Понятие «вред здоровью» действующий УК РФ не раскрывает, вследствие чего
оно стало предметом исследования науки уголовного права, а также объектом
толкования ведомственных нормативно-правовых актов. В частности, Правилами
судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью 1996 г.[10] (далее – Правила) вред
здоровью определялся как телесные повреждения, т.е. нарушение анатомической
целости органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или
патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов
внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических
(п.2).
Полагаю, подобное толкование вреда здоровью должно быть закреплено на
уровне закона (как специального, определяющего критерии оценки тяжести вреда
здоровью в целом, так и уголовного), чтобы обеспечить единообразное понимание
данного термина не только в теоретической и практической юриспруденции, но и
судебной медицине. Пока же вопрос о содержании понятия «вред здоровью» остается
в числе дискуссионных, так как ни об одной из возможных форм причинения вреда
здоровью человека – телесных повреждениях, заболеваниях и патологических состояниях
– в уголовном законе ничего не говорится. По моему мнению, в этом состоит
существенный дефект юридической конструкции составов преступлений против
здоровья человека. Тот факт, что в настоящее время трактовка указанных понятий
черпается многими криминалистами из текста Правил, следует признать аномальным
явлением, поскольку в медицинских нормативных актах отражено соответствующее
этой профессии видение сути тех или иных юридических понятий, которое по
содержанию в большинстве случаев не совпадает с правовым представлением о них.[11]
Вместе с тем, важно подчеркнуть обоснованность замены законодателем в
статьях УК РФ понятия «телесное повреждение» понятием «вред здоровью»:
последний как нельзя более точно отражает последствия преступлений против
здоровья человека.[12]
Во-первых, с позиций судебной медицины, понятие «телесное повреждение» имеет
отношение к любому состоянию человека – прижизненному или посмертному, а «вред
здоровью» – только к прижизненному, что более тесно связывает его с объектом
рассматриваемых преступлений. Во-вторых, нанесение вреда здоровью обусловлено
исключительно противоправными действиями, в то время как телесного повреждения
– как противоправными, так и не противоправными действиями.[13] Наконец, в-третьих, понятие «вред
здоровью» включает в себя такие категории, как психические расстройства,
венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, в то время как понятие «телесные повреждения»
данные виды патологий не охватывает.
Надо сказать, что из трех возможных форм причинения вреда здоровью
человека лишь телесное повреждение имеет длительную историю существования в
юриспруденции и судебно-медицинской науке. Две другие формы – заболевания и
патологические состояния – по сути, впервые с введением в действие УК РФ
трактуются в уголовном праве как преступные последствия рассматриваемых
преступлений. Отсюда возникает необходимость дать им правильное и точное
определение.
Я поддерживаю позицию И.Б. Бойко, который под заболеванием применительно
к преступлениям против здоровья человека предлагает понимать ненормальное
состояние организма, характеризующееся появлением анатомических и (или)
функциональных расстройств вследствие деструктивного воздействия внутренних
(ненасильственных) неблагоприятных факторов (например, инфаркт миокарда,
гипертоническая болезнь, язва желудка и др.). В свою очередь, патологическое
состояние – это явление, как правило, развивающееся в ответ на имеющееся
заболевание или полученное телесное повреждение и проявляющееся преимущественно
функциональными расстройствами (например, шок, кома, острая сердечная
недостаточность и др.). Оба явления, как справедливо отмечает ученый, являются
сугубо медицинскими и устанавливаются на основе судебно-медицинской экспертизы.
Сложнее обстоит дело с толкованием телесного повреждения, поскольку
различные авторы вкладывают в этот термин неодинаковый смысл. Расхождения во
взглядах по указанному вопросу сводятся, в сущности, к тому, что именно следует
считать объектом данного преступления: общественные отношения, обеспечивающие
здоровье человека, или общественные отношения, обеспечивающие его телесную
неприкосновенность, – и соответственно относятся или нет к телесным
повреждениям удары, побои и иные насильственные действия, сопряженные с
причинением физической боли. Надо сказать, что единого подхода к решению данной
проблемы не было выработано ни в дореволюционной науке уголовного права, ни в
более поздние десятилетия.
Так, Н.С. Таганцев писал, что «телесное повреждение должно охватывать все
случаи причинения физической боли или страдания».[14] По мнению С.В. Познышева, под
понятие телесного повреждения подходит причинение другому лицу не только
страдания длящегося, до известной степени расстраивающего здоровье, но и
мимолетной бесследно проходящей физической боли.[15]
Представляется, что такое широкое определение понятия телесного
повреждения с теоретической точки зрения нельзя признать правильным. В
противном случае однородными становятся различные по характеру и степени своей
общественной опасности преступления, что недопустимо.
П.А. Дубовец полагал, что удары, побои и иные насильственные действия,
связанные с причинением физической боли, так же как и все другие телесные
повреждения, наносят вред здоровью человека.[16]
При этом он ссылался на медицинскую литературу, согласно которой физические
страдания, боль нарушают нормальное функционирование органов тела. Аналогичной
точки зрения придерживаются и другие авторы, которые усматривают в собственной
позиции некий компромисс, считая удары, побои и иные насильственные действия
частным случаем нанесения телесных повреждений.[17]
Однако согласиться с изложенной трактовкой понятия телесных повреждений
было бы неверно. В результате ударов, побоев и иных насильственных действий
хотя и причиняется некоторый вред здоровью, но он столь незначителен, что
объективно его не в состоянии выявить судебно-медицинская экспертиза и
определить суд, и уже поэтому его не должен принимать во внимание закон. «Сущность:
телесного повреждения, – как правильно отмечает В.К. Жукова, – выражается в
причинении не любого, а лишь более или менее значительного, реально ощутимого
вреда, т.е. расстройства здоровья».[18]
У М.М. Гродзинского справедливое сомнение «вызывает: сама возможность
существования такого телесного повреждения, которое не было бы связано с
расстройством здоровья: всякое телесное повреждение всегда и непременно будет
связано с расстройством здоровья».[19]
Прав и Н.И. Загородников, который подчеркивал, что «одним из конститутивных
признаков, отграничивающих телесные повреждения от других преступлений против
здоровья, является причинение определенного вреда, объективно выраженного и
поддающегося точному определению соответствующими специалистами».[20] Аналогичную позицию занимают
разработчики Правил, в п.25.4 которых сказано, что небольшие немногочисленные
повреждения (ссадины, кровоподтеки, небольшие поверхностные раны), не влекущие
за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой
утраты общей трудоспособности, не расцениваются как вред здоровью.
Я полностью согласен с теми авторами, которые определяют телесное
повреждение как общественно опасное противоправное причинение вреда здоровью
другого лица, выразившееся в нарушении нормального функционирования тканей или
органов человеческого тела.[21]
Такое определение, как представляется, включает в себя характерные юридические
и медицинские признаки, относящиеся ко всем телесным повреждениям. Что же
касается признания причинения вреда психическому здоровью (психической сфере)
человека специальным видом телесных повреждений, я их мнения не разделяю.
Как правильно отмечает И.Б. Бойко, «телесное повреждение – исключительно
судебно-медицинское понятие (в других медицинских науках, в том числе и в
близкой судебной медицине – судебной психиатрии, этого понятия нет), которое
имеет отношение только к телу – физической или соматической составляющей
человека, т.е. ко всем разрушениям/расстройствам деятельности человеческого
организма, не приведшим к нарушениям со стороны психики. Таким образом,
психическая сфера, как и вопросы психического здоровья, к данному термину
прямого отношения не имеют».[22]
Тем не менее, это утверждение весьма условно, так как практически любое
состояние нарушенного соматического здоровья неизбежно отражается на психике
человека,[23]
однако юридически более точно квалифицировать различные психические
расстройства на основании термина «заболевания».
Родовым объектом
преступлений, предусмотренных разделом 7 УК РФ, в с соответствии с текстом
настоящего закона предусмотрена личность, с чем, кстати, согласны и большинство
криминалистов, занимающихся этой проблемой. К последним, безусловно, следует
отнести таких авторов, как С. В. Бородин,[24]
Н. И. Ветров,[25]
Т. О. Кашаева,[26]
М. И. Ковалев и Н. А. Ныркова,[27]
А. И. Коробеев,[28]
Л. Л. Кругликов,[29]
Я. Г. Лизогуб,[30]
Г. М. Миньковский,[31]
С. И. Никулин,[32]
Л. А. Прохоров, М. Л. Прохорова,[33]
М. Смирнов и А. Толмачев,[34]
О. Ф. Шишов.[35]
Однако
перечисленные ученые за редким исключением, пытаются избежать семантизации
этого, безусловно правового понятия, хотя и признают некоторую правовую
проблематичность его раскрытия. Так, например, Т. В. Кондрашова прямо
указывает, что «не могут быть названы личностью аницефалы и так называемые «маугли»
и «тарзаны», поскольку они не обладают и не могу обладать ни второй сигнальной
системой, ни способностью к анализу. И все-таки лишение их жизни, безусловно,
расценивается российским законодательством как убийство».[36]
С. И. Никулин, в
свою очередь, пытается расширить это категориальное правовое понятие и считает,
что «личность – человек», рассматриваемый не только как биологический индивид,
но и как существо социальное, как участник (субъект) тех или иных общественных
отношений.[37]
С ним фактически солидаризуются и С. В. Бородин,[38] М. И. Ковалев и Н. А. Ныркова.[39]
Оригинальную
позицию в настоящем споре занял О. Ф. Шишов. Так, вначале, он полностью
поддерживает всех перечисленных авторов и в свою очередь настаивает на том, что
«личность представляет собой не только биологическое, человеческое существо, но
является сущностью общественных отношений, создателем и носителем социальных
ценностей, субъектом трудовой деятельности, общения и познания».[40] Однако, продолжая свою мысль,
он указывает, что «в философской литературе существует мнение, разделяемое и
отдельными представителями юридической науки, согласно которому не каждый
человек является личностью. Э. В. Ильенков считал, что «личность возникает
тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю
деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне, – той культурой, в лоне
которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».[41] Другой известный философ, В.
П. Тугаринов заявлял: «Нельзя безоговорочно всех людей без исключения считать
личностями, личность должна обладать чертами, которые свойственны лишь
взрослому и психически нормальному человеку».[42]
С точки зрения
закона и правовой науки, такие взгляды неприемлемы. Конституция РФ[43] не проводит различий между
понятиями «личность» и «человек». В уголовном законодательстве эти понятия
воспроизводятся как идентичные.[44]
Анализируя
настоящую позицию, следует, видимо, согласиться с последним выводом О.Ф. Шишова
и признать, что современное уголовное законодательство Российской Федерации
действительно считает идентичными настоящие понятия, однако последнее является,
скорее всего, недостатком юридической конструкции нашего законодательства.
В связи с чем,
видимо, следует вначале разобраться с семантологическим содержанием самого
этого понятия. В соответствии с семантикой русского языка «личность – (есть)
человек – носитель каких-то свойств».[45]
Следовательно, личность от человека отличает наличие каких либо особых свойств.
Каких именно?
В соответствии с
данными современной психологии «личность – это такая система психических
регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в
надситуативных целостностях социальной среды, таких, как идеалы, мораль, истина
и подобные всечеловеческие ценности[46]
или «личность – специфическая человеческая система психических регуляторов
активности человека, такая устойчивая функциональная система в психике,
благодаря которой человек становится инициативным, целеустремленным, убежденным
деятелем, способным не только приспосабливаться к среде обитания, но и улучшать
ее».[47]
Где последние также признают, что «личность есть относительно поздний продукт
общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Об этом писал,
в частности, и С. Л. Рубинштейн.[48]
Последователи
марксистко-ленинского учения, как представители материалистического направления
в философии, в свою очередь указывали: «чтобы раскрыть содержание понятия «личность»,
надо, прежде всего, определить сущность человека как социального существа, ибо
личности существуют только в человеческом обществе». По словам К. Маркса, «сущность
человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей
действительности она есть совокупность всех общественных отношений».[49] Этот тезис Маркса направлен,
прежде всего, против Фейербаха, который в понимании сущности человека исходил
из представления об изолированном индивиде и считал, что индивиды, составляющие
общество, связаны между собой «только природными узами». Фейербах не видел
того, что «абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности
принадлежит к определенной общественной форме».[50] Понять, что представляет собой
человек определенной эпохи, каковы его характерные особенности, объяснить,
почему у него складывается такой, а не иной социальный облик, можно, только
исходя из системы общественных отношений данного общества.
Общественные
отношения обусловливают в немалой степени биофизические и в ещё большей степени
психологические и другие особенности человека. Из марксистского определения сущности
человека к совокупности всех общественных отношений отнюдь не следует, что
марксизм сводит его целиком к этой социальной сущности, что свойства человека
не связаны с его физическим бытием. Когда дело касается индивида, то он
предстает перед нами как «совокупность физических и духовных способностей,
которыми обладает организм, живая личность человека».[51]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|