В настоящее время, из всех функций, возложенных на службу УУМ,
профилактическая - является ее основополагающей функцией. В 1997 году по
этому поводу было принято постановление Правительства РФ «О дополнительных
мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в РФ»,
после чего приказом МВД России в 1997 году утвержден план восстановления
профилактической функции милиции на всех уровнях от федеральных служб до
горрайорганов1.
Располагая комплексом организационных и правовых средств
профилактической деятельности, УУМ для их реализации использует различные
приемы. Так, организационная форма профилактического воздействия на
формирование правосознания граждан, осуществляется путем информационного
воздействия на сознание через средства массовой информации, проведения бесед
с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.
Применение правовых средств, профилактического воздействия на граждан,
осуществляется в рамках общего административного надзора2. Среди
таких средств можно назвать меры административной ответственности за пьянство,
мелкое хулиганство, семейные скандалы и др.; меры применяемые к
несовершеннолетним правонарушителям, и другие меры административного
принуждения, налагаемые на правонарушителей.
Конечная цель профилактической работы УУМ состоит не в том, чтобы любой
ценой не допустить совершения профилактируемым лицом правонарушения, а в том,
чтобы лицо сознательно стремилось вести нормальный образ жизни.
Подразделение по делам несовершеннолетних. Правонарушения
несовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность
общества и государства.
Несовершеннолетними совершается большое количество административных
правонарушений. Ежегодно в сферу профилактического воздействия
правоохранительных органов попадает огромное число подростков –
правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение
детей.
Принятия Закона РФ от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создает
предпосылки для решительного отказа от ставшего традиционным представления,
будто безнадзорность несовершеннолетних – проблема исключительно милицейская.
Однако на практике в силу ряда причин – объективных и субъективных – дело
обстоит намного сложнее. Можно утверждать, что, несмотря на попытки
реформирования государственной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, основная тяжесть работы по-прежнему лежит
на милиции.
Подразделение по делам несовершеннолетних в своей работе
регламентируются Приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении
Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних
органов внутренних дел»1 (далее – Приказ МВД РФ № 569).
В разделе V Приказа МВД РФ № 569, указано, что должностные лица ПДН в
целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного
выявления и устранения причин и условий, способствовавших их совершению.
Ведут журнал учета профилактических мероприятий, в которых отражают
деятельность ПДН по выполнению требований, содержащихся в Приказе МВД РФ № 569,
проведения профилактических рейдов и операций, других профилактических
мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных
представителей, не состоящих на учете в ПДН.
Должностные лица ПДН с целью профилактики ставят несовершеннолетних
правонарушителей на профилактический учет и осуществляют за ними контроль.
На основании изложенного можно сделать вывод, что государственная
система профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних
переживает в настоящий момент трудный период своего реформирования. Одним из
результатов производимых преобразованием является некоторое сужение нынешних
милицейских функций, часть которых отойдет к другим государственным и не
государственным структурам. Однако, милиция и впредь останется в числе основных
субъектов непосредственной реализации правовых мер предупреждения и пресечения
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности РФ. (далее
– ППСМ) В настоящее время сотрудники ППСМ в своей работе регламентируется
«Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ»,
утвержденный приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17.
Главными задачами ППСМ являются: обеспечение личной безопасности
граждан; охрана общественного порядка и общественной безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений1.
Для предотвращения и пресечения административного правонарушения, в том
числе и мелкого хулиганства, как сотрудники ППСМ, так и другие сотрудники
милиции, в соответствии с разделом 4 Закона о милиции и ст. 164 Устава ППСМ,
«…имеют право применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для
пресечения административных правонарушений, задержание лиц их совершивших,
преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные
способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей2».
Таким образом, тактика предупреждения и пресечения мелкого хулиганства
определяется спецификой юридической природы данного правонарушения и
конкретными условиями его совершения. Как правило, оно совершается в условиях
очевидности, отсюда следует, что сотруднику милиции необходимо создать среди
граждан обстановку полной их защищенности, что составило бы положительный
социальный фон его действий по предупреждению и пресечению правонарушений.
§2.Возбуждение милицией дел об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ
Статья 28.1 КоАП РФ регламентирует возбуждение дела об
административном правонарушении - это первая стадия производства по делам
об административных правонарушениях.
Перечень поводов к возбуждению дел об административном производстве
ограничен в ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ.
В ч. 7 ст. 141
УПК РФ сказано: «Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом
для возбуждения уголовного дела». Аналогичного правила КоАП РФ не содержит,
однако само это правило действует по аналогии.
В соответствии с
ч. 2, 3 ст. 28.1 КоАП РФ уполномоченные должностные лица обязаны
рассматривать поступившие материалы, сообщения, заявления при наличии одного
из названных выше поводов и достаточных данных, позволяющих сделать вывод о
вероятности события административного правонарушения.
В КоАП РСФСР не
было нормы, которая определяла бы момент возбуждения дела об административном
правонарушении. Часть 4 ст. 28.1 ликвидировала этот пробел. Теперь дело об
административном правонарушении считается возбужденным с момента составления
первого официального документа, указанных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Закон четко
устанавливает, что составление этого документа лицом, уполномоченным
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях,
признается особым юридическим фактом — возбуждением такого дела1.
Это, в первую
очередь, составление первого протокола о применении к лицу мер обеспечения
производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ1. В этой статье закреплены меры
обеспечения производства, о применении которых должен быть составлен протокол,
но применительно к мелкому хулиганству, следующие меры:
·
доставление;
·
административное
задержание;
·
личный
досмотр, досмотр вещей, документов, находящихся при физическом лице;
·
изъятие
вещей и документов;
·
медицинское
освидетельствование на состояние опьянения;
Дата составления
протокола признается датой возбуждения дела, если он является первым
процессуальным документом данного дела.
Кроме того, дело
о совершении мелкого хулиганства, считается возбужденным — если ранее по нему
не составлялись иные процессуальные документы — с даты:
·
составления
протокола о совершении административного правонарушения;
·
вынесения
прокурором постановления о возбуждении дела.
Таким образом,
датой возбуждения дела об административном правонарушении – мелкого
хулиганства - признается день, когда впервые по делу было совершено одно из
следующих процессуальных действий:
1. вынесено специальное
постановление, определение о возбуждении дела;
2. составлен протокол о
применении меры обеспечения производства
или о совершении административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении является важнейшим
процессуальным документом, без которого, дело об административном
правонарушении не может быть рассмотрено, а значит, не может быть вынесено
постановление (определение) по делу1.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ - в протоколе об административном
правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и
инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества,
адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и
потерпевшие, место, время совершения и событие административного
правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную
ответственность за данное административное правонарушение, объяснение
физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела2.
Но при осмотре и
анализе протоколов об административном правонарушении, выявлены такие
недостатки, как:
1. У лица, привлекаемого к
административной ответственности, отбирается объяснение, которое наряду с иными
фактическими данными является доказательством по делу, отбираются неполные
объяснения - состоящие из нескольких слов, не отражающие отношение
правонарушителя к совершенному деянию. (Например: «Для связки слов»,
«Поругался с женой (соседкой)», «От дачи объяснения отказался»).
2. Так же, в протоколах не излагаются
обстоятельства, при которых совершены правонарушения, не выясняются
обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
правонарушителя.
3. Не всегда указывается часть ст.20.1
КоАП РФ, по которой правонарушитель привлекается к административной
ответственности.
Протоколы об
административном правонарушении, предусмотренным ст. 20.1 КоАП РФ, на данный
момент могут составляться всеми должностными лицами ОВД (милицией).
Часть 1 ст. 28.5
КоАП РФ содержит общее правило составления протоколов об административных
правонарушениях: протокол должен составляться немедленно после того, как
выявлен факт совершения административного деликта. Но ч. 2 ст. 28.5 содержит
исключение, это в тех случаях, когда требуется дополнительно выяснить
обстоятельства дела, данные о субъекте, привлекаемом к административной
ответственности, протокол об административном правонарушении должен быть
составлен в течение 2 суток с момента выявления административного деликта.
Сроки
составления протоколов об административных правонарушениях, закрепленные ст.
28.5, являются не давностными, а процессуальными.
Это означает, что сам факт нарушения такого срока не прекращает производство по
делу.
В ходе осуществления
милицией стадии возбуждения дела об административном правонарушении к лицу,
совершившему мелкое хулиганство, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ
применяются различные меры обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях1.
Согласно ст. 27.2
КоАП РФ, доставление – это принудительное препровождение физического
лица в целях составления протокола об административном правонарушении при
невозможности его составления на месте выявления административного
правонарушения, если составления протокола является обязательным.1
После доставления
правонарушителя в ОВД сотрудник милиции составляет протокол о доставлении, либо
делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении
или в протоколе об административном задержании, где указывают мотивы
доставления или административного задержания.
Административное
задержание –
это кратковременное ограничение свободы физического лица, осуществляемое
должностными лицами органов внутренних дел.
Срок
административного задержания не должен превышать трех часов и исчисляется с
момента доставления в ОВД, а лиц, которые находящихся в состоянии алкогольного
опьянения, с момента их вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ)2.
Кроме этого, на
данной стадии необходимо выяснить: наличие или отсутствие события
административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к
административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие
значение для правильного разрешения дела, и зафиксировать все обстоятельства
происшедшего.
С этой целью
сотрудники милиции, выявившие административное правонарушение, должны опросить
в устной форме либо письменной, потерпевшего, свидетелей, правонарушителя,
затем приобщить к материалам дела в виде объяснения на отдельном листе или
мотивированного рапорта.
На практике чаще
бывает, что сотрудники милиции, выехавшие на место происшествия, отбирают
заявление от потерпевшего, написанное в свободной форме (где потерпевший иногда
указывает данные свидетелей правонарушения). После чего, правонарушителя
доставляют в ОВД для установления личности и составления протокола об
административном правонарушении, при этом сотрудники милиции пишут рапорт, в
котором указывают, те обстоятельства, которые они выяснили на месте
происшествия, но мотивированные рапорта бывают редко. Так, например: (дословно)
«01.11.2004 года в 11 часов 20 мину гр. В. по ул. Курчатова, 15 выражался
грубой нецензурной бранью в общественном месте, назойливо приставал к гражданам,
чем оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность». Так же,
в рапорте указаны данные свидетеля.
При составлении
протокола об административном правонарушении, дежурный по разбору с
доставленными и задержанными дежурной части ОВД, в соответствии со ст. 28.2
КоАП РФ, выясняет у правонарушителя все сведения необходимые для составления
протокола об административном правонарушении. В графе «краткая фабула» (на том
же примере) записано: «01.11.2004 г. В 11 часов 20 минут по ул. Курчатова, 15 в
общественном месте выражался грубой нецензурной бранью, назойливо приставал к
гражданам». Далее в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено
дело об административном правонарушении» имеется запись - объяснение
правонарушителя: «Выражался для связки слов», других объяснений в деле не
имеется.
В данном случае,
нарушены требования ст. 26.3 КоАП РФ, на основании которой от потерпевшего,
свидетеля, правонарушителя, должно быть отобрано объяснение устно либо
письменно, поэтому из обстоятельств дела не ясно каким образом гр. В. нарушал
общественный порядок и назойливо приставал к гражданам (какими действиями?), и
кроме того в данном деле отсутствуют какие – либо данные о потерпевшем (к кому
приставал гр. В. и чей он нарушал общественный порядок?).
После того, как
будут иметься основания для привлечения лица к административной
ответственности, и дело будет собрано в полном объеме, в соответствии с ч. 1
ст. 28.8 КоАП РФ1, в течение суток с момента составления протокола, оно направляется
должностному лицу, уполномоченному его рассматривать.
Согласно
статистическим данным по ст. 20.1 КоАП РФ за 11 месяцев 2004 г. по г.
Красноярску службой УУМ было составлено 1784 протокола; ПДН – 960 протоколов;
ППСМ – 6350 протоколов. А по ст. 8.2 ЗКК за 11 месяцев 2004 г. по г.
Красноярску службой УУМ составлено 511 протоколов; ПДН – 48 протоколов; ППСМ –
34 протокола.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|