В комментарии к КоАП РФ под редакцией Э.Н. Ренова от 2002 года, указано,
что с субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется прямым умыслом.
Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является так же мотив
удовлетворить потребность в самоутверждении путем игнорирования достоинства
других граждан2.
Субъективная сторона административного правонарушения
характеризуется виной – одним из важнейших субъективных оснований, без
которого административная ответственность не может состояться.
Вина — это психическое отношение
правонарушителя к совершенному общественно опасному,
противоправному действию или бездействию и наступившему
результату.
При совершении мелкого хулиганства, вина выражена в
форме прямого умысла и присутствует тогда, когда лицо, совершившее деяние,
сознавало противоправный характер своего действия, предвидело его вредные
последствия и желало наступления таких последствий.
Содержание умышленной вины определяется
характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным.
Большинство составов
правонарушений, содержащихся в КоАП, (в том числе мелкое хулиганство) носят
формальный характер, т.е. для признания вины в форме умысла достаточно
совершения указанного в норме права противоправного действия или бездействия,
независимо от того, какие наступили последствия. Поэтому
умышленная вина при формальных составах, при мелком хулиганстве, охватывает
своим содержанием осознание нарушителем лишь противоправности
совершенного им действия, что для правоприменителя, а
также большинства граждан обычно является вполне очевидным.
Таким образом, в подобных случаях отношение виновного к последствиям
правонарушения (предвидит их или не предвидит, желает наступления последствий или
не желает) остается за рамками формального
состава. 1
Кроме того, субъективную сторону характеризуют мотив и цель
правонарушения – важные элементы состава. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП РФ и тогда
становятся признаками состава,
обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением.
Когда в КоАП РФ или в других
законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого
виновному лицу.2
Следует отграничивать хулиганство от других преступлений в зависимости
от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств
совершенных им действий. Нанесение оскорблений, побоев, причинение легких или
менее тяжких телесных повреждений и другие подобные действия, совершенные в
семье, квартире, в отношении родственников, знакомых, вызванные личными
неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п., должны
квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за
преступления против личности.
Таким образом, субъективная сторона мелкого хулиганства
характеризуется прямым умыслом. Важным квалифицирующим признаком является наличие
соответствующего мотива – стремления удовлетворить собственные потребности
(например, в самоутверждении) путем демонстрации выражено пренебрежительного
отношения к общепринятым правилам поведения в обществе. Именно наличие
хулиганских побуждений нередко оказывается решающим критерием отграничения
мелкого хулиганства от оскорбления, покушения на причинения вреда здоровью и
др. правонарушений.
Глава 2. МИЛИЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО
Применение
милицией административной ответственности за мелкое хулиганство складывается из
нескольких составляющих.
Во-первых,
сотрудники милиции пресекают данные административные проступки, применяя в этих
целях властные полномочия, в том числе, физическую силу и специальные средства.
При этом следует учитывать, что, охраняя общественный порядок, милиция сама не
вправе его нарушать. Важно стремиться к тому, чтобы действия представителя
власти были понятны окружающим гражданам и одобряемы ими. Следует иметь в виду,
что грубое, бестактное обращение сотрудника милиции к правонарушителю не только
не способствует достижению этой цели, но нередко приводит к противодействию со
стороны окружающих граждан. Кроме этого, нередко целесообразным оказывается
обращение за помощью к гражданам, например для вызова подкрепления либо оказания
помощи лицу, пострадавшему от правонарушения.
Особого внимания
заслуживает проблема пресечения семейно-бытовых конфликтов, в разрешении
которых милиция всегда играла важную роль. Нанесение
оскорблений, побоев, иное насилие, совершенные в семье, квартире, в отношении
родственников, знакомых, сопровождающее такие конфликты, чаще всего
основано на личных неприязненных отношениях между их участниками. Поэтому в
основе своей подобные действия требуют уголовно-правовой квалификации как
преступления против личности. Однако в тех
случаях, когда такие действия были сопряжены с очевидным для виновного грубым
нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, они,
кроме того, могут влечь административную ответственность за мелкое хулиганство.
Подобный вывод следует из п. 15 постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 24 декабря 1991 г. N 5 "О
судебной практике по делам о хулиганстве" (в редакции от 21 декабря 1993
г.) (с изменениями от 25 октября 1996 г.).
В подавляющем
большинстве случаев семейно-бытовые конфликты тесно связаны с состоянием
опьянения их участников. В частности, как свидетельствует статистика, примерно
девять из десяти семейных убийств начинаются с распития супругами
(родственниками) спиртных напитков. Поэтому наряду с доставлением
правонарушителя в орган внутренних дел для привлечения его к административной
ответственности, важным средством предупреждения совершения им более серьезных
правонарушений является его доставление в медицинский вытрезвитель в
соответствии с п. 11 ст. 11 Закона о милиции. При этом, если
правонарушитель находится в жилище, такое помещение возможно по письменному
заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение
правонарушителя представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества1.
Во-вторых,
сотрудники милиции осуществляют подготовку материалов дела об административном
правонарушении. К числу наиболее ярких особенностей данной деятельности
следует отнести:
1) производство
по ст. 20.1 КоАП РФ возможно только в общем либо особом порядке;
2) доставленный в
орган внутренних дел правонарушитель в необходимых случаях может быть задержан
на срок не более 48 часов ( ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ);
В-третьих,
должностные лица ОВД наряду с судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав (КДН) вправе рассматривать дела об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ (ч. 2 ст. 23.3
КоАП РФ). Решение о передаче конкретного дела одному из этих субъектов
принимается должностными лицами ОВД, исходя из возраста правонарушителя (если
правонарушитель является несовершеннолетним, то материалы передаются в КДН),
необходимости наложения административного ареста (это вправе делать только
суд), а также с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
В-четвертых,
должностные лица ОВД принимают непосредственное участие в исполнении
административных наказаний, о чем подробнее рассмотрим ниже.
§1. Организация деятельности милиции по предупреждению и
пресечению мелкого хулиганства
Милиция в РФ, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18
апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» (далее – Закон
о милиции)- система государственных органов исполнительной власти, призванных
защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы
общества и государства от преступных и иных посягательств и наделенных правом
применения мер принуждения в пределах, установленных вышеуказанным законом и
другими федеральными законами.[1]
Борьба с мелким хулиганством возложена на органы внутренних дел
(милиции), но непосредственные функции по предупреждению и пресечению этого вида
административного правонарушения – на милицию общественной безопасности.2
Поскольку предупреждение и пресечение хулиганских действий происходит в
общественных местах и, как правило, при скоплении граждан, действия сотрудников
милиции должны быть правомерны, решительными, и в то же время не должны
провоцировать развитие конфликтной ситуации, иметь характер всепрощенчества,
умаления общественной вредности совершенного проступка.
Обеспечение
общественного порядка – это социальная проблема, требующая осуществления
широкого комплекса экономических, идеологических, правовых и иных мероприятий.
Поэтому органы внутренних дел ‑ один из основных, но далеко не
единственный субъект, выполняющий данную задачу. Так или иначе, к этой
деятельности причастны внутренние войска МВД России, иные государственные
органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, прокуратуры,
судебные органы, негосударственные правоохранительные образования и т.д.
По числу властных
полномочий и составов административных правонарушений, отнесенных к
компетенции, органы внутренних дел, несомненно, являются наиболее универсальным
субъектом в сфере охраны общественного порядка. Это диктуется такими
особенностями милиции как правоохранительный характер деятельности,
круглосуточное несение службы, широкая представленность в населенных пунктах,
обладание правом применения значительного круга мер принуждения и т.д1.
Силы органов
внутренних дел, привлекаемые к охране общественного порядка, включают:
подразделения патрульно-постовой службы милиции, милиции вневедомственной
охраны при ОВД, дорожно-патрульной службы ГИБДД, отряды милиции особого
назначения (ОМОН) и т.д. В необходимых случаях к решению данной задачи могут
привлекаться сотрудники любых подразделений ОВД. При этом на сотрудников, не
являющихся сотрудниками милиции, а также на стажеров во время испытательного
срока, распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной
защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции
(ст. 6 Закона о милиции)1. Кроме этого, обязанность предотвращать и пресекать правонарушения
возложена статьей Закона о милиции практически на каждого милиционера.
Деятельность
милиции по охране общественного порядка складывается из ряда составляющих:
организация несения службы, выявление и пресечение преступлений и
административных проступков, оказание помощи пострадавшим от преступлений и административных
правонарушений, а также находящимся в беспомощном либо ином опасном для их
жизни и здоровья состоянии, дальнейшая организация уголовно-процессуальных
действий и производства по делам об административных правонарушениях.
Меры административного предупреждения, являются одним из видов
административного принуждения, применяются работниками милиции в целях
предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной
безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового
характера, административно принудительных действий в отношении того или иного
гражданина, должностного лица2.
Основанием применения меры административного предупреждения является
реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение,
антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих
общественной и личной безопасности граждан. Данные меры применяются к лицам,
характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения,
недопущения совершения ими новых правонарушений. Надзор устанавливается для
наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с целью
предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого
воспитательного воздействия.
Кроме того,
каждая служба, занимающая охраной общественного порядка и общественной
безопасности, наделена определенным полномочиями и в своей деятельности
руководствуются такими законодательными актами, как: Конституцией Российской Федерации, Законом о милиции, Кодексом РФ об
административных правонарушениях, другими законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, конституциями, законодательными и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в
пределах их полномочий.
На основании Приказа МВД РФ от 11 августа 1998 года № 490 «Об
утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений»1 (далее – Приказ № 490) в котором
определены основные направления, формы и методы предупреждения преступлений,
осуществляемые ОВД РФ, порядок организационного и методического обеспечения
этой деятельности.
В п. 2 Приказа № 490 – указаны основные задачи ОВД по предупреждению
преступлений являются:
1.
Противодействие криминогенным процессам в обществе,
обеспечение сдерживания и сокращения преступности.
2.
Выявление и анализ причин и условий, способствующих
совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации.
3.
Установление лиц, противоправные действия которых не
содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер
профилактического воздействия.
4.
Привлечения к работе по предупреждению преступлений
общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.
Объектом воздействия ОВД в сфере предупреждения преступлений является
выявление и устранение причин и условий, способствовавших формированию личности
правонарушителя.
При этом сотрудник ОВД в пределах своей компетенции осуществляет
профилактическую работу.
Так же, рассматривая дело об административном правонарушении, должностное
лицо обязано выяснить причины и условия совершения данного проступка (п. 7 ст.
26.1 КоАП РФ)1.
Каждое событие, действие имеет причину и выступает как ее следствие. Явление
(событие, процесс) служит причиной события (действия), если порождает
его, т. е. при наличии причинно-следственной связи. А условия правонарушения —
это окружающие его явления, без которых оно существовать не
может. Условия — внешнее по отношению к деянию многообразие окружающего
мира, способствующее этой причинной связи, этому деянию — следствию. Причина
непосредственно влечет то или иное событие, деяние, а условия
составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, развиваются.
Должностное лицо, выявив причины и условия правонарушения, вправе
(с целью предупреждения подобных деяний) вносить в
соответствующие организации, соответствующим должностным лицам
представление о
принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Выводы о их наличии должны подтверждаться
доказательствами, основываться на материалах рассмотренного дела. В
представлении необходимо четко сказать, какие
обстоятельства создали условия для совершения проступков, что послужило причиной неправомерного
поведения1.
Рассмотрим некоторые службы, которые занимаются профилактической работой
по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений,
а именно: участковые уполномоченные милиции, подразделение по делам
несовершеннолетних, патрульно-постовая служба милиции.
Участковые уполномоченные милиции. С принятием
Указа Президента РФ от 12 февраля 1993 года «О милиции общественной
безопасности (местной милиции) в РФ»2 участковые
инспектора (уполномоченные) милиции (далее УУМ), как служба, находится в ее
системе.
Особенностью правового положения УУМ является то, что им для решения
поставленных задач, в соответствии с приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года №
900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных
милиции»3, поручено заниматься
практически всеми видами деятельности, выполняемыми органами внутренних дел:
организационной, профилактической,административно-надзорной,
административно-процессуальной и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|