Проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУВПО «Пермский
государственный университет»
Кафедра социальной работы
Проблемы становления и развития ювенальной
юстиции в России
Выполнил: студент 1 курса дневного отделения
юридического факультета, специальности « Социальная работа», Шилов С. В.
Научный руководитель: старший преподаватель
кафедры « Социальная работа» Соболева Л. А.
Пермь
2005
Содержание
Введение
3
1.
Ювенальная юстиция: понятие и
происхождение 4
1.1 Понятие ювенальной
юстиции
4
1.2 Исторический путь ювенальной
юстиции 5
2. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ 10
2.1 Основные проблемы становления и развития 10
2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
11
2.3 Основные направления предупреждения
преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном
уровнях 14
3. Перспективы ювенальной
юстиции в России
18 3.1 Проект
Федерального закона
19
3.2
Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие
21
3.3
Предложения по формированию системы ювенальной
юстиции в РФ 22
Заключение
23
Список использованной литературы 24
Приложения
Введение
В
настоящей работе предпринята попытка исследования основных проблем, стоящих на
пути развития и становления ювенальной юстиции в России, состояния и динамики
преступности несовершеннолетних как в общероссийском масштабе, так и в
региональном, а также выявления факторов, способствующих ухудшению
криминогенной ситуации в этой сфере.
Актуальность
данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой
подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой –
необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике
противоправных явлений среди несовершеннолетних, системы предварительного
следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и,
соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителей
закона.
В
последние годы, в связи с кризисной социально-экономической обстановкой в нашей
стране, уровень морали и культуры неминуемо падает, и сильнее всего это
сказывается на молодом поколении. У подавляющего большинства детей Российской
Федерации уровень правовой культуры крайне низок. Это приводит к большому
количеству правонарушений, совершаемых детьми, причем количество тяжких
преступлений динамически растет. Существующий принцип гласит, что незнание
закона не освобождает от ответственности, а большинство правонарушений
совершается детьми и подростками именно по незнанию закона. Дети не
задумываются о последующей ответственности, так как ничего о ней не знают.
Другой стороной проблемы является и то, что дети не знают своих прав и, тем
более, не знают как их нужно защищать. Это приводит к тому, что они защищают
их любыми известными способами, кроме правовых. Перед обществом, его взрослой
частью, встает объективная задача заняться формированием правосознания у детей
с малых лет. Для решения этой проблемы должна быть создана система
государственной поддержки и профилактики, которая разъясняла бы на доступном
уровне ребенку его права и обязанности.
Соблюдение
прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. Отсутствие должного
внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать
как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека
и Конвенции о правах ребенка.
Все более актуальной становится проблема создания в России системы
ювенальной юстиции, хотя более понятным и точным является термин «юстиция,
обеспечивающая защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних».
К
сожалению, даже среди наиболее квалифицированных ученых и специалистов в
области разработки законодательства о совершеннолетних нет единого мнения о
том, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России.
Попробуем сформировать собственное видение данной проблемы.
1. Ювенальная юстиция:
понятие и происхождение.
1.1 Понятие ювенальной юстиции.
В 19 веке, впервые возникла проблема социализации той части молодежи,
поведение которой не соответствует социально одобряемым нормам и ожиданиям.
Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но в связи с тем, что
действующие на тот период времени органы и структуры, в чье ведение были отданы
проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этой отрасли, вопрос встал
особенно остро. На волне ощущения остроты появившейся проблемы и возникли иные
принципы и схемы работы, которые получили свое выражение в форме ювенальной
юстиции (от англ. juvenile justice).
Говоря о ювенальной юстиции мы, в
первую очередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое – комплекс
концепций и «схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций
воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение
подростка), а также социальные институты.[1] В основе
такого видения ювенальной юстиции лежат две предпосылки:
Во-первых, ювенальную юстицию
целесообразно рассматривать не просто выделяя специфических для нее действующих
лиц (судей, социальных работников, пробаторов), но и предполагая, что они
своими действиями реализуют особые («ювенальные») концепции, проекты и «схемы»
работы. Эти концепции, модели работы и «схемы» нельзя рассматривать как что-то
раз и навсегда сложившееся – они были и остаются предметом специального поиска
и совершенствования. Изменение концепций и моделей приводит к соответствующим
изменениям в практике.
Во-вторых, важно подчеркнуть момент множественности и разнообразия
действующих лиц и концепций, обеспечивающих их функционирование. Система
ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом,
уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности,
определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой
системы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперации
различных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительном
единстве. Сложность обсуждаемого целого внешне выражается в том, что системы
ювенальной юстиции различных стран имеют довольно существенные различия.
Принципиальным для возникновения как,
собственно, структуры и системы ювенальной юстиции, так и ее понятия, стало
соединение двух разнородных социокультурных образований – формально-юридически
организованной системы государственных судов и личностно определяемого
попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы взаимоисключающих
образований, привело к возникновению уникального способа работы с
детьми-правонарушителями, под влиянием которого была фактически перестроена вся
система уголовного правосудия для несовершеннолетних.
На основе изложенного материала можно
утверждать, что понятие ювенальной юстиции нельзя заключить в рамки какого-либо
формального определения. Это понятие настолько многогранно и многопрофильно,
что его основополагающие черты весьма сложно объединить в одной формулировке.
Однако, что мы можем утверждать точно, так это то, что существо ювенальной
юстиции состоит не только в подчинении судебной власти задачи решения проблемы
наказания малолетнего правонарушителя. Особое место здесь занимают задачи,
доселе судами нерешаемые – задачи социализации молодых людей и обеспечения их
будущего в качестве законопослушных членов общества.
1.2 Исторический путь ювенальной юстиции
Знание истории
предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его сущности и перспектив
развития. Это особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания ее истории
очень трудно почувствовать ее специфику: почему ювенальной юстиции не было и
почему она возникла? Почему ювенальная юстиция отклоняется от общих
процессуальных канонов и несмотря на это считается эффективной? Почему,
наконец, именно ювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего?
Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать
жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека
– от античного мира и средневековья до середины 19 века. Меч правосудия был по
отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию
некоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего плана:
v
В юриспруденции тех времен не существовало
правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека;
v
Как следствие этого, в правовых актах не
обнаруживается юридических правил специальной защиты детей и подростков в
суде, после освобождения из них. Можно даже предположить, что юристов
древности, средневековья и раннего «капитализма» дети-преступники как
самостоятельная демографическая группа не интересовали.
v
Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним
проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем
правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист
поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее
ребенка.
И все же
нельзя утверждать категорически и однозначно, что римское право, более поздние
правовые акты средневековья и тем более законодательство 18-19 вв. вообще не
оставило нам никаких юридических свидетельств того, что существовали попытки
оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы
убедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права.
Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защита
несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.
В Дигестах
императора Юстиниана (4 в.н.э.) в книге четверной, есть титул 4, озаглавленный
«О лицах, недостигших 25 лет». В п.1 титула приводится высказывание Доминиция
Ульпиана, римского юриста, префекта претория: «Следуя естественной
справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого предоставил защиту
юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является
шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов этим эдиктом претор
обещал помощь и защиту против обмана…»[2]
Далее идет
по тексту эдикта, из которого ясно, что защиту лиц в возрасте до 25 лет
осуществляют их попечители и речь главным образом идет о сделках с имуществом.
В титуле 4 есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные
случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть
оказана защита, а когда – нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к
современному пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на
вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил
правонарушение. «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при
правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не
оказывается. Ибо если он умышленно совершил воровство или противоправно
причинил ущерб, помощь не оказывается».[3]
Римское
право оставило нам еще одно свидетельство защиты детей государством – это
доктрина государства-отца (parens patriae). Государство
объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она
констатировалась (декларировалась) не один раз.
Если
говорить о том, что нам оставил античный мир и средневековье о преступлениях
несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах
речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный статус стал
интересовать юристов значительно позднее.
В
законах 12 таблиц был впервые сформирован принцип прощения наказания. Он
относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих работах,
трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение,
оправданное несовершеннолетием.
В законах
12 таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий:
1.
Когда совершивший преступление не понимал характера
преступного акта;
2.
Когда сам преступный акт не был доведен до конца;
Этот принцип в течение длительного времени был распространен в странах,
воспринявших римское право.
Жестокость, игнорирование детства как
естественного состояния человеческой личности более всего характерно для
средневековых правовых актов. Известные швейцарские исследователи преступности
несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих
многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют,
что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним
применялись все виды и иных наказаний, которые применялись к взрослым
преступникам.
И
хотя во многих законодательных актах того времени («Швабское зеркало»-сборник германских
законов 12 века.; «Каролина»-уголовно-судебное уложение короля Карла 5, 16 век)
нашло отражение упомянутого прощения наказания, в самих законах были оговорки,
позволяющие этот принцип обойти.[4]
Дальнейшее
развитие уголовного права и правосудия давало все больше отклонений от принципа
прощения наказания, когда речь шла о несовершеннолетних. Это было отражением
мрачной эпохи средневекового правосудия.
Дальнейшее
развитие восстановительного правосудия (ювенальной юстиции) прочно связано с 19
веком, а точнее с его второй половиной, которая ознаменовала собой постепенное,
но неукоснительное изменение указанного традиционного отношения к
несовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным, его
готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс,
чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба
с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех.
Импульс
возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце 19
века. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в
экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца
19-начала 20 вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и
правонарушителей. Существующие в то время средства борьбы с преступностью можно
оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним – как
провоцирующие новые преступления.
2
июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс) на основании «Закона о детях покинутых,
беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был утвержден первый в мире
суд по делам несовершеннолетних. Принятие Закона и создание ювенального суда
было инициировано женщинами-реформаторами Люси Флауер из Чикагского женского
клуба, Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом
патроната ( Visitation and Aid Society). Необходимо
отметить, что название Закона точно отражает переворот в понимании проблем
преступности несовершеннолетних, который произошел в конце 19 века.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|