Меню
Поиск



рефераты скачать Структура правового статуса осужденных к лишению свободы

Исследовав юридические свойства и особенности прав осужденных к лишению свободы, остановимся на иных элементах их правового статуса, которые, выступая в роли самостоятельных явлений правовой действительности, значительным образом влияют на определение места лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в системе общественных отношений.

Детальный анализ некоторых правовых возможностей, объединяемых понятием субъективных прав, позволяет сделать вывод, что они не в полной мере отвечают признакам последних. По мнению Н.В. Витрука, подобная ситуация требует теоретического исследования, основой для которого должно стать выделение в юридической науке такой правовой категории, как законные интересы личности, подлежащие включению в ее правовой статус на правах самостоятельного элемента.

Наряду с субъективными правами и юридическими обязанностями законные интересы в последнее время активно рассматриваютсяя в общетеоретических исследованиях, посвященных правовому статусу личности, а также рядом отраслевых наук (в том числе и уголовно-исполнительным правом). В юриспруденции наметилось несколько позиций относительно юридической природы законных интересов. Так, нередко законные интересы отождествляются с охраняемыми законом интересами, под которыми понимаются экономические, социальные, моральные и другие интересы, подлежащие правовой защите в виде предоставления субъективных прав или непосредственной защиты со стороны правоохранительных органов (например, такой охраняемый законом интерес, как неприкосновенность частной собственности; в случае его нарушения у лица возникает право на его самостоятельную защиту либо компетентные государственные органы вправе вмешаться сами и восстановить нарушенный порядок). Однако, по мнению В.И. Селиверстова, такой подход едва ли можно признать приемлемым, т.к. если охраняемый законом интерес может быть неправовым, но основанным на законе, то законный интерес – правовым и непосредственно предусмотренным в законе.

В этой связи наибольшее распространение получила концепция выведения законных интересов из действия принципов взаимоотношений государства и личности. Под законными интересами в данном случае понимаются интересы, которые не нашли прямого выражения в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. Для того, чтобы интерес личности был признан законным, он должен быть непротивоправным, т.е. его реализация не должна нарушать норм права, выражающих общие интересы общества. Разнообразные конкретные интересы человека являются законными в том смысле, что они подпадают под сферу действия права и их реализация допускается и поощряется. В такой ситуации можно говорить о правомерности и законности этих интересов с точки зрения не только буквы, но и духа права. К особенностям, определяющим юридическое содержание законных интересов, следует, на наш взгляд, отнести то, что по своей природе они представляют собой такой вид правомочий, как правопритязание, реализация которого ставится в зависимость от воли компетентных государственных органов (например, возможность выезда осужденного за пределы исправительного учреждения в отпуск зависит от решения его администрации).

Как мы уже отмечали, в последнее время законные интересы осужденных к лишению свободы активно исследуются в юриспруденции и на правах самостоятельного элемента обоснованно включены в их специальный правовой статус. Они весьма обстоятельно исследованы в уже неоднократно называемых нами работах В.И. Селиверстова, Г.Л. Минакова и других авторов, являющихся активными деятелями науки уголовно-исполнительного права.

Вместе с тем с правовых позиций законные интересы, на наш взгляд, не являются элементом общеправового (конституционного) статуса лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, потому, как просто-напросто их не существует в природе. Когда мы говорим об общем правовом статусе осужденных к лишению свободы, то, естественно, подразумеваем, что входящими в него элементами будут являться те или иные правовые категории, которые нашли свое непосредственное отражение в конституционном законодательстве. Анализ же его норм позволил достаточно достоверно установить, что такая юридическая категория, как общеправовые законные интересы осужденных к лишению свободы, в правовой системе отсутствует. Неким прообразом общеправовых законных интересов можно назвать свободу труда осужденных, выраженную в возможности направленного к администрации исправительного учреждения требования трудоустройства в случае непривлечения их к труду, однако данное положение полностью отвергается действующим в уголовно-исполнительном праве принципом обязательности для них трудовой деятельности; указанные положения всецело следует отнести и к свободе предпринимательской деятельности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

В иных отраслях российского права данное явление правовой действительности присутствует (особенно ярко выражено оно в уголовно-исполнительном праве) и потому на полном основании может быть включено в специальный правовой статус осужденных к лишению свободы.

Характеризуя правовой статус осужденных к лишению свободы и останавливаясь на его структурных звеньях, связанных с реализацией рассматриваемой категории лиц мер возможного поведения, направленных на удовлетворение различного рода потребностей, нельзя не остановиться и на деятельности, которая для осужденных к лишению свободы признана законодателем необходимой, т.е. на их юридических обязанностях.

Вплоть до середины 90-х годов данный элемент правового статуса лиц рассматриваемой категории изучался лишь в плане его законодательного закрепления. Оставались без внимания теоретические исследования сущности и содержания юридических обязанностей осужденных к лишению свободы, механизмы их корреспонденции и другие особенности. Специальных научных исследований, посвященных этим проблемам (за исключением работ В.И. Селиверстова и Г.О. Бекузарова), не существовало. Все это сдерживало реализацию конкретных предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы как правового статуса осужденных к лишению свободы в целом, так и входящих в его содержание обязанностей, в частности. И хотя в современной юридической науке проблема юридических обязанностей осужденных к лишению свободы исследована вбольшей степени, вопросы, связанные с определением их сущности, содержания и механизма осуществления, остаются частично не разрешенными и по сей день.

В этой связи мы вначале попытаемся разобраться в общетеоретических проблемах, касающихся понятия юридических обязанностей, а затем перейдем к рассмотрению вопросов, непосредственно связанных с исследуемой нами сферой общественных отношений.

Относительно восприятия юридических обязанностей как целостного явления правовой действительности в научной литературе нет единства мнений. Так, Г.В. Мальцев считает, что юридическая обязанность, как и субъективное право, есть закрепленная нормами права возможность поведения. В обязанности, по его мнению, так же, как и в субъективном праве, отражена определенная тенденция человеческого поведения, выражающая объективные закономерности общественного развития. Требование, сформулированное в юридической обязанности и обращенное к личности, реально, а значит возможно - нельзя наложить на человека обязанность, которую он практически никогда не мог бы исполнить. Вместе с тем, с правовой точки зрения поведение обязанного лица связано с такой возможностью, которая одновременно признана законодателем необходимой, поэтому трудно не согласиться с мнением С.Ф. Кечекьяна, утверждающего, что юридическая обязанность есть обусловленная содержащимся в нормах права требованием и обеспеченная государственным принуждением необходимость определенного поведения.

Говоря об юридических обязанностях, нужно учитывать, что в правовой системе они имеют существенное самостоятельное значение и их нельзя рассматривать как своеобразный придаток прав и свобод. Если путем установления последних государство разрешает и гарантирует определенные виды поведения, то путем возложения обязанностей требует необходимых действий.

По мнению Г.О. Бекузарова, юридическая обязанность лица, содержащегося в исправительном учреждении, представляет собой установленную в нормах права меру общественно необходимого, социально полезного и целесообразного поведения осужденного к лишению свободы, направленную на реализацию прав и законных интересов иных лиц, обеспеченную широким кругом правовых и организационных средств.

Помимо чисто социальных функций, связанных с общественно необходимым поведением осужденных к лишению свободы, обязанности лиц данной категории имеют важное юридическое значение – они характеризуют связь двух видов их правового статуса: конституционного, одинакового для всех граждан, и ограниченного конституционного, а также специального, присущих только рассматриваемой нами категории лиц.

В общей теории права сущность юридических обязанностей определяется как требование необходимого и нужного с точки зрения государства, а нормативное содержание - как трехэлементная структура: 1) обязанность совершения активных действий; 2) обязанность воздержания от таких действий; 3) обязанность претерпевания мер юридической ответственности.

Все эти элементы являются формами прямого закрепления обязанностей осужденных к лишению свободы. Вместе с тем в законодательстве существует практика, когда они устанавливаются как бы косвенно - путем предоставления прав соответствующим государственным органам, обусловливающих необходимость надлежащего выполнения лицами рассматриваемой категории их тех или иных законных требований. В качестве примера такого способа закрепления обязанностей можно назвать вытекающую из права администрации исправительного учреждения возможность запретить осужденному к лишению свободы заниматься на его территории предпринимательской деятельностью обязанность данного лица выполнить это законное требование.

Конституция РФ, провозгласившая в качестве основных приоритетов развития нашего общества построение правового государства и принципы уважения и защиты прав и свобод человека, требует изменения подхода к такого рода способам установления обязанностей лиц, лишенных свободы. В целях совершенствования действующего законодательства и устранения возможных разночтений при его применении, на наш взгляд, необходимо минимизировать количество косвенных обязанностей осужденных к лишению свободы, а в дальнейшем попытаться и вовсе исключить из правовой системы такие способы их закрепления.

Помимо того, при формулировании юридических норм, связанных с установлением обязанностей осужденных к лишению свободы, вытекающих из положений действующего законодательства РФ, приоритет должен отдаваться исключительно нормативным актам высшей юридической силы. Подзаконное правовое регулирование обязанностей осужденных к лишению свободы должно допускаться лишь в сфере, непосредственно связанной с действием уголовно-исполнительного законодательства (например, запрет азартных игр).

Достаточно большое количество юридических обязанностей осужденных к лишению свободы обусловливает необходимость обращения к вопросу об их классификации. Так, Г.О. Бекузаров предлагает выделять среди обязанностей лиц рассматриваемой категории следующие качественно однородные группы: 1) обязанности, дублирующие общегражданские (охрана природы, окружающей среды…); 2) обязанности, конкретизирующие общегражданские (например, обязанность соблюдения требований федеральных законов, определяющих условия и порядок отбывания наказания в виде лишения свободы); 3) специальные обязанности, выражающие ограничения общегражданских прав (обязанность находиться в пределах исправительного учреждения, ограничивающая свободу выбора местожительства); 4) специальные специфические обязанности (соблюдение требований личной гигиены и др.). С учетом того, что данная классификация несколько громоздка и не отражает всей специфики проводимого нами исследования, мы бы хотели предложить свой вариант видения проблемы.

Особенности правового статуса осужденных к лишению свободы позволяют, на наш взгляд, выделить в его содержании две группы обязанностей: 1) общеправовые, к ним следует отнести обязанности, закрепленные в конституционном законодательстве. Данная группа распадается в свою очередь еще на три вида: а) обязанности, которые в сравнении с законопослушными гражданами в правовом плане не имеют каких-либо особенностей осуществления (например, охрана окружающей среды); б) обязанности, обладающие не идентичными со свободными гражданами формами осуществления. Так, например, важнейшей конституционной обязанностью лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, является неукоснительное соблюдение требований закона. Помимо того, что они обязаны соблюдать нормы законодательства РФ, регулирующего общественные отношения в среде законопослушных граждан, на них возлагаются обязанности по исполнению предписаний правовых норм, связанных с отбытием применяемого к ним наказания; в) особую группу общеправовых обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, составляют так называемые «мертвые» обязанности. В силу известных обстоятельств они освобождены от их осуществления (например, обязанность прохождения воинской службы); 2) специальные обязанности, предусмотренные нормами уголовно-исполнительного законодательства, которые присущи исключительно осужденным к лишению свободы (например, обязанность носить одежду установленного образца).

Указанная классификация, на наш взгляд, достаточно полно отражает специфику правового статуса осужденных, позволяет точно определить, к какой конкретно из названных групп можно отнести ту или иную юридическую обязанность осужденного к лишению свободы, с той целью, чтобы достоверно установить конкретные особенности ее осуществления.

Подводя итог вышесказанному, мы бы хотели предложить свое определение юридических обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, под которыми предлагается понимать установленные законодательством РФ и обеспеченные государственным принуждением меры должного поведения осужденных к лишению свободы, направленные на реализацию интересов управомоченных субъектов.

Анализируя изложенный материал, раскрывающий основные положения исследуемой проблемы, учитывая ее теоретическую сложность, можно предпринять попытку выработки дефиниции понятия правового статуса осужденных к лишению свободы, под которым предлагается понимать совокупность юридических элементов, определяющих место осужденных к лишению свободы в социальной структуре общества и обеспечивающих правомерную реализацию ими своих интересов либо интересов иных лиц.

Таким образом, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с определением сущности правового статуса осужденных к лишению свободы, являющегося основным элементом (ядром) правового положения лиц данной категории как в структурном, так и содержательном отношении. Нами были исследованы не только понятие и сущность данного явления правовой действительности в целом, но и рассмотрен каждый его составной элемент в отдельности: субъективные права и свободы, в том числе ограниченного характера, законные интересы и юридические обязанности, определена сущность, характерные черты и особенности указанных правовых категорий.

§3. Международно-правовые основы правового положения лиц,

содержащихся в исправительных учреждениях

Развитие России на современном этапе характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества. Провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и др.), Конституция РФ гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством.

Данное положение свидетельствует о том, что не только все вопросы законодательного регулирования, но любые научные исследования не могут быть признаны до конца полными и объективными без учета их международно-правовых аспектов. Это в полной мере относится и к проблемам, связанным с регулированием правового положения осужденных к лишению свободы. На этом основании мы бы хотели провести анализ, позволяющий выявить характерные черты и особенности, присущие правовому положению лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, с позиций международных актов. В начале остановимся на общих проблемах, касающихся влияния международно-правого регулирования на национальную правовую систему, а затем рассмотрим вопросы, непосредственно относящиеся к теме нашего исследования.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.