С другой
стороны, на содержание и, пожалуй, на характер исправления и перевоспитания
несовершеннолетних заметное влияние оказывают возрастные и психологические
особенности, характеризующие эту категорию преступников уже не в узко
криминогенном, а в более широком, личностном плане. Недостаточная зрелость
в социальном, психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая
характеризует несовершеннолетних вообще, определяя специфику их уголовной
ответственности и наказания, накладывает свой отпечаток и на характер
исправления и перевоспитания. Несовершеннолетний, попав в сферу
уголовно-правового и тем более исправительно-трудового воздействия, не просто
“исправляется”, а воспитывается в широком плане. Очевидно, те авторы, которые
говорят о “воспитании” вместо “исправления и перевоспитания” несовершеннолетних
правонарушителей, имеют в виду эту особенность. Но эта специфика, обусловленная
возрастными и психологическими особенностями правонарушителей, вполне
укладывается в рамки формулы закона об “исправлении и перевоспитании
осуждённых”. Когда имеешь дело с наказанием и его
исправительно-воспитательными возможностями, нет оснований выходить за эти
рамки.
Из сказанного
вытекает следующий вывод. Если в содержании исправительно-воспитательной цели
наказания взрослых преступников, которые характеризуются сформировавшейся
личностью, исправительный аспект занимает основное место, то в отношении
несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели, и
исправление здесь происходит в единстве с этими целями.
Разрешение
вопроса о содержании исправления осуждённых несовершеннолетних, так же как в
отношении взрослых преступников, связано с общими критериями, установленными в
законе. Указания о том, что исправление и перевоспитание осуждённого должно
выражаться в честном отношении к труду, точном исполнении законов и уважении к
правилам человеческого общежития в примерном поведении и честном отношении к
труду, к обучению и являются общими критериями, позволяющими раскрыть
содержания всех категорий осуждённых.
Поведение
- это очень сложное многогранное понятие. Оно по существу охватывает все
внешние проявления личности человека свидетельствующие о его внутреннем
мире, психологических особенностях и выражающие его отношение к другим людям,
нравственным ценностям и социальным требованиям. Закон обращает внимание на
основные из этих проявлений - точное исполнение законов и уважение к правилам
человеческого общежития, а в отношение к труду (для всех осуждённых) и
обучению (для несовершеннолетних) выделяет в самостоятельный критерий
исправления осуждённых.
Законодатель
исходит из значения труда в нашем обществе, его роли в создании всех
материальных благ, в воспитании граждан, обязанных трудиться на благо Родины.
Отсюда, честное отношение к труду - это показатель общественной полезности
лица, значит, и свидетельство исправления осуждённого. А для
несовершеннолетних, большинство из которых пока только учатся, таким же
свидетельством является и отношение к обучению. Поэтому выделение этого
обстоятельства в дополнительный критерий является оправданным.
Важным
показателем исправления осужденных, в том числе несовершеннолетних
правонарушителей, является, как отмечено, их примерное поведение, выражающееся
в точном исполнении законов, в уважении и соблюдении правил общежития. Из
этого требования закона вытекает необходимость подчинения наказания не узкому
“юридическому исправлению”, а широкому социальному воспитанию, и прежде всего
политическому, правовому и нравственно-этическому.
“Конечно,
возможности самого наказания для осуществления этих задач не столь обширны. Но
оно делает осужденного объектом целенаправленного исправительно-воспитательного
воздействия, которое осуществляется не только силою и возможностями самого
наказания, но и с помощью других средств и методов, которые не входят в
содержание наказания, однако являются составными частями процесса исправления
и перевоспитания осуждённых”1 .
Следовательно,
исправление и перевоспитание как одна из целей наказания служит вместе с тем
связующим началом между наказанием и другими средствами воздействия на
правонарушителей, между правом, с одной стороны, и педагогикой, этикой и
психологией - с другой. Отсюда следует, что для полного раскрытия содержания
наказания недостаточно анализа только критериев, указанных в законе; для этого
нужно рассматривать его ещё в аспекте указанных наук. А также социологии и
социальной психологии.
Предупреждение
совершения новых преступлений осужденным. Уголовный закон в качестве одной
из целей наказания определяет предупреждение новых преступлений со стороны
осужденного.
Само
понятие частное (или специальное) предупреждение может быть рассмотрено в
двух смыслах - в широком и узком. В первом смысле оно включает в себя всё
то, чем характерно наказание с точки зрения его влияния на осуждённого.
Рассматривая наказание в этом плане, Бабаев отмечает, что “специфической целью
наказания является предупреждение новых преступлений со стороны самих
осужденных и других неустойчивых членов общества. Перевоспитание есть
средство достижения этой цели. Другим средством достижения той же цели,
особенно когда речь идёт о тяжких преступлениях, является кара”2 .
В этой
трактовке частное предупреждение преступлений поглощает цель исправления и
перевоспитания осужденных.
В узком
смысле частное (или специальное) предупреждение мы понимаем
как несовершение
осужденным новых преступлений под влиянием применённого к нему испытанного
им наказания, то есть имеем ввиду предупреждение рецидива преступлений с
помощью наказания и присущих ему свойств.
В
качестве такого свойства выступает сама карательная сущность наказания.
Проявление кары, её влияние на осужденного и должно сыграть предостерегающую и
предупредительно-мотивационную роль. Сила этого влияния зависит, с одной
стороны, от объёма кары в его объективном выражении, с другой - от
субъективного восприятия её осужденным.
Если у
несовершеннолетнего не выработаны ни чувства собственного достоинства и
самоуважения, ни чувства стыда и позора, то трудно ожидать, чтобы он оказался
способным к критической самооценке в связи с содеянным и правильно воспринимать
наказание. У такого осужденного не приходит раскаяние; отсутствует или трудно
пробуждается угрызение совести по поводу совершённого преступления. А
между тем эти компоненты являются необходимыми как для предупреждения
совершения новых преступлений осужденным, так и для его исправления и
перевоспитания.
Бывает
ещё хуже, когда несовершеннолетние правонарушители в самооценке содеянного
проявляют элементы цинизма, самодовольства, свидетельствующие о высокой степени
испорченности и педагогической запущенности, о безразличном отношении к
наказанию, об их безбоязненности1 . Предупредительный эффект наказания в
отношении таких лиц, конечно, очень низок, поэтому здесь особое значение
приобретает исправление и перевоспитание.
Вместе с
тем при назначении наказания таким правонарушителям особое значение
приобретает учёт данных, характеризующих личность, и в первую очередь
сведений о применённых к ним ранее мерах принудительно-воспитательного,
общественного, педагогического или административного характера. Без этого
нельзя серьезно говорить о достижении предупредительной цели в отношении
осужденных несовершеннолетних, о дифференцированном и индивидуальном подходе к
ним.
Социальным
моментом в механизме достижения частнопредупредительной цели наказания
несовершеннолетних является реакция общественности на осуждение конкретных
лиц. Особенно важное значение имеет мнение коллектива, в котором до осуждения
сходился несовершеннолетний (семья, школа, рабочий коллектив и др.),его
отношение как к самому факту преступления, так и к осуждению
несовершеннолетнего. Если это мнение совпадает с государственной реакцией -
оценкой, выраженной в судебном приговоре, то предупредительная роль наказания
гораздо весомее, чем при расхождении в оценках.
Говоря о
мнении коллектива по поводу осуждения его члена, мы имеем в
виду не только
официальный коллектив, но и непосредственное окружение, микросреду в виде
группы сверстников, с которыми несовершеннолетний проводил свое свободное
время, чьим мнением, быть может, он дорожит больше всего. Когда эта микросреда
состоит из лиц с отрицательной характеристикой, “трудных” подростков и юношей
и осужденный встречает их одобрение по поводу содеянного им, то вряд ли можно
ожидать эффективного частнопредупредительного влияния наказания. Нередко в
такой ситуации сверстники смотрят на осужденного, как на героя, а он принимает
это за должное.
Следовательно,
предупредительная цель наказания связана непосредственно с его
общепредупредительным назначением, с его влиянием на других неустойчивых лиц.
Предупреждение
совершения новых преступлений другими лицами из числа несовершеннолетних.
Общепредупредительное значение в борьбе с преступностью среди
несовершеннолетних имеют не только наказания, применяемые к несовершеннолетним.
Всякое применение наказания должно влиять на всех осведомлённых лиц, в том
числе и несовершеннолетних, прививая им сознание неотвратимости
ответственности за преступления и неизбежности наказания и тем самым
способствуя предотвращению совершения преступлений этими лицами, то есть
обеспечению общепредупредительной цели наказания.
Большой
интерес в деле общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних
представило бы исследование механизма влияния и эффективности наказаний,
применяемых, с одной стороны, к взрослым преступникам, а с другой - к
несовершеннолетним правонарушителям, выявление того, как эти наказания
воспринимаются несовершеннолетними, есть ли здесь момент дифференциации и как
он выражен. Но пока материалов таких исследований нет.
Можно
предположить, что предупредительно-мотивационное влияние наказания
несовершеннолетнего на его сверстников ниже, чем аналогичное влияние
наказания совершеннолетнего на взрослое население. Это зависит не только от
характера наказания несовершеннолетних, но и от особенностей его восприятия
другими несовершеннолетними лицами. Для уяснения этих особенностей нужно
разобраться в механизме общепредупредительного влияния наказания.
Этот
механизм зависит от тех же компонентов наказания, которые обеспечивают и
предупредительное влияние. Налицо прямая зависимость первого от второго
(хотя есть и обратная связь, но не она главная), поскольку осужденный наиболее
чувствительно и непосредственно испытывает наказание, в то время как другие
лица воспринимают его отдалённо во времени и в пространстве, опосредствованно
самыми разнообразными обстоятельствами.
В такой
взаимозависимости цели частного и общего предупреждения соотносятся друг с
другом и проявляются в отношении всех категорий лиц, как осуждённых, так и
иных, на которых должно влиять применённое к конкретным лицам наказание.
Поэтому я солидарен с теми авторами, которые считают, что задачи (цели) общей
и частной превенции неотделимы друг от друга и имеют одинаково важное значение
в аспекте всей системы уголовного права.
Общепредупредительную
роль наказание играет ещё до применения к конкретным преступникам, поскольку
угроза наказанием, объявленная в законе, утверждая правопорядок, предупреждает
о незыблемости этого правопорядка и недопустимости каких-либо посягательств на
охраняемые интересы; таким образом повышается правосознание граждан,
способствуя их воспитанию. А реальное применение наказания в случаях совершения
преступлений конкретными лицами подкрепляет это превентивное воздействие,
убеждая всех в неотвратимости ответственности и неизбежности наказания.
В
принципе общепредупредительное влияние наказания так же, как его
частнопредупредительная направленность, способствует воспитанию всех
граждан. Притом в отношении всех оно выступает воспитующе (прежде всего в
плане правового воспитания), а в отношении лиц, склонных к совершению
преступления, имеющих антиобщественные взгляды и намерения, - исправляющие и перевоспитывающие.
Сведения
о субъективном восприятии наказания осужденными несовершеннолетними,
содержащимися в местах лишения свободы, к сожалению, говорят о
незначительном общепредупредительном эффекте применяемых к несовершеннолетним
наказаний, в том числе лишения свободы. В беседах с осужденными
несовершеннолетними, содержащимися в колониях, выясняется, что многие из них не
ожидали “такого оборота дела” и в ином свете представляли последствия
совершённого ими преступления. Преобладающее большинство опрошенных (80%) не
ожидали, что придётся нести уголовную (по их представлению, судебную)
ответственность и отбывать наказание лишением свободы. Одни из них строили
расчёт на избежание наказания вообще, значит не понимали или не верили в его
неотвратимость, другие полагали, что попадут только в милицию или будут
обсуждены комиссией по делам несовершеннолетних, а иные вовсе не думали о
каких бы то ни было последствиях. Многие из тех, которые сознавали, что
придётся нести уголовную ответственность, заранее знали, что попадут в
колонию и не боялись этого1 .
Очевидно,
в известной мере эти данные носят отпечаток субъективности. Но тем не менее
они отражают два момента: с одной стороны, слабую правовую осведомлённость
несовершеннолетних, а с другой - хотя и косвенно, недостаточную действенность
как самой угрозой наказанием, так и её реализации.
Успех в
обеспечении общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних с
помощью наказания, на мой взгляд, зависит не только от его устрашающего влияния
(уповать только на это было бы большой ошибкой), но и от общего уровня
правового воспитания подрастающего поколения, от привития ему уважения к
нравственным ценностям, законам и социальным нормам. Не меньшее значение при
этом имеют воспитание к несовершеннолетних самоуважения, умения ценить свои
права и свободы и вместе с тем чувство гражданственности и общественного
долга. Только при наличии этих компонентов иные лица правильно воспринимают
наказания, которым подвергнуты конкретные правонарушители, их влияние падает
на благодатную почву и даёт общепредупредительный эффект.
В
заключение следует подчеркнуть, что все рассмотренные цели наказания
несовершеннолетних, хотя и имеют свои особенности, свой механизм достижения,
однако тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правильный учёт их
единства и диалектикой связи помогает глубже вникать в сущность наказания
несовершеннолетних и проследить пути его эффективности.
Общим
связующим моментом целей наказания являются интересы борьбы с преступностью.
Ради них реализуется ответственность в объективном смысле, с тем чтобы она,
касаясь конкретных осужденных, способствовала также повышению чувства
ответственности у остальных граждан.
Вытекающие
из закона цели уголовного наказания определяют и принципы его применения к
виновным лицам. Причём система этих принципов едина и для взрослых и для
несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы законности,
обоснованности, гуманности, индивидуализации и справедливости наказания. Однако
применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определённые специфические
черты и свойства, на которых следует остановиться.
Соблюдение
принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении
наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие
положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае
норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально
регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних. Особенно
здесь следует выделить ст. 20 УК, определяющую возраст, с которого возможна
уголовная ответственность за совершение общественно опасных деяний.
Применительно
к несовершеннолетним гуманность как принцип назначения наказания проявляется
особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для
подростков уголовное законодательство при назначении им наказания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|