Создание
чикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала
20 века, но сразу обнаружило неодинаковый подход в разных странах к виду
указанной юрисдикции.
Автономная
ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились два
варианта:
1.
Автономные суды, не связанные с общим судом;
2.
Состав общего суда, получивший функции рассмотрения
дел о несовершеннолетних;
Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды по делам
несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция,
Германия и Россия.
Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в г.
Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.
Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым. В
1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве,
Риге, Томске, Саратове.
По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции,
научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российская
модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 % несовершеннолетних
правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор
попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как
орган социального попечения о несовершеннолетних».[5]
В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял
специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях
несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы
гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского
суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на
себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы
рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения
о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке».
Позднее, в 1913г., в компетенцию «детского суда» были включены дела о
беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу
его гражданского и опекунского судопроизводства.
Необходимо также проанализировать длительный послереволюционный период
российской ювенальной юстиции (1917-1959гг.). Это позволит понять характер
действующего правосудия по делам несовершеннолетних.
Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету
Совнаркома России от 17 января 1918 года и была заменена на другую систему,
которая, по-мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной
к обращению с детьми и подростками. Преобразования судебной системы начались в
январе 1918г. и были продолжены через два года после этого – в марте 1920г.
Декрет от 17 января 1918г. «О комиссиях о несовершеннолетних» внес
существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних:
отменил тюремное заключение и суды для них.
Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных
комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата
общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств:
общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии
был врач.
В компетенцию комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности
или направление их в одно из «убежищ» Наркомата, сообразно характеру
содеянного.
30 июля 1920г. была опубликована разработанная Инструкция «о работе
комиссии о несовершеннолетних». Это медико-психологический и педагогический
документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию
уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Заседания комиссий о
несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было
запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.
Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решений о
судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и
соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходится с
сожалением отметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные
перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков сохранился до наших
дней.
В то время реалии жизни заставили вскоре вспомнить о судах. Ведь
подростки совершали не только малозначительные поступки, но и вполне серьезные
и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а
бороться с ними у комиссий не было средств.
В феврале 1920г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства
проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден
постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920г.
В отличие от декрета 17 января 1918г. новый декрет допускал передачу
дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия
о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним
медико-педагогические меры.
В 20-е годы вновь произошла переориентация законодательства и практики
на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (ред.
1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной
юстиции, которая включала правила подсудности дел о несовершеннолетних,
требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения
дел.
Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел
несовершеннолетних без участия защиты.
К огромному сожалению, эта, вторая, модель ювенальной юстиции развития
не получила. Однако, последующие нормативные акты выявляют отчетливую
тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.
Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в
отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля
1935г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних».
Постановление это на долгие годы определило недемократическую прокурорскую и
судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа
дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало
политическим репрессиям и насилию в нашей стране.
Надо быть благодарным ходу истории. Все документы, определяющие
карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и
процессуального законодательства.
Думаю, что, несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40
гг., необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежать
повторения прошлых, жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законности
позволит выработать средства противостояния ему.
2. Сегодняшний день
ювенальной юстиции в РФ
2.1 Основные проблемы становления и развития
Ювенальная юстиция пока является нетрадиционной формой правосудия. Ее
задача состоит в том, чтобы без суда примирить потерпевших с
несовершеннолетними преступниками. Это означает, что совершивший преступление
малолетний правонарушитель может быть оправдан без судебного разбирательства,
если он признает вину, захочет исправиться и возместить пострадавшим
причиненный ущерб.
Сегодня мы еще не очень сильно продвинулись в области подобных форм
правосудия. Стоит выделить ряд проблем, которые прямо или косвенно способствуют
этому. Во-первых, некоторые российские специалисты в области ювенальных
технологий склонны классифицировать их на три группы:
v философские;
v институциональные;
v процессуальные;
Первый уровень проблем ориентирован на социальный статус личности в
государстве. У нас, на психику и мироощущение «родимыми пятнами» накладывается
тоталитарное прошлое, хотя личность не должна являться объектом деятельности
государства, а должна быть субъектом отношений общества и государства. Таким
образом, отечественное правосудие должно рассматривать личность, как достойную
уважения, иначе мы будем множить правонарушителей.
Второй и третий уровни проблем непосредственно связаны с развитием
отечественных судов. Сказать, что состояние судебной системы плохое – не
сказать ничего. Российской системе правосудия следует, в первую очередь,
заслужить уважение общества, а также перейти от «культивации» суда присяжных к
нормальному развитию этой модели правосудия. Ювенальная юстиция не может
противоречить некоторым принципам отечественной судебной системы. В частности,
критики введения в России восстановительного правосудия утверждают, что оно
вместо принципа законности устанвливает некую форму надправовой справедливости.
Но этот принцип не отрицается, а лишь трактуется несколько шире: от формальной
справедливости к содержательной.
Кроме того, возникает юридическая коллизия и с провозглашенной
Конституцией презумпцией невиновности: недоказанная и непризнанная никем вина
не подлежит искуплению. Здесь доказательство вины играет против тех, кто склонен
к утверждению ювенальных технологий в жизнь. Однако, в то же время, ювенальная
юстиция базируется не на понятии вины, а на понятии виновности. Поэтому
государство отказывается в этом случае опровергать презумпцию невиновности,
давая шанс обществу иными способами урегулировать ситуацию.[6]
С трудом также представляется появление в стране восстановительного
правосудия без перелома российского менталитета, который сегодня сформирован,
по разным причинам, больше под влиянием криминальной среды. Таким образом, мы
даем подросткам совсем не шанс на исправление и перевоспитание. Мы даем им
другое образование – знакомство с криминальной средой и тем самым помогаем
стать преступниками. Еще одна сторона российского менталитета заключается в
том, что наши судьи склонны выполнять свои профессиональные функции чересчур
«иронично» по отношению к той категории правонарушителей, которые, мягко
говоря, выглядят «непрезентабельно». Вот когда российские судьи научатся
говорить с такими подростками «на их языке», тогда все и получится.
Подобных проблем существует еще много. Ни для кого не секрет, что
несовершенство российского законодательства тоже одна из основополагающих
причин практически полного отсутствия в России ювенальной юстиции. В
Государственной Думе залежался проект Федерального Конституционного закона «О
внесении дополнений в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации» в части введения ювенальных судов. 15 февраля 2002 года
этот закон прошел первое чтение, но дальше о нем как-то «забыли».
Необходимо внести изменения в российское законодательство в части
определения законодательным путем сроков рассмотрения дел в специализированных
судах. Оказывается, что времени, предусмотренного в обычной правоприменительной
практике, не хватает для ювенальной юстиции. Обращает внимание и отсутствие в
российском законодательстве (впрочем как и в законах других государств,
использующих ювенальную юстицию) норм, защищающих права жертвы в рамках
восстановительного правосудия. На практике это может происходить следующим
образом: все решили, помирились, малолетнего правонарушителя призвали исправиться и
разошлись. Один потерпевший не понял, почему пострадал он, а ущерб обязали
возместить государству. И так далее…
Тем не менее, специализированные суды уже действуют в Ростовской
области, хотя пока и в рамках пилотного проекта с участием ООН. В Воронежской
области, республике Саха (Якутия) прошли парламентские слушания, где, в
частности, отмечалась необходимость разработки «нормативно-правовой базы для
формирования органов ювенальной юстиции», соответствующие положения приняты в
Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Кемеровской области…
Ярким иллюстрирующим примером является Постановление № 220 главы
муниципального образования Нижневартовский район Хантымансийского автономного
округа Тюменской области господина Хохрякова Б.С. «об утверждении положения о
ювенальной юридической службе», где, в частности, говорится, что «ювенальная
юридическая служба обеспечивает право на защиту детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации». Абсолютно оправданная и по- человечески понятная
инициатива господина Хохрякова Б.С. требует не осуждения, а незамедлительного
правового регулирования.
Однако, зарубежные специалисты оптимистично настроены по поводу внедрения
в России восстановительного правосудия. Представитель правительственной
организации по работе с правонарушениями несовершеннолетних в Великобритании «Wandsworth
Youth Offending Team» Гай Мастерс на одной из многочисленных
конференций по проблемам ювенальной юстиции, заявил, что в России практика
ювенальной юстиции развернется гораздо быстрее, чем, например, в
Великобритании. Хотелось бы верить…
2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
В соответствии с Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года,
утвердившим основные направления государственной социальной политики по
улучшению положения детей («Национальный план действий в интересах детей»), в
числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы
ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и
несовершеннолетних. Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции
обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм
международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское
законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в
соответствие не только с нашей Конституцией, но и с принципами и нормами
международного права и международными договорами.
Сегодня возможно применение норм международного права, которые стали
частью правовой системы России. Приоритет прав и свобод человека и гражданина,
закрепленный в Конституции РФ, начинается с обеспечения прав и свобод
несовершеннолетних граждан.
Несмотря на многочисленные проблемы становления ювенальной юстиции в
РФ, нам все же удается соблюдать международные правовые стандарты и
осуществлять контроль за надлежащим исполнением существующего законодательства
о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (например за
работой комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Одним из примеров такой прогрессивной работы может служить реализация
проекта программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия в отношении
несовершеннолетних» (ПРООН) в Ростовской области.
В
2000 году в Ростовской области побывала делегация Представительства ПРООН в
Российской Федерации, которая
познакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департамента
при Верховном
Суде РФ в Ростовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов
и учреждений государственной
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты
их прав. Она
сделала вывод о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной
юстиции. Было заключено "Соглашение о сотрудничестве" между
Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в
Ростовской области и Представительством программы развития ООН (ПРООН) в
Российской Федерации".
После
Москвы и Санкт-Петербурга в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько
лет, Ростовская
область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН
Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта - познакомить работников судебной
системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с
механизмом осуществления правосудия,
соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом
Согласно
данному проекту с 1 января 2001 г. в районных судах г. Ростова-на-Дону, помимо существующей специализации
федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, введены новые
должности - социальные работники при судах. Их задача - оказание помощи судье в исследовании
личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной
среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и
реабилитации. Деятельность социальных работников финансово поддержана ПРООН. Для наблюдения за ходом
реализации проекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан координационный Совет.[7]
Судья при рассмотрении дела
преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры
по выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи
подростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего
оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|