·
выполнен
ли рукописный текст искаженным почерком, какой рукой и не с подражанием ли
почерку определенного лица;
·
установить
факт травления, подчистки; восстановить первоначальный или залитый текст;
выявить исправления или дописки, определить способ изготовления оттисков
печатей и штампов.
2.
Трасологическая экспертиза:
·
с какой
стороны и в каких условиях произведен взлом; имеются ли следы посторонних
предметов на запирающем устройстве; подвергалась ли вскрытию пломба;
·
какова
давность обнаруженных следов пальцев рук и каковы механизм и условия их
образования;
·
установить
по имеющимся следам направление движения транспортного средства, а также
условия и механизм их образования;
·
определить
условия и время расчленения объекта на отдельные части.
3.
Судебно-баллистическая экспертиза:
·
является
ли представленный на исследование предмет огнестрельным оружием и если
является, то возможен ли из него самопроизвольный выстрел.
В конце 60-х
годов, в период активного привлечения в судебную экспертизу методов
аналитической химии, стали выделять так называемые классификационные
исследования, которые не устанавливали тождество единичного материального
объекта, а была направлены на определение его природы, происхождения, отдельных
свойств или назначения. Эти исследования, по мнению В.Я. Колдина, «ничем не
отличаются от обычных физических, химических, биологических и технических
исследований и выполняются представителями соответствующих естественных и
технических наук без всякой предварительной специализации в области
криминалистики».[19]
Такой вывод
автора, с одной стороны, если это касается исследования объектов, связанных с
событием преступления, с учетом экспертных задач, не отвечает реальной
действительности сегодняшнего дня. Рассмотрим, например, вопрос установления
факта фальсификации пищевого продукта. Хотя это исследование и выполняется с
помощью физико-химических методов, однако, получить ответ на поставленный
вопрос от специалиста, не изучившего существующие способы фальсификации,
невозможно. Для этого необходимо знать, что такое способ преступления, учесть
все составляющие его элементы, необходимо быть компетентным в области криминалистических
знаний, представлять себе, каким образом решение вопроса о фальсификации
помогает раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Поэтому
установление факта фальсификации пищевого продукта возможно только при
соответствующей криминалистической оценке, полученной в ходе исследования
информации.
С другой стороны,
мнение В.Я. Колдина отчасти справедливо, если классификационное исследование и
собственно классификацию следует понимать как специальный, не связанный с
событием данного преступления, процесс познания, т.е. распределение объектов,
явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих
признаков. При этом формируют соответствующие системы – классификации,
представляющие собой справочники, каталоги, коллекции, атласы и т.п. Кроме
того, классификациями следует считать систему упорядоченных знаний,
отображенных (запечатленных) нашим сознанием.
Как следует из
сказанного, очевидно наличие двойного толкования термина «классификация»: 1)
процесс познания, 2) определенная сформированная система. Такие понятия,
содержащие в себе двойное значение, имеют место в криминалистике. Например,
использование термина «предварительное исследование» понимает под ним,
во-первых, собственно исследование (исследование обнаруженных объектов
непосредственно в ходе осмотра места происшествия, обыска и т.п.), во-вторых,
начальную стадию всего процесса исследования (например, экспертизы). Здесь
важно четко понимать о каком именно толковании в каждом конкретном случае идет
речь.
Характерной
особенностью объектов классификационных исследований, как это следует из самой
сути процесса познания, – классификации, – является то, что они не связаны с
событием расследуемого преступления. Этой точки зрения придерживается в своей
более поздней работе В.А. Снетков.[20]
В этой связи
следует отметить, что собственно классификационные исследования могут относиться
к разряду криминалистических, но никогда не будут экспертными (в процессуальном
смысле), т.к. по характеру процесса познания классификационные исследования и
их объекты не связаны с событием расследуемого преступления.
Такой подход к
пониманию классификационных исследований представляется обоснованным и отвечает
положению, традиционно сложившемуся не только в криминалистике, но и в
естественных науках. Например, исследованные и обработанные данные о
существующих химических соединениях (их природе, составе, связях и т.п.) широко
используются при изучении новых неизвестных веществ; собранные, исследованные и
обработанные соответствующим образом данные коллекций лакокрасочных покрытий,
выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью, эффективно используются
в розыске скрывшейся с места происшествия автомашины.
Нас в основном
интересуют те классификации, которые получают в результате соответствующих
классификационных исследований с учетом конкретных задач, направленных на
раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.
Главным отличием
классификационных исследований является то, что его конечная цель состоит в
создании той или иной классификации. Другие исследования не ставят перед собой
такой конечной цели, хотя в некоторых случаях бывают сходны с
классификационными по тем или иным промежуточным задачам; в результате их
решения нередко формируются определенные классификации: коллекции пуль, гильз и
патронов со следами оружия, изъятых с мест преступления, и утраченного
(похищенного) оружия (пулегильзотеки); картотеки поддельных денег и ценных
бумаг; картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом
и т.п. Подобные картотеки и коллекции создаются прежде всего для решения в
дальнейшем идентификационных задач, но имеющаяся в них информация может
использоваться при проведении неидентификационных исследований: установление
природы и назначения объекта, способа и времени его изготовления, и т.д.
Следует отметить, что при формировании перечисленных картотек и коллекций
обязательно используются необходимые для эти целей классификации: каталоги,
справочники, атласы, литературные источники, иные упорядоченные знания.
Продолжением
работ по выделению теоретических основ неидентификационной экспертизы стало
учебное пособие Ю.П Седых-Бондаренко, в котором раскрывались вопросы,
касавшиеся понятия, сущности и видов криминалистической неидентификационной
экспертизы; ее методики и роли в расследовании и предупреждении преступлений.[21]
В начале 70-х
годов в арсенале криминалистических терминов появилось понятие
криминалистическая диагностика, которая в широком смысле была определена В.А.
Снетковым как учение о закономерностях распознавания криминалистических
объектов по их признакам.
Рассуждения об
обоснованности введения такого понятия имеются и в более поздних работах А.И.
Винберга, считавшего, что традиционное деление экспертиз на идентификационные и
неидентификационные является расплывчатым: «это все равно, что подразделение
экспертиз на химические и нехимические».[22]
В связи с этим автор отмечает, что все доводы в защиту сложившейся традиции «не
являются убедительными, тем белее, когда на смену расплывчатому понятию
приходят более четкие и определенные по своим задачам, целям и методам понятия
диагностической и ситуационной судебных экспертиз». В это же время, в конце
70-х годов, Г.Л. Грановский, в своей научной публикации рассмотрел
характеристику алгоритмов решения диагностических и ситуалогических задач
применительно и трасологическим исследованиям.[23]
Фундаментальное
развитие теоретические положения криминалистической диагностики получили в 80-е
годы. Так, в работах Ю.Г. Корухова,[24]
посвященных этому направлению в криминалистике, в понимание и содержание
сущности криминалистической диагностики вложен более глубокий и, как
представляется, цельный и правильный смысл. По словам автора «криминалистическая
диагностика может быть определена как частный метод познания, позволяющий
получить представление о механизме преступного действия на основе его отражения
в объектах материального мира». Процесс диагностирования складывается из
нескольких стадий. «Вначале, также как и при решении идентификационных задач,
изучают признаки объекта (явления, события) или его отображения. После этого на
основе вывода о характеристиках (свойствах) объекта или условиях события
(действия) осуществляется их сопоставление с типичными ситуациями (типовой
моделью) подобного события. Такое сопоставление позволяет уяснить условия
отражения, правильнее понять проявление закономерностей в данном конкретном
случае, объяснить наблюдаемые отклонения. В итоге формулируется вывод о
причинах явления, возможности его совершения в определенной ситуации и т.д.».
Таким образом,
научно перспективно мнение о существований двух процессов познания в судебной
экспертизе и иных криминалистических исследованиях – идентификационного и
неидентификационного (см. рис 1); последний позволяет решать самый разнообразный
перечень вопросов, в том числе касающихся констатации наличия факта либо его
отсутствия, а также классификационного и ситуационного характера, например,
устанавливать взаиморасположение потерпевшего и автомашины в момент их
контакта, место первоначального нанесения повреждений потерпевшему, направление
и способ перетаскивания тела и т.п.
В последние годы все более важную роль начинает играть
криминалистическая диагностика, предметом которой является познание изменений,
произошедших в результате преступного посягательства, а также их причин и
условий на основе изучения свойств и состояний взаимодействовавших объектов для
установления механизма преступного события в целом или его отдельных элементов.
Криминалистическая диагностика сориентирована на распознавание, различение и
определение состояния, события, явления. Ее следует понимать как процесс
решения криминалистической задачи с использованием в этих целях различных
методов. Так, по следам босых ног можно не только отождествить человека, но и выяснить
направление и скорость его движения, факт переноски груза, дефекты
опорно-двигательного аппарата, физическое состояние. По следам взлома судят о
примененном способе, профессиональных навыках взломщика, его физической силе,
сноровке и других параметрах.[25]
В понятие «диагностические исследования» входят:
1) определение свойств и состояния объекта;
2) выяснение обстоятельств происшедшего преступного события;
3) установление причинной связи между известными следствию фактами.
В качестве диагностируемых выступают лишь конкретные объекты,
характеризуемые индивидуальным комплексом связей с событием преступления.
Диагностирующими являются материальные объекты (образцы из коллекций, снимки
спектров и др.), а также различные обобщенные сведения о них (совокупности
признаков класса, рода, вида, подвида), представляемые в атласах, учебниках,
справочниках, запечатленные в памяти. Признаки, служащие раскрытию природы
объекта, являются диагностическими. В диагностирующем объекте им соответствуют
классификационные признаки (определенного рода, вида и т.д.).[26]
Диагностические исследования помогают выяснить фактическое состояние
объекта (исправен ли механизм взрывателя, не подвергалась ли пломба повторному
обжиму после вскрытия), установить его прошлый вид (прочитать заводской номер,
выбитый на двигателе автомобиля и удаленный угонщиками). Эти исследования
нередко предшествуют идентификационным. Так, прежде чем отождествить объект по
следу, эксперт определяет пригодность следа для идентификации, уточняя,
отобразились ли в нем характерные признаки, каким было фактическое состояние в
момент следообразования.
При диагностическом анализе следов, обнаруженных на месте происшествия,
можно установить обстоятельства преступного события. По следам может быть
восстановлен механизм такого события или его отдельные элементы, выяснена
очередность образования следов и на этой основе последовательность действий
преступника. Например, по форме, состоянию и расположению пятен крови удается
определить: место причинения потерпевшему телесных повреждений, в какой позе он
находился, где лежало его тело, в каком оно было положении и т.п. По следам
выстрела устанавливают его направление и дистанцию, характер и целевое
назначение использованного оружия, наличие у стрелявшего соответствующих
навыков и др.
К диагностическим относятся и те исследования, которые связаны с анализом
взаимосвязей между фактами и объектами. Они позволяют выяснить наличие
(отсутствие) причинной связи между произведенными действиями и наступившими
вредными последствиями.
Причинная связь определяется по-разному. Во-первых, это установление по
следствию его причины: например, от чего произошло возгорание шерсти на складе.
Во-вторых, выяснение причинной связи между известным действием и известным
результатом. Например, можно поставить вопрос: находятся ли в причинной связи
действия субъекта, неосторожно обращавшегося с токсичными либо радиоактивными
веществами, с фактом причинения вреда здоровью конкретных лиц? И наконец,
установление причинной связи целесообразно, когда действия произведены, но
опасные последствия еще не наступили. Здесь необходимо определить их характер,
в частности, выяснить, создавало ли опасность для окружающих хранение в
тонкостенном металлическом пенале нескольких ампул с радиоактивным цезием.
Процесс криминалистической диагностики состоит из нескольких стадий.
Вначале разносторонне изучаются признаки объекта (явления, события) по его
отображениям или в натуре. Затем на основе вывода о характеристиках (свойствах)
объекта или условиях протекания события проводится сопоставление с типичными
ситуациями (типовой моделью) подобного преступного события. Это позволяет
понять, какие закономерности проявились в данном случае, объяснить имеющиеся
отклонения от типового варианта. В итоге делается вывод о причинах явления,
механизме события, свойствах объекта. Так, комплексный диагностический анализ
всей совокупности следов позволяет выяснить динамику дорожно-транспортного
происшествия: скорость и направление движения транспортных средств до момента
их столкновения; место, линию, угол и динамику соударения автомобилей, характер
их последующего перемещения и др.[27]
Психофизиологические
основы диагностики в судебном почерковедении базируются, в первую очередь, на
индивидуальных особенностях почерка.
Пoчepк
– это индивидуальный и динамически ycтpoeнный зpитeльнo– двигaтeльный oбpaз
гpaфичecкoй тexники пиcьмa, зaфикcиpoвaнный в pyкoпиcи c пoмoщью cиcтeмы
пepвичныx движeний.[28]
K
ocнoвным cвoйcтвaм
пoчepкa, блaгoдapя кoтopым вoзмoжнo eгo кpиминaлиcтичecкoe иccлeдoвaниe и peшeниe
paзличныx зaдaч cyдeбнoй экcпepтизы, oтнocятcя:
1)
индивидyaльнocть;
2) динaмичecкaя
ycтoйчивocть;
3)
вapиaциoннocть;
4) избиpaтeльнaя
измeнчивocть.
Индивидyaльнocть
пoчepкa пpeдcтaвляeт coбoй нeпoвтopимocть кoмплeкca ocoбeннocтeй
пиcьмeннo-двигaтeльнoгo нaвыкa y paзныx людeй и oзнaчaeт, чтo нe мoжeт быть
двyx чeлoвeк oблaдaющиx oдним и тeм жe пoчepкoм, xoтя нe иcключeны cлyчaи,
кoгдa пoчepки paзныx лиц пoxoжи и внeшнe кaжyтcя oдинaкoвыми. Kaк пpaвилo,
индивидyaльнocть пoчepкa пoявляeтcя нa oпpeдeлeннoм этaпe oбyчeния пиcьмy,
нaпpимep в 3-5 клaccax cpeднeй шкoлы. Этo cвoйcтвo пoчepкa, oтcyтcтвyющee в
oтдeльныx движeнияx и пpиcyщee пoчepкy кaк цeлocтнoмy oбъeктy, oбecпeчивaeтcя
мнoжecтвoм фaктopoв, глaвным из кoтopыx являютcя:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|