Подследственность уголовного дела
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ
Кафедра
УП и К
Предмет: уголовный процесс
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
"ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ УГОЛОВНОГО ДЕЛА"
Содержание
лист
Введение.
3
Глава 1.Общие понятие об общих условиях предварительного
расследования.
5
Глава 2. Понятия и
виды подследственности уголовных дел. 17
Заключение. 22
Литература. 23
ВВЕДЕНИЕ
Предварительное
расследование – это одно из наиболее важных действ уголовного процесса.
Предварительное расследование – самая большая по срокам и количеству
составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на
этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается
работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последними
осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и
предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса
осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так
как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их
раскрытие и расследование.
Основанная на
законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования
деятельность следователей (органов дознания) способствует эффективной борьбе с
преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного
соблюдения законов.
Вместе с тем
осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований
так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения
уголовного дела, являются грубейшим нарушением законности, приносящей большой
вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и
юридических лиц.
Пока еще нередки
случаи нарушения сроков предварительного расследования, осуществление такового
некомпетентными органами, игнорирования процессуальной самостоятельности
следователя, необходимости взаимодействия и т.п. К предварительному
расследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и без
возбуждения уголовного дела.
Необоснованное
производство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе
с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени
органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия
действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях
без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговою полицию, иные
правоохранительные органы, отрываются от общественно полезного труда.
Необоснованный
отказ в применении средств стадии предварительного расследования часто
подрывает принцип неотвратимости ответственности, создает возможность не
изобличенным преступникам совершать новые преступления, вовлекать в них других
лиц. Подобные нарушения закона подрывают авторитет государственных органов.
Глава 1. Общие понятия и
общие условия предварительного расследования.
Следующей за
стадией возбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования.
Тем не менее, о предварительном расследовании как о понятии, также как и о
возбуждении уголовного дела можно говорить в разных значениях.
Так
предварительное расследование это:
1)
вторая, следующая за
возбуждением уголовного дела, стадия уголовного процесса;
2)
осуществляемая для
решения стоящих в этот промежуток времени задач, (определенного вида)
уголовно-процессуальная деятельность следователя или (и) органа дознания;
3)
уголовно-процессуальный
институт;
Понятие
предварительного расследования как стадии не относится к числу дискуссионных в
юридической литературе и определяется всеми процессуалистами, по существу,
одинаково. Под предварительным расследование понимается следующая за
возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса со своими задачами и
границами.
Однако иногда
некоторые ученые не видят различия между понятиями «предварительное
расследование» и «стадия предварительного расследования».
А.А. Гарницкий
считает: «Предварительное расследование – стадия… уголовного процесса, в
которой органы следствия или дознания опираясь на помощь широких масс
общественности, в установленном законом порядке осуществляют деятельность по
предупреждению преступлений, проводя работу по раскрытию совершенных
преступлений, привлечению к ответственности виновных, а равно по установлению
отсутствия события или состава преступления или основания для направления дела
в суд».
«Под
предварительным расследованием подразумевается одна из стадий … уголовного
процесса, также пишут Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткулин. Эта стадия судопроизводства
начинается с принятия возбужденного дела в производство следователя или органа
дознания и завершается составлением и утверждением по нему обвинительного
заключения или прекращением уголовного дела (в отношении невменяемых также
направлением материалов в суд для применения мер принудительного лечения)».
Данные определения применимы к характеристике временного промежутка (стадии),
но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом
уголовно-процессуальной деятельности.
Предварительное
расследование рассматривается в основном как деятельность. Поэтому
предварительное расследование принято считать, может осуществляться в двух
формах. В форме дознания и в форме предварительного следствия.
П.С.Ефимычев
считает, что существует и третья форма предварительного расследования – это
протокольная форма досудебной подготовки материалов.
По-разному
учеными воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной
форме. Некоторые его называют разновидностью дознания, другие – порядком
проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи – административной
деятельностью, самостоятельной формой расследования. Более оптимальным
представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в
протокольной форме как особого досудебного производства.
Однако как бы не
именовали эту деятельность, она, несомненно, включает в себя и определение
подведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на признаки
объективной стороны состава преступления. Тем не менее, досудебная подготовка
материалов в протокольной форме – это не форма предварительной проверки
заявлений (сообщений) о преступлении. Содержание названного вида уголовно-
процессуальной деятельности далеко выходит за пределы стадии возбуждения
уголовного дела.
Предварительное
следствие ведется следователями прокуратуры, органов внутренних дел,
федеральной службой безопасности и федеральными органами налоговой полиции. В
исключительных случаях его могут осуществлять начальники службы следственных
отделов ФСБ, а также прокуроры. В этом случае на них распространяются все
полномочия следователей.
Закон наделяет
следователей необходимыми полномочиями. Он, как правило, самостоятельно
принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных
действий. В предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают
законную силу лишь после получения им санкций или согласия прокурора на совершение
определенных действий. Помимо этого, следователь обязан выполнять указания
прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде (ст.127 УПК). Но
закон предусматривает возможность для следователя, при несогласии с указанием
прокурора, касающимися привлечения в качестве обвиняемого, квалификации
преступления и объема обвинения, направления дела для предания обвиняемого
суду или его прекращения, направить все материалы вышестоящему прокурору с
письменным изложением своих возражений. После проверки письменных доводов
вышестоящий прокурор либо отменяет приказание нижестоящего прокурора, с которым
не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие другому
следователю.
Полномочия
следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь
вправе давать органам дознания письменные указания о производстве
оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в производстве
следователя. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к
своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но
которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя
по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми
предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Дознание
является формой предварительного расследования. Его производство основывается
на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты дознания
имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Помимо
выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на
некоторые органы дознания возлагается производство необходимой
оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и раскрытия преступлений,
изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а
относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом
об оперативно- розыскной деятельности и другими актами. ЕЕ выполнение
возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными
подразделениями.
Законодатель
различает две формы дознания. Дознание по делам, по которым обязательно
производство предварительного следствия. Оно начинается органом дознания и
состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и
закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся:
осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос потерпевших и свидетелей. О начале
производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор.
По делам, по
которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания
проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением
обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу.
Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности: в частности
срок такого дознания – один месяц; по окончании дознания его материалы
предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса
лишь извещаются об окончании дознания (ст. 120 УПК).
Выполнению задач
предварительного расследования служат определенные законом требования, которые
принято именовать общими условиями предварительного следствия. Они
распространяются и на дознание.
Общим условиям
посвящена гл.10 УПК. Они представляют собой законодательно закрепленные
правила, соблюдение которых обязательно по всем без исключения уголовным делам.
Соблюдение общих условий создает предпосылки полноты, всесторонности и
объективности предварительного следствия и способствует реализации прав и
законных интересов участников уголовного процесса.
Существует
несколько классификаций общих условий предварительного следствия. В
соответствии с гл. 10 УПК можно выделить следующие: подследственность и место
предварительного следствия; предпосылки для начала расследования; сроки
расследования; процессуальную самостоятельность следствия; обязательность
удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; недопустимость
разглашения данных предварительного следствия; соединение и выделение уголовных
дел; использование научно-технических средств и специалистов; принятие мер к
выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению
преступлений, и некоторые другие.
В тесной связи с
общими условиями предварительного следствия находятся требования обеспечения
прав и законных интересов участников предварительного следствия, нравственные
основы расследования, а также привлечение общественности к участию в раскрытии
и расследовании преступлений.
Систему общих
условий предварительного следствия составляет совокупность этих условий,
закрепленных в уголовно-процессуальном законодательстве. К общим условиям
относятся следующие.
1.Подследственность
– это совокупность признаков, по которым расследование данного преступления
относится к компетенции того или иного следователя либо органа дознания.
2.Начало
производства предварительного следствия связывается с этапом возбуждения
уголовного дела и характеризуется тремя правилами: расследование проводится
только после возбуждения уголовного дела; оно проводится в строго определенном
порядке; следователь и лицо, производящее дознание, обязаны приступить к
расследованию немедленно после принятия дела к своему производству.
Если уголовное
дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то
составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его
к своему производству. Если дело возбуждено прокурором или судом, следователь
принимает его к производству, выносит отдельное постановление о принятии к
своему производству. Копии этих постановлений следователь не позднее 24 часов
направляет к прокурору.
Если
расследуемое дело характеризуется особой сложностью или большим объемом, то
предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом
указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела и выносится
отдельное постановление. Один из следователей, являющийся руководителем группы,
принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В
этом случае при разъяснении участникам процесса права на отвод объявляется весь
состав следователей (ст.129 УПК). Каждый следователь участник группы несет
персональную ответственность за свои процессуальные действия.
3. Сроки
предварительного расследования различны. Дознание в полном объеме должно
заканчиваться, как правило, в месячный срок, предварительное следствие – в
двухмесячный (ст.120 и ст.133 УПК). Однако при наличии веских оснований эти
сроки могут быть продлены.
Срок
предварительного следствия исчисляется с момента возбуждения дела и
заканчивается моментом (датой) направления дела прокурору с обвинительным
заключением, днем вынесения постановления о приостановлении или прекращении
уголовного дела либо постановления о направлении дела в суд для принятия
принудительных мер медицинского характера.
Срок
предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором,
военным прокурором армии, флотилии соединения, гарнизона и приравненных к ним
прокурором до трех месяцев.
Прокурор
республики, края, области, города, автономной области, автономного округа,
военный прокурор вида Вооруженных Сил РФ, округа, групп войск, флота или их
заместители могут продлить срок предварительного следствия до шести месяцев.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может производиться
Генеральным прокурором РФ или его заместителями в исключительных случаях.
Пределов срока предварительного следствия действующее уголовно процессуальное
законодательство не устанавливает.
В случае
направления дела судом для производства дополнительного следствия, а также при
возбуждении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного
устанавливается прокурором, надзирающим за следствием и в пределах до одного
месяца с момента принятия дела к производству.
Если у
следователя появляется необходимость продления срока следствия, то он составляет
об этом мотивированное постановление и представляет его соответствующему
прокурору до истечения срока предварительного следствия.
Время
ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при
истечении срока следствия не учитывается (ст.133 УПК).
4.
Процессуальная самостоятельность следователя закреплена ст. 127 УПК. Она
означает, что все действия и решения о направлении следствия и о производстве
следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением
случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора. При некоторых
обстоятельствах следователь вправе не выполнять письменные указания прокурора.
На него возлагается полная ответственность за законное и своевременное
проведение предварительного следствия.
Страницы: 1, 2
|