Меню
Поиск



рефераты скачать Структура правового статуса осужденных к лишению свободы

В юридической науке существуют различные точки зрения о соотношении международного и национального права. Одни ученые придерживаются дуалистической концепции, суть которой состоит в том, что эти системы рассматриваются как различные, но взаимосвязанные между собой явления, другие – монистической, которая исходит из примата какого-то одного из прав над другим.

Учитывая, что Конституция РФ недвусмысленно провозгласила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие на правовое положение осужденных к лишению свободы.

На протяжении большей части периода действия союзно-республиканского законодательства далеко не всегда за международными нормами, оказывающими влияние на правовое положение лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, официально признавалось какое-либо значение, помимо сугубо информационного. Эти нормы самостоятельно не освещались и не были введены в широкий повседневный научный оборот.

И только последние несколько лет отечественная доктрина стала рассматривать правовое положение осужденных к лишению свободы как комплексное явление, имеющее внутригосударственную и международную стороны. Однако и это не дает повода для оптимизма, т.к. если в национальных законодательствах большинства развитых стран мира (США, Япония, страны Западной Европы) содержание этого понятия так или иначе раскрыто, то в России его международные аспекты до сих пор не получили должной правовой оценки и закрепления. Оно еще не до конца «переведено» на юридический язык и не имеет четкого правового содержания.

Анализ действующих в рассматриваемой сфере правоотношений международных документов позволяет сделать вывод, что они по сути являются своего рода отражением компромисса сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим обеспечения юридического положения рассматриваемой категории лиц. Целью такого международного регулирования является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего осужденным к лишению свободы равные юридические возможности по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира.

Существует множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих вопросы регламентации правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства стран мира и которые должны соблюдаться государствами-участниками данных соглашений. Нас интересует, каковы ключевые идеи, заложенные в них и что составляет ядро норм, содержащихся в этих международных документах.

Основой всех международных норм и принципов в области прав осужденных к лишению свободы выступает узловое положение о незыблемости естественных прав человека. Оно нашло свое отражение в таких важных документах, как Устав ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, международные пакты о правах человека и др. в качестве одного из основополагающих принципов международного права. На этом принципе базируются все остальные ключевые идеи, заложенные в нормах данной правовой системы. Его сущность состоит в том, что лица, находящиеся в исправительных учреждениях, имеют право на жизнь, личную физическую и психическую неприкосновенность, охрану своей чести и достоинства и т.д. К содержанию указанных прав следует отнести, прежде всего, запрет на пытки, применение насилия, унизительное или бесчеловечное обращение. Такие действия носят противоправный характер, т.к. нарушают личную неприкосновенность осужденных к лишению свободы, принуждают к совершению поступков, противных их воле, низводя тем самым их до положения бесправных рабов. Однако, несмотря на наличие многочисленных соглашений, запрещающих такие и аналогичные им деяния, международное сообщество продолжает сталкиваться с подобными фактами. К сожалению, не является здесь исключением и Российское государство. Согласно информации, почерпнутой из доклада Уполномоченного по правам человека за 1999 год, более 25% от всех обращений, поступивших на его имя, были связаны с нарушениями прав и свобод в уголовно-исполнительной сфере. Поэтому заявленный в Конституции РФ тезис о правовом государстве, в котором деятельность всех властных структур направлена на соблюдение и защиту прав и свобод человека, в том числе и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на практике весьма далек от действительности «…и отражает, видимо, соответствующую цель государства и общества». В этом плане нельзя не согласиться с мнением Ж. Пикте, который считает, что в связи с указанными обстоятельствами усилия мирового сообщества должны быть направлены не на выработку новых норм, налагающих запрет на данные деяния, а на усиление влияния уже существующих.

Следующим основным принципом, относящимся к сфере международного регулирования правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следует назвать закрепление прав и свобод в международных соглашениях и их гарантированность. Несмотря на лишение человека свободы, он остается полноправным членом общества: за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, сохраняется практически весь спектр прав и свобод, присущих законопослушным гражданам, в ряде случаев приобретающий особые формы реализации. Так, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах указывается: «каждый человек, где бы он ни находился, не может быть ограничен в признании его прав перед законом».

Одновременно с этим осужденные к лишению свободы, в соответствии с международно-правовыми документами, становятся обладателями специфических прав и свобод, присущих только лицам рассматриваемой категории. Нормативные предписания, содержащиеся в этих документах, отражают особенности их правового положения и раскрывают содержание указанных прав и свобод. Так, например, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными говорится, что в обращении с заключенными следует подчеркнуть не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Помимо этого там же подчеркивается: «…следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум прав и интересов» .

Далее, развивая общую формулу правового положения осужденных к лишению свободы, международные соглашения акцентируют внимание на том, что государствам необходимо не только уважать их юридическое положение, а также гарантировать им полное соблюдение законодательно закрепленных прав. Права и свободы, предусмотренные Конституцией и законами государства, могут быть наполнены содержанием только в том случае, если возможность их осуществления будет надежно обеспечена наличием соответствующих механизмов реализации.

В качестве еще одного из важнейших принципов, заложенных в международных документах, посвященных лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, являются положения, касающиеся уважения и защиты правового статуса лиц данной категории. Говоря об основных аспектах этой проблемы, нельзя не согласиться с мнением В.И. Селиверстова, что умаление лиц данной категории в правах и законных интересах, как граждан государства, не должно влечь автоматического ограничения в средствах их охраны. Наоборот, чем больше ограниченность правового положения осужденного к лишению свободы, тем разнообразнее должны быть способы его защиты. Содержание указанных положений имеет огромное значение, и упоминание о них лишь вскользь будет неверным, поэтому в дальнейшем постараемся более подробно раскрыть их в рамках отдельного параграфа, посвященного юридическим гарантиям защиты лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

Идея о подготовке одинаковых для всех государств стандартов в сфере правового положения осужденных к лишению свободы позволяет вести разговор о необходимости разработки более детальных международных гуманитарных принципов и норм. Однако реализации этой идеи невозможно достичь без обобщения уже накопленного мировым сообществом потенциала в сфере регламентации прав человека. А это, в свою очередь, вынуждает нас обратиться к вопросу о классификации норм, касающихся регулирования правового положения лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

В юридической литературе данная проблема не имеет однозначного решения. Так, Б.Н. Топорнин выделяет среди международных норм три вида: 1)нормы-принципы; 2) нормы, для реализации которых нужен закон; 3) нормы прямого действия. С.В. Бахин поддерживает идею официальной классификации, которая вытекает из предметного разграничения прав и свобод осужденных к лишению свободы, предусмотренного действующими межгосударственными соглашениями. В соответствии с их содержанием он делит международные нормы на регулирующие: 1) гражданско-политические; 2) экономические; 3) социальные; 4) культурные права лиц данной категории. В качестве позитивных моментов данных классификаций можно назвать их доступность и простоту, облегчающую работу исследователей и правоприменителей при поиске данных норм.

Вместе с тем, на наш взгляд, указанные классификации следует признать не затрагивающими все аспекты рассматриваемого явления. Думается, здесь необходим комплексно-системный подход, позволяющий видеть проблему более многопланово. Мы считаем, что классификация должна выглядеть следующим образом.

Первым ее основанием следует назвать юридическую силу норм, содержащихся в международных соглашениях, касающихся правового положения осужденных к лишению свободы. В зависимости от этого их можно разделить на следующие виды: 1) обязательные правила поведения общего характера (императивные нормы); 2) правила поведения, не имеющие столь высокого юридического значения для государства (нормы-рекомендации). К первым необходимо отнести нормы, содержащиеся в пактах, конвенциях и других документах, подлежащих ратификации высшим законодательным органом государства и поэтому имеющих обязательную для него силу. В число таких документов входят, например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, многочисленные дву- и многосторонние международные договоры, подписанные с участием нашей страны и др.

Императивные нормы не допускают каких-либо отступлений от их предписаний как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов, что прямо вытекает из положений ст.5 Международного пакта о гражданских и политических правах. Так, например, согласно нормам современного международного права, даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для оправдания пыток и других бесчеловечных видов наказания, применяемых к осужденным к лишению свободы.

Обязательные нормы, сформулированные в различных международных соглашениях, касаются, как правило, принципов, регулирующих рассматриваемую нами сферу правоотношений либо затрагивают права и свободы лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Так, в частности, данные нормы содержат положения о запрещении всякой дискриминации осужденных к лишению свободы по признаку расы, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального и социального происхождения, пола, возраста, имущественного положения. Или, например, положения о том, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на всемерное оказание им помощи со стороны общества.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением И.В. Шмарова, считающего, что значение сформулированных в международных соглашениях принципов и общих положений о защите прав человека и обращении с осужденными к лишению свободы, имеющих императивный характер, определяется тем, что они: 1) носят межгосударственный характер, в связи с чем стабильны и не зависят от складывающейся в конкретной стране обстановки, сформировавшейся под влиянием различных политических, идеологических, экономических и криминологических факторов, и, следовательно, 2) являются четким ориентиром для развития национального законодательства, так как были выработаны на основе многолетней практики стран – членов ООН.

Другой вид норм, нашедший свое отражение в международных документах, касающихся правового положения осужденных к лишению свободы, носит для государств рекомендательный характер, хотя и подлежит учету при разработке новых законодательных актов в этой сфере. К этой группе относятся нормы, содержащиеся в документах, принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН либо каким-то другим ее главным органом (например, Экономическим и Социальным Советом), а также международными конференциями, съездами и конгрессами. Сюда входят: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. и одобренные Экономическим и Социальным Советом в 1957 г.) и др.

Вместе с тем, несмотря на рекомендательный характер указанных международно-правовых норм, их юридическое значение не следует недооценивать. Хотя эти правила поведения и не имеют обязательного юридического значения в международном праве, они широко признаны мировым сообществом. Как в резолюциях ООН, так и в документах региональных международных организаций (например, Европейского Союза) предусмотрен контроль за их реализацией, чтобы сохранить их высокий моральный и политический уровень в международном масштабе.

Нормы, содержащиеся в названных документах, призваны оказывать влияние на развитие национального законодательства, регулирующего различные аспекты правового положения осужденных к лишению свободы. Они охватывают широкую сферу отношений, возникающих между государственными органами и лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, и содержат рекомендации прогрессивного и гуманистического характера.

Пример тому – некоторые положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В них указывается, что с учетом разнообразия юридических, социальных, экономических и географических условий в различных странах мира не все они могут применяться повсеместно и одновременно. Однако, вместе с тем, в других международных нормах содержатся рекомендации о необходимости постоянного стремления к их наиболее полной реализации. Так, в Процедурах эффективного осуществления указанных правил говорится о том, что всем государствам, чьи нормы в отношении защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-либо форме, не соответствуют Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, рекомендуется принять эти правила.

Следующее основание для классификации международно-правовых норм, регулирующих вопросы правового положения осужденных к лишению свобо-ды – степень их общности. В зависимости от этого данные нормы можно условно разделить на две группы: 1) общие (универсальные) и 2) специальные. Первые относятся к правам человека в целом и лишь в отдельных моментах затрагивают специфическое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Вторая группа стандартов принимается специально для лиц данной категории.

Другой классификационный признак рассматриваемых международных норм – зависимость от источника происхождения. Среди них можно выделить:

1) правила поведения, содержащиеся в межгосударственных договорах (пактах, конвенциях и др.);

2) нормы и принципы, принятые международными межправительственными организациями (например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН). Международные договоры обязательны для государств, их подписавших и ратифицировавших, а решения международных организаций имеют рекомендательный характер.

Следующим основанием классификации является содержание закрепленных в международно-правовых документах правомочий лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В соответствии с этим основанием можно выделить нормы, которые включают в себя: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические; 4) культурные права лиц данной категории.

Любопытную позицию в отношении классификации норм, регулирующих правовое положение осужденных к лишению свободы, высказывает в своих более поздних работах В.А. Карташкин. Он предлагает делить их на негативные и позитивные. Первые носят такое название потому, что для обеспечения прав, закрепленных в этих нормах, государству не нужно предпринимать каких-либо конкретных действий, оно должно лишь не вмешиваться в их осуществление. Сюда, по мнению автора, относятся, в основном, политические права. Во вторую группу, называемую позитивной, подлежат включению, как правило, социально-экономические права, т.к. для реализации заложенных в них норм требуются определенные действия со стороны государства.

Однако, по нашему мнению, такое деление можно допустить лишь с определенными оговорками. Ведь в любом случае для реализации как негативных, так и позитивных норм государство должно осуществить ряд мероприятий, где-то в большей, где-то в меньшей степени (привести в соответствие с международными соглашениями национальное законодательство, создать финансовую основу для реализации той или иной правовой нормы и др.).

Весьма интересной в аспекте рассматриваемых проблем представляется точка зрения М.Л. Энтина, который предлагает классифицировать исследуемые международные нормы в зависимости от того, как признаваемые права и свободы лица, содержащегося в исправительном учреждении, обслуживают его интересы. По его мнению, их систематизация требует выделения среди них двух больших групп:

I. Нормы международного права, позволяющие осужденному к лишению свободы пользоваться его правами.

II. Нормы международного права, которые дают ему возможность процессуальной защиты.

В свою очередь, международно-правовые нормы первой из указанных групп подразделяются на: 1) обслуживающие физическую целостность осужденного к лишению свободы и 2) гарантирующие его социальную самореализацию. Права, защищающие физическую целостность человека, включают в себя право на жизнь, запрет пыток, наказаний и обращений, унижающих человеческое достоинство и др. К числу прав, гарантирующих свободу социальной реализации осужденного, включая духовную, профессиональную и политическую составляющие, относятся свобода мыслей, свобода совести и вероисповедания, право на образование и др.

Во вторую категорию входят многочисленные права, вытекающие из права на судебную защиту. Это права, гарантирующие независимость и беспристрастность судебных органов при рассмотрении жалоб осужденных к лишению свободы по поводу нарушений их прав, а также процессуальные гарантии, обеспечивающие своевременность и публичность судебных разбирательств с их участием.

Как известно, в 1989 г. наша страна присоединилась к итоговому документу Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, на основании которого были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными актами о защите прав человека, в том числе и в сфере уголовной юстиции. Согласно данным обязательствам, государства–участники должны «…обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися в заключении, обращались гуманно и с уважением достоинства, присущего человеческой личности». Кроме того, стороны, подписавшие указанный документ, взяли на себя обязанность за эффективное обеспечение возможности этих лиц знать свои права и обязанности. Ведь очевидным является тот факт, что для повсеместного соблюдения прав осужденных к лишению свободы необходимо не только наличие развитого демократического законодательства, но и меры по распространению знаний в этой области.

Взятие на себя указанных обязательств обусловлено тем, что разрыв в знаниях национальных законодательных актов и требований существующих международных стандартов в сфере правового положения осужденных к лишению свободы актуализирует проблему организации процесса информирования о действующих в этой области межнациональных правовых документах.

Из указанных положений следует, что во время нахождения в исправительном учреждении осужденные не могут ограничиваться в праве на получение информации по вопросам, затрагивающим их правовое положение. В связи с этим представляется необходимым расширить практику публикаций национальных и международных актов по правам человека и сделать доступным их изучение в исправительных учреждениях. Этими мерами мы не только добьемся выполнения взятых на себя международных обязательств, но и повысим общий уровень правовой грамотности осужденных к лишению свободы, защитив их тем самым от неправомерных действий со стороны государственных органов.

Одним из узловых моментов исследуемой нами проблемы является вопрос о воздействии международно-правовых норм на внутригосударственное законодательство, их внедрении (имплементации) в национальную правовую систему. Согласно действующему федеральному закону РФ «О международных договорах» 1995 г., возможны два пути реализации международных норм в национальной системе права. Первый – их непосредственное действие наряду с нормами российского законодательства. Второй - приведение в соответствие с ними внутригосударственных правовых актов. Оба эти направления применяются в современном российском законодательстве.

Первый из указанных способов состоит в применении международных норм наравне с правилами поведения, содержащимися во внутригосударственных правовых актах (например, положения, отраженные в Международном пакте о гражданских и политических правах). До начала 90-х гг. наше законодательство не содержало юридических норм, обязывающих приводить тот или иной закон в соответствие с положениями международных соглашений. По мнению И.В. Шмарова, это повлекло за собой ситуацию, когда ряд международных пактов и конвенций, ратифицированных нашей страной, существовали сами по себе, а отдельные институты и нормы конкретных отраслей права, противоречившие им, продолжали действовать и применяться на практике. И эта проблема остается актуальной и по сей день. А ведь формирование правового государства и гражданского общества предполагает последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, а также положений международных договоров, участником которых является наше государство.

Первая попытка устранения данной коллизии была предпринята в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Отмечая необходимость приведения законодательства России в соответствие с принятыми мировым сообществом стандартами прав и свобод человека, декларация в ст.1 установила, что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР. Статья 15 ныне действующей Конституции РФ подтвердила указанное положение: «…общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Второй способ реализации нашел свое отражение в специализированных международных документах (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и т.п.), которые в основном представляют собой акты международных организаций и являются лишь вспомогательными источниками международного права. Они не обладают юридической силой, имеют рекомендательный характер и поэтому не требуют обязательной реализации. Специфика этих соглашений состоит в том, что они не содержат международно-правовых обязательств государств. Для того, чтобы обеспечить их осуществление, необходимо подготовить весьма обширную национальную правовую базу и принять соответствующие законодательные акты.

Как правильно отмечают в своей работе В.А. Уткин и А.И. Зубков, программный, направленный на будущее, неконкретный характер этих международно-правовых документов, а также отсылка к национальному законодательству как способу их осуществления исключают самоисполнимость содержащихся в документах предписаний.

Тем не менее, несмотря на разные возможности, заложенные в указанных способах претворения в жизнь международных норм в национальных правовых системах, и общие принципы, и конкретные юридические нормы, касающиеся правового положения осужденных к лишению свободы, могут быть использованы в судебной практике и при толковании внутригосударственных норм права. Некоторые из таких положений получили юридическое признание национальных судов ряда европейских стран (так, например, широко используются Европейские тюремные правила). Вполне возможно, что по такому же пути пойдут и российские судебные органы, когда будут рассматривать жалобы осужденных к лишению свободы в связи с нарушениями их прав и законных интересов.

По нашему мнению, большое количество международных соглашений в сфере гуманитарного права, которые зачастую весьма непоследовательны в своем изложении, а иногда вообще просто не соответствуют друг другу, создает определенные противоречия в данной области правового регулирования. Ведущее место во всех международных документах, посвященных определению особенностей правового положения осужденных к лишению свободы, занимает проблема регламентации их прав и свобод. Анализируя их сущность и содержание, можно сделать вывод о необходимости установления их хотя бы примерного перечня, подобного Минимальному стандарту прав и свобод человека, закрепленному в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г.

Небезынтересной в этом плане представляется точка зрения В.М. Чхиквадзе, который считает целесообразным создание единого международного акта по правам человека в виде кодекса. В нем следует собрать воедино и систематизировать все те многочисленные нормы, которые разбросаны ныне по разным документам. Один из разделов этого кодекса, по нашему мнению, должен быть непосредственно посвящен вопросам регулирования правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Учитывая повсеместные нарушения прав лиц данной категории, целесообразно сформулировать в кодексе принципы, которые отражали бы основные идеи, заложенные в международных документах, относящихся к защите прав человека.

Такой кодекс, безусловно, способствовал бы единообразию подходов в понимании правового положения осужденных к лишению свободы, послужил бы делу интернационализации и гуманизации международных отношений, созданию юридической базы для мирового правопорядка, стал важным инструментом деятельности различных национальных и международных механизмов контроля в сфере прав и свобод личности.

Несмотря на то, что принятие международного кодекса по правам человека является весьма отдаленной перспективой, нашему государству уже в настоящее время требуется провести серьезную нормотворческую работу, связанную с необходимостью разработки новых законодательных актов, закрепляющих и конкретизирующих общие положения, сформулированные в международных соглашениях, относящихся к области прав человека в целом. Кроме того, нам необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, относящиеся к осужденным к лишению свободы. В них следует как можно более полно отразить международно-правовые аспекты правового положения лиц данной категории, а также закрепить гарантии защиты их прав при исполнении указанного вида наказания.



Литература


1.                              Благов Е.В. Назначение наказания (теория и практика): монография / Е. В. Благов. - Ярославль: Яросл.гос. ун-т, 2002. - 176 с.

2.                             Андреева В.Н. Назначение наказания с учетом обстоятельств, смягчающих наказание, по уголовному законодательству зарубежных стран // Российский следователь. - 2004. - №1.-с.42-45.

3.                              Питецкий В. Назначение наказания при рецидиве преступлений // Законность. - 2004. - №9.-с.40-43.




Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.