различные нарушения психофизического развития, происшедшие
в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;
заболевание алкоголизмом; явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость,
пониженная работоспособность и т.д.) либо
выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты
внешнего вида; пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности
в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой информации и
социального опыта.
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник
- это лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами
антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы.
Для остальных характерны: постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого
поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам,
порча общественного имущества и т.д.); пристрастие к спиртным напиткам, к
наркотикам, к азартным играм; бродяжничество, систематические побеги из дома; ранние
половые связи, половая распущенность; виновное создание конфликтных ситуаций,
постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; привычка
к присвоению всего, что плохо лежит, что можно
безнаказанно отнять у слабого.
Комиссия по делам несовершеннолетних: задачи и
функции.
Комиссия по делам несовершеннолетних является органом,
который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений
среди несовершеннолетних. Поэтому систему работы КДН можно представить
следующим образом: Работа с родителями или лицами, их заменяющими, в виде вынесения
общественного порицания за невыполнение долга по воспитанию детей (ограничение
в дееспособности, лишение родительских прав). Выявление негативной роли
взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
Работа по профилактике преступлений несовершеннолетних
правонарушителей:
- учет правонарушителей;
- установление причин совершения преступлений;
- пути устранения этих причин.
В современный период правонарушение
несовершеннолетнего рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной
работе, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений
подростков на территории города Смоленска - как серьезный показатель недостатков
проводимой здесь воспитательной и профилактической работы. В профилактике и
ликвидации правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности.
Одной из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе
с подростками является КДН при городской администрации. КДН - государственный
орган. Ее деятельность носит организационный и правовой характер. Она наделена полномочиями
властного характера. Почти все лица, входящие в состав комиссии- представители
государственных органов и общественных организаций - выполняют свои обязанности
безвозмездно.
Главными задачами КДН являются: Организация работы по
предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних. Устройство и
охрана прав и интересов несовершеннолетних. Координация усилий государственных
органов и общественных организаций по указанным вопросам. Рассмотрение дел о
правонарушениях несовершеннолетних.
Осуществление контроля за условиями содержания и проведением
воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях.
Комиссия систематически информирует о своей работе общественные
организации и коллективы. Состав КДН постоянен. Недопустима временная замена
члена КДН другим лицом. Как показала практика работы в КДН, при существующем
объеме работы комиссии одними силами общественности невозможно обеспечить
эффективность ее деятельности, объем работы все больше увеличивается. Выносимые
КДН постановления обладают юридической силой и подлежат обязательному
исполнению (указываются сроки исполнения). КДН строит свою работу по плану
совместно с прокуратурой, судом и милицией. КДН выявляет и берет на учет:
1.Детей и подростков, оставшихся без родителей.
2.Несовершеннолетних, имеющих родителей, которые не обеспечивают
надлежащих условий для воспитания детей.
3.Подростков, оставивших школу и не работающих и
других, нуждающихся в государственной помощи.
4.Принимают меры к их устройству. КДН выявляет семьи,
в которых дети находятся в неблагоприятных условиях воспитания, и ведет учет
таких
семей. На КДН возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних
в случаях:
- совершения общественно опасного действия в возрасте
до 14 лет;
- совершения общественно опасного деяния в возрасте от
14 до 16 лет;
- совершения в возрасте до 16 лет мелкого хулиганства
или в возрасте до 18 лет мелкой спекуляции или административного правонарушения;
- совершения другого антиобщественного поступка;
- уклонения от учебы или работы.
Основанием для рассмотрения дела в КДН является
протокол по каждому нарушению. КДН может применять к подросткам следующие меры
воздействия: Обязать подростка принести публичное извинение.
Вынести предупреждение.Объявить выговор или строгий
выговор. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и имеющего
самостоятельный заработок, штраф. Передать несовершеннолетнего под надзор
родителей или лиц, их заменяющих. Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное
учреждение. Поместить несовершеннолетнего в случае совершения им общественно
опасного деяния в специальное лечебно-воспитательное учреждение. В практике
работы КДН широко применяется условное направление подростков в спецучреждения.
Эта форма воздействия является эффективной и в большинстве случаев приносит
положительные результаты. Необходимо отметить, что КДН является органом,
занимающимся профилактикой и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних,
поэтому работа с «нерадивыми» родителями также является важным участком ее деятельности.
Общественное порицание- это публичное осуждение родителей или лиц, их
заменяющих, за невыполнение ими своего долга по воспитанию детей. Оно
объявляется чаще всего на заседании КДН. КДН имеет право и наложить штраф на
родителей. Ограничение в дееспособности применяется в отношении граждан,
которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими
веществами ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст.30 ГК РФ).
Родители или один из них могут быть лишены
родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения
своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими
правами. Лишение родительских прав является крайней мерой воздействия.
КДН рассматривает дела:
1) переданные в порядке, предусмотренном ст.8 и 10 УПК
РСФСР;
2) по представлению органов милиции, народного
образования и профессионально-технического образования;
3) по представлению родительских комитетов при школах,
домовых комитетов, при домоуправлениях и других организаций;
4) по заявлениям граждан;
5) по собственной инициативе.
КДН рассматривает дела в срок не позднее 15 дней с
момента их поступления. Основное количество дел о правонарушениях поступает из
инспекций по делам несовершеннолетних. Часть дел КДН передает в товарищеский
суд по месту учебы или работы подростка.
КДН обязана выявлять причины и условия,
способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним. И принимать меры
к их устранению. В ходе обследования выявляются мотивы правонарушения, а также
то вредное влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка
и неблагоприятная обстановка в семье. В случае отказа несовершеннолетнего от
явки на комиссию без уважительных причин, он может быть доставлен через органы милиции.
Заседание комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее
состава. На КДН вызывается подросток, родители и представители воспитательных учреждений.
Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств,
обсуждение которых может отрицательно повлиять на него. Заседания комиссии
проводятся с большим тактом, умением и опытом и должны оказывать на подростков воспитательное
действие. Нельзя допускать формальной процедуры разбирательства дела.
На заседаниях ведется протокол с краткой записью объяснений
и показаний вызванных людей. Изучение обобщенных систематических данных
помогает комиссии установить причины совершения правонарушений несовершеннолетних,
определив слабые звенья в работе, и наметить пути к их устранению.
1.2. ПРОФИЛАКТИКА И ЦЕЛИВЫЕ ПРОГРАММЫ В РЯДЕ
РЕГИОНОВ РОССИИ.
Молодежная политика в Московской области.
История, факты, документы.«ПРОЕКТ "ПРАВОПОРЯДОК-ЮНИОР»
По инициативе Московского областного общественного
фонда социально-политических инициатив молодежи "Подмосковье-21 век"
, поддержанной Комитетом по делам молодежи Администрации Московской области, в Подмосковье
создается сеть общественных объединений - общественных учреждений
"Правопорядок -Юниор" с целью :
- оказание содействия гражданам в самоорганизации для
защиты от преступных посягательств на их честь, достоинство, личную неприкосновенность;
- оказание содействия подросткам и несовершеннолетним
в повышении их правовой культуры, защите их трудовых, семейных и жилищных прав.
1.Общие положения.
В связи с усилением криминализации общества,
ухудшением экономической ситуации и увеличением роста наркомании и алкоголизма
среди детей и подростков, остро стоит проблема организации дополнительных мер
по охране общественного порядка в местах регулярного скопления детей и молодежи
– общеобразовательных учебных заведениях. В связи с отсутствием средства на
оплату новых ставок в общеобразовательных учебных заведениях решить
вышеуказанную проблему за счет бюджетного финансирования не представляется
возможным. В связи с несовершенством законодательства РФ о образовании, и
несовершенством налогового законодательства нецелесообразно решать
вышеуказанную проблему за счет предпринимательской деятельности
общеобразовательных учебных заведений ( налогами в данном случае будут
облагаться не только фонд заработной платы лиц несуших охрану правопорядка, но
и поступления от родителей, благотворительные взносы и т.п. что вызовет
увеличение себестоимости работ по охране).
В настоящее время во многих учебных заведениях городов
и районов Московской области явочным порядком введена охрана общественного
порядка. Формы и порядок осуществления охраны различны и решаются каждым учебным
заведением самостоятельно и часто не соответствуют действующим нормам и
правилам. В большинстве случаев к охране правопорядка в учебных заведениях
привлечены специализированные коммерческие организации или органы муниципапьной
милиции. Формы и порядок оплаты охранных услуг в некоторых случаях противоречат
действующему законодательству.
2. Правовая основа.
Согласно действующим нормативным актам функции
обеспечения правопорядка возложены на педагогов-психологов (должностные
инструкции утвержденные Департаментом по образованию Администрации Московской
области), ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во
время образовательного процесса несут работники образовательных учреждений
(Закон Московской области "Об образовании" ст.33 часть3.).
Согласно действующего законодательства, задача охраны
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности возложена на
милицию общественной безопасности (Закон РФ"О милиции" ст.2, ст.9.). Однако,
в соответствии с ст.9, п.8 вышеуказанного Закона, милиция не обязана нести
охрану правопорядка в общеобразовательных учебных заведениях и заключать
договора с органами милиции общественной безопасности можно только на охрану
имущества.
В соответствии с Законом РФ "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" районная (городская) администрация
вправе обеспечивать соблюдение охраны прав и свобод граждан на подведомственной
им территории (ст.65 п.1.) заключая с предприятиями не находящимися в
муниципальной собственности договора на оказание услуг (ст.65 п.5).
В соответствии с Законом РФ "Об общественных
объединениях" граждане имеют право создавать на добровольной основе
общественные объединения для достижения общих целей - охраны прав и здоровья
ихдетей от преступных посягательств во время учебного процесса в
общеобразовательном учреждении.
В соответствии с Уставом Московской области (ст.115
п.3) в Московской области по инициативе органов местного самоуправления могут
создаваться добровольные объединения граждан по поддержанию правопорядка.
3. Предложение.
Для оказания содействия органам местного
самоуправления, правоохранительным органам и Комиссиям по делам
несовершеннолетних в профилактической работе с несовершеннолетними
правонарушителями,
обеспечения общественного порядка в средних учебных
заведениях города и в местах скопления молодежи (учреждения культуры,
спортивные учреждения и т.п.) предлагается создать молодежное общественное объединение
- молодежное общественное учреждение "Правопорядок Юниор" на базе
действующих в районе(городе) молодежных некоммерческих организаций и (или)
общественных объединений молодежи,
муниципальных органов по делам молодежи городов
(районов) .
4. Задачи общественного объединения :
- поддержание правопорядка в школах города;
- оказание содействия органам власти, правоохранительным
органам в обеспечении общественного порядка
в местах проведения молодежных мероприятий;
- проведение правовой просветительской деятельности
среди учащихся с целью повышения их правовой культуры ;
- предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних;
- проведение совместных с УВД рейдов по выявлению несовершеннолетних
правонарушителей.
5. Структура общественного объединения.
1. Учредители :
- родители учащихся ;
- учащиеся ;
- заинтересованные лица и организации.
2. Экспертный Совет с представителями от:
- муниципального органа по делам молодежи ;
- Комитета по образованию;
- УВД;
3. Исполнительный управляющий орган Учреждения в
составе :
- генеральный директор (1 чел.)
- начальник подразделения по поддержанию правопорядка
(1 чел.)
- начальник подразделения по просветительской
деятельности и предупреждению правонарушений (1 чел)
4. Районное исполнительное подразделение :
- подразделение по поддержанию правопорядка
(молодежный оперативный отряд) по 2-3 чел. в школе.
- общественные инспектора по воспитательной работе
5-10 чел. на город ;
- лектора по правовому просвещению (на привлеченной
основе)- сотрудники УВД, прокуратуры.
5. Микрорайонное исполнительное подразделение :
- подразделение по поддержанию правопорядка ( на базе
п.4.1.);
6. Финансирование общественного объединения.
1. Целевые взносы учредителей и участников;
2. Целевое бюджетное финансирование (из районного и
областного бюджетов);
3. Финансирование из средств выделяемых на проведение
культурно-массовых мероприятий для молодежи;
4. Финансирование из благотворительных средств
выделяемых коммерческими структурами и населением;
5. Целевые гранты из внебюджетных источников.
7. Методы создания общественного объединения:
1. Объединение создается на базе действующих в городе
(районе) некоммерческих молодежных организаций и(или) общественных объединений
молодежи.
2. Для создания сети подростковых групп поддержки в
микрорайонах города проводится культурно-массовое мероприятие для подростков
(например, конкурс КВН) . Конкурс, по опыту прошлых лет, позволяет выявить и объединить
в управляемые группы подростков и молодежь, уже объединившихся на базе
местечковых интересов (неформальные молодежные объединения). После проведения
конкурса эти группы можно будет можно будет привлечь для организации
деятельности по содействию правоохранительным органам в охране правопорядка по
месту учебы, стимулируя их за счет предоставления льгот (по учебе, посещению культурно-массовых
мероприятий, спортивных секций и т.п.).
3. Для привлечения молодежи в общественное объединение
необходимо выделить спортзал для городского исполнительного подразделения и
время для занятий в спортзалах средних школ для микрорайонных исполнительных
подразделений.
4. По инициативе муниципального органа по делам
молодежи проводится анализ приемлемой организационной структуры общественного
объединения наиболее подходящей для района (города);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|