Общеизвестно, что принципы планирования уголовно-правовых норм в
правотворчестве предполагают предварительное изучение общественных отношений,
подлежащих правовому регулированию и охране; определение наиболее оптимальных
средств и методов криминализации и пенализации; предварительное обсуждение
законопроектов; проведение экспериментов или сравнительно-правовых исследований
для определения возможных результатов принятия уголовно-правовой нормы[26].
Заметим, что уголовно-правовое законотворчество – это внешняя и не всегда
окончательная форма правообразования. Правовые нормы УК РФ должны являться
результатом длительного становления и апробации предлагаемых правовых идей и
традиций, гармонизации интересов личности, общества и государства, а также
отвечать задачам, предмету и методам уголовно-правового регулирования.
Правоустановительная стадия уголовно-правового законотворческого процесса
в настоящее время действует на соответствующих организационных правилах
законодательной техники и экспертизы законопроектов, а также на процедурных
правилах, регулирующих деятельность органов, обладающих компетенцией по изданию
нормативных актов.
В рамках правоустановительной стадии уголовно-правового законотворчества
при использовании законодательной техники, на наш взгляд, следует учитывать
следующее[27]:
1.
Нормы Общей части УК в
целом должны носить более абстрактный характер, а нормы Особенной части – более
казуистичный.
2.
Нужна четкость и ясность
формулировок, их удобство для применения. Употребление специальных терминов
должно быть ограничено.
3.
Следует стремиться к однозначности
и точности употребляемых понятий и терминов, а также свести к минимуму число
оценочных понятий, разъяснение которых должно быть дано в примечаниях к закону.
4.
Должен быть соблюден
единый порядок в оформлении статей УК (название, нумерация статей, их частей и
пунктов и т.п.).
5.
Целесообразно отказаться
от громоздких по своему объему статей и стремиться к их разукрупнению.
6.
Надо соблюдать логические
и технико-юридические правила описания объективных и субъективных признаков при
формулировании основных и квалифицированных составов преступлений.
7.
Наказание должно
определяться таким образом, чтобы дать возможность сочетать принцип законности
с принципом индивидуализации наказания.
8.
Вид и размер наказания
могут определяться лишь с учетом соотношения между наказанием и тяжестью
содеянного.
9.
Содержание
уголовно-правовой нормы, выраженной с помощью абстракции, должно
конкретизироваться путем перечисления отдельных формализованных понятий и
терминов.
Необходимо обратить внимание на определение объема, правильной «дозы» при
использовании того или иного технологического правила, а также на возможность
их сочетания между собой.
Экспертиза уголовно-правовых законопроектов предполагает прежде всего анкетирование
и интервьюирование. Путем анкетирования и интервьюирования изучается мнение
правоведов, теоретиков и практиков относительно совершенствования уголовного
законодательства. Метод интервьюирования и экспертных оценок позволяет глубже
познать отношение к изменениям уголовного закона наиболее компетентных лиц.
В законопроектной деятельности по уголовному законодательству нельзя
исключать и экспертизу соответствия изменений и дополнений в УК РФ
концептуальным положениям модельного Уголовного кодекса для государств –
участников СНГ (1996 год), особенно в тех случаях, когда преступные проявления
носят транснациональный характер. Представляется, что экспертную оценку
законопроектов могут дать ведущие научно-исследовательские и учебные заведения
России, научно-консультативные советы при МВД РФ, Генеральной прокуратуре и
Верховном Суде РФ.
Юридическая наука должна непосредственно участвовать в законотворчестве и
быть критичнее к слабым, неудачным проектам. В 60-е годы прошлого столетия
профессор М. Д. Шаргородский высказал справедливую мысль: наука начинается там,
где она может сказать «нет» законодателю. Думается, эта мысль очень актуальна и
в наши дни.
Полагаем, что чрезвычайно важными в плане повышения эффективности
законопроектной деятельности являются понимание и учет тех обязательных
процессуальных правил, которыми руководствуются Комитет Государственной Думы по
законодательству и судебно-правовой реформе и Комитет Совета Федерации по
конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
Давно назрела необходимость указанным комитетам Федерального Собрания РФ
при осуществлении подготовительно-экспертной оценки уголовно-правовых
законопроектов не только создавать комитеты, но и восстановить ранее
существовавшие рабочие группы, куда следует приглашать экспертов,
представителей заинтересованных государственных органов и общественных
объединений, средств массовой информации, а также вовлекать в обсуждение
значимых законодательных моделей и систем независимых ведущих специалистов
развитых в правовом отношении государств. Ведь ни для кого не секрет, что с принятием
нового УК мы столкнулись с «эффектом перевернутой пирамиды»: охранное
(«сторожевое») законодательство подверглось реформированию до того, как было
реформировано гражданское, банковское, налоговое, таможенное и т.д.
Целесообразно расширить круг субъектов, наделенных правом законодательной
инициативы, включив сюда, например, исполнительные органы государственной
власти и законодательные органы субъектов РФ, аудиторов Счетной палаты. Это
позволит расширить репрезентативность при внесении поправок к законопроекту,
принятому в первом чтении.
Базисом развития механизма уголовно-правового законотворчества должна, на
наш взгляд, быть алгоритмизация процессов и процедур, исполнение которых
позволит повысить эффективность и обоснованность принимаемых законодательных
актов. Изучение уголовного права методами математической логики уже
осуществлялось при конструировании санкций норм Особенной части нового УК РФ,
чем была доказана объективная возможность преобразования качественных
показателей в количественные и интерпретация количественных зависимостей и
связей, полученных в результате математических методов.
Применение моделирования в области формально-юридического анализа текстов
проектов уголовно-правовых актов и моделей, хотя и сопряжено с рядом известных
существенных ограничений, связанных с допустимостью получения возможных
промежуточных результатов, однако при определении правового статуса средств
моделирования и результатов его использования может являть собой действенный
инструментарий уголовно-правового законотворчества.
Анализируя изложенное, можно сделать ряд
выводов.
Во-первых, проблема конструирования уголовного
закона всегда особенно актуальна, так как именно в уголовных правоотношениях
происходят наиболее серьезные столкновения интересов личности, общества и
государства.
Во-вторых, в понятие «уголовный закон»
включается только Уголовный кодекс, а, следовательно, все рекомендации по его
конструированию относятся только к законодательным органам. Здесь можно отметить
не столько уголовно-правовую, сколько общую проблему создания одного сводного
документа о законодательной технике.
В-третьих, в
российском уголовном праве традиционно в состав уголовного законодательства не
входит специальный раздел об уголовной терминологии. Это ведет к разнице в
толковании судами тех или иных понятий, и, как следствие, не всегда
справедливому применению уголовного закона. Законодатель не вправе игнорировать потребности
практики единообразного толкования и применения уголовно-правовых норм. Именно
они составляют внушительную группу неточных, неясных признаков многих составов
преступлений, уже выявленную наукой и практикой за годы действия УК РФ 1996 года.
Для ликвидации указанных недостатков предлагается дополнить действующий
Уголовный кодекс Российской федерации Разделом XIII «Понятия,
используемые в настоящем Кодексе», где дать толкование всех используемых
понятий, а существующие толкования перенести туда.
В-четвертых, необходим постоянный мониторинг уголовного законодательства
с целью выяснения проблем его применения.
Наконец, следует отметить, что изменение каких-либо правовых норм должно
осуществляться на строго научной основе, что позволит более справедливо
применять уголовный закон.
I. Нормативные
правовые акты
1.
Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года)
// Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.
О
международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон № 101-ФЗ от 15
июля 1995 года // Российская газета. 1995. 21 июля.
3.
Протокол
№ 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Относительно отмены
смертной казни ETS № 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 года) // Международное
уголовное право. Сборник документов. Составитель И. И. Лукашук. М.: Проспект,
2005. С. 311.
4.
Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 1-ФЗ от 8 января 1997 года //
Российская газета. 1997. 8 января.
5.
Уголовный
кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 64-ФЗ от 24 мая 1996 года //
Российская газета. 1996. 30 мая, 6, 7, 8 июня.
II. Материалы судебной практики
6.
О делах о
взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда
Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2000 года // Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации. 2000. № 4. С. 13-18.
7.
О
некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда Российской
Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 1. С. 13.
III. Литература
8.
Архипцев
Н. И. Уголовно-правовое законотворчество: проблемы и
перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2004. № 2. С. 97-110.
9.
Венгеров
А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.
10.
Иванчин А. В.
Уголовно-правовые конструкции и язык уголовного закона // Нормотворческая и
правоприменительная техника в уголовном и уголовно-процессуальном праве:
Сборник научных статей. Ярославль, 2000. С. 107-116.
11.
Иногамова Л. В.
Уголовно-правовая норма, статья закона и состав преступления: понятие и связи
// Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения: Учен. зап.
Ульяновск, 1999. Вып. 2 (9). С. 13-28.
12.
Кириллов
В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2000.
377 с.
13.
Коняхин
В. П. Теоретические основы построения общей части российского уголовного права:
Автореф. дис....д-ра юрид. наук. Краснодар, 2002. 42 с.
14.
Кострова
М. Б. Дефинирование терминов и понятий, используемых в УК РФ // Журнал
российского права. 2003. № 12. С. 111-120.
15.
Криминология:
Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: Юрист, 2003. 522 с.
16.
Кудрявцев В. Н. Общая
теория квалификации преступлений. М.: Юристъ, 1999. 324 с.
17.
Кузнецова Н. Ф. Главные
тенденции развития российского уголовного законодательства // Уголовное право в
ХХI веке. М.: ЛексЭст, 2002. С. 9-18.
18.
Кузнецова Н. Ф.
Квалификация сложных составов преступлений // Уголовное право. 2000. № 1. С.
26-27.
19.
Курс уголовного права. Том
1. Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. доктора юридических наук,
профессора Н. Ф. Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И. М.
Тяжковой. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. 511 с.
20.
Лопашенко
Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности (Комментарий к главе 22
УК РФ). Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 41, 64.
21.
Мальцев
В. В. Проблемы законотворчества: об изменениях и дополнениях, внесенных в
Уголовный кодекс Российской Федерации // Законотворческая техника современной
России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей. М., 2001. С.
251-263.
22.
Никонов
В. А. Понятие и система Особенной части уголовного права. Процесс квалификации
преступлений: Лекция. М., 1999.
23.
Русский язык. Энциклопедия
/ Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. 677 с.
24.
Уголовное
право. Общая часть: учебник / Под ред. З. А. Незнамовой, И. Я. Козаченко. М.:
Норма, 2004. 634 с.
25.
Устинов В. С. Техника
конструирования дефиниций в уголовном законодательстве // Законотворческая
техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей
/ Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 2. С. 206-207.
[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании
12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
[2] Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 64-ФЗ от 24
мая 1996 года // Российская газета. 1996. 30 мая, 6, 7, 8 июня.
[3] Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о
преступлении / Под ред. доктора юридических наук, профессора Н. Ф. Кузнецовой,
кандидата юридических наук, доцента И. М. Тяжковой. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
С. 66.
[4] О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия:
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень
Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 1. С. 13.
[5] О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон №
101-ФЗ от 15 июля 1995 года // Российская газета. 1995. 21 июля.
[6] Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Относительно отмены смертной казни ETS № 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 года)
// Международное уголовное право. Сборник документов. Составитель И. И.
Лукашук. М.: Проспект, 2005. С. 311.
[7] Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: Юрист, 2003. С.
498.
[8] Уголовное право. Общая часть: учебник / Под ред. З. А. Незнамовой, И.
Я. Козаченко. М.: Норма, 2004. С. 53-54.
[9] Никонов В. А. Понятие и система Особенной части уголовного
права. Процесс квалификации преступлений: Лекция. М., 1999.
[10] Коняхин В. П. Теоретические основы построения общей части российского
уголовного права: Автореф. дис....д-ра юрид. наук. Краснодар, 2002. С. 8.
[11] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон
№ 1-ФЗ от 8 января 1997 года // Российская газета. 1997. 8 января.
[12] Иванчин А. В. Уголовно-правовые конструкции и язык
уголовного закона // Нормотворческая и правоприменительная техника в уголовном
и уголовно-процессуальном праве: Сборник научных статей. Ярославль, 2000. С.
107-116.
[13] Иногамова Л. В. Уголовно-правовая норма, статья закона и
состав преступления: понятие и связи // Государство и право: проблемы, поиски
решений, предложения: Учен. зап. Ульяновск, 1999. Вып. 2 (9). С. 13-28.
[14] См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.:
Юриспруденция, 2000. С. 328.
[15] Кострова М. Б. Дефинирование терминов и понятий, используемых в УК РФ
// Журнал российского права. 2003. № 12. С. 111.
[16] См.: Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов.
М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. С. 556.
[17] Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов.
М.: Юристъ, 2000. С. 30.
[18] См.: Устинов В. С. Техника конструирования дефиниций в
уголовном законодательстве // Законотворческая техника современной России:
состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей / Под ред. В. М. Баранова.
Н. Новгород, 2001. Т. 2. С. 206-207.
[19] Кострова М. Б. Указ. соч. С. 112.
[20] Кострова М. Б. Указ. соч. С. 112.
[21] Кузнецова Н. Ф. Квалификация сложных составов преступлений
// Уголовное право. 2000. № 1. С. 26-27.
[22] Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М.:
Юристъ, 1999. С. 116.
[23] См.: Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности
(Комментарий к главе 22 УК РФ). Ростов н/Д: Феникс, 1999. С.41, 64.
[24] О делах о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума
Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2000 года // Бюллетень
Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4. С. 13-18.
[25] См.: Кузнецова Н. Ф. Главные тенденции развития российского
уголовного законодательства // Уголовное право в ХХI веке. М.: ЛексЭст, 2002.
С. 9.
[26] Мальцев В. В. Проблемы законотворчества: об изменениях и
дополнениях, внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации // Законотворческая
техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей.
М., 2001. С. 257.
[27] Архипцев Н. И. Уголовно-правовое
законотворчество: проблемы и перспективы совершенствования // Журнал
российского права. 2004. № 2. С. 97.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|