказания
принудительную меру воспитательного характера, поместив К. в специальное
профессионально-техническое училище1 .
Приняв
решение о назначении наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос
о виде наказания и возможности повлиять на его поведение в будущем без
применения лишения свободы. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №11 в
редакции от 21 декабря 1993 г. “О практике назначения судами РФ наказания в
виде лишения свободы” обязал суды при назначении наказания несовершеннолетним
подсудимым в полной мере использовать представленные законом возлагается для
применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества2
.
Таким
образом, можно сказать, что особенности назначения наказания
несовершеннолетнему, установленные уголовным и уголовно-процессуальным
законодательством, направлены на углублённый анализ обстоятельств совершённого
преступления, данных о личности виновного, его роли в совершении преступления.
Это способствует назначению несовершеннолетнему справедливого наказания с тем,
чтобы в конечном счёте попытаться уберечь его от совершения новых преступлений.
Вторая
сторона применения наказания – это его исполнение, которое регулируется не
уголовным, а исправительно-трудовым (уголовно-исполнительным) законодательством
и, следовательно, находится за пределами курса уголовного права. Однако
исполнение наказания тесно связано с условно-досрочным освобождением
несовершеннолетних от наказания, которое регулируется теперь не только в ст. 79
Общей части УК (для всех осуждённых), но и специально в разделе пятом об
уголовной ответственности несовершеннолетних.
Основанием
здесь, так же как и при освобождении от уголовной ответственности, является
невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая достичь
целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами.
Освобождение
от наказания делится на три вида:
а) освобождение до начала его отбытия с применением мер воспитательного
воздействия (ч. 1 ст. 92 УК);
б) освобождение до начала его отбытия с помещением осуждённого в
специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для
несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК);
в) освобождение от дальнейшего отбытия наказания (ст. 93 УК).
Первый
вид применяется, когда преступление относится к категории небольшой или средней
тяжести, а характеристика личности и обстоятельства его совершения показывают,
что принудительных мер воспитательного воздействия в данном случае достаточно.
Суд при наличии этих условий выносит обвинительный приговор по делу, но
освобождает подсудимого от наказания, применив к нему указанные меры. Общий
контроль за исполнением суд осуществляет самостоятельно. Констатацией
сохранения уголовной ответственности служит обвинительный приговор.
Второй
вид освобождения от наказания следует применять, когда несовершеннолетний хотя
и осуждается за преступление средней тяжести, но в суде выясняется, что цели
наказания могут быть достигнуты только путём помещения осуждённого в
специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для
несовершеннолетних. Такая ситуация может возникнуть при каких-либо аномалиях в
психическом развитии подсудимого, не позволяющих ему находиться в колонии среди
здоровых осуждённых, либо при установлении педагогической (социальной)
запущенности, которую можно устранить лишь в специализированном учреждении,
используя сугубо индивидуальный подход к несовершеннолетнему.
Срок
пребывания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока
наказания, предусмотренного УК за данное преступление. В соответствии с
понятием преступления средней тяжести этот срок колеблется в пределах от двух
до пяти лет.
Основное
отличие нового УК от УК 1960 г. состоит в том, что помещение
несовершеннолетнего в специальное учреждение возможно только при освобождении
несовершеннолетнего от наказания за совершение преступления средней тяжести.
Следовательно, несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести и
освобождаемый от наказания, не может быть помещён в упомянутые заведения; к
нему подлежат применению менее строгие меры воспитательного воздействия. Равным
образом к несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление средней тяжести,
при освобождении от наказания применения менее строгих мер воспитательного
воздействия не допускается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|