Меню
Поиск



рефераты скачать Уголовная ответственность несовершеннолетних и ее особенности

        С другой стороны, на содержание и, пожалуй, на характер исправления и перевоспитания несовершеннолетних заметное  влияние  оказывают  возрастные  и психологические  особенности,  характеризующие эту категорию преступников уже не в узко криминогенном,  а в более широком,  личностном плане. Недостаточная зрелость  в  социальном,  психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая характеризует несовершеннолетних вообще,  определяя специфику их уголовной ответственности и наказания,  накладывает свой отпечаток и на характер исправления и перевоспитания.  Несовершеннолетний, попав в сферу уголовно-правового и тем более исправительно-трудового воздействия, не просто “исправляется”, а воспитывается в широком плане. Очевидно, те авторы, которые говорят о “воспитании” вместо “исправления и перевоспитания” несовершеннолетних правонарушителей, имеют в виду эту особенность. Но эта специфика, обусловленная возрастными и психологическими особенностями правонарушителей, вполне укладывается в рамки формулы закона об “исправлении и перевоспитании  осуждённых”.  Когда  имеешь  дело с наказанием и его исправительно-воспитательными возможностями, нет оснований выходить за эти рамки.

        Из сказанного  вытекает  следующий вывод.  Если в содержании исправительно-воспитательной цели наказания взрослых преступников,  которые характеризуются сформировавшейся личностью,  исправительный аспект занимает основное место,  то в отношении несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели, и исправление здесь происходит в единстве с этими целями.

        Разрешение вопроса о содержании исправления осуждённых  несовершеннолетних, так же как в отношении взрослых преступников, связано с общими критериями,  установленными в законе. Указания о том, что исправление и перевоспитание  осуждённого должно выражаться в честном отношении к труду,  точном исполнении законов и уважении к правилам человеческого  общежития  в  примерном поведении и честном отношении к труду, к обучению и являются общими критериями, позволяющими раскрыть содержания всех категорий осуждённых.

        Поведение - это очень сложное многогранное понятие.  Оно по существу охватывает все внешние проявления личности человека свидетельствующие  о  его внутреннем  мире,  психологических  особенностях и выражающие его отношение к другим людям, нравственным ценностям и социальным требованиям. Закон обращает внимание  на основные из этих проявлений - точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития,  а в отношение к  труду  (для  всех осуждённых) и обучению (для несовершеннолетних) выделяет в самостоятельный критерий исправления осуждённых.

        Законодатель исходит  из значения труда в нашем обществе,  его роли в создании всех материальных благ, в воспитании граждан, обязанных трудиться на благо Родины. Отсюда, честное отношение к труду - это показатель общественной полезности лица, значит, и свидетельство исправления осуждённого. А для несовершеннолетних,  большинство  из которых пока только учатся,  таким же свидетельством является и отношение к обучению.  Поэтому выделение  этого  обстоятельства в дополнительный критерий является оправданным.

        Важным показателем исправления осужденных,  в том числе несовершеннолетних правонарушителей,  является, как отмечено, их примерное поведение, выражающееся в точном исполнении законов,  в  уважении  и  соблюдении правил общежития. Из этого требования закона вытекает необходимость подчинения наказания не узкому “юридическому исправлению”, а широкому социальному воспитанию, и прежде всего политическому, правовому и нравственно-этическому.

        “Конечно,  возможности самого наказания для осуществления этих задач не столь обширны. Но оно делает осужденного объектом целенаправленного исправительно-воспитательного воздействия,  которое осуществляется не только силою и возможностями самого наказания,  но и с помощью других средств  и  методов, которые не входят в содержание наказания,  однако являются составными частями процесса исправления и перевоспитания осуждённых”1 .

        Следовательно, исправление и перевоспитание как одна из целей наказания служит вместе с тем связующим началом между наказанием и  другими  средствами воздействия на правонарушителей, между правом, с одной стороны, и педагогикой,  этикой и психологией - с другой.  Отсюда следует,  что для  полного раскрытия содержания наказания недостаточно анализа только критериев, указанных в законе; для этого нужно рассматривать его ещё в аспекте указанных наук. А также социологии и социальной психологии.

        Предупреждение совершения новых  преступлений  осужденным.  Уголовный закон  в  качестве  одной  из целей наказания определяет предупреждение новых преступлений со стороны осужденного.

        Само понятие  частное  (или специальное) предупреждение может быть рассмотрено в двух смыслах - в широком и узком.  В первом смысле оно включает в  себя всё то,  чем характерно наказание с точки зрения его влияния на осуждённого.  Рассматривая наказание в этом плане, Бабаев отмечает, что “специфической  целью наказания является предупреждение новых преступлений со стороны самих осужденных и других неустойчивых членов общества.  Перевоспитание  есть средство достижения этой цели.  Другим средством достижения той же цели, особенно когда речь идёт о тяжких преступлениях, является кара”2 .

        В этой  трактовке  частное предупреждение преступлений поглощает цель исправления и перевоспитания осужденных.

        В узком смысле частное (или специальное) предупреждение мы понимаем

как несовершение осужденным новых преступлений под  влиянием  применённого  к нему  испытанного  им наказания,  то есть имеем ввиду предупреждение рецидива преступлений с помощью наказания и присущих ему свойств.

         В качестве такого свойства выступает сама карательная сущность наказания.  Проявление кары, её влияние на осужденного и должно сыграть предостерегающую и предупредительно-мотивационную роль. Сила этого влияния зависит, с одной стороны,  от объёма кары в его объективном выражении,  с  другой  -  от субъективного восприятия её осужденным.

        Если у несовершеннолетнего не выработаны ни чувства собственного достоинства и самоуважения,  ни чувства стыда и позора, то трудно ожидать, чтобы он оказался способным к критической самооценке в связи с содеянным и правильно  воспринимать наказание.  У такого осужденного не приходит раскаяние;  отсутствует или трудно пробуждается угрызение совести  по  поводу  совершённого преступления.  А  между тем эти компоненты являются необходимыми как для предупреждения совершения новых преступлений осужденным, так и для его исправления и перевоспитания.

        Бывает ещё хуже, когда несовершеннолетние правонарушители в самооценке содеянного проявляют элементы цинизма, самодовольства, свидетельствующие о высокой степени испорченности и педагогической запущенности,  о  безразличном отношении к наказанию,  об их безбоязненности1 . Предупредительный эффект наказания в отношении таких лиц,  конечно, очень низок, поэтому здесь особое значение приобретает исправление и перевоспитание.

        Вместе с тем при назначении наказания таким  правонарушителям  особое значение приобретает учёт данных,  характеризующих личность,  и в первую очередь сведений о применённых к ним ранее мерах  принудительно-воспитательного, общественного,  педагогического  или  административного характера.  Без этого нельзя серьезно говорить о  достижении  предупредительной  цели  в  отношении осужденных несовершеннолетних,  о дифференцированном и индивидуальном подходе к ним.

        Социальным моментом  в  механизме  достижения частнопредупредительной цели наказания несовершеннолетних является реакция общественности на  осуждение конкретных лиц. Особенно важное значение имеет мнение коллектива, в котором до осуждения сходился несовершеннолетний (семья,  школа, рабочий коллектив  и др.),его отношение как к самому факту преступления,  так и к осуждению несовершеннолетнего.  Если это мнение совпадает с государственной реакцией  - оценкой, выраженной в судебном приговоре, то предупредительная роль наказания гораздо весомее, чем при расхождении в оценках.

        Говоря о мнении коллектива по поводу осуждения его члена,  мы имеем в

виду не только официальный коллектив,  но и непосредственное окружение,  микросреду  в  виде  группы сверстников,  с которыми несовершеннолетний проводил свое свободное время, чьим мнением, быть может, он дорожит больше всего. Когда эта микросреда состоит из лиц с отрицательной характеристикой,  “трудных” подростков и юношей и осужденный встречает их одобрение по поводу содеянного им, то вряд ли можно ожидать эффективного частнопредупредительного влияния наказания. Нередко в такой ситуации сверстники смотрят на осужденного, как на героя, а он принимает это за должное.

        Следовательно, предупредительная цель  наказания  связана  непосредственно с его общепредупредительным назначением,  с его влиянием на других неустойчивых лиц.

        Предупреждение совершения  новых преступлений другими лицами из числа несовершеннолетних.  Общепредупредительное значение в борьбе с  преступностью среди несовершеннолетних имеют не только наказания, применяемые к несовершеннолетним.  Всякое применение наказания должно влиять  на  всех  осведомлённых лиц,  в  том числе и несовершеннолетних,  прививая им сознание неотвратимости ответственности за преступления и неизбежности наказания и тем самым способствуя предотвращению совершения преступлений этими лицами, то есть обеспечению общепредупредительной цели наказания.

        Большой интерес в деле общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних представило бы исследование механизма влияния и  эффективности наказаний,  применяемых, с одной стороны, к взрослым преступникам, а с другой - к несовершеннолетним правонарушителям,  выявление того,  как эти  наказания воспринимаются несовершеннолетними, есть ли здесь момент дифференциации и как он выражен. Но пока материалов таких исследований нет.

        Можно предположить,  что предупредительно-мотивационное влияние наказания несовершеннолетнего на его сверстников ниже,  чем  аналогичное  влияние наказания  совершеннолетнего на взрослое население.  Это зависит не только от характера наказания несовершеннолетних,  но и от особенностей его  восприятия другими несовершеннолетними лицами.  Для уяснения этих особенностей нужно разобраться в механизме общепредупредительного влияния наказания.

        Этот механизм зависит от тех же компонентов наказания,  которые обеспечивают и предупредительное влияние.  Налицо прямая зависимость  первого  от второго (хотя есть и обратная связь, но не она главная), поскольку осужденный наиболее чувствительно и непосредственно испытывает наказание, в то время как другие лица воспринимают его отдалённо во времени и в пространстве, опосредствованно самыми разнообразными обстоятельствами.

        В такой взаимозависимости цели частного и общего предупреждения соотносятся друг с другом и проявляются в отношении всех категорий лиц, как осуждённых,  так и иных,  на которых должно влиять применённое к конкретным лицам наказание. Поэтому я солидарен с теми авторами, которые считают, что задачи (цели)  общей и частной превенции неотделимы друг от друга и имеют одинаково важное значение в аспекте всей системы уголовного права.

        Общепредупредительную роль наказание играет ещё до применения к конкретным преступникам,  поскольку угроза наказанием,  объявленная в законе, утверждая правопорядок, предупреждает о незыблемости этого правопорядка и недопустимости каких-либо посягательств на охраняемые интересы; таким образом повышается правосознание граждан,  способствуя их воспитанию. А реальное применение наказания в случаях совершения преступлений конкретными лицами подкрепляет это превентивное воздействие,  убеждая всех в неотвратимости ответственности и неизбежности наказания.

        В принципе  общепредупредительное  влияние наказания так же,  как его частнопредупредительная направленность,  способствует воспитанию  всех  граждан. Притом  в  отношении всех оно выступает воспитующе (прежде всего в плане правового воспитания),  а в отношении лиц,  склонных к совершению преступления,  имеющих антиобщественные взгляды и намерения, - исправляющие и перевоспитывающие.

        Сведения о  субъективном восприятии наказания осужденными несовершеннолетними,  содержащимися в местах лишения свободы,  к сожалению,  говорят  о незначительном общепредупредительном эффекте применяемых к несовершеннолетним наказаний, в том числе лишения свободы. В беседах с осужденными несовершеннолетними, содержащимися в колониях, выясняется, что многие из них не ожидали “такого оборота дела” и в ином свете  представляли  последствия  совершённого ими преступления.  Преобладающее большинство опрошенных (80%) не ожидали, что придётся нести уголовную (по их представлению,  судебную)  ответственность  и  отбывать наказание лишением свободы.  Одни из них строили расчёт на избежание наказания вообще, значит не понимали или не верили в его неотвратимость,  другие полагали, что попадут только в милицию или будут обсуждены комиссией по делам несовершеннолетних,  а иные вовсе не думали о каких бы то ни было последствиях.  Многие из тех, которые сознавали, что придётся нести уголовную ответственность,  заранее знали,  что попадут в колонию и  не  боялись этого1 .

        Очевидно, в известной мере эти данные носят отпечаток субъективности. Но  тем не менее они отражают два момента:  с одной стороны,  слабую правовую осведомлённость несовершеннолетних, а с другой - хотя и косвенно, недостаточную действенность как самой угрозой наказанием, так и её реализации.

        Успех в обеспечении общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних с помощью наказания, на мой взгляд, зависит не только от его устрашающего влияния (уповать только на это было бы большой ошибкой),  но и от общего  уровня правового воспитания подрастающего поколения,  от привития ему уважения к нравственным ценностям,  законам и социальным нормам.  Не  меньшее значение при этом имеют воспитание к несовершеннолетних самоуважения,  умения ценить свои права и свободы и вместе с тем чувство  гражданственности  и  общественного  долга.  Только  при наличии этих компонентов иные лица правильно воспринимают наказания,  которым подвергнуты конкретные  правонарушители,  их влияние падает на благодатную почву и даёт общепредупредительный эффект.

        В заключение следует подчеркнуть,  что все рассмотренные цели наказания несовершеннолетних, хотя и имеют свои особенности, свой механизм достижения,  однако тесно взаимосвязаны  и  взаимообусловлены.  Правильный  учёт  их единства и диалектикой связи помогает глубже вникать в сущность наказания несовершеннолетних и проследить пути его эффективности.

        Общим связующим  моментом  целей наказания являются интересы борьбы с преступностью.  Ради них реализуется ответственность в объективном смысле,  с тем чтобы она,  касаясь конкретных осужденных, способствовала также повышению чувства ответственности у остальных граждан.

        Вытекающие из  закона цели уголовного наказания определяют и принципы его применения к виновным лицам.  Причём система этих принципов едина  и  для взрослых и для несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы законности, обоснованности, гуманности, индивидуализации и справедливости наказания. Однако применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определённые специфические черты и свойства,  на которых  следует  остановиться.

        Соблюдение принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие положения закона,  но и  подлежащие  применению  в  каждом конкретном  случае норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства,  специально регулирующие условия и порядок ответственности  несовершеннолетних.  Особенно здесь следует выделить ст.  20 УК,  определяющую возраст, с которого возможна уголовная ответственность за совершение общественно опасных деяний.

        Применительно к несовершеннолетним гуманность как принцип  назначения наказания проявляется особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство при  назначении им наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.