«Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции
1269(1999) от 19 октября 1999 года и 1368(2001) от 12 сентября 2001года,
подтверждая также свое безоговорочное осуждение террористических нападений,
которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ
КОЛУМБИЯ) и Пенсильвании, и, заявляя о своей решимости предотвращать все
подобные акты, подтверждая далее, что такие действия, как и любой акт
международного терроризма является угрозой для международного мира и
безопасности, подтверждает необходимость бороться всеми средствами, в
соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами создаваемыми
террористическими актами, действуя на основании главы 7 Устава Организации
Объединенных Наций.» Что касается совместных действий в борьбе с международным
терроризмом стран СНГ, то в соответствии с решением Совета Глав Государств СНГ
от 25.01.2000. «О противодействии международному терроризму в свете итогов
Стамбульского саммита ОБСЕ» была разработана «Программа государств- участников
СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на
период до 2003 года». Данная программа разработана в целях осуществления
сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пересечения и
расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-
участниках Содружества Независимых Государств. В Программе в частности
говорится: Международный терроризм приобретает все более угрожающие масштабы,
его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению
материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет
отношения между социальными, национальными группами и народами.
Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и
преступного экстремизма обязывает государства – участников СНГ консолидировать
свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с
международным терроризмом. Настоящая программа имеет цель координировать усилия
государств- участников СНГ, направленные на противодействия на противодействие
терроризму и иным проявлениям экстремизма. Она разработана в развитие
Межгосударственной программы государств Содружества Независимых Государств 25
января 2000 года. При этом сотрудничество государств- участников СНГ предусматривается
осуществлять с соблюдением их национальных интересов и в формате
заинтересованных государств».
В качестве первоочередных мероприятий, согласно
Программе, значатся: « присоединение государств – участников СНГ 2000 года к
соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом.
Создать Антитеррористический центр СНГ ». Не остался в стороне от процессов
законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.
Казахстан подписал ряд международных договоров в
сфере борьбы с терроризмом, например, « Договор между Республикой Казахстан,
Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о
совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным
экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами
стабильности и безопасности Сторон» ( Ташкент, 21 апреля 2000 г. ).
Центральноазиатские государства в этом договоре
наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: «
Стороны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию
терроризму, экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение
конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности,
транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических
средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и
взрывных устройств. В документе направленном на борьбу с терроризмом,
сепаратизмом и экстремизмом - « Шанхайской конвенции » от 15 июня 2001 года
определена сфера совместной деятельности сторон: «Центральные компетентные
органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество
и оказывают друг другу содействие ».
Таким образом, можно видеть, что мировое сообщество
уделяет огромное внимание обеспечению законодательной базы борьбы с терроризмом
и экстремизмом. Так как терроризм приобрел международный характер, то и борьба
должна с ним проводиться на международном уровне. На этом пути имеются
трудности, связанные, прежде всего, со спецификой национальных норм - поэтому
стоит задача определенной унификации этих норм. Можно с удовлетворением
отметить, что подавляющее большинство стран понимают это и идут на сближение
своих законодательств в этой сфере, что, в сочетании с иными формами борьбы с
терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей угрозы.
2.2 Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним.
Этнический, религиозный и
политический терроризм страшен именно тем, что целится не в генералов и
полицейских, не в политиков и священослужителей иной конфессии, а в само
общество. Естественной реакцией обычного человека является перенос
ответственности с виновного на всех представителей некоторой национальности,
вероисповедания или политического течения.
Так, например, Российское общество
сегодня обвиняет чеченцев в терроризме. Естественно, публично называют
конкретные имена – Масхадов Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95%
населения Российского общества считают, что каждый чеченец - Хаттаб или его
агент. Хотя логика подсказывает, что так быть не может, ради собственной и
общественной безопасности граждане готовы поддержать любые античеченские и
антикавказские меры.
И это, к сожалению не редкость.
Мировая законодательная и
идеологическая практика (за некоторыми исключениями) не разделяет терроризм на
составляющие - каковы бы ни были мотивы теракта, он считается преступным. Между
тем интернациональные организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько
видов террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и
отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом (Израиль)
выделяет три вида терроризма:
Международный терроризм - место
совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц
разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо
политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения,
институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению
к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами,
организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности
группы.
Внутренний терроризм - место
совершения террористических акций - страна пребывания; террористическая группа
состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания;
объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.
Объектный терроризм -
террористические акты совершаются в отношении определенных объектов
жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или
опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).
ФБР США выделяет также такой вид
терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы
терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и полицейских
объектов колониальной стороны. Впрочем, отмечается в отчете ФБР, в случае
нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении
"невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как
терроризм. [7 с.148].
Четыре взрыва в России привели к
гибели 271 человека. Сейчас многим москвичам кажется, что их дом беззащитен,
что каждый кавказец несет бомбу, что кошмар не закончится...
За тридцать лет террористической
войны (1969-1999) в Соединенном Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи
выделяют не менее трех "волн" террора Ирландской Республиканской
Армии, каждая из которых состояла из пяти-семи инцидентов. Можно представить
себе психологическое состояние британского общества в первые годы террора,
когда сомнению подверглась едва ли не главная истина национального самосознания
- "Мой дом - моя крепость". Общественная безопасность Соединенного
Королевства, казавшаяся незыблемой, сумевшая удержать спокойствие и в годы
кризисов, и в годы распада колониальной империи, - в первое время ничего не
могла противопоставить ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом,
казался, наверное, боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании,
где экстремисты баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против
государства, и против граждан. В общем, мы не первые. Однако, кроме
психологических последствий для отдельных людей, террористические
"волны" способны спровоцировать и социальные последствия.
В середине ХХ века стало очевидно,
что мировое сообщество не располагает технологиями "управления
конфликтами". Ни природа возникновения внутриобщественных конфликтов, ни
их внутренние механизмы не были изучены политологами социологами, и
управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся цивилизации стала
конфликтология, изучающая не только гражданские войны и революции – а также и
сферу терроризма. Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира
находятся в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.
Конфликтология выделяет как отдельную
проблему "общество после пережитого насилия". Состояние страха,
паники, гражданского гнева, стремление к самообороне и "милитанство"
(создание негосударственных правоохранительных структур) являются частью этой
проблемы.
Давно стало ясно, что общества, где
началась "гонка вооружений" гораздо сильнее подвержены опасности
нового насилия; что стремление к индивидуальной безопасности ведет лишь к
тотальной опасности... Стремление испуганного общества вооружиться ведет только
к нарушениям прав человека, к межобщинным и межэтническим вторичным
конфликтам…”
Даже в США, где гражданские
инициативы в области безопасности, как правило, поощряются, "синдром
последствий насилия" рассматривается как угроза внутренней безопасности. В
частности, после взрыва во Всемирном торговом центре в 1993 году и других
терактов, в некоторых штатах стали возникать организации "общественной
безопасности", традиционно называемые в Америке "милицией". Они
объявляли своей целью предотвращение террора и помощь полиции. На деле же
"милиционеры" занялись самовооружением и подготовкой к этническим чисткам.
Более того, они вскоре решили, в силу американской ментальности, получить
легальное обоснование своей деятельности. Возникло движение "Common Law Courts" - своего рода гражданских
судов, которые называли "врагов сообщества" и
"приговаривали" их в лучшем случае к страху или выселению, в худшем –
к смерти. В докладе ФБР "Терроризм в США" "гражданские
суды" рассматриваются именно как форма терроризма, поскольку их
деятельность очевидно попадает под формулировку законодательства США. [8. с.24].
Когда террористическое насилие
становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с
собственной исторической традицией. Самое страшное, что может случиться - это
публичное использование страха политиками или масс-медиа.
Ошибки в интерпретации, излишняя
подробность в описании трагедии, персонализация жертв и де-персонализация врага
- это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к
систематическим убийствам по национальному или религиозному признаку. В
качестве наиболее жестокого примера можно привести Руанду, где политики и радио
противостоявших друг другу племен тутси и хуту разожгли (после серии взаимных
терактов) такое пламя ненависти, что страна скатилась в пропасть самой страшной
в Африке гражданской войны.
Так, в Российской федерации антикавказские
настроения, и без того вполне ощутимые, после взрывов первой половины сентября
стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к
"очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те,
кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций
возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры
насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том,
кого выселять из Москвы - только чеченцев или всех "лиц кавказской
национальности". Московский мэр де-факто санкционирует депортации из
столицы...
Показательно, что все
"долгоиграющие" террористические конфликты принципиально похожи.
"Повстанцы" из мятежной (как правило, близкой к метрополии) колонии
(изредка - бывшей) своими взрывами, нападениями, актами в отношении
представителей власти стремятся добиться независимости или "наказать"
метрополию за политику, проводимую в отношении их компатриотов.
Такие террористические войны длятся
годами; кроме национально-политического фактора, они, как правило, осложнены
фактором религиозным. Террористы умело пользуются как внутренними
противоречиями внутри метрополии, так и иностранной помощью. Нет такой
колониальной (в прошлом) державы, которая не нажила бы себе внешних врагов.
Принципиальной целью в такой террористической войне является стабильность
общества бывшей метрополии - "повстанцы" не ставят целью (да и не
могут добиться) изменение социального строя. Их взрывы и другие акты террора
"раскачивают лодку", при этом их не особенно заботят горе и беды
собственного народа, на который зачастую обрушивается гнев имперской
правоохранительной системы. Наоборот - чем жестче ответ на их террор, чем
категоричнее анти-(ирланские, баскские, арабские, чеченские) настроения - тем
больше потенциальных боевиков придет под знамена террористической войны.
Конфликтологи из ООН рекомендуют в
борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими принципами:
никакой капитуляции перед
террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и
демократического процесса;
никаких сделок с террористами,
никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;
должны быть приложены максимальные
усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда, и был
вынесен законный приговор;
должны быть приняты жесткие меры
наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют
террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а
также моральную и дипломатическую поддержку;
государство должно решительно
пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные
дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм
стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление, таким образом,
является общим делом всего международного сообщества.
Нет более страшной ошибки, чем
вовлечение "всех и каждого" в борьбу с терроризмом. На самом деле,
именно этого террористы и добиваются - практически животной реакции на свои
действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь - я вооружен - мое ружье не должно
простаивать - ..." [9 с.21]. Одно насилие порождает, как
болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и,
собственно, жизни всего общественного организма.
Важнейшим инструментом
антитеррористической политики является осведомленность (awareness), то есть - знание и готовность к
действиям в чрезвычайной ситуации. Уж коли политические ошибки, довели общество
до террористической войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию.
Они должны быть уверены, что делается все необходимое для обеспечения
безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами
скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.
Но главное – сдерживать общественные
эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен;
жертвы мирного населения - трагедия; террористы - преступники.Однако следует
учитывать, что: во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной
национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид
преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем
сильнее оно "заведется".
И, наконец, общая рекомендация всех
специалистов по антитеррору и разрешению конфликтов - государство в своей
борьбе с терроризмом должно, по крайней мере, публично, делать все в рамках
собственных законов. Если единственной возможностью подорвать или прекратить
терроризм является очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера
террористов на чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное
нарушение прав человека - такая деятельность должна осуществляться в обстановке
строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество если
и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся естественные
эмоции и боль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|